Просмотр содержимого документа
«Учитель истории и обществознания Уханова Алёна Ивановна»
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе нормативных и методических документов:
1. ФГОС ООО, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 года №1897 (в редакции приказа Минобрнауки от 29.12.2014 года № 1644) с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки от 31.12.2015 года №1577.
2. ООП ООО Пречистенской средней школы (приказ директора школы №216 от 28.12.2015 года).
3. Примерная основная образовательная программа основного общего образования: одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 г. №1/15). // Реестр примерных основных общеобразовательных программ.
4. Авторская программа по обществознанию для 5 - 9 классов Л. Н. Боголюбова. (Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова.) – М.: Просвещение, 2013 г.
5. Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Обществознание» в 2022/2023 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области.
6. Рабочая программа воспитания Пречистенской средней школы.
7.Концепция преподавания учебного предмета «Обществознание» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы.
Программа ориентирована на УМК:
1. Обществознание: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – М.: Просвещение, 2021.
Рабочая программа составлена на 34 часа (1 час в неделю). Срок реализации программы – 1 год.
Во время обучения детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо больше уделять внимания формированию компетенций, способствующих успешной социализации этой категории обучающихся в современном обществе. Важно прививать обучающимся знания об основных социальных институтах, с которыми приходится сталкиваться в повседневной жизни учреждения здравоохранения, образовательные учреждения, правоохранительные органы, органы соцобеспечения, ЖКХ, государственные и частные предприятия, знания о своих правах и регулярно проводить тренинги по решению проблемных ситуаций.
Темы проектов
1.Социальный портрет моего сверстника.
2. Знай свои права (пособие для подростка).
3. Защита правопорядка.
4. Молодой человек на рынке труда (Как найти достойную работу?).
5. Бизнес (иллюстрированный словарь).
6. Как работает современный рынок.
7. Здоровый образ жизни.
8. Советы самому себе: как улучшить свою учебную деятельность.
9. Защита прав детей, оставшихся без попечения родителей.
10. Человек долга - кто он, каков он?
11. Свободное время школьника.
Содержание учебного предмета, курса
.
Название разделов и тем
Содержание учебной темы
Темы самостоятельных работ
Оборудование
ЦОР
Введение
Повторение изученного материала за 6 класс
Стартовая работа
Мы живем в обществе
Общество как форма жизнедеятельности людей. Общественные отношения. Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе. Общественные нравы, традиции и обычаи. Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Товары и услуги. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Производство — основа экономики. Натуральное и товарное хозяйство. Материальные (экономические) блага. Затраты производства. Обмен. Торговля и её формы. Реклама — двигатель торговли. Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи. Активы и пассивы. Личный финансовый план. Богатство материальное и духовное. Прожиточный минимум. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Значение интересов в продвижении человека по социальной лестнице. Положение человека в обществе в зависимости от группы, в которую он входит. Профессиональный успех и положение в обществе. Государство, его существенные признаки. Функции государства. Внутренняя и внешняя политика государства. Закон устанавливает порядок в обществе. Закон стремится установить справедливость. Закон устанавливает границы свободы поведения. Культура вокруг нас. Культурный человек.
https://resh.edu.ru/
https://www.yaklass.ru/
https://interneturok.ru/
Наша Родина - Россия
Наше государство—Российская Федерация. Русский язык как государственный. Патриотизм.
Государственные символы России. Герб, флаг, гимн. История государственных символов России. Конституция как основной закон страны. Конституция РФ как юридический документ. Гражданственность. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Россия — многонациональное государство. Национальность человека. Народы России — одна семья. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения. Долг и обязанность. Зачем нужна регулярная армия. Военная служба. Готовить себя к исполнению воинского долга.
https://resh.edu.ru/
https://www.yaklass.ru/
https://interneturok.ru/
Защита проектов.
Итоговое обобщение. Итоговая контрольная работа.
Тематическое планирование
Название темы
Количество часов
Планируемые образовательные результаты (научится/ получит возможность научиться)
Введение
1
Вспомнит основные итоги прошлого года обучения. Познакомится с основным содержанием курса 7 класса. Наметит перспективу совершенствования умений и навыков в процессе учебной деятельности. Проверит уровень освоения материала за курс 6 класса.
