Просмотр содержимого документа
«Презентация по экономике "Равновесная цена", 10 класс»
Равновесная цена
Величина спроса – объем товара определенного вида (в натуральном измерении), который покупатели готовы (хотят и могут) приобрести на протяжении определенного периода (месяца, года) при определенном уровне цены этого товара.
Спрос – сложившаяся в определенный период зависимость величин спроса на данном товарном рынке от цен, по которым товары могут быть предложены к продаже.
Спрос
Закон спроса : повышение цен обычно ведет к уменьшению величины спроса, а снижение цен – к ее увеличению.
Факторы формирования спроса
Факторы формирования спроса
тип товара
доходы покупателей
цены на дополняющие или заменяющие товары
ожидания относительно динамики цен в будущем
численность и возраст покупателей
привычки, вкусы, традиции и предпочтения покупателей
Эластичность спроса – показатель, который говорит о том, насколько сильна зависимость между изменением величины спроса на товар и изменением цены на него.
Эластичность спроса по цене – масштаб изменения величины спроса (в %) при изменении цены на один процент.
Эластичность спроса равна относительному изменению величины спроса, деленному на относительное изменение цены.
Коэффициент ценовой эластичности спроса
Изменение числа покупок (в %)
Изменение цены (в %)
Спрос эластичен , если при изменении цены товара на 1% величина спроса на него изменится более чем на 1%.
К товарам с эластичным спросом обычно относятся:
предметы роскоши (драгоценности, деликатесы);
товары, стоимость которых ощутима для семейного бюджета (мебель, телевизор);
легкозаменяемые товары (отдельные виды мяса, фруктов).
Спрос неэластичен , если при изменении цены товара на 1% величина спроса на него изменится менее чем на 1%.
Товары с неэластичным спросом включают:
предметы первой необходимости (лекарства, обувь, электричество, телефон);
товары, стоимость которых незначительна для семейного бюджета (карандаш, зубная щетка);
труднозаменяемые товары (электрические лампочки, бензин, билет на интересный концерт).
С помощью коэффициента эластичности можно найти ответ на вопрос о том, стоит ли повышать цены на товары ради увеличения доходов фирмы
Тип эластичности
Изменение цены
Спрос эластичный
Рост Снижение
Изменение дохода
Спрос неэластичный
Взаимное изменение цен и доходов
Снижение Рост
Рост Снижение
Единичная эластичность спроса
Противоположное
Рост Снижение
Рост Снижение
Одинаковое
Без изменения
Изменение цены не влияет на доход
Величина предложения – то количество товара (услуг), которое продавцы способны и готовы продать по определенной цене в заданном месте и в заданное время.
Предложение - сложившаяся в определенный период зависимость величин предложения на рынке определенного товара в течение определенного периода (месяца, года) от уровней цен, по которым этот товар может быть продан
Предложение
Закон предложения: чем выше цена, тем больше величина предложения товара; чем ниже цена, тем величина предложения меньше.
Факторы, влияющие на предложение
Факторы, влияющие на предложение
цены на ресурсы
изменение в технологии производства
налоги и дотации
цены на другие товары
рост числа производителей
Эластичность предложения по цене – масштаб изменения величины предложения (в %) при изменении цены на один процент.
Ценовая эластичность – величина положительная, т.к. при увеличении цены объем предложения тоже возрастает и наоборот.
Формирование рыночных цен
Величина предложения,единиц товара
Цена, р.
2
Величина спроса,единиц товара
10
10
Излишек (+) илинехватка (-) товара, единиц
50
15
20
25
-48
40
20
30
25
30
-30
-10
35
25
30
40
35
20
0
+10
15
40
+20
10
+30
При цене в 25 р. величина спроса совпадает с величиной предложения, т. е. будет достигнуто равновесие спроса и предложения . Эту цену называют равновесной ценой , т. е. при этой цене решения покупателей о покупке и продавцов о продаже взаимно согласуются.
Равновесная цена- цена, позволяющая продать весь объем товаров, который изготовители (продавцы) согласны при такой цене предложить на продажу.
Этот график иногда называют «ножницами Маршалла» в честь Альфреда Маршалла, который обобщил и систематизировал различные исследования своих предшественников, касающиеся спроса, предложения и ценообразования, создал на их основе единую теорию, используя при этом графический метод анализа. Графически процесс формирования цены, по Маршаллу, выглядит как некое подобие ножниц, которые режут, потому что у них два лезвия: спрос и предложение .
Точка пересечения показывает рыночное равновесие.
Избыток товара на рынке возникает, если рыночная цена выше равновесной.
Дефицит товара на рынке возникает, если рыночная цена ниже равновесной.
Дефицит- ситуация на рынке, когда покупатели при существующем уровне цены готовы купить больший объем товаров, чем продавцы при такой цене согласны предложить к продаже.
Избыток (затоваривание) – ситуация, возникающая на рынке, когда при существующем уровне цены продавцы предлагают к продаже больший объем товаров, чем покупатели готовы купить при такой цене.
Ситуация избытка товара приводит к следующему:
продается лишь часть предложенных на рынок товаров;
выручка от продаж оказывается меньше, чем нужно изготовителям (продавцам) для покрытия собственных затрат и продолжения производства товаров.
Ситуация дефицита товаров приводит:
к длительным поискам дефицитного товара;
к очередям.
Механизм цен – формирование и изменение рыночных цен под влиянием столкновения интересов покупателей и продавцов, принимающих свои решения без принуждения извне.
Цены – главный источник информации о положении дел на рынке:
цены повышаются , значит, товаров на рынок поступает меньше, чем покупатели готовы приобрести при этом уровне цен;
цены снижаются , значит, товаров на рынок поступает больше, чем покупатели готовы приобрести при этом уровне цен;
цены остаются почти неизменными, значит, на рынок поступает примерно столько товаров, сколько покупатели готовы приобрести при этом уровне цен.
ВЫВОДЫ:
Необходимо устранять препятствия для свободного формирования спроса и предложения на рынках под влиянием интересов всех покупателей и продавцов.
Не следует создавать препятствия для работы рыночных механизмов, например «замораживать» цены, поскольку это не даст рынку достичь равновесия и на нем надолго сохранится ситуация либо дефицита, либо избытка товаров.
Задача 1
Как повлияет при других равных условиях увеличение в 1,5 раза доходов населения на спрос следующих товаров?
перловая крупа;
красная икра;
компьютеры;
соль.
Задача 2
На рисунке отражена ситуация на рынке телевизоров:
линия спроса D переместилась в новое положение D1 ( P –цена товара, Q – объём спроса товара). Это перемещение может быть вызвано в первую очередь:
1) снижением доходов потребителей 2) увеличением налогов на производителей телевизоров 3) удешевлением технологии производства телевизоров 4) увеличением количества магазинов, торгующих телевизорами
Задача 3
Как повлияет каждое из следующих событий при всех других равных условиях на спрос жителей конкретной страны на натуральный сок местного производства?
1. выросли цены на газированные напитки;
2. упали цены на импортные консервированные соки;
3. появление на местном рынке новой марки водки.
Задача 4
На рисунке отражена ситуация на рынке строительных материалов: линия спроса D1 переместилась в новое положение D2 ( P – цена товара, Q – объём спроса товара).
Это перемещение может быть вызвано прежде всего:
ростом числа производителей строительных материалов;
введением нового налога для производителей;
совершенствование;
ожиданием повышения цен на строительные материалы.
Задача 5
На рисунке отражена ситуация на рынке детского питания:
линия спроса D переместилась в новое положение D1 ( P – цена товара, Q – объём спроса товара). Это перемещение может быть вызвано в первую очередь:
Это перемещение может быть вызвано прежде всего:
совершенствованием технологии изготовления детского питания;
усилением конкуренции производителей;
снижением рождаемости в стране;
Ростом доходов производителей детского питания
Задача 6
На рисунке отражена ситуация на рынке табачных изделий: линия спроса D переместилась в новое положение D1 ( P – цена товара, Q – объём спроса товара). Это перемещение может быть вызвано в первую очередь:
ростом доходов производителей табака;
изменением предпочтений людей;
совершенствованием технологии производства табачных изделий;
усилением конкуренции производителей.
Задача 7
На рисунке отражена ситуация на рынке бытовой химии:
линия предложения S переместилась в новое положение S1 ( P – цена товара, Q – количество товара).
Это перемещение может быть вызвано прежде всего:
слухами о вреде бытовой химии для здоровья;
наступлением сезона отпусков;
появлением аналогичных средств на основе природных компонентов;
сокращением издержек производства бытовой химии .
Задача 8
На рисунке отражены изменения, произошедшие с предложением свежевыловленной рыбы: линия предложения S переместилась в новое положение S1 ( P – цена товара, Q – количество товара).
Это изменение может быть связано прежде всего:
с совершенствованием технологии разведения рыбы;
с приближением сезона отпусков работников рыбных хозяйств;
с популяризацией в СМИ блюд из рыбы;
с повышением цен на другие продукты, содержащие белок.
Задача 9
На рисунке отражена ситуация на рынке производителей косметики. Линия предложения S переместилась в новое положение S1 (P — цена товара , Q — объём предложения товара).
Это перемещение может быть связано в первую очередь с:
1) увеличением доходов потребителей; 2) сокращением количества потребителей; 3) снижением налогов на производителей косметики; 4) закрытием ряда косметических фирм.
Задача 10
На плодородных землях Украины одинаково хорошо растут и пшеница и гречиха. Предположим, что цены на гречиху резко возросли в связи с тем, что люди узнали о ее целебных свойствах. Как это может отразиться на предложении пшеницы?
Изменение цен на другие товары, которые могут быть произведены с помощью тех же самых ресурсов, также способно сместить кривую предложения. Повышение цен на гречиху приведет к тому, что производители станут большую площадь отводить под посевы гречихи и меньшую площадь засевать пшеницей. Следовательно предложение пшеницы сократится и кривая предложения переместится влево.
Задача 11
За последние годы в Москве появилось много новых кафе и ресторанов. Что можно сказать о кривой предложения на московском рынке услуг общепита?
Увеличение числа новых продавцов естественным образом увеличило предложение услуг общепита, следовательно, кривая предложения на этом рынке переместилась вправо.
Используемый материал
Липсиц И.В. Экономика: учебник для 10-11 кл. В 2 книгах. Книга 1. М.: Вита-Пресс, 2007.
Савицкая Е.В. Уроки экономики в школе: В 2 кн. Кн. 1. Пособие для учителя. – М.: Вита-Пресс, 2006.
Сторчевой М.А. Основы экономики. -[ http://be.economicus.ru/ ].
Видеоролик «Равновесие спроса и предложения». – [ http://files.school-collection.edu.ru/ ].