kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация к уроку обществознания в 10 классе по теме "Познание и знание" (урок 2 - "Истина").

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: повторить понятия чувственное и рациональное познание; сформироватьпредставление об истине как одном из важнейших элементов познания;объяснить понятия :абсолютная, относительная, объективная и субъективная истина, заблуждение, ложь.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку обществознания в 10 классе по теме "Познание и знание" (урок 2 - "Истина").»

Обществознание. 10 класс Познание и знание.  Урок № 2         Ушакова Л.А., учитель ГБОУ СОШ № 518 Санкт - Петербурга

Обществознание. 10 класс

Познание и знание. Урок № 2

Ушакова Л.А., учитель ГБОУ СОШ № 518 Санкт - Петербурга

1. И чувственное, и рациональное познание: 1)формирует знания и представления о предмете 2)использует логические умозаключения 3)начинается с ощущения  4)дает наглядный образ предмета

1. И чувственное, и рациональное познание:

1)формирует знания и представления о предмете

2)использует логические умозаключения

3)начинается с ощущения

4)дает наглядный образ предмета

2. И религиозному, и научному знанию о мире свойственно то, что они: 1)носят объективный характер 2)предполагают доказательства 3)могут передаваться из поколения в поколение 4)необходимы человеку для рациональной деятельности

2. И религиозному, и научному знанию о мире свойственно то, что они:

1)носят объективный характер 2)предполагают доказательства

3)могут передаваться из поколения в поколение

4)необходимы человеку для рациональной деятельности

3. Рациональное познание, в отличие от чувственного, 1)расширяет знания об окружающем мире 2)формирует наглядный образ предмета 3)осуществляется в форме ощущений и восприятий 4)использует логические умозаключения

3. Рациональное познание, в отличие от чувственного,

1)расширяет знания об окружающем мире

2)формирует наглядный образ предмета

3)осуществляется в форме ощущений и восприятий

4)использует логические умозаключения

4. Вывод: «Возраст нашей планеты – около 5 млрд. лет», –является результатом: 1)теоретического анализа 2)социального эксперимента 3)непосредственного наблюдения 4)обобщения повседневного опыта

4. Вывод: «Возраст нашей планеты – около 5 млрд. лет», –является результатом:

1)теоретического анализа

2)социального эксперимента 3)непосредственного наблюдения

4)обобщения

повседневного

опыта

5.  Верны ли следующие суждения, характеризующие науку? А.Для науки характерно постижение закономерностей развития природы, общества и мышления. Б.Для науки характерно описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности. 1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

5. Верны ли следующие суждения, характеризующие науку?

А.Для науки характерно постижение закономерностей развития природы, общества и мышления.

Б.Для науки характерно описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности.

1)верно только А 2)верно только Б

3)верны оба суждения

4)оба суждения неверны

6. Образы предметов и явлений, которые когда-то воздействовали на органы чувств человека, называются: 1) представлениями 2) ощущениями 3) гипотезами 4) понятиями

6. Образы предметов и явлений, которые когда-то воздействовали на органы чувств человека, называются:

1) представлениями

2) ощущениями

3) гипотезами

4) понятиями

7. Рациональное — это познание:

7. Рациональное — это познание:

  • с помощью наблюдения
  • прямого контакта
  • с помощью интуиции
  • с помощью мышления
В Калифорнийском университете провели сравнение спокойного и фрагментированного сна. У людей брали анализ крови после хорошего и некачественного ночного времяпрепровождения. Оказалось, что у тех, кто часто просыпался, вставал, работал ночью или развлекался, анализы крови не соответствуют их возрасту! Состояние клеток крови было таким, будто испытуемым на 5–10 лет больше, чем на самом деле. В частности, угнеталась работа генов, которые отвечают за нормальное кровяное давление и сопротивляемость инфекциям.  Какой уровень научного познания отражен в тексте? Приведите аргументы .