Мы живем в обществе
20
Научится: называть различные виды правил; приводить примеры индивидуальных и групповых привычек; определять, как права человека связаны с его потребностями; какие группы прав существуют; что означает выражение «права человека закреплены в законе»; почему человеческому обществу нужен порядок; каковы способы установления порядка в обществе; в чём смысл справедливости; почему свобода не может быть безграничной;, почему нужна регулярная армия; что такое дисциплина, каковы последствия нарушения дисциплины; признаки противоправного поведения, особенности наказания несовершеннолетних; какие органы называются правоохранительными и какие задачи оно решают. характеризовать роль потребителя и производителя в экономике; описывать различные формы организации хозяйственной жизни, составляющие квалификации работника; характеризовать факторы, влияющие на размер зарплаты работника; раскрывать роль производства в удовлетворении потребностей общества; объяснять значение разделения труда в развитии производства; различать общие, постоянные и переменные затраты производства; объяснять значение бизнеса в экономическом развитии страны; характеризовать особенности предпринимательской деятельности; объяснять условия осуществления обмена в экономике; характеризовать торговлю и её формы; раскрывать роль рекламы в развитии торговли; описывать виды денег; описывать закономерность изменения потребительских расходов семьи в зависимости от доходов; характеризовать виды страховых услуг. Знать определения понятий «страна», «государство»; признаки государства. Знать определение понятий «закон», «свобода», «ответственность».Знать определение понятия «культура», виды культуры, способы приобщения к культуре.Получит возможность научится: работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное. исследовать несложные практические ситуации, связанные с выполнением социальных ролей потребителя и производителя, связанные с достижением успеха в бизнесе; объяснять взаимосвязь квалификации, количества и качества труда; выражать собственное отношение к бизнесу с морально – этических позиций; оценивать своё поведение с точки зрения рационального покупателя.
Наша Родина - Россия
9
Научится: объяснять смысл понятия «субъект Российской Федерации», знать и называть статус субъекта РФ, в котором находится школа. Характеризовать особенности России как многонационального государства. Раскрывать функции русского языка как государственного. Описывать основные государственные символы РФ, знать текст гимна РФ. Объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданин».Знать и иллюстрировать примерами основные права гражданина РФ. Называть основные обязанности граждан РФ. Приводить примеры добросовестного выполнения гражданских обязанностей. Характеризовать и конкретизировать примерами этнические и национальные различия. Показывать на конкретных примерах исторического прошлого и современной жизни российского общества проявление толерантного отношения к людям разных национальностей.Получит возможность научится: работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное. исследовать несложные практические ситуации.
Защита проектов
1
Сбор и анализ информации, представление её перед классом.
Итоговое обобщение. Итоговая контрольная работа.
3
Повторить учебный материал за курс 7 класса.
Календарно-поурочное планирование
Дата
№ (п/п)
Тема урока
Самостоятельные, контрольные, практические работы
Используемое оборудование ЦОР на уроке
План
Факт
1
Введение.
Стартовая работа
2
Как устроена общественная жизнь.
Общество и его законы
https://resh.edu.ru/subject/24/7
3
Что значит жить по правилам.
4
Общественные нравы, традиции и обычаи. Правила этикета и хорошие манеры.
5
Экономика и её основные участники.
Экономическая сфера жизни
https://resh.edu.ru/subject/24/7/
6
Натуральное и товарное хозяйство. Потребители и производители.
7
Производственная деятельность человека.
Производство
https://resh.edu.ru/subject/24/7/
8
Новые технологии и их возможности. Выручка и прибыль производителя.
9
Обмен, торговля, реклама.
Торговые отношения
https://resh.edu.ru/subject/24/7/
10
Практикум по теме «Обмен, торговля, реклама».
Практикум
11
Домашнее хозяйство.
Доходы и их использование
https://resh.edu.ru/subject/24/7/
12
Семейное потребление. Семейный бюджет.
13
Бедность и богатство.
14
Человек в обществе: труд и социальная лестница.
15
Практикум по теме «Человек в экономических отношениях».
Практикум
16
Зачем людям государство.
17
Почему важны законы.
18
Свобода и ответственность.
19
Культура и её достижения.
20
Культурный человек.
21
Повторительно-обобщающий урок по теме «Мы живём в обществе».
Контрольная работа
22
Наша страна на карте мира.
23
Государственные символы России.
24
Конституция Российской Федерации.
25
Гражданин России.
26
Практикум по теме «Права и обязанности гражданина Российской Федерации».
Практикум, работа с текстом Конституции РФ
27
Мы - многонациональный народ.
28
Многонациональная культура России. Межнациональные отношения.
29
Защита Отечества.
30
Повторительно – обобщающий урок по теме «Наша Родина – Россия».
31
Защита проектов.
32
Итоговое обобщение.
33
Итоговое обобщение.
34
Итоговая контрольная работа.
