Просмотр содержимого документа
«"Экономическое развитие современной цивилизации"»
Содержание
План методической разработки:
1.Введение…………………………………………………………………………… 2
2.Основное содержание разработки……………………………………..3-7
3.Заключение………………………………………………………………………...7
4.Список использованной литературы………………………………….8
5.Приложения…………………………………………………………………………9 -14
Введение.
Тема «Экономическое развитие современной цивилизации» занимает одно из важнейших мест в курсе Обществознания». При усвоении данной темы у обучаемых формируется научное представление о современной экономике как многоукладной, регулируемой, с одной стороны, механизмом рынка, с другой стороны, государством; даёт возможность самостоятельно ориентироваться в экономических отношениях, субъектом которых является каждый из них; содействует выработке элементарных умений экономического анализа и экономически грамотного поведения; способствует формированию ценностного отношения к явлениям экономической жизни.
Для того, чтобы учащиеся и студенты наиболее полно усвоили материал темы необходимо чтобы они не только усвоили материал данный им преподавателем в ходе занятия но и при условии организации активной самостоятельной работы обучающихся. Особое значение имеет работа с текстами учебного пособия, Конституции ПМР, материалом, представленными в учебном пособии «Обществознание», автора Е.В.Жуковой, Тирасполь ГИПК 2005г. Не меньшее значение имеет выполнение обучающимися разнообразных познавательных заданий, прежде всего представленных в конце каждого параграфа.
При проверке усвоенного учебного материала , на мой взгляд, наиболее эффективный контроль знаний по теме можно произвести используя методы мотивации познавательной деятельности. В частности, на данном занятии, я предлагаю применить, следующие мотивационные методы: метод поощрения; создание ситуации успеха на занятии; опора на жизненный опыт; учет познавательных интересов; поощрение желания быть полезным отечеству.
В качестве поощрения на занятии, конечно же, применяется такой метод поощрения как похвала, моральное подбадривание - «молодец, умница, вот видишь, ты же можешь если постараешься». Но на данном занятии, я всё таки хотела бы использовать более сильный метод мотивации познавательной деятельности, для того чтобы создать не просто комфортную ситуацию для обучающихся, а побудить их к соревновательности. На мой взгляд, таким серьёзным мотивом могут стать деньги (имитация денег). Чтобы каждый обучающийся видел насколько сильны его знания, и сколько он может используя имеющиеся знания заработать. Так же учитывается тот фактор, что и тема связана с экономикой, бюджетом. И каждый студент, учащийся, может создать свой личный бюджет, реально наблюдая за процессом его формирования.
Тема: «Экономическое развитие современной цивилизации».
Цели:
Методическая Применение методов мотивации познавательной деятельности, как способ повышения активной учебной деятельности обучающихся на занятиях по дисциплине обществознание
Образовательная: -Определить роль экономики в жизни отдельного человека и общества.
-Определять зависимость уровня жизни от состояния экономики
-Раскрыть суть отношений собственности и охарактеризовать формы собственности
-Показать тесную взаимосвязь производства и распределения.
-Изложить влияние достижений НТР на изменение положения человека в производстве. Назвать положительные и отрицательные социальные последствия НТР.
-Определить соотношение науки, техники и производства в будущем.
- Раскрыть необходимость гуманизации условий труда.
-Дать определение экономическим понятиям: бизнес, предпринимательство, доходы и расходы.
Развивающая: Развивать у студентов умение обобщать и логически мыслить, оперировать историческими фактами, использовать различные исторические источники, самостоятельно формулировать и излагать свою точку зрения. Развивать навыки работы с исторической картой.
Воспитательная:
Тип занятия:повторительно-обощающее занятие.
Методы обучения:
исследовательский;
метод поощрения;
создание ситуации успеха на занятии;
опора на жизненный опыт;
учет познавательных интересов;
поощрение желания быть полезным отечеству.
Комплексно-методическое обеспечение занятия:
Проектор, ноутбук.
Видеоролик. «Технологии будущего»
https://www.youtube.com/watch?v=vYBlMQdd4NM
Карточки с заданиями, имитация денежных знаков.