В Калифорнийском университете провели сравнение спокойного и фрагментированного сна. У людей брали анализ крови после хорошего и некачественного ночного времяпрепровождения. Оказалось, что у тех, кто часто просыпался, вставал, работал ночью или развлекался, анализы крови не соответствуют их возрасту!

Состояние клеток крови было таким, будто испытуемым на 5–10 лет больше, чем на самом деле. В частности, угнеталась работа генов, которые отвечают за нормальное кровяное давление и сопротивляемость инфекциям.

Какой уровень научного познания

отражен в тексте?

Приведите аргументы .

«Как только прекращается искание истины, прекращается и жизнь». Джон  Рёскин Истина ничуть не страдает от того, что кто-либо ее не признает. Ф. Шиллер.   Истина — солнце разума. Люк де Клапье Вовенарг. Стремление к истине — единственное занятие, достойное героя. Джордано Бруно «Утром познав истину, к вечеру можно умереть». Конфуций Истина, выраженная словами, есть могущественная сила в жизни людей. Л.Н.Толстой С учёным, который, стремясь к истине, в то же время стыдится плохого платья и дурной пищи, не стоит рассуждать.   Конфуций Какое высказывание вам понравилось и почему?

«Как только прекращается искание истины, прекращается и жизнь». Джон Рёскин

Истина ничуть не страдает от того, что кто-либо ее не признает. Ф. Шиллер. Истина — солнце разума. Люк де Клапье Вовенарг.

Стремление к истине — единственное занятие, достойное героя. Джордано Бруно

«Утром познав истину, к вечеру можно умереть». Конфуций

Истина, выраженная словами, есть могущественная сила в жизни людей. Л.Н.Толстой

С учёным, который, стремясь к истине, в то же время стыдится плохого платья и дурной пищи, не стоит рассуждать.  Конфуций

Какое высказывание вам понравилось и почему?

Какое определение истины вам кажется более точным? Истина- соответствие наших знаний о предмете самому предмету.  Истина – незыблемое, не меняющееся со временем утверждение.  Истина- те выводы, с которыми все согласны.  Истина- то, во что человек верит.

Какое определение истины вам кажется более точным?

Истина- соответствие наших знаний о предмете самому предмету.

Истина незыблемое, не меняющееся со временем утверждение.

Истина- те выводы,

с которыми все согласны.

Истина- то, во что

человек верит.

Относительная Абсолютная истина истина   Субъективная Объективная

Относительная

Абсолютная

истина

истина  

Субъективная

Объективная

Абсолютная истина  — это исчерпывающие достоверные знания о природе, человеке и обществе, знания, которые никогда не могут быть опровергнуты. Относительная истина  — это неполное, неточное знание, соответствующее определённому уровню развития общества, который обусловливает способы получения этого знания, зависящие от определённых условий, места и времени их получения. Объективная истина  — это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества. Субъективная истина  — та, которая зависит от сознания субъекта познания.

Абсолютная истина  — это исчерпывающие достоверные знания о природе, человеке и обществе, знания, которые никогда не могут быть опровергнуты.

Относительная истина  — это неполное, неточное знание, соответствующее определённому уровню развития общества, который обусловливает способы получения этого знания, зависящие от определённых условий, места и времени их получения.

Объективная истина  — это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.

Субъективная истина  — та, которая зависит от сознания субъекта познания.

Абсолютную истину нельзя дополнить; содержание относительных истин постоянно расширяется и дополняется. Например, утверждение «Земля вертится» абсолютная истина, а утверждение о том, что вращение Земли происходит с такой-то скоростью, относительная истина , которая зависит от методов, способов и точности измерения этой скорости. 

Абсолютную истину нельзя дополнить; содержание относительных истин постоянно расширяется и дополняется. Например, утверждение «Земля вертится» абсолютная истина, а утверждение о том, что вращение Земли происходит с такой-то скоростью, относительная истина , которая зависит от методов, способов и точности измерения этой скорости. 

Истина – адекватное отражение действительности в сознании человека, не зависящее от тех или иных особенностей познающего субъекта.

Истина – адекватное отражение действительности в сознании человека, не зависящее от тех или иных особенностей познающего субъекта.