Планируемые результаты изучения обществознания в 7 классе
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета «Обществознание» в основной школе
Важнейшие личностные результаты, формируемые при изучении обществознания:
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни через вовлечение школьников в активную деятельность, участие в различных социальных проектах,
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны,
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и
уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями,
Метапредметные результаты, формируемые при изучении обществознания:
•умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата) путем написание докладов, рефератов и т.п.;
•умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
•способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей путем проведения ролевых игр;
•овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следование этическим нормам и правилам ведения диалога через участие в дискуссиях, диспутах, конференциях;
•умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения;
9) самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);
Предметные результаты по обществознанию:
В познавательной сфере
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей, что обеспечивается самим содержанием курса;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности путем участия в различных социальных проектах;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия;
• давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей.
В ценностно-мотивационной сфере
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
В трудовой сфере
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних путем изучение Трудового кодекса;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества через участие в общественно-полезном труде, производственные экскурсии и т.п.
В эстетической сфере
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания через межпредметные связи с историей, искусством;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества путем проведения экскурсий в музеи.
В коммуникативной сфере
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации путем создания презентаций;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, аргументировать собственную точку зрения путем проведения деловых игр;
знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов, используя помощь психолога.
Планируемые результаты изучения предмета «Обществознание»
1) формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;
2) понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития;
3) приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;
4) формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности;
5) освоение приемов работы с социально значимой информацией, её осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;
6) развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
По итогам изучения курса в 7 классе:
по разделу «Мы живем в обществе»ученик научится:
• использовать знания биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы, характеризовать основные этапы социализации, факторы становления личности;
• характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни; на примерах показывать опасность пагубных привычек, угрожающих здоровью;
• сравнивать и сопоставлять на основе характеристики основных возрастных периодов жизни человека возможности и ограничения каждого возрастного периода;
• выделять в модельных и реальных ситуациях сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;
• характеризовать собственный социальный статус и социальные роли; объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство», «гражданин»;
• знать ряд ключевых понятий об основных социальных объектах (акционерное общество, акция, ассигнация, банк, банкноты, бартер, бизнес, бюджет, валюта, выручка, гарантия, деньги, дисциплина, закон, заработная плата, капитал, квалификация, конвертируемость валют, кредит, лимитировать, лицензия, экономические блага, монета, мораль, налоги, номинал, нообряд, обычай, оптимизация, пакт, прибыль, привычка, принцип, продукт, производительность труда, процент по банковским вкладам, рантье, рациональный выбор, ресурсы, рынок, самоконтроль, санкция, свобода, собственность, социальные нормы, стоимость, технология, товар, торговля, труд, финансы, функция, цена, эквивалент, , экономика, этикет); описывать явления социальной действительности с опорой на эти понятия;
выполнять социальные роли в пределах своей дееспособности;
находить нужную социальную информацию в адаптированных источниках; адекватно её воспринимать, применяя изученные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать) имеющиеся данные, соотносить их собственными знаниями;
давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
понимать побудительную роль мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значение в жизни человека и развитии общества;
знать основные нравственные и правовые правила, понимать их роли как решающих регуляторов общественной жизни; уметь применять эти нормы и правила к анализу и оценке простейших реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
понимать значения трудовой деятельности для личности и для общества;
знать основные возможности для коммуникации в современном обществе; уметь использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
различать факты и оценочные суждения на простейших примерах;
взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
знакомиться с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов;
приводить простейшие примеры с опорой на личный социальный опыт; ценностные ориентиры, основанные: - на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; - на отношении к человеку, его правам и свободам как к высшей ценности; - на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; - на ценности образования для будущего личности и общества; - на убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций.
• демонстрировать понимание особенностей и практическое владение способами коммуникативной, практической деятельности, используемыми в процессе познания человека и общества.
Ученик получит возможность научиться:
формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;
использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности;
описывать реальные связи и зависимости между воспитанием и социализацией личности.
анализировать несложные практические ситуации, связанные с деятельностью человека;
осуществлять выбор верных критериев для сравнения, сопоставления социальных объектов;
осуществлять поиск социальной информации по заданной теме в источниках различного типа (в том числе неадаптированных);
критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете;
на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;
сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные, временные ресурсы.
по разделу «Наша Родина -Россия»ученик научится:
определять понятие «федерация»;
объяснять, что значит быть патриотом;
определять государственные символы;
определять права и обязанности гражданина РФ;
с уважением относиться к образу жизни и культуре разных народов.