kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация по экономике "Равновесная цена", 10 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация включает в себя основные понятия спрос, предложение, равновесная цена

Просмотр содержимого документа
«Презентация по экономике "Равновесная цена", 10 класс»

Равновесная цена

Равновесная цена

Величина спроса – объем товара определенного вида (в натуральном измерении), который покупатели готовы (хотят и могут) приобрести на протяжении определенного периода (месяца, года) при определенном уровне цены этого товара. Спрос – сложившаяся в определенный период зависимость величин спроса на данном товарном рынке от цен, по которым товары могут быть предложены к продаже.
  • Величина спроса – объем товара определенного вида (в натуральном измерении), который покупатели готовы (хотят и могут) приобрести на протяжении определенного периода (месяца, года) при определенном уровне цены этого товара.
  • Спрос – сложившаяся в определенный период зависимость величин спроса на данном товарном рынке от цен, по которым товары могут быть предложены к продаже.

Спрос

Закон спроса : повышение цен обычно ведет к уменьшению величины спроса, а снижение цен – к ее увеличению.

Закон спроса : повышение цен обычно ведет к уменьшению величины спроса, а снижение цен – к ее увеличению.

Факторы формирования спроса

Факторы формирования спроса

Факторы формирования спроса

Факторы формирования спроса

  • тип товара
  • доходы покупателей
  • цены на дополняющие или заменяющие товары
  • ожидания относительно динамики цен в будущем
  • численность и возраст покупателей
  • привычки, вкусы, традиции и предпочтения покупателей
Эластичность спроса – показатель, который говорит о том, насколько сильна зависимость между изменением величины спроса на товар и изменением цены на него.  Эластичность спроса по цене  – масштаб изменения величины спроса (в %) при изменении цены на один процент.

Эластичность спроса – показатель, который говорит о том, насколько сильна зависимость между изменением величины спроса на товар и изменением цены на него.

Эластичность спроса по цене – масштаб изменения величины спроса (в %) при изменении цены на один процент.

Эластичность спроса равна относительному изменению величины спроса, деленному на относительное изменение цены.   Коэффициент ценовой эластичности спроса Изменение числа покупок (в %) Изменение цены (в %)

Эластичность спроса равна относительному изменению величины спроса, деленному на относительное изменение цены.

Коэффициент ценовой эластичности спроса

Изменение числа покупок (в %)

Изменение цены (в %)

Спрос эластичен , если при изменении цены товара на 1% величина спроса на него изменится более чем на 1%. К товарам с эластичным спросом  обычно относятся:

Спрос эластичен , если при изменении цены товара на 1% величина спроса на него изменится более чем на 1%.

К товарам с эластичным спросом обычно относятся:

  • предметы роскоши (драгоценности, деликатесы);
  • товары, стоимость которых ощутима для семейного бюджета (мебель, телевизор);
  • легкозаменяемые товары (отдельные виды мяса, фруктов).
Спрос неэластичен , если при изменении цены товара на 1% величина спроса на него изменится менее чем на 1%. Товары с неэластичным спросом включают:

Спрос неэластичен , если при изменении цены товара на 1% величина спроса на него изменится менее чем на 1%.

Товары с неэластичным спросом включают:

  • предметы первой необходимости (лекарства, обувь, электричество, телефон);
  • товары, стоимость которых незначительна для семейного бюджета (карандаш, зубная щетка);
  • труднозаменяемые товары (электрические лампочки, бензин, билет на интересный концерт).
С помощью коэффициента эластичности можно найти ответ на вопрос о том, стоит ли повышать цены на товары ради увеличения доходов фирмы Тип эластичности Изменение цены Спрос эластичный Рост  Снижение Изменение дохода Спрос неэластичный Взаимное изменение цен и доходов Снижение  Рост Рост  Снижение Единичная эластичность спроса Противоположное Рост  Снижение Рост  Снижение Одинаковое Без изменения Изменение цены не влияет на доход

С помощью коэффициента эластичности можно найти ответ на вопрос о том, стоит ли повышать цены на товары ради увеличения доходов фирмы