Несмотря на то, что существует чёткое определение истины, смысл этого слова для каждого человека разный. Для гуманитарных, естественных, точных наук, а так же для философии и логики понятие истины немного отличается.  Но все учёные сходятся во мнении, что невозможно познать истину в полном объёме.  Правда у каждого своя, а вот истина одна!

Несмотря на то, что существует чёткое определение истины, смысл этого слова для каждого человека разный.

Для гуманитарных, естественных, точных наук, а так же для философии и логики понятие истины немного отличается.

Но все учёные сходятся во мнении, что невозможно познать истину в полном объёме. 

Правда у каждого своя, а вот истина одна!

Истина и заблуждение - Вы слышали, что Англию часто называют самой дождливой страной? Но это заблуждение. На самом деле, например, в Лондоне в год выпадает 590 миллиметров осадков, тогда как в Риме 760, а в Милане 1000. Можно утверждать, что Лондон — один из самых сухих городов в Европе.

Истина и заблуждение

- Вы слышали, что Англию часто называют самой дождливой страной? Но это заблуждение. На самом деле, например, в Лондоне в год выпадает 590 миллиметров осадков, тогда как в Риме 760, а в Милане 1000. Можно утверждать, что Лондон — один из самых сухих городов в Европе.

Страусы прячут голову в песок.
  • Страусы прячут голову в песок.

До сих пор не известно ни одного достоверного случая, когда бы страус зарыл свою голову в землю: дышать ему было бы нечем. Страусы наклоняются к песку не для того, чтобы зарыть туда голову. Они глотают песок и гальку для того, чтобы эти элементы помогли измельчению жёсткой еды в желудке. А при виде опасности страусы делают то, что на их месте сделал бы любой, чьи конечности могут развивать скорость до 70 километров в час, — убегают.

А вы знаете, что Шерлок Холмс никогда не говорил фразу «Элементарно, Ватсон!»? Ни в одном из 56 рассказов и 4 романов Холмс не использовал этих слов.
  • А вы знаете, что Шерлок Холмс никогда не говорил фразу «Элементарно, Ватсон!»? Ни в одном из 56 рассказов и 4 романов Холмс не использовал этих слов.

Заблуждение — это противоположность истины, содержание сознания, не соответствующее реальности, но принимаемое за истинное.

Заблуждения тоже отражают объективную действительность, имеют реальный источник.

Ложь – искажение

действительности,

преднамеренное введение в

заблуждение

Как вы думаете, в чём причина наших заблуждений? Заблуждения обусловлены: - отсутствием полной и точной информации об интересующем нас предмете и необходимых средств для её обработки, - сложностью решаемых проблем, - стремлением к реализации замыслов в ситуации неполной информации.

Как вы думаете, в чём причина наших заблуждений?

Заблуждения обусловлены:

- отсутствием полной и точной информации об интересующем нас предмете и необходимых средств для её обработки,

- сложностью решаемых проблем,

- стремлением к реализации замыслов в ситуации неполной информации.

С тех пор как существует мирозданье,  Такого нет, кто б не нуждался в знанье.  Какой мы ни возьмем язык и век,  Всегда стремится к знанью человек.   Рудаки

С тех пор как существует мирозданье, Такого нет, кто б не нуждался в знанье. Какой мы ни возьмем язык и век, Всегда стремится к знанью человек.

Рудаки

Домашнее задание : § 6  Напишите эссе по одной из тем : «Три вещи нельзя скрывать : солнце, луну и истину». Гаутама  (Будда)  «Одно дело – лгать, другое — заблуждаться в речах и отступать от истины в словах в силу заблуждения, а не злого умысла».  Пьер Абеляр

Домашнее задание : § 6

Напишите эссе по одной из тем :

«Три вещи нельзя скрывать : солнце, луну и истину». Гаутама  (Будда)

«Одно дело – лгать, другое — заблуждаться в речах и отступать от истины в словах в силу заблуждения, а не злого умысла». Пьер Абеляр

