Презентация к уроку обществознания в 10 классе по теме "Познание и знание" (урок 2 - "Истина").
Презентация к уроку обществознания в 10 классе по теме "Познание и знание" (урок 2 - "Истина").
Цель урока: повторить понятия чувственное и рациональное познание; сформироватьпредставление об истине как одном из важнейших элементов познания;объяснить понятия :абсолютная, относительная, объективная и субъективная истина, заблуждение, ложь.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
2.И религиозному, и научному знанию о мире свойственно то, что они:
1)носят объективный характер 2)предполагают доказательства
3)могут передаваться из поколения в поколение
4)необходимы человеку для рациональной деятельности
3.Рациональное познание, в отличие от чувственного,
1)расширяет знания об окружающем мире
2)формирует наглядный образ предмета
3)осуществляется в форме ощущений и восприятий
4)использует логические умозаключения
4. Вывод: «Возраст нашей планеты – около 5 млрд. лет», –является результатом:
1)теоретического анализа
2)социального эксперимента 3)непосредственного наблюдения
4)обобщения
повседневного
опыта
5.Верны ли следующие суждения, характеризующие науку?
А.Для науки характерно постижение закономерностей развития природы, общества и мышления.
Б.Для науки характерно описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности.
1)верно только А 2)верно только Б
3)верны оба суждения
4)оба суждения неверны
6. Образы предметов и явлений, которые когда-то воздействовали на органы чувств человека, называются:
1) представлениями
2) ощущениями
3) гипотезами
4) понятиями
7. Рациональное — это познание:
с помощью наблюдения
прямого контакта
с помощью интуиции
с помощью мышления
В Калифорнийском университете провели сравнение спокойного и фрагментированного сна. У людей брали анализ крови после хорошего и некачественного ночного времяпрепровождения. Оказалось, что у тех, кто часто просыпался, вставал, работал ночью или развлекался, анализы крови не соответствуют их возрасту!
Состояние клеток крови было таким, будто испытуемым на 5–10 лет больше, чем на самом деле. В частности, угнеталась работа генов, которые отвечают за нормальное кровяное давление и сопротивляемость инфекциям.
Какой уровень научного познания
отражен в тексте?
Приведите аргументы.
«Как только прекращается искание истины, прекращается и жизнь».ДжонРёскин
Истина ничуть не страдает от того, что кто-либо ее не признает.Ф. Шиллер.Истина — солнце разума.Люк де Клапье Вовенарг.
Стремление к истине — единственное занятие, достойное героя.Джордано Бруно
«Утром познав истину, к вечеру можно умереть».Конфуций
Истина, выраженная словами, есть могущественная сила в жизни людей.Л.Н.Толстой
С учёным, который, стремясь к истине, в то же время стыдится плохого платья и дурной пищи, не стоит рассуждать. Конфуций
Какое высказывание вам понравилось и почему?
Какое определение истины вам кажется более точным?
Истина- соответствие наших знаний о предмете самому предмету.
Истина–незыблемое, не меняющееся со временем утверждение.
Истина- те выводы,
с которыми все согласны.
Истина- то, во что
человек верит.
Относительная
Абсолютная
истина
истина
Субъективная
Объективная
Абсолютная истина — это исчерпывающие достоверные знания о природе, человеке и обществе, знания, которые никогда не могут быть опровергнуты.
Относительная истина — это неполное, неточное знание, соответствующее определённому уровню развития общества, который обусловливает способы получения этого знания, зависящие от определённых условий, места и времени их получения.
Объективная истина — это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.
Субъективная истина — та, которая зависит от сознания субъекта познания.
Абсолютную истинунельзя дополнить; содержание относительных истин постоянно расширяется и дополняется. Например, утверждение «Земля вертится» абсолютная истина, а утверждение о том, что вращение Земли происходит с такой-то скоростью,относительная истина, которая зависит от методов, способов и точности измерения этой скорости.
Истина– адекватное отражение действительности в сознании человека, не зависящее от тех или иных особенностей познающего субъекта.
Несмотря на то, что существует чёткое определение истины, смысл этого слова для каждого человека разный.
Для гуманитарных, естественных, точных наук, а так же для философии и логики понятие истины немного отличается.
Но все учёные сходятся во мнении, что невозможно познать истину в полном объёме.
Правда у каждого своя, а вот истина одна!
Истина и заблуждение
-Вы слышали, что Англию часто называют самой дождливой страной? Но это заблуждение. На самом деле, например, в Лондоне в год выпадает 590 миллиметров осадков, тогда как в Риме 760, а в Милане 1000. Можно утверждать, что Лондон — один из самых сухих городов в Европе.
Страусы прячут голову в песок.
До сих пор не известно ни одного достоверного случая, когда бы страус зарыл свою голову в землю: дышать ему было бы нечем. Страусы наклоняются к песку не для того, чтобы зарыть туда голову. Они глотают песок и гальку для того, чтобы эти элементы помогли измельчению жёсткой еды в желудке. А при виде опасности страусы делают то, что на их месте сделал бы любой, чьи конечности могут развивать скорость до 70 километров в час, — убегают.
А вы знаете, что Шерлок Холмс никогда не говорил фразу «Элементарно, Ватсон!»? Ни в одном из 56 рассказов и 4 романов Холмс не использовал этих слов.
Заблуждение— это противоположность истины, содержание сознания, не соответствующее реальности, но принимаемое за истинное.
Заблуждения тоже отражают объективную действительность, имеют реальный источник.
Ложь– искажение
действительности,
преднамеренное введение в
заблуждение
Как вы думаете, в чём причина наших заблуждений?
Заблуждения обусловлены:
- отсутствием полной и точной информации об интересующем нас предмете и необходимых средств для её обработки,
- сложностью решаемых проблем,
- стремлением к реализации замыслов в ситуации неполной информации.
С тех пор как существует мирозданье,Такого нет, кто б не нуждался в знанье.Какой мы ни возьмем язык и век,Всегда стремится к знанью человек.
Рудаки
Домашнее задание : § 6
Напишите эссе по одной из тем:
«Три вещи нельзя скрывать : солнце, луну и истину». Гаутама (Будда)
«Одно дело – лгать, другое — заблуждаться в речах и отступать от истины в словах в силу заблуждения, а не злого умысла».Пьер Абеляр
Задача об уровне познания:http://www.aif.ru/health/life/volshebnyy_son_kak_on_vliyaet_na_samochuvstvie
http://kaifodrom.ru/sleep/
Интернет – ресурсы:
Органы чувств:http://ped-kopilka.ru/blogs/rima-ahatovna-afanaseva/konspekt-uroka-po-obschestvoznaniyu-v-5-klase-kak-chelovek-pozna-t-mir-i-samogo-sebja.html
Высказывания об истине:http://www.wisdoms.ru/65_4.html