План:
1. Социальные отношения и взаимодействия.
2. Социальный конфликт.
Могут ли существо-вать люди, не взаимо-действуя друг с другом?
Люди осуществляют взаимодействия на разных ypoвнях общности.
В соответствии с этим можно выделить:
межличност-ные отноше-ния индивидов;
личностно-групповые отношения;
межгрупповые отношения.
Развитие социальных отношений может происходить в двух направлениях:
- усиление связей, партнерских oтнoшений
- обособление и даже противостояние.
Основные формы социальных взаимодействий:
1. сотрудничество;
2. соперничество;
3. конфликт.
Текст опросника.
1. Легко ли вы выходите из терпения?
2. Уверены ли вы в приоритете силы над логикой?
3. Трудно ли вам удержаться от ссоры, если вы с кем-то категорически не согласны?
4. Считаете ли вы, что окружающие завидуют вам по тому или иному поводу?
5. Любите ли вы иногда делать что-то назло другим?
6. Бываете ли вы грубы в тех или иных ситуациях?
7. Любите ли вы читать детективы, смотреть боевики и фильмы ужасов?
8. Нравится ли вам высмеивать других, быть критичным и саркастичным?
9. Есть ли в вашей жизни кто-либо, кого вы по-настоящему ненавидите?
10. Бываете ли вы неприятны для окружающих?
11. Часто ли вы наказываете детей, если они этого заслуживают?
12. Считаете ли вы, что применение смертной казни в определенных случаях оправданно?
13. Впадали ли вы когда-нибудь в такую ярость, что разбивали какой-нибудь предмет?
Результаты.
Теперь подсчитаем баллы. Каждый ответ "да" - 5 баллов, "нет" - 0 баллов.
От 65 до 25 баллов. Вы явно склонны к агрессивным импульсам в отношении окружающих и потере контроля над собой. Содержание ваших высказываний, а также их форма и элементы, им сопутствующие, нередко свидетельствуют о намерении навредить другим, душевно ранить их. Вы можете даже сами не подозревать, что так называемое «высказывание правды в глаза» часто означает лишь проявление вашей агрессивности. Так же, как и то, что вы подчас не скупитесь на негативные оценки знакомых и близких, повышаете голос и используете чрезмерно острые аргументы, оспаривая отличную от вашей точку зрения. Подумайте, так ли уж конструктивно ваше поведение и так ли обязательна резко наступательная позиция? Может быть, вам удастся заменить сарказм юмором?
От 25 до 0 баллов. Вы относитесь к людям, которые доброжелательны к окружающим, полагая, что это наилучший способ взаимоотношений. Вы склонны верить в душевное богатство человека, в доброту, справедливость, любовь как факторы, которые определяют нашу цивилизацию. Правда, вам не дано легко привлекать других к реализации собственных целей. И ваше умение владеть собственными чувствами нередко соединяется с недостатком уверенности в себе и достаточно легким подчинением мнению окружающих. Поэтому вы часто становитесь объектом агрессивности других. Не позволяйте садиться себе на шею!
«конфликт» (от лат. conflictus - столкновение),
означает столкновение противоположных
интересов, взглядов, стремлений, серьёзные
разногласия, приводящие к острым спорам,
к борьбе и противостоянию.
Конфликт - это отношения между людьми, которое характеризуется их противоборством на основе противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) и/или суждений (мнений, взглядов, оценок).
Виды конфликтов
- внутриличностный;
- межличностный;
- межгрупповой.
Структура конфликта:
- Объект конфликта;
- Участники конфликта;
- Среда конфликта.
Участники конфликта
люди
конфликтные
неконфликтные
« Как вы обычно ведете себя в споре или конфликте?»
Ответы:
- УГРОЖАЮ И ДЕРУСЬ
- ПРИНИМАЮ СТОРОНУ ПРОТИВНИКА
- ИЩУ КОМПРОМИССЫ
- ДОПУСКАЮ, ЧТО НЕ ПРАВ
- ИЗБЕГАЮ ПРОТИВНИКА
- ПЫТАЮСЬ ДОБИТЬСЯ СВОЕЙ ЦЕЛИ, ВО ЧТО БЫ ТО НИ СТАЛО
- ПЫТАЮСЬ ВЫЯСНИТЬ, ГДЕ Я ПРАВ, А ГДЕ НЕТ
- ИДУ НА КОМПРОМИСС
- СДАЮСЬ
- ПЫТАЮСЬ СМЕНИТЬ ТЕМУ
- НАСТОЙЧИВ В ДОСТИЖЕНИИ СВОЕЙ ЦЕЛИ
- ПЫТАЮСЬ НАЙТИ ИСТОЧНИК КОНФЛИКТА
- МОГУ УСТУПИТЬ
- ПРЕДЛАГАЮ МИР
- ПЫТАЮСЬ ШУТИТЬ
ЧАСТО – 3 балла
ИНОГДА – 2 балла
РЕДКО – 1 балл
1,6,11
2,7,12
Тип А
Тип Б
3,8,13
4,9,14
Тип В
5,10,15
Тип Г
Тип Д
Тип «А» - « жесткий тип решения конфликтов и споров »
Вы до последнего стоите на своем, защищая свою
позицию. Во что бы то ни стало вы стремитесь
выиграть. Это тип человека, который всегда прав.
Тип «Б» - « демократичный »
Вы придерживаетесь мнения, что всегда можно
договориться. Во время спора вы пытаетесь предложить
Альтернативу, ищите решения, которые удовлетворили
бы обе стороны.
Тип «В» - « компромиссный »
С самого начала вы согласны на компромисс.
Тип «Г» - « мягкий »
Своего противника вы «уничтожаете» добротой.
С готовностью вы встаете на точку зрения
противника, отказываясь от своей.
Тип «Д» - « уходящий »
Ваше кредо – «вовремя уйти». Вы стараетесь не
Обострять ситуацию, не доводить конфликт до
Открытого столкновения.
Динамика конфликта
латентную стадию (предконфликтная ситуация);
стадию открытого конфликта;
стадию разрешения (завершения) конфликта.
Социальные конфликты мoгyт привести как к :
- Дезинтeгpaтuв-ным,
- так и к интeгpaтuвным последствиям.
ПРАВИЛА
« ДЛЯ КОНФЛИКТНЫХ ЛЮДЕЙ»
- Не стремитесь доминировать,
во что бы то ни стало.
- Будьте принципиальны, но не боритесь
ради принципа.
- Критикуйте, но не переусердствуйте.
- Чаще улыбайтесь.
- Во всем надо знать меру.
- Сказать правду тоже надо уметь!
- Будьте независимы, но не самонадеянны.
- Не будьте назойливыми.
- Будьте справедливыми.
- Меньше проявляйте инициативу,
где в ней не нуждаются.
- Проявляйте выдержку.
- Реализуйте себя в другом.
ПРАВИЛА
« ДЛЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КОНФЛИКТА»
- Не говорите сразу с возбужденным человеком.
- Не говорите сразу о плохом, а лучше отметьте
хорошие дела этого человека.
- Постарайтесь встать на место оппонента.
- Не скрывайте доброго отношения к людям,
не скупитесь на похвалу.
- Умейте, заставит себя молчать , когда вас
задевают в мелкой ссоре.
Мужества – изменить то,
что можно изменить в себе,
Смирения – принять то,
что изменить в себе невозможно,
Разума – чтобы отличить одно от другого.
ВСЕМ СПАСИБО!!!