Тип эластичности

Изменение цены

Спрос эластичный

Рост Снижение

Изменение дохода

Спрос неэластичный

Взаимное изменение цен и доходов

Снижение Рост

Рост Снижение

Единичная эластичность спроса

Противоположное

Рост Снижение

Рост Снижение

Одинаковое

Без изменения

Изменение цены не влияет на доход

Величина предложения – то количество товара (услуг), которое продавцы способны и готовы продать по определенной цене в заданном месте и в заданное время. Предложение - сложившаяся в определенный период зависимость величин предложения на рынке определенного товара в течение определенного периода (месяца, года) от уровней цен, по которым этот товар может быть продан
  • Величина предложения – то количество товара (услуг), которое продавцы способны и готовы продать по определенной цене в заданном месте и в заданное время.
  • Предложение - сложившаяся в определенный период зависимость величин предложения на рынке определенного товара в течение определенного периода (месяца, года) от уровней цен, по которым этот товар может быть продан

Предложение

Закон предложения: чем выше цена, тем больше величина предложения товара; чем ниже цена, тем величина предложения меньше.

Закон предложения: чем выше цена, тем больше величина предложения товара; чем ниже цена, тем величина предложения меньше.

Факторы, влияющие на предложение

Факторы, влияющие на предложение

Факторы, влияющие на предложение

Факторы, влияющие на предложение

  • цены на ресурсы
  • изменение в технологии производства
  • налоги и дотации
  • цены на другие товары
  • рост числа производителей
Эластичность предложения по цене – масштаб изменения величины предложения (в %) при изменении цены на один процент.  Ценовая эластичность – величина положительная, т.к. при увеличении цены объем предложения тоже возрастает и наоборот.

Эластичность предложения по цене – масштаб изменения величины предложения (в %) при изменении цены на один процент.

Ценовая эластичность – величина положительная, т.к. при увеличении цены объем предложения тоже возрастает и наоборот.

Формирование рыночных цен

Формирование рыночных цен

Величина предложения,  единиц товара Цена, р. 2 Величина спроса,  единиц товара 10 10 Излишек (+) или  нехватка (-) товара, единиц 50 15 20 25 -48 40 20 30 25 30 -30 -10 35 25 30 40 35 20 0 +10 15 40 +20 10 +30 При цене в 25 р. величина спроса совпадает с величиной предложения, т. е. будет достигнуто равновесие спроса и предложения . Эту цену называют равновесной ценой , т. е. при этой цене решения покупателей о покупке и продавцов о продаже взаимно согласуются.

Величина предложения, единиц товара

Цена, р.

2

Величина спроса, единиц товара

10

10

Излишек (+) или нехватка (-) товара, единиц

50

15

20

25

-48

40

20

30

25

30

-30

-10

35

25

30

40

35

20

0

+10

15

40

+20

10

+30

При цене в 25 р. величина спроса совпадает с величиной предложения, т. е. будет достигнуто равновесие спроса и предложения . Эту цену называют равновесной ценой , т. е. при этой цене решения покупателей о покупке и продавцов о продаже взаимно согласуются.

Равновесная цена - цена, позволяющая продать весь объем товаров, который изготовители (продавцы) согласны при такой цене предложить на продажу.

Равновесная цена - цена, позволяющая продать весь объем товаров, который изготовители (продавцы) согласны при такой цене предложить на продажу.

Этот график иногда называют «ножницами Маршалла» в честь Альфреда Маршалла, который обобщил и систематизировал различные исследования своих предшественников, касающиеся спроса, предложения и ценообразования, создал на их основе единую теорию, используя при этом графический метод анализа. Графически процесс формирования цены, по Маршаллу, выглядит как некое подобие ножниц, которые режут, потому что у них два лезвия: спрос и предложение .

Этот график иногда называют «ножницами Маршалла» в честь Альфреда Маршалла, который обобщил и систематизировал различные исследования своих предшественников, касающиеся спроса, предложения и ценообразования, создал на их основе единую теорию, используя при этом графический метод анализа. Графически процесс формирования цены, по Маршаллу, выглядит как некое подобие ножниц, которые режут, потому что у них два лезвия: спрос и предложение .