Межпредметные связи:
История. Экономические реформы Петра I;
Экономические реформы С.Ю.Витте;
Аграрная реформа П.А.Столыпина.
Экономическая география. Экономическое положение России на мировом рынке.
Ход занятия
1.Организационный момент: Проверка подготовленности группы к занятию, запись отсутствующих студентов в журнал.
2.Сообщение задач, мотивации учебной деятельности обучающихся:
Вступительное слово преподавателя.
Экономика - это одна из основных и важнейших сфер общества, а экономические отношения являются базовыми, фундаментальными по отношению и к политическим, и к социальным, и к духовным. Современному обществу не обойтись без экономики. Экономика – это жизнь общества и сегодня на занятии мы постараемся это доказать.
Занятие мы сегодня проведём необычное, точнее даже не само занятие, а то как будут сегодня оцениваться ваши знания. Вы все мечтаете, по быстрее, закончить техникум и пойти зарабатывать деньги. Вам кажется, глядя на других, со стороны - на родителей, родственников, друзей и вообще окружающих вас людей, что это не так уж и тяжело. На сегодняшнем занятии вы сами попробуете заработать деньги своими собственными знаниями. После того как вы заработаете определённую сумму денег, в конце занятия вы составите свой личный бюджет и посмотрите на какие расходы вам хватит заработанных денег. Каждое задание имеет свою стоимость. Стоимость задания зависит от сложности. Хочу обратить ваше внимание, что у нас имеется казначей, который будет выдавать вам деньги после данных вами правильных ответов. Также создано преподавательское жюри, которое будет отслеживать правильность ваших ответов
Итак, приступаем к выполнению заданий, или к зарабатыванию денег. Желаю удачи.
3.Актуализация опорных знаний студентов:
Задание №1 Дайте определение понятию. Стоимость задания 10 рубл. Каждое понятие стоит 1 рубль. Прилржение 1.
Задание №2 Дайте характеристику двум противоположным экономическим системам. Стоимость задания – 200р. Приложение 2.
№ п/п
Командная экономика
Рыночная экономика
1
2
3
4
5
Задание №3. Заполните таблицу. Стоимость задания - 500р. Приложение 3.
Современная научно-техническая революция
Сфера проявления
Суть изменений
Примеры проявлений НТР
Технология Предмет труда Источники энергии Положение человека Организация производства Транспорт Связь Образование Быт
Задание №4. Выделите положительные и отрицательные стороны НТР.
Стоимость задания - 50р. Приложение 4.
Научно-техническая революция
Положительные стороны
Отрицательные стороны
Задание № 5. Ответьте на вопросы теста. Стоимость 100 рубл.
1.Доход, получаемый собственником от использования имущества или земли,
называется:
1) рентой;
2)прибылью;
3) дивидендом;
4)пошлиной.
2.Главная проблема экономики состоит в том, что:
1) человеческие желания ограничены;
2)ресурсы безграничны;
3) люди должны всегда делать выбор при использовании ограниченных ресурсов;
4) только в слаборазвитых странах существует проблема дефицита.
3.Акционерные общества – это предприятия, которые контролируются:
1)рабочими;
2)акционерами;
3)потребителями;
4)единоличными собственниками.
4.Для рыночной экономики характерно (-а):
1) преобладание государственных предприятий;
2) самостоятельность предприятий в вопросах экономики;
3)государственное ценообразование;
4)централизованное планирование производства.
5. Основой командно-административной экономики является:
1) государственная собственность на средства производства;
2) невмешательство государства в экономику;
3)самостоятельность товаропроизводителей;
4)устойчивость и стабильность экономических институтов.
6. Производители хотят продавать свои продукты по высоким ценам, а потребители
хотят покупать по низким. В рыночной экономике это цена формируется непосредственно под влиянием:
1)правительства;
2) конкуренции;
3)финансовых органов;
4) объединений предпринимателей.
7.В условиях рыночной конкуренции рыночная цена формируется непосредственно под влиянием:
1) размера прибыли производителей;
2) рекламы;
3) спроса и предложения;
4) сезонной моды.
8. На рынке недвижимости формируются спрос и предложение на:
1) квартиры;
2) труд студентов;
3) акции предприятий;
4) технические средства.
9.Потребитель – это тот, кто :
1) определяет качество товара;
2)устанавливает надбавку к цене товара;
3) влияет на доступность товара;
4)приобретает и использует товар.
10. Инфляция – это существующая в экономике тенденция к повышению:
1) предельного уровня цен;
2)цен на продукты питания;
3)общего уровня цен;
4) цен на отдельные товары и услуги.
Задание № 6 Стоимость задания 100рубл.
Выработайте и обсудите ваши предложения по защите граждан ПМР от безработицы.
Задание №7 Дайте анализ высказываниям. Стоимость задания 100рубл.
Группа А
1.« Торговля не разорила ещё ни одного
народа». Б.Франклин
2. «Богатство не в обладании сокровищами,
а в умении ими пользоваться». Наполеон
Группа Б
1. «Бесплатных завтраков не бывает».
Б.Крейн
2. «Инфляция каждому предоставляет
возможность почувствовать себя
миллионером». А.Рогов
Итак, мы подошли к концу занятия. А теперь загляните в ваши кошельки и посчитайте, сколько вы заработали.
Задание №8. А теперь сформируйте бюджет вашей группы и распределите финансы на различные статьи расходов. Приложение №5
4.Выставление и комментарии оценок.
Вы сегодня славно поработали и хочу вам сказать, что вы все большие умницы. Каждый сегодня старался внести свой вклад для того чтобы заработать побольше денег. Выставление и комментарии оценок.
Рефлексия. А сейчас, скажите мне пожалуйста, тяжело зарабатывать деньги знаниями?
С какими трудностями вы встретились в ходе выполнения заданий?
Что полезного для себя вы вынесли из этого занятия.
Спасибо большое благодарю всех за активное участие.
5.Домашнее задание. Повторить из учебника параграфы 12,13.
1.Боголюбов Л.Н., Аверьянов Ю.И., Городецкая Н.И. и др. под ред. Боголюбова Л.Н. Обществознание (базовый уровень), 10-й кл. -М.: Просвещение.2011г.
Написать эссе «Хозяин тот, кто трудиться» М.Горький.
Заключение.
Стимулирование мотивации обучаемого имеет огромное значение, как для усвоения определённого учебного материала, так и для всего процесса обучения в целом. На мой взгляд, для повышения уровня сформированности учебной мотивации необходимо:
1. Систематически применять методы стимулирования повышения мотивации
2. для лучшего эффекта необходимо применять комплекс методов стимулирования повышения мотивации
3. необходимо уделять больше внимания учащимся и студентам с низкими уровнями сформированности учебной мотивации.
4. чтобы активизировать и стимулировать любознательность и познавательные мотивы преподаватель должен добиться доброжелательных и доверительных взаимоотношений с учащимися и студентами.
5. необходимо добиться того чтобы задачи, которые ставятся перед обучающимися был поняты и внутренне приняты ими
6. для поддержания познавательного интереса необходимо предлагать учащимся и студентам задания, которые будут посильными для выполнения, но не слишком простые, чтобы им пришлось прилагать усилия для их выполнения.
7. необходимо создавать условия для возможности показать себя в выгодном свете, показать свою полезность для окружающих.
Методическую разработку подготовила преподаватель социально-гуманитарных дисциплин I кв. категории Сулима С.А.
Используемая литература:
1.Боголюбов Л.Н., Аверьянов Ю.И., Городецкая Н.И. и др. под ред. Боголюбова Л.Н. Обществознание (базовый уровень), 10-й кл. -М.: Просвещение.2011г.
2.Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова «Человек и общество» Учебник. М., изд-во «Просвещение» 2001г
3.Под ред. Л.Н.Боголюбова «Методические рекомендации по курсу «Человек и общество» в 2-ух частях. 10-11 кл., М., «Просвещение» 2001г.
4.Е.В.Жукова «Поурочные разработки к учебному пособию «Обществознание» для учащихся 10-11кл. общеобразовательных школ ПМР». Методическое пособие. Тирасполь. ПГИРО 2005г.
5.Л.Н. Боголюбов «Оценка качества подготовки выпускников основной школы по обществознанию». Москва, 2001 год.