Якутская танцевальная культура в условиях полиэтничной среды (на примере народного якутского танцевального ансамбля «Кустук» г. Мирный РС (Я)
Якутская танцевальная культура в условиях полиэтничной среды (на примере народного якутского танцевального ансамбля «Кустук» г. Мирный РС (Я)
РС(Я) представляет собой многолетнее место проживания различных этнических групп. Сохранение якутской танцевальной культуры в условиях этнического многообразия требует учета интересов и культурных особенностей других народов, проживающих в регионе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Якутская танцевальная культура в условиях полиэтничной среды (на примере народного якутского танцевального ансамбля «Кустук» г. Мирный РС (Я)»
Региональная научно-практическая конференция «Шаг в будущее» «Якутская танцевальная культура в условиях полиэтничной среды»
(на примере народного якутского танцевального ансамбля «Кустук» г. Мирный)
Автор: Федотова Люда 14л
Студия хореографии «Сияние»
Руководитель: Крылыкова Светлана Николаевна
Педагог дополнительного образования
Актуальностьтемы вызвана необходимостью сохранения и развития уникального танцевального наследия народов Якутии на фоне полиэтничного государства.
Цель –сохранение и привлечение внимания к якутской танцевальной культуре в условиях полиэтничной среды.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующиезадачи:
а) изучить литературу и Интернет-источники по обозначенной теме; б) изучить и проанализировать творчество народного ансамбля якутского танца "Кустук" и определить перспективы его развития в) брать интервью у руководителей ансамбля, у ветеранов ансамбля и у новых участников народного ансамбля «Кустук». г) сделать сравнительную характеристику, найти нововведения.
а) изучить литературу и Интернет-источники по обозначенной теме;
б) изучить и проанализировать творчество народного ансамбля якутского танца "Кустук" и определить перспективы его развития
в) брать интервью у руководителей ансамбля, у ветеранов ансамбля и у новых участников народного ансамбля «Кустук».
г) сделать сравнительную характеристику, найти нововведения.
Объектисследования – якутская танцевальная культура в условиях полиэтничной среды.
Предметисследования – якутский народный ансамбль «Кустук» – становление, развитие, перспективы.
Новизнаисследования определяется тем, что на основе якутского народного ансамбля «Кустук», как феномена национальной культуры, исследована его специфика в контексте сохранения и развития традиций якутского народа в условиях полиэтничного региона.
Теоретическая значимость– наши выводы могут быть использованы для проведения дальнейших исследований по теме данной работы.
Практическая значимость –полученные результаты могут быть применены для составления элективных курсов по изучению танцевальной культуры народов Якутии, а также на материале данного исследования могут быть поставлены танцевальные композиции с целью возрождения и сохранения традиционной хореографии народов Якутии.
Факторы, влияющие на сохранение якутской танцевальной культуры
РС(Я) представляет собой многолетнее место проживания различных этнических групп. Сохранение якутской танцевальной культуры в условиях этнического многообразия требует учета интересов и культурных особенностей других народов, проживающих в регионе .
Этническая разнообразность
оказывают воздействие на традиционную культуру. Молодое поколение может быть более заинтересовано в современных развлечениях, что может угрожать передаче традиций.
Глобализация и современные тенденции
также могут способствовать утрате традиционных танцев и обычаев. Язык и культурная идентичность играют важную роль в передаче и сохранении культурных практик.
Утрата родного языка и идентичности
Меры для сохранения и развития якутских танцев в полиэтничной среде
Образование и просвещение. Образовательные программы, включая школьные курсы и внеурочные занятия, могут способствовать сохранению танцевальной культуры. Создание музеев и культурных центров, где молодёжь и взрослые могут изучать и практиковать традиционные танцы, также важно.
Сохранение и передача знаний. Старшее поколение должно играть ключевую роль в передаче знаний о традиционных танцах и обрядах. Мастер-классы, семинары и собрания, где более опытные участники могут делиться своими навыками и знаниями с молодёжью, будут способствовать сохранению культуры.
Содействие и финансирование. Поддержка государства, общественных организаций и частных инвесторов в форме финансирования и организационной помощи может способствовать развитию и популяризации якутской танцевальной культуры.
Использование современных технологий для сохранения и развития традиций может привлечь молодёжь. Создание танцевальных видеороликов, мультимедийных презентаций и других современных форм искусства может сделать культуру более доступной и привлекательной для нового поколения.
1.Формирование танцевальной культуры коренных народов Якутии
2.Наличие собственной танцевальной культуры важнейший культурообразующий фактор-признак зрелости народа
Современная этнокультурная ситуация вызывает потребность в осмыслении глубинных многовековых национальных культурных процессов, протекавших на обширных территориях страны.Значительный интерес представляет тема как:
4. Передавать во времени и пространстве основополагающие духовные ценности, выработанные на протяжении веков
3. Способный формулировать, определенным образом фиксировать, хранить, обогащать
Религиозный культ якутов как одна из форм взаимоотношений жителей Срединного мира с Верхними божествами (Айыы) стал основой танцевальной культуры народа. Якуты постоянно искали различные формы движения для самовыражения, отражения, описания окружающего их мира, взаимоотношений с самим собой, другими людьми и природой. Позднее у них появились ритмические движения, направленные для обращения к Верхним божествам (Айыы), в существование которых верили.
У якутов множество танцев, отражающие окружающую их природу, рассказывающие об их близости и нерасторжимости с ней.
В первые детально научное изучение традиционных танцев народов Якутии в 1950-ые гг. начала
М.Я. Жорницкая – ныне известный этнохореограф. Она собрала богатый фактический материал, выявила пять вариантов традиционного танца «Оhуохай», описала основные движения якутского народного танца, установила связь «Оhуохая» с бурятским «Ехором». «Оhуохай» был наиболее распространенным традиционным народным танцем якутов, который сохранился до наших дней. Наряду с хороводными танцами якуты знали и другие танцы. В прошлом имел широкое распространение танец «Кыталык үҥкүүтэ» (танец стерха - белого журавля), а также совершенно забытый танец «Орла». Эти танцы могли быть массовыми или исполняться одним лицом и являлись не развлекательными танцами – пантомимами, а скорее обрядовыми с чертами тотемического характера. Наиболее распространенными тотемами у якутов были стерх (белый журавль или кыталык), лебедь (куба), орел (тойон кыыл) и ворон (суор).
Существовали своеобразные шаманские танцы. Так называемые черные шаманы – «Ойуун» во время камлания, призывая духов, под аккомпанемент бубна исполняли ритуальные танцы, не имевшие строгой композиции.
Танцевальные элементы имеют и некоторые широко распространенные подвижные ритмические игры якутов.
У якутов ещё существовал «Олоҥхо», из которого не много и не мало были сделаны спектакли. Олоҥхо – древнейшее эпическое искусство якутов, занимает центральное место в системе якутского фольклора.
Ансамбль «Кустук»
Образовался в 1983 году при якутском творческом клубе «Кустук» ДК «Алмаз».
В 1992 году коллективу присвоено звание «Народный».
Ансамбль «Кустук»
Единственный ансамбль якутского танца в Мирном, пропагандирует национальную культуру среди населения, также учитывает интересы и культурные особенности других народов, проживающих в регионе.
Сегодня в ансамбле занимаются более 70 человек – школьники, студенты и рабочая молодёжь.
Ансамбль «Кустук»
За 40 лет ансамбль объездил с гастролями почти всю Якутию, участвует на конкурсах, в фестивалях разного уровня, имеет высокие достижения и награды.
Руководители ансамбля являлись и являются неустанными пропагандистами самобытной культуры и фольклора народа саха.
Первый руководитель Филиппов А.А
Руководитель Васильева Е.С.
Сравнительный анализ
80-90е годы - в репертуаре только якутские и северныет анцы, количество участников не превышала 50 человек, состоящий из школьников и рабочей молодежи, занимались в основном только якуты.
Сравнительный анализ
2000-2023 гг. - в репертуаре добавились танцы разных народов (бурятские, киргизские, узбекские, китайские, индийские, монгольские, русские и другие народные танцы), количество участников ансамбля превысило 80 человек, добавились студенты и люди преклонного возраста, и на данный момент в ансамбле занимаются дети, молодежь и люди разной национальности.
Исходя из этого следует, что в нашем многонациональном городе ансамбль имеет успех, развивается не только среди якутского населения, но и среди народов другой этнической национальности.
Заключение
Сохранение якутской танцевальной культуры в условиях полиэтничной среды представляет собой сложную задачу, но она является важным элементом сохранения культурного разнообразия и наследия. С учетом сочетания традиционных методов и современных подходов, можно обеспечить сохранение и развитие этой важной культурной составляющей.
Работа по сохранению танцевальной культуры требует совместных усилий со стороны государства, общества и индивидуальных активистов, чтобы обеспечить ее передачу будущим поколениям и сохранить уникальность этой культурной ценности в условиях полиэтничной среды.