Точка пересечения показывает рыночное равновесие. Избыток товара на рынке возникает, если рыночная цена выше равновесной. Дефицит товара на рынке возникает, если рыночная цена ниже равновесной.
  • Точка пересечения показывает рыночное равновесие.
  • Избыток товара на рынке возникает, если рыночная цена выше равновесной.
  • Дефицит товара на рынке возникает, если рыночная цена ниже равновесной.
Дефицит - ситуация на рынке, когда покупатели при существующем уровне цены готовы купить больший объем товаров, чем продавцы при такой цене согласны предложить к продаже.

Дефицит - ситуация на рынке, когда покупатели при существующем уровне цены готовы купить больший объем товаров, чем продавцы при такой цене согласны предложить к продаже.

Избыток (затоваривание)  – ситуация, возникающая на рынке, когда при существующем уровне цены продавцы предлагают к продаже больший объем товаров, чем покупатели готовы купить при такой цене.

Избыток (затоваривание) – ситуация, возникающая на рынке, когда при существующем уровне цены продавцы предлагают к продаже больший объем товаров, чем покупатели готовы купить при такой цене.

Ситуация избытка товара приводит к следующему:  продается лишь часть предложенных на рынок товаров;  выручка от продаж оказывается меньше, чем нужно изготовителям (продавцам) для покрытия собственных затрат и продолжения производства товаров. Ситуация дефицита товаров приводит:

Ситуация избытка товара приводит к следующему:

  • продается лишь часть предложенных на рынок товаров;
  • выручка от продаж оказывается меньше, чем нужно изготовителям (продавцам) для покрытия собственных затрат и продолжения производства товаров.

Ситуация дефицита товаров приводит:

  • к длительным поискам дефицитного товара;
  • к очередям.
Механизм цен – формирование и изменение рыночных цен под влиянием столкновения интересов покупателей и продавцов, принимающих свои решения без принуждения извне. Цены – главный источник информации о положении дел на рынке:

Механизм цен – формирование и изменение рыночных цен под влиянием столкновения интересов покупателей и продавцов, принимающих свои решения без принуждения извне.

Цены – главный источник информации о положении дел на рынке:

  • цены повышаются , значит, товаров на рынок поступает меньше, чем покупатели готовы приобрести при этом уровне цен;
  • цены снижаются , значит, товаров на рынок поступает больше, чем покупатели готовы приобрести при этом уровне цен;
  • цены остаются почти неизменными, значит, на рынок поступает примерно столько товаров, сколько покупатели готовы приобрести при этом уровне цен.
ВЫВОДЫ:  Необходимо устранять препятствия для свободного формирования спроса и предложения на рынках под влиянием интересов всех покупателей и продавцов.  Не следует создавать препятствия для работы рыночных механизмов, например «замораживать» цены, поскольку это не даст рынку достичь равновесия и на нем надолго сохранится ситуация либо дефицита, либо избытка товаров.

ВЫВОДЫ:

Необходимо устранять препятствия для свободного формирования спроса и предложения на рынках под влиянием интересов всех покупателей и продавцов.

Не следует создавать препятствия для работы рыночных механизмов, например «замораживать» цены, поскольку это не даст рынку достичь равновесия и на нем надолго сохранится ситуация либо дефицита, либо избытка товаров.

Задача 1 Как повлияет при других равных условиях увеличение в 1,5 раза доходов населения на спрос  следующих товаров?

Задача 1

Как повлияет при других равных условиях увеличение в 1,5 раза доходов населения на спрос  следующих товаров?