Интернет – ресурсы: Титульный слайд : http://lizaluch26.blogspot.ru/2015/03/blog-post.html Повторение. 2-й слайд: http://mypresentation.ru/presentation/14236_povtorenie_materiala Слайд 3: http://prostorost.ru/samopoznanie-lichnosti-glavnyj-potencial-cheloveka/ Слайд 5: http://online-test.com.ua/character/online-test-samopoznanie Слайд 6: http://duhovnyyput.ucoz.com/ http://ped-kopilka.ru/blogs/rima-ahatovna-afanaseva/konspekt-uroka-po-obschestvoznaniyu-v-5-klase-kak-chelovek-pozna-t-mir-i-samogo-sebja.html Задача об уровне познания:  http://www.aif.ru/health/life/volshebnyy_son_kak_on_vliyaet_na_samochuvstvie http://kaifodrom.ru/sleep/

Интернет – ресурсы:

Титульный слайд : http://lizaluch26.blogspot.ru/2015/03/blog-post.html

Повторение. 2-й слайд: http://mypresentation.ru/presentation/14236_povtorenie_materiala

Слайд 3: http://prostorost.ru/samopoznanie-lichnosti-glavnyj-potencial-cheloveka/

Слайд 5: http://online-test.com.ua/character/online-test-samopoznanie

Слайд 6: http://duhovnyyput.ucoz.com/

http://ped-kopilka.ru/blogs/rima-ahatovna-afanaseva/konspekt-uroka-po-obschestvoznaniyu-v-5-klase-kak-chelovek-pozna-t-mir-i-samogo-sebja.html

Задача об уровне познания: http://www.aif.ru/health/life/volshebnyy_son_kak_on_vliyaet_na_samochuvstvie

http://kaifodrom.ru/sleep/

Интернет – ресурсы:  Органы чувств: http://ped-kopilka.ru/blogs/rima-ahatovna-afanaseva/konspekt-uroka-po-obschestvoznaniyu-v-5-klase-kak-chelovek-pozna-t-mir-i-samogo-sebja.html Высказывания об истине: http://www.wisdoms.ru/65_4.html Слайд «Истина»: http://kupidonchik.org/v-chem-raznitsa-mezhdu-istinoy-i-pravdoy-sushhnost-istinyi/ Платон мне друг, а истина дороже: http://www.psychologos.ru/articles/view/istina Истина и заблуждение: http://chto-est-istina.ru/ Заблуждение: http://luchevseh.com/145/   http://rasper-bg.com/?p=2234  http:// pamm-fxprofit.com/foreks-dlya-novichkov/mif-i-realnost-o-torgovle-na-foreks-v-banke-s-licenziej-cb-rf.html О пользе знаний: http ://www.wisdoms.ru/60_1.html

Интернет – ресурсы:

Органы чувств: http://ped-kopilka.ru/blogs/rima-ahatovna-afanaseva/konspekt-uroka-po-obschestvoznaniyu-v-5-klase-kak-chelovek-pozna-t-mir-i-samogo-sebja.html

Высказывания об истине: http://www.wisdoms.ru/65_4.html

Слайд «Истина»: http://kupidonchik.org/v-chem-raznitsa-mezhdu-istinoy-i-pravdoy-sushhnost-istinyi/

Платон мне друг, а истина дороже:

http://www.psychologos.ru/articles/view/istina

Истина и заблуждение: http://chto-est-istina.ru/

Заблуждение: http://luchevseh.com/145/

http://rasper-bg.com/?p=2234 http:// pamm-fxprofit.com/foreks-dlya-novichkov/mif-i-realnost-o-torgovle-na-foreks-v-banke-s-licenziej-cb-rf.html

О пользе знаний: http ://www.wisdoms.ru/60_1.html


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ушакова Лидия Анатольевна

Дата: 19.10.2016

Номер свидетельства: 350382

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Урок на тему "Наука и научное познание" "
    ["seo_title"] => string(41) "urok-na-tiemu-nauka-i-nauchnoie-poznaniie"
    ["file_id"] => string(6) "202079"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429179651"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства