Тематический план построен по модульному принципу и включает в себя пять тематических модулей. В каждом тематическом модуле общие цели изучения учебного предмета и требования к результатам освоения темы учебного предмета декомпозируются с учетом изучаемого содержания. Обязательным элементом тематического модуля является поурочное планирование, в котором весь учебный материал темы разделен на дидактические единицы-уроки. Количество уроков соответствует общему количеству часов, отведенному на изучение данной темы.
- указаны виды учебной деятельности, сгруппированные в деятельность: познавательную, информационно-коммуникативную и рефлексивную;
- определена форма текущего контроля.
класс |
Раздел. Тема | Введение. Человек |
Количество часов на изучение темы | 7 часов |
Цель и задачи изучения темы | Познакомить с задачами и структурой курса; сравнить предмет и содержание дисциплин «История» и «Обществознание». Дать представление о сущности природы человека, об отличиях человека от животных; познакомить с характерными физическими и психологическими чертами подростков; дать представление о том, как переходный возраст влияет на процесс социализации подростка; познакомить с законами и осоденностями общения. |
Требования к результатам освоения темы учебного предмета (курса) | Личностные: - мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества; заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны; ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями. Регулятивные: Коммуникативные: умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам; овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога; Познавательные: использование элементов причинно-следственного анализа; исследование несложных реальных связей и зависимостей; определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов; поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; подкрепление изученных положений конкретными примерами; оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований; определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения. |
Поурочное планирование изучения темы |
№ урока в теме, дата проведения | Наименование темы урока, включая тематический учет уровня освоения программы Оборудование урока | Понятийный аппарат Основные элементы содержания урока | Основные виды деятельности учащихся (на уровне учебных действий) | Формы текущего контроля |
Познавательная | Информационно-коммуникативная | Рефлексивная | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. | Введение в изучение курса. Оборудование урока: Пакет с рабочим материалом для работы в группах, проектор, мультимедийная презентация | Понятия: общество, обществознание, РФ, Конституция, Президент РФ, госсимволы, добро. Основное содержание: Значение изучения общества для человека. Науки, изучающие развитие общества. Сферы жизни общества. Материал по УМК: учебник, с.5-8, рабочая тетрадь с.6 | Знать значение, использование термина «обществознание». Иметь представление о связи обществознания с другими науками | Уметь объяснять, почему нужно изучать обществознание; характеризовать некоторые общественные процессы. | Осуществлять контроль и оценку своей деятельности на уроке в ходе рефлексии. | Беседа по вопросам, работа с иллюстрациями, мини-сочинение на тему «Мое знакомство с новым предметом». |
2, 3 | Загадка человека Оборудование урока: карточки с заданием для работы в парах, пакет с рабочим материалом для работы в группах, проектор, мультимедийная презентация | Понятия: человек, социальное существо, наследственность, инстинкты, эмоции Основное содержание: Наука о происхождении человека. Теории происхождения человека. Цели и ценность человеческой жизни Материал по УМК: учебник с.10-15, рабочая тетрадь с. 7. | Знать основные теории происхождения человека. Раскрывать на конкретных примерах цели и ценность человеческой жизни. | Объяснять, как происходило развитие первобытного человека в человека разумного современного вида. Характеризовать особенности познания человеком окружающего мира и самого себя. | Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале | Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий, моделирование ситуаций и их анализ. |
4, 5 | Отрочество – особая пора Оборудование урока: Учебник Рабочая тетрадь Презентация Дидактический раздаточный материал | Понятия: личность, подросток, отрочество, взросление Основное содержание: Семья и семенные отношения. Семья под защитой государства. Семейный кодекс. Виды семей. Отношения между поколениями. Семейные ценности и нормы. Материал по УМК: учебникс.15-23 | Описывать отрочество как особую пору жизни. | Раскрывать на конкретных примерах значение самостоятельности как показателя взрослости. | Работать с текстом учебника по заданиям. Выделять параметры для проведения сравнения объектов, явлений, составлять сравнительную таблицу, делать выводы. Осуществлять контроль и оценку своей деятельности на уроке в ходе рефлексии. | Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий, моделирование ситуаций и их анализ. |
6 | Учимся общаться (практикум) Оборудование урока: Пакет с рабочим материалом для работы в группах, проектор, мультимедийная презентация | Понятия: общение, конфликт Основное содержание: Материал по УМК: учебник с.21-23, рубрика «В классе и дома» | Понимать, уяснить цели и ценность человеческой жизни и человеческого общения. | Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности | Осуществлять контроль и оценку своей деятельности на уроке в ходе рефлексии. | Умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике |
7 | Контрольная работа по теме «Человек» | | Использовать приобретенные знания и умения по изученной теме. | Выражать собственную точку зрения на значение семьи и семейных ценностей.. Аргументировать свою точку зрения. | Самостоятельная организация учебной деятельности в решении поставленной учебной задачи. | Выполнение заданий контрольной работы |
Раздел. Тема | Семья |
Количество часов | 7 часов. |
Цель и задачи изучения темы | Дать представление о том, какую роль семья играет в жизни человека; объяснить, зачем люди создают семьи; охарактеризовать типы семей; показать отношение государства к семье; раскрыть значение понятий семья, счастливая семья, семейные ценности |
Требования к результатам освоения программы учебного предмета (курса) | Личностные: - мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества; заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны; ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями. Регулятивные: Коммуникативные: умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам; овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога; Познавательные: использование элементов причинно-следственного анализа; исследование несложных реальных связей и зависимостей; определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов; поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; подкрепление изученных положений конкретными примерами; оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований; определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения. |
Поурочное планирование изучения темы |
№ урока в теме, дата проведения | Наименование темы урока, включая тематический учет уровня освоения программы Оборудование урока | Понятийный аппарат Основные элементы содержания урока | Основные виды деятельности учащихся (на уровне учебных действий) | Формы текущего контроля |
Познавательная | Информационно-коммуникативная | Рефлексивная | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1,2 | Семья и семейные отношения Оборудование урока: Учебник Рабочая тетрадь Презентация Дидактический раздаточный материал | Понятия: семья, счастливая семья, семейные ценности, родители, дети, авторитет Основное содержание: Семья и семенные отношения. Семья под защитой государства. Семейный кодекс. Виды семей. Отношения между поколениями. Семейные ценности и нормы. Материал по УМК: учебникис. 26-32. | Показывать на конкретных примерах меры государственной поддержки семьи. Сравнивать двухпоколенные и трехпоколенные семьи. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с отношениями в семье, типичными для разных стран и исторических периодов. | Выражать собственную точку зрения на значение семьи. Аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом | Целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную | Устные ответы, задания в рабочей тетради, творческое задание. |
3,4 | Семейное хозяйство Оборудование урока: Учебник Рабочая тетрадь Презентация Дидактический раздаточный материал | Понятия: домашнее хозяйство, семейный бюджет Основное содержание: Семейное хозяйство. Забота и воспитание в семье. Распределение обязанностей. Обязанности подростка. Рациональное ведение хозяйства Материал по УМК: учебник с. 33-39, рабочая тетрадь, с. 19. | Характеризовать совместный труд членов семьи. Сравнивать домашнее хозяйство городского и сельского жителя. Описывать собственные обязанности в ведении семейного хозяйства | Выражать собственную точку зрения на значение семьи. Аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом | Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; составлять план действий; осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления | Работа в группах, устные ответы, задания в тетради. |
5,6 | Свободное время (практикум) Оборудование урока: Учебник Рабочая тетрадь Презентация Дидактический раздаточный материал Презентации «Мое хобби» | Понятия: Основное содержание: Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер. Увлечения человека. Значимость здорового образа жизни. Материал по УМК: | Исследовать несложные практические ситуации, связанные с проведением подростками свободного времени. Описывать и оценивать собственные увлечения в контексте возможностей личностного развития. Характеризовать значимость здорового образа жизни | Выражать собственную точку зрения на значение правильной организации свободного времени. Аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом. | Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; составлять план действий; осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. | Творческие задания, работа в группах. Презентации. |
7 | Контрольная работа по теме «Семья» Оборудование урока: Тестовый раздаточный материал | | Использовать приобретенные знания и умения по изученной теме. | Выражать собственную точку зрения на значение семьи и семейных ценностей.. Аргументировать свою точку зрения | Самостоятельная организация учебной деятельности в решении поставленной учебной задачи | Выполнение заданий контрольной работы |
Раздел. Тема | Школа |
Количество часов | 8 часов. |
Цель и задачи изучения темы | Познакомить с системой современного школьного образования; показать различия современной школы и старой русской, роль знаний в формировании личности; объяснить смысл получения образования; дать представление о сложности процесса передачи знаний и их восприятия; раскрыть значение понятий образование, школа, алгоритм. |
Требования к результатам освоения программы учебного предмета (курса) | Личностные: - мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества; заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны; ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями. Регулятивные: Коммуникативные: умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам; овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога; Познавательные: использование элементов причинно-следственного анализа; исследование несложных реальных связей и зависимостей; определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов; поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; подкрепление изученных положений конкретными примерами; оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований; определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения. |
Поурочное планирование изучения темы |
№ урока в теме, дата проведения | Наименование темы урока, включая тематический учет уровня освоения программы Оборудование урока | Понятийный аппарат Основные элементы содержания урока | Основные виды деятельности учащихся (на уровне учебных действий) | Формы текущего контроля |
Познавательная | Информаци онно-коммуникатив ная | Рефлексив ная | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | Образование в жизни человека Оборудование урока: Учебник Рабочая тетрадь Презентация Дидактический раздаточный материал Закон об образовании | Понятия: образование, школа, алгоритм, ступени образования, ВУЗы Основное содержание: Образование и самообразование. Учеба – основной труд школьника. Учение вне стен школы. Умение учиться. Материал по УМК: учебник, парагр.6, рабочая тетрадь. | Характеризовать учёбу как основной труд школьника. Опираясь на примеры из художественных произведений, выявлять позитивные результаты учения. С опорой на конкретные примеры характеризовать значение самообразования для человека. Оценивать собственное умение учиться и возможности его развития. Выявлять возможности практического применения получаемых в школе знаний | Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы. | Оценивать собственное умение учиться и возможности его развития. Выявлять возможности практического применения получаемых в школе знаний. Оценивать собственное умение общаться с одноклассниками и друзьями. | Устный опрос, задания в рабочей тетради, работа с рубрикой «В классе и дома». |
2 | Резервный урок | | | | | |
3 | Образование в жизни человека Оборудование урока: Учебник Рабочая тетрадь Презентация Дидактический раздаточный материал Художественные произведения (отрывки) | Понятия: образование, школа, алгоритм. Основное содержание: Образование и самообразование. Учеба – основной труд школьника. Учение вне стен школы. Умение учиться. Материал по УМК: учебник, парагр.6, рабочая тетрадь с.32-34. | Характеризовать учёбу как основной труд школьника. Опираясь на примеры из художественных произведений, выявлять позитивные результаты учения. С опорой на конкретные примеры характеризовать значение самообразования для человека. Оценивать собственное умение учиться и возможности его развития. Выявлять возможности практического применения получаемых в школе знаний | Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы | Оценивать собственное умение учиться и возможности его развития. Выявлять возможности практического применения получаемых в школе знаний. Оценивать собственное умение общаться с одноклассниками и друзьями. | Устный опрос, задания в рабочей тетради, работа с рубрикой «В классе и дома». |
4,5 | Образование и самообразование Оборудование урока: Пакет с рабочим материалом для работы в группах; проектор; мультимедийная презентация | Понятия: Основное содержание: Образование и самообразование. Учеба – основной труд школьника. Учение вне стен школы. Умение учиться. Материал по УМК: учебник с.58-64, рабочая тетрадь с.34-35 | Исследовать несложные практические ситуации. Описывать и оценивать собственные суждения о пользе образования и самообразования в контексте возможностей личностного развития. Характеризовать значимость образования и самообразования в жизни человека. | Выражать собственную точку зрения на значение образования. Аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом. | Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; составлять план действий; осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. | Составление схемы, мини дискуссия о роли самообразования, работа в группах с последующей проверкой задания, фронтальная беседа, анализ иллюстративного материала, проектирование выполнения д/з. |
6,7 | Одноклассники, сверстники, друзья Оборудование урока: Пакет с рабочим материалом для работы в группах; проектор; мультимедийная презентация | Понятия: друг, товарищ, сверстник Основное содержание: Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Дружный класс Материал по УМК: учебник с.64-71, рабочая тетрадь с.43-45 | Понимать роль основных нравственных и правовых понятий как решающих регуляторов общественной жизни. Формировать основы смыслового чтения учебных и познавательных текстов. | Выслушивать мнения членов команды, работая над проектом. Доносить свою точку зрения до оппонентов, отстаивать ее. | Оценивать собственное умение общаться с одноклассниками; прогнозировать результат и уровень отношения к самому себе как к субъекту деятельности. | Составление схемы, работа в группах с последующей проверкой задания, фронтальная беседа, анализ иллюстративного материала. |
6 | Контрольная работа по теме «Школа» Оборудование урока: Раздаточный тестовый материал. | Понятия: Основное содержание: Материал по УМК: | Использовать приобретенные знания и умения по изученной теме | Выражать собственную точку зрения на значение семьи и семейных ценностей.. Аргументировать свою точку зрения | Самостоятельная организация учебной деятельности в решении поставленной учебной задачи | Выполнение заданий контрольной работы |
Раздел. Тема | Труд |
Количество часов | 4 часа. |
Цель и задачи изучения темы | |
Требования к результатам освоения программы учебного предмета (курса) | Личностные: - мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества; заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны; ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями. Регулятивные: Коммуникативные: умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам; овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога; Познавательные: использование элементов причинно-следственного анализа; исследование несложных реальных связей и зависимостей; определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов; поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; подкрепление изученных положений конкретными примерами; оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований; определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения. |
Поурочное планирование изучения темы |
№ урока в теме, дата проведения | Наименование темы урока, включая тематический учет уровня освоения программы Оборудование урока | Понятийный аппарат Основные элементы содержания урока | Основные виды деятельности учащихся (на уровне учебных действий) | Формы текущего контроля |
Познавательная | Информаци онно-коммуникативная | Рефлексивная | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | Труд – основа жизни Оборудование урока: Пакет с рабочим материалом для работы в группах, проектор, мультимедийная презентация | Понятия: Основное содержание: Труд – основа жизни. Содержание и сложность труда. Результаты труда. Заработная плата. Труд – условие благополучия человека. Благотворительность и меценатство. Материал по УМК: учебник с.74-81, рабочая тетрадь с.47-48 | Научиться различать виды труда; понимать значение трудовой деятельности для личности и для общества; знать основные нравственные и правовые понятия, нормы и правила, понимать их роль как решающих регуляторов общественной жизни. | Слушать других, пытаться принимать чужую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | Устанавливать целевые приоритеты; проводить контроль в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона и внесения необходимых коррективов. | Творческие задания, работа в группах. Презентации. Работа в рабочей тетради. |
2,3 | Труд и творчество Оборудование урока: Пакет с рабочим материалом для работы в группах, шаблон «дерева творчества» и его элементов, проектор, мультимедийная презентация | Понятия: труд, творчество, духовные ценности, материальные ценности Основное содержание: Труд и творчество. Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве Материал по УМК: учебник с.81-89, рабочая тетрадь с. 54-57 | Различать творчество и ремесло. Раскрывать признаки мастерства на примерах творений известных мастеров | Развивать умение обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений | Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. | Составление схемы, работа в группах с последующей проверкой задания, фронтальная беседа, анализ иллюстративного материала. Творческое задание. |
4 | Учимся творчеству(практикум) Оборудование урока: Пакет с рабочим материалом для работы в группах, словари, дополнительный материал (в т.ч. иллюстративный), материалы Интернета, листы бумаги, карандаши, проектор, мультимедийн презентация. | Понятия: труд, творчество, духовные ценности, материальные ценности Основное содержание: творчество в науке и искусстве Материал по УМК: рабочая тетрадь с. 54-57 | Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приемы решения поставленных задач. | Участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познават задач. | Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действия. | Работа в группах, презентации, творческие задания. |
Раздел. | Родина |
Количество часов | 9 часов. |
Цель и задачи изучения темы | Познакомить с понятием «Родина»; объяснить, что значит быть патриотом и почему русский язык является государственным в РФ; учить называть субъекты РФ, их права, опираясь на учебный материал. Дать представление о том, какую роль играют госсимволы России в жизни каждого человека, объяснить причины их появления. Познакомить с социальным статусом гражданина, его конституц правами и обязанностями. |
Требования к результатам освоения программы учебного предмета (курса) | Личностные: - мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества; заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны; ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями. Регулятивные: Коммуникативные: умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам; овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога; Познавательные: использование элементов причинно-следственного анализа; исследование несложных реальных связей и зависимостей; определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов; поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; подкрепление изученных положений конкретными примерами; оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований; определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения. |
Поурочное планирование изучения темы |
№ урока в теме, дата проведения | Наименование темы урока, включая тематический учет уровня освоения программы Оборудование урока | Понятийный аппарат Основные элементы содержания урока | Основные виды деятельности учащихся (на уровне учебных действий) | Формы текущего контроля |
Познавательная | Информационно-коммуникативная | Рефлексивная | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1,2 | Наша родина - Россия Оборудование урока: Пакет с рабочим материалом для работы в группах, проектор, мультимедийная презентация | Понятия: Федерация, патриотизм, патриот Основное содержание: Наша родина - Россия, Российская Федерация. Субъекты Федерации. Многонациональное государство. Русский язык — государственный. Любовь к Родине. Что значит быть патриотом Материал по УМК: учебник с. 92-98, рабочая тетрадь с. 62-63 | Освоят основные нравственные и правовые понятия, нормы и правила; научатся понимать роль основных нравственных и правовых понятий как решающих регуляторов общественной жизни. | Обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решения; осуществлять расширенный поиск информации в различных источниках; анализировать, сравнивать и обобщать факты и явления. | Оценивать собственное умение общаться с одноклассниками; прогнозировать результат и уровень отношения к самому себе как к субъекту деятельности. | Стихи о Родине, записи в тетрадях, устные ответы |
3 | Государственные символы России. Оборудование урока: Пакет с рабочим материалом для работы в группах, проектор, мультимедийная презентация. Копии текста гимна РФ | Понятия: Герб, гимн, флаг, скипетр, держава Основное содержание: Государственные символы России. Герб, государственные праздники. История государственных символов. Москва — столица России Материал по УМК: Учебник . 99-106, рабочая тетрадь с.68-69 | Знать основные государственные символы Российской Федерации. Знать текст гимна РФ. | Использовать дополнительные источники информации для создания коротких информационных материалов, посвящённых государственным символам России. Составлять собственные информационные материалы о Москве — столице России | Составлять собственные информационные материалы о Москве — столице России. Представлять их в виде таблица, схемы, описания. | Знание Гимна РФ, устные ответы, знание госсимволов, задания в рабочей тетради. Работа с рубрикой «Подумай и ответь», «Путешествие в прошлое». |
4,5 | Гражданин России Оборудование урока: Пакет с рабочим материалом для работы в группах, проектор, мультимедийная презентация. | Понятия: права, обязанности, Конституция, Конвенция, патриот, гражданин, патриотизм Основное содержание: Гражданин Отечества достойный сын. Права граждан России. Обязанности граждан. Гражданственность. Юные граждане России: какие права человек получает от рождения Материал по УМК: учебник с. 107-112, рабочая тетрадь с.70 | Научатся объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданин» РФ; понимать роль основных нравственных и правовых понятий как решающих регуляторов общественной жизни, применять эти нормы и правила при анализе и оценке реальных социальных ситуаций | Называть и иллюстрировать примерами основные права граждан РФ. Называть основные обязанности граждан РФ. Приводить примеры добросовестного выполнения гражданских обязанностей. Приводить примеры и давать оценку проявлениям гражданственности, представленным в СМИ. | Выстраивать алгоритм действий; осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать факты и явления | Устные ответы, работа в группах, записи в рабочих тетрадях. Самостоятельная работа с рубрикой «Подумай и ответь». Работа с таблицей. |
6 | Мы – многонациональный народ Оборудование урока: Пакет с рабочим материалом для работы в группах, проектор, мультимедийная презентация. | Понятия: нация, народность, толерантность, многонациональный Основное содержание: Россия многонациональное государство. Национальность человека. Народы России — одна семья. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения Материал по УМК: учебник с. 112-118, рабочая тетрадь с. 74 | Характеризовать и конкретизировать примерами этнические и национальные различия. Показывать на конкретных примерах исторического прошлого и современной жизни российского общества проявления толерантного отношения к людям разных национальностей | Точно и грамотно выражать свои мысли; отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии. | Формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков с целью осознания культурного богатства и своеобразия различных народов; проводить мини-исследования. | Задания в рабочей тетради, устный опрос. Беседа. |
7 | Контрольная работа по теме «Родина» Оборудование урока: Раздаточный тестовый материал | | Использовать приобретенные знания и умения по изученной теме | Выражать и аргументировать собственную точку зрения , отстаивать ее. Доказывать. | Самостоятельная организация учебной деятельности в решении поставленной учебной задачи | Выполнение заданий контрольной работы |
8 | Итоговое повторение и контроль Оборудование урока: Принадлежности для рисования; пакет с рабочим материало | Понятия: человек, школа, труд, Родина Основное содержание: особый возраст – Отрочество. Моя семья. Моя родословнаяю Досуг подростков. Что такое жизненный успех. История российского герба. Человек – творец добрых дел. Материал по УМК: | Учащиеся научатся исследовать несложные связи и зависимости; определять сущностные характеристики изучаемого объекта. | Закрепить навыки учебного сотрудничества в ходе групповой и индивидуальной работы; строить рассуждения в форме простых суждений об объекте, его свойствах и связах. | Умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике | Защита проектов. |
9 | Резервный урок | | | | | |