  • перловая крупа;
  • красная икра;
  • компьютеры;
  • соль.
Задача 2 На рисунке отражена ситуация на рынке телевизоров: линия спроса  D  переместилась в новое положение  D1  ( P  –цена товара, Q  –   объём спроса товара). Это перемещение может быть вызвано в первую очередь: 1) снижением доходов потребителей   2) увеличением налогов на производителей телевизоров   3) удешевлением технологии производства телевизоров   4) увеличением количества магазинов, торгующих телевизорами

Задача 2

На рисунке отражена ситуация на рынке телевизоров:

линия спроса  переместилась в новое положение  D1  ( P  –цена товара,   объём спроса товара). Это перемещение может быть вызвано в первую очередь:

1) снижением доходов потребителей 2) увеличением налогов на производителей телевизоров 3) удешевлением технологии производства телевизоров 4) увеличением количества магазинов, торгующих телевизорами

Задача 3 Как повлияет каждое из следующих событий при всех других равных условиях на спрос жителей конкретной страны на натуральный сок местного производства? 1.      выросли цены на газированные напитки; 2.      упали цены на импортные консервированные соки; 3.      появление на местном рынке новой марки водки.

Задача 3

Как повлияет каждое из следующих событий при всех других равных условиях на спрос жителей конкретной страны на натуральный сок местного производства?

1.      выросли цены на газированные напитки;

2.      упали цены на импортные консервированные соки;

3.      появление на местном рынке новой марки водки.

Задача 4 На рисунке отражена ситуация на рынке строительных материалов: линия спроса D 1 переместилась в новое положение D 2  ( P  –   цена товара, Q  –   объём спроса товара). Это перемещение может быть вызвано прежде всего:

Задача 4

На рисунке отражена ситуация на рынке строительных материалов: линия спроса D 1 переместилась в новое положение D 2 ( P  –   цена товара,   объём спроса товара).

Это перемещение может быть вызвано прежде всего:

  • ростом числа производителей строительных материалов;
  • введением нового налога для производителей;
  • совершенствование;
  • ожиданием повышения цен на строительные материалы.
Задача 5 На рисунке отражена ситуация на рынке детского питания: линия спроса  D  переместилась в новое положение  D1  ( P  –   цена товара, Q  –   объём спроса товара). Это перемещение может быть вызвано в первую очередь: Это перемещение может быть вызвано прежде всего:

Задача 5

На рисунке отражена ситуация на рынке детского питания:

линия спроса  переместилась в новое положение  D1  ( P  –   цена товара,   объём спроса товара). Это перемещение может быть вызвано в первую очередь:

Это перемещение может быть вызвано прежде всего:

  • совершенствованием технологии изготовления детского питания;
  • усилением конкуренции производителей;
  • снижением рождаемости в стране;
  • Ростом доходов производителей детского питания
Задача 6 На рисунке отражена ситуация на рынке табачных изделий: линия спроса  D  переместилась в новое положение  D1  ( P  –   цена товара, Q  –   объём спроса товара). Это перемещение может быть вызвано в первую очередь:

Задача 6

На рисунке отражена ситуация на рынке табачных изделий: линия спроса  переместилась в новое положение  D1  ( P  –   цена товара,   объём спроса товара). Это перемещение может быть вызвано в первую очередь:

  • ростом доходов производителей табака;
  • изменением предпочтений людей;
  • совершенствованием технологии производства табачных изделий;
  • усилением конкуренции производителей.
Задача 7 На рисунке отражена ситуация на рынке бытовой химии: линия предложения  S  переместилась в новое положение  S1  ( P  – цена товара,  Q  – количество товара). Это перемещение может быть вызвано прежде всего:

Задача 7

На рисунке отражена ситуация на рынке бытовой химии:

линия предложения  переместилась в новое положение  S1  ( – цена товара,  – количество товара).

Это перемещение может быть вызвано прежде всего:

  • слухами о вреде бытовой химии для здоровья;
  • наступлением сезона отпусков;
  • появлением аналогичных средств на основе природных компонентов;
  • сокращением издержек производства бытовой химии .
Задача 8 На рисунке отражены изменения, произошедшие с предложением свежевыловленной рыбы: линия предложения  S  переместилась в новое положение  S1  ( P  – цена товара,  Q  – количество товара). Это изменение может быть связано прежде всего:

Задача 8

На рисунке отражены изменения, произошедшие с предложением свежевыловленной рыбы: линия предложения  переместилась в новое положение  S1  ( – цена товара,  – количество товара).

Это изменение может быть связано прежде всего:

  • с совершенствованием технологии разведения рыбы;
  • с приближением сезона отпусков работников рыбных хозяйств;
  • с популяризацией в СМИ блюд из рыбы;
  • с повышением цен на другие продукты, содержащие белок.
Задача 9 На рисунке отражена ситуация на рынке производителей косметики. Линия предложения  S  переместилась в новое положение  S1 (P —  цена товара , Q —  объём предложения товара). Это перемещение может быть связано в первую очередь с: 1) увеличением доходов потребителей;   2) сокращением количества потребителей;   3) снижением налогов на производителей косметики;   4) закрытием ряда косметических фирм.

Задача 9

На рисунке отражена ситуация на рынке производителей косметики. Линия предложения  S  переместилась в новое положение  S1 (P —  цена товара , Q —  объём предложения товара).

Это перемещение может быть связано в первую очередь с:

1) увеличением доходов потребителей; 2) сокращением количества потребителей; 3) снижением налогов на производителей косметики; 4) закрытием ряда косметических фирм.

Задача 10 На плодородных землях Украины одинаково хорошо растут и пшеница и гречиха. Предположим, что цены на гречиху резко возросли в связи с тем, что люди узнали о ее целебных свойствах. Как это может отразиться на предложении пшеницы? Изменение цен на другие товары, которые могут быть произведены с помощью тех же самых ресурсов, также способно сместить кривую предложения. Повышение цен на гречиху приведет к тому, что производители станут большую площадь отводить под посевы гречихи и меньшую площадь засевать пшеницей. Следовательно предложение пшеницы сократится и кривая предложения переместится влево.

Задача 10

На плодородных землях Украины одинаково хорошо растут и пшеница и гречиха. Предположим, что цены на гречиху резко возросли в связи с тем, что люди узнали о ее целебных свойствах. Как это может отразиться на предложении пшеницы?

Изменение цен на другие товары, которые могут быть произведены с помощью тех же самых ресурсов, также способно сместить кривую предложения. Повышение цен на гречиху приведет к тому, что производители станут большую площадь отводить под посевы гречихи и меньшую площадь засевать пшеницей. Следовательно предложение пшеницы сократится и кривая предложения переместится влево.

Задача 11 За последние годы в Москве появилось много новых кафе и ресторанов. Что можно сказать о кривой предложения на московском рынке услуг общепита? Увеличение числа новых продавцов естественным образом увеличило предложение услуг общепита, следовательно, кривая предложения на этом рынке переместилась вправо.

Задача 11

За последние годы в Москве появилось много новых кафе и ресторанов. Что можно сказать о кривой предложения на московском рынке услуг общепита?

Увеличение числа новых продавцов естественным образом увеличило предложение услуг общепита, следовательно, кривая предложения на этом рынке переместилась вправо.

Используемый материал

Используемый материал

  • Липсиц И.В. Экономика: учебник для 10-11 кл. В 2 книгах. Книга 1. М.: Вита-Пресс, 2007.
  • Савицкая Е.В. Уроки экономики в школе: В 2 кн. Кн. 1. Пособие для учителя. – М.: Вита-Пресс, 2006.
  • Сторчевой М.А. Основы экономики. -[ http://be.economicus.ru/ ].
  • Видеоролик «Равновесие спроса и предложения». – [ http://files.school-collection.edu.ru/ ].
  • http://economicportal.ru/facts/demand_curve.html


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Презентация по экономике "Равновесная цена", 10 класс

Автор: Турчанинова Татьяна Николаевна

Дата: 16.04.2017

Номер свидетельства: 409560

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(195) "Разработка конспекта урока и презентация по экономике по теме"Избыточный спрос и избыточное предложение" "
    ["seo_title"] => string(118) "razrabotka-konspiekta-uroka-i-priezientatsiia-po-ekonomikie-po-tiemie-izbytochnyi-spros-i-izbytochnoie-priedlozhieniie"
    ["file_id"] => string(6) "161689"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422267635"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства