№№ | Тема урока | Количество часов | Дата проведения | Основные понятия | Знания и умения | Виды контроля. Измерители | Домашнее задание |
1 | Вводный урок | | | | Знать понятие «социальные науки». Развивать умение поиска нужной информации по заданной теме в источниках разного типа. | | Стр. 5,6, новые понятия. |
Глава 1. Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность. |
2 | Наука и философия. | | | Философия. Философский плюрализм, умозрительная деятельность. Социально – гуманитарные науки, социология, политология, социальная психология, предмет науки. | Развивать умения: определять сущностные характеристики изучаемого объекта. Извлекать необходимую информацию из источников. | Работа со словарем Дискуссия: «Можно ли познать общество, в котором живешь?» | §1, стр. 7-11, задания 1,2 на стр.15. |
3 | Специфика философского знания, связь с историей. | | | Развивать умения: - критически осмысливать разнородную информацию и формулировать на этой основе собственные заключения и оценочные суждения | Работа с источником (учебник, стр. 16 - 17). | §1, стр. 11-15, новые понятия. Документ на стр. 16. |
4 | Человек и общество в ранних мифах. | | | Миф. Мифологическое сознание. Восточная философия. Даосизм. Буддизм, Конфуцианство. Ведизм. Реинкарнация. Йога. Дао, Логос. Философия Древней Греции. | Развивать умения: перевода информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу). Выступления с сообщениями. | Сообщения учащихся, работа с документами (учебник, стр. 25 - 26). | §2, стр. 17-20, задания на стр. 25, новые понятия. |
5 | Человек и общество в первых философских учениях. | | | Выполнение заданий. | §2, стр. 20-24, задания на стр. 25 |
6 | Философия древней Греции. | | | | §2, сообщения, документ на стр. 25. |
7 | Философия и общественные науки в Новое время. | | | Гуманизм. Разделение властей. Социалистический идеал. Марксизм. Технократизм. Экзистенциализм. Социальная статика. Социальная динамика. Теория общественного договора. Гражданское общество. Трудовая теория стоимости. Утопический социализм. Марксизм. | Развивать умения: поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах. Сообщения учащихся, работа с источниками | Сообщения учащихся, работа с источниками. | §3, стр. 26-30, задания 1-3, на стр. 36. |
8 | Утопический социализм и марксизм. | | | Сообщения учащихся, работа с источниками | §3, стр. 30- 35, документ на стр. 36. |
9 | Философия и общественные науки в Новейшее время. | | | Работа с документами. | §3, новые понятия |
10 | История русской философской мысли. | | | Западники, славянофилы, ленинизм, культурный раскол, цивилизация догоняющего типа | Развивать умения: - поиска нужной информации по заданной теме. | Составить таблицу «Русская философская мысль XIX – XX вв.». | §4, стр. 38-42, сообщения |
11 | Цивилизационный путь России. | | | Учимся писать эссе. | §4, стр. 43-45, задания и документ на стр. 45-47. |
12 | Деятельность в социально-гуманитарной среде. | | | Профессии социально – гуманитарного профиля. Социолог. Психолог. Социальный педагог. Общественные потребности. Рынок труда. | Развивать умения: - систематизации полученных знаний. Уметь характеризовать различные профессии. Уметь пользоваться различными источниками информации и систематизировать материал. | Работа с различными источниками информации. | §5, стр. 48-51,1-3, на стр. 65. |
13 | Профессии социально-гуманитарной направленности. | | | Проверка домашнего задания. | §5, стр. 51-55, задания 4,5 на стр. 65. |
14 | Профессия социолог, психолог. | | | | §6, стр.55-60, документ на стр.66. |
15 | Профессия преподаватель, социальный педагог. | | | | §6, стр. 60- 64, новые понятия. Стр. 67-69. |
16 | Практическая работа | | | | Развивать умения: - систематизации полученных знаний. Уметь характеризовать различные профессии. Уметь пользоваться различными источниками информации и систематизировать материал. | Тестовая работа по теме «Социально – гуманитарные знания и профессиональная деятельность» | Задания на стр. 69-70, эссе. |
17 | Итоги по главе 1. | | | Все понятия по теме. | | Тестирование. | Задания на стр. 67-69. |
18 | Самостоятельная работа. | | | | | Работа с документами в группах. | Стр. 66-68. |
Глава 2 Общество и человек. |
19 | Происхождение человека. | | | Биосоциальная система. Общество. Человечество. Антропогенез. Социальная память. Гоминиды. Общественные отношения. | Развивать умения: характеризовать с научной позиции основные явления. Критически осмысливать разнородную информацию и формулировать на этой основе собственные заключения. | Составить таблицу «Теории происхождения человека». | §7, стр. 70-75. Задания на стр. 78. |
20 | Человечество как результат биологической и социокультурной революции. | | | Эссе. Стр. 78 – 79, вопрос 2. | §7, стр. 75-78, новые понятия. |
21 | Человек и человечество. | | | Проверка домашнего задания. | Стр. 79-81, работа с источником |
22 | Сущность человека как проблема философии. | | | Деятельность. Структура деятельности. Язык, мышление. Философская антропология. Субъектность. Субъективность | Знать все понятия. Уметь сопоставлять различных научных подходов - поиска информации в источниках различного типа | Выполнение заданий на стр.78. | §8, стр. 80-85.задания на стр. 88. |
23 | Человек – биосоциальная система. | | | Составить таблицу «Взгляды философов на сущность человека». | §8, стр. 85-88, документ на стр. 89. |
24 | Общество и общественные отношения. | | | Общество. Социум, общественные отношения. Культура. | Знать основные понятия. Уметь объяснять внутренние и внешние связи изученных социальных объектов. Устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений. | Составить словарик терминов. | §9, новые понятия. |
25 | Общественные отношения. | | | Работа с документом, учебник, страница 98 – 99. | §9, задания и источник на стр. 97-99. |
26 | Общество как развивающаяся система. | | | Общество как система. Общественный институт. Сфера жизни общества. Экономическая сфера. Политическая сфера. Социальная сфера. Духовная сфера. Способ производства. Стабильность. | Знать основные понятия. Уметь систематизировать изученные факты, ставить проблему и находить пути ее решения | Составить схему «Структура социальной системы общества». | §10, стр. 99-102, задания 2,3 на стр.106-107. |
27 | Изменчивость и Стабильность. | | | Фронтальный опрос. Работа с понятиями. | §10, стр. 102-106, новые понятия, документ на стр. 108. |
28 | Типология общества. | | | Традиционное общество. Индустриальное общество. Постиндустриальное общество. Индустриализация. Экономическое и внеэкономическое принуждение. Формации. Цивилизация. Культура. Цивилизационный и формационный подход. | Знать все понятия. Уметь объяснять внутренние и внешние связи изученных социальных объектов. Устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями | Составить словарик терминов. | §11, стр. 109-112, схема. |
29 | Индустриальное общество. | | | Составить схему «Структура социальной системы общества». | §11, стр. 112-117, новые понятия. |
30 | Восток и Запад в диалоге культур. | | | Проверка домашнего задания. Работа с источником. | §12, стр. 117-125, задания на стр. 126. |
31 | Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеории. | | | Локальная цивилизация. Общественно-экономическая цивилизация. Постиндустриальное общество. Культурно-исторический тип. Базис. Надстройка | Знать все понятия. Развивать умения: - критически осмысливать разнородную информацию и формулировать на этой основе собственные заключения и оценочные суждения. | Работа с документами. | §13, стр. 126-131, документ на стр.135, новые понятия. |
32 | Теория общественно-экономических формаций и постиндустриального общества. | | | Учимся писать эссе. | §13, стр. 131-133, задание 3 на стр. 134. |
33 | Исторический процесс. | | | Исторический прогресс. Социальная динамика. Эволюция. Социальная революция. Реформа. Факторы изменения социума. Исторические личности. Социальные объединения. Общественные организации. | Развивать умения: критически осмысливать разнородную информацию и формулировать на этой основе собственные заключения и оценочные суждения | Устный опрос. | §14, новые понятия. |
34 | Роль народа в историческом процессе. | | | Представление сообщений. | §14, документ на стр. 144, сообщения. |
35 | Роль личности в истории. | | | Представление сообщений. | §14, задания на стр. 145. |
36 | Проблема общественного прогресса. | | | Прогресс. Регресс. Критерии прогресса. Многовариантность общественного развития. Историческая альтернатива. | Знать основные понятия. Уметь сопоставлять различные научные подходы. Объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных примерах. | Понятийный диктант. | §15, новые понятия. Задания на стр.156. |
37 | Критерии прогресса. | | | Решение проблемных заданий. | §15, документ на стр. 136. |
38 | Многообразие путей и форм общественного развития. | | | Работа с документами. | §15, задание 4 на стр. 155, эссе. |
39 | Свобода в деятельности человека. | | | Свобода. Абсолютная свобода. Относительная свобода. Познанная необходимость. Ответственность. Свобода выбора. Свободное общество. Предопределение. Деиндивидуализация. | Учится осмысливать опыт взаимодействия с другими людьми. Знать основные понятия. | Групповая работа. | §16, задания на стр. 163. |
40 | Свобода и ответственность. | | | Решение заданий на стр. 155. | §16, новые понятия, документ на стр.164. |
41 | Практическая работа. | | | Все понятия темы. | Знать основные понятия. Уметь объяснять внутренние и внешние связи изученных социальных объектов. Устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений. | Готовимся к ЕГЭ. | Выводы и задания на стр. 165-168, |
42 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек и общество». | | | | | Тестирование. | Повторить все понятия темы. |
Глава 3. Деятельность как способ существования людей. |
43 | Деятельность людей и ее многообразие. | | | Деятельность. Субъект и объект деятельности. Мотив. Цель. Средства. Потребности. виды потребностей. Пирамида Маслоу. Убеждения. Интересы. Виды деятельности. Творчество. | Знать основные понятия. Учится проводить мини-социологическое исследование. | Обсуждение результатов мини-социологического исследования. | §17задания 1-3 на стр. 177. |
44 | Потребности и интересы. | | | Работа с понятиями и источником. | §17, источник и задания на стр. 178. |
45 | Содержание и формы духовной деятельности. | | | Духовная деятельность. Духовные ценности. Идеальность. Аксиология. Духовная жизнь общества. Секуляризация. СМИ. Духовный мир человека. Знак. Символ. | Знать основные понятия. Развивать умения составлять развернутый план ответа. | Составление развернутого плана по вопросу «Как создаются, сохраняются и потребляются духовные ценности» | §18,задания 1,2 на стр.186. |
46 | Духовная жизнь общества. | | | §18, задания на стр. 186, основные понятия. |
47 | Практическая работая. | | | Все понятия темы. | Формировать навыки работы с фактическим материалом. | Работа с заданиями на стр. 187 – 191. | §18, задания7,8 стр.187, документ на стр. 191. |
48 | Трудовая деятельность. | | | Экономические науки. Труд. Набор трудовых операций. Условия труда. Производительность труда. Технология. Трудовая дисциплина. Технологическая дисциплина. Человеческий фактор производства. Социальное партнерство. Культура труда. | Знать основные понятия. Уметь раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия. | Понятийный диктант. Работа в группах. | §19, основные понятия. |
49 | Человеческий фактор производства. | | | §19, задания и источник на стр. 201-203. |
50 | Политическая деятельность. | | | Политика. Субъекты политики. Политические действия. Политический деятель. Политические действия. Власть. Принуждение. Легитимность власти. | Знать все понятия. Учится оценивать различные суждения, аргументировать свою точку зрения. | Составление схемы: «Субъекты и объекты политики». | §20, основные понятия. |
51 | Власть и властная деятельность. | | | Работа с понятиями. | §20, задания и источник на стр. 211-213. |
52 | Подводим итоги по третьей главе. | | | Все понятия по теме «Деятельность как способ существования людей» | Знать все понятия. Укрепление знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы. Контроль знаний. | Стр. 213- 216. |
53 | Контрольное тестирование. | | | Задания на стр. 218. |
Глава 4. Сознание и познание. |
54 | Проблема познаваемости мира. | | | Бытие. Познание. Онтология. Гносеология. Агностицизм. Чувственное познание. Рациональное познание. Ощущение. Восприятие. Представление. Понятие. Суждение. Умозаключение. Абстрагирование. | Знать основные понятия. Уметь сопоставлять различные научные подходы. Объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных примерах. | Составление таблицы «Этапы познания». | §21, задания на стр. 225. Основные понятия. |
55 | Виды познания. | | | §21, схема: «Виды познания» |
56 | Истина и ее критерии. | | | Эмпиризм. Рационализм. Практика. Критерий истины. Относительная истина. Абсолютная истина. Истина. Заблуждение. Вера. Знание. | Знать основные понятия. Учится отделять основную информацию от второстепенной. Критически оценивать достоверность полученной информации. | Практикум на отделение основной информации от вторичной. | §22, задания 1,3,4 на стр. 234. |
57 | Абсолютная истина, относительная истина. | | | | §22, основные понятия. |
58 | Многообразие путей познания мира. | | | Виды и уровни человеческих знаний. Миф. Народная мудрость. Здравый смысл. Искусство. наука. Художественный образ. Паранаука. | Знать основные понятия. Уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения. Приводить доказательства. | Решение проблемных задач. | §23, таблица: «Виды человеческих знаний». |
59 | Народная мудрость и паранаука. | | | Работа с источником. | §23, основные понятия. |
60 | Научное познание. | | | Наука. Эмпирическое и теоретическое познание. Эксперимент. Дифференциация. Интеграция. Анализ, Синтез. Научная революция. Научное мышление. Гипотеза. Моделирование. | Знать основные понятия. Уметь сопоставлять различные подходы. Формировать собственные суждения. | Понятийный диктант. | §24, схема «Уровни научного познания», |
61 | Дифференциация и интеграция научного знания. | | | Решение проблемных заданий. | §24, сообщения. |
62 | Современная наука | | | Представление сообщений и презентаций. | §24, все понятия. |
63 | Социальное познание. | | | Социальные науки. Социальное знание. обыденное знание.. методы социального познания. социальный факт. Ценности. Конкретно-исторический процесс. | Знать основные понятия. Уметь анализировать явления и события в социальной жизни с применением методов социального познания. | Анализ материалов СМИ. Работа с понятиями. | §25, задания на стр. 267. |
65 | Идеальный тип – инструмент научного социального познания. | | | Работа с источниками. | §25, сообщения. |
66 | Практическая работа. | | | Учимся писать эссе. | §25, источник на стр. 267. |
67 | Знание и сознание. | | | Сознание. Индивидуальное и общественное сознание. Теоретическое и обыденное сознание. Общественная психология. Идеология. Общественное мнение. Массовое сознание. | Знать основные понятия. Уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения. Приводить доказательства. | Решение проблемных заданий. | §26, основные понятия. |
68 | Сущность и особенности общественного сознания. | | | Тестирование. Работа с источником. | §26, задания и источник на стр. 277- 278. |
69 | Самопознание и развитие личности. | | | Самопознание. Самосознание. Самооценка. Я – концепция. Образ – Я. Идентичность. Самореализация. | Знать основные понятия. Развитие умения решения проблемных, логических и творческих задач. | Решение проблемных и творческих задач. | §27, источник на стр. 287. |
70 | Самооценка. Формирование личности. | | | §27, основные понятия. Эссе. |
71 | Повторительно-обобщающий урок по четвертой главе. §24 | | | Все понятия. | Знать основные понятия. Развитие умения решения проблемных, логических и творческих задач. | Работа по вопросам учебника. | Выводы к главе 4. Документ на стр. 287. |
72 | Готовимся к экзамену | | | Все понятия темы. | Работа с источником тестирование. | | Повторить все понятия. |
Глава 5. Личность. Межличностные отношения. |
73 | Индивид. Индивидуальность. | | | Индивид. Индивидуальность. Личность. Ид. Эго. Супер-Эго. Экзистенциализм. | Знать все понятия. Уметь решать проблемные задачи. Определять сущностные характеристики изучаемого объекта. | Выполнение творческих задач. | §28, основные понятия. |
74 | Личность. Структура личности. | | | Работа с источником. Учимся писать эссе. | §28, схемы на стр. 296, задание 2 на стр. 299. |
75 | Возраст и становление личности. | | | Периодизация становления личности. Персонализация. Адаптация. Индивидуализация. Интеграция. Рефлексия. Универсализация. Интенциальность. | Знать основные понятия. Уметь определять существенные характеристики изучаемого предмета. Приводить примеры по теме. | Моделирование ситуаций по теме, их анализ. | §29, источник на стр. 309. |
76 | Становление внутреннего мира. | | | §29, задания на стр. 308, основные понятия. |
77 | Направленность личности | | | Рациональное и иррациональное социальное действие. Ответственное и безответственное действие. Влечение. Желание. Стремление. Убеждение. Мировоззрение. Вера. Жизненная цель. Социальная установка. | Знать основные понятия. Уметь работать со статьями. Определять сущностные характеристики изучаемого объекта. | Групповая работа: критерии социального поведения школьника. | §30, сообщения. |
78 | Жизненные цели. Социальная установка. | | | §30, основные понятия. Источник на стр. 319. |
79 | Общение как обмен информацией. | | | Общение. Обмен информацией. Коммуникация. Вербальное общение. Невербальное общение. | Знать все понятия Уметь характеризовать с научных позиций основные социальные явления, их место и значение в обществе. | Решение проблемных заданий. | §31, задания 1,2 на стр. 327. |
80 | Средства общения. | | | Работа с понятиями. Работа с источником. | §31, источник на стр. 328. |
81 | Общение как взаимодействие. | | | Межличностные отношения. Взаимодействие. Кооперация. Конкуренция. Общение в юношеском возрасте. Интеракция. Доминантный собеседник. Экстраверт. Интроверт. | Знать основные понятия. Уметь различать в социальной информации факты и мнения. Уметь устанавливать связи между различными фактами и явлениями социальной жизни. | | §32, задания на стр. 339. Источник на стр. 340. |
82 | Общение в юношеском возрасте. | | | §32, основные понятия. Эссе. |
83 | Общение как понимание. | | | Взаимовосприятие. Эмпатия. Аттракция. Казуальная атрибуция. Идентификация. Социальная рефлексия. Стереотипы. Эффекты. Социальная перцепция. | Знать все понятия. Уметь устанавливать связи между различными фактами и явлениями социальной жизни. | Работа в группах: анализ материалов СМИ (факты и мнения). | §33, Задания и источник на стр. 348. |
84 | Стереотипы и эффекты восприятия. | | | Работа с понятиями. | §33, основные понятия. |
85 | Практическая работа. Готовимся к экзаменам | | | Все понятия темы. | | Тестирование. | Задания и источник на стр. 348- 349. |
86 | Малые группы. | | | Группа. Малая группа. Групповые нормы. Социальная система. Динамическая система. Условная и реальная группа. Лабораторная и естественная группа. Формальная и неформальная группа. Референтная группа. Социометрия. Деиндивидуализация. | Знать основные понятия. Уметь участвовать в обучающих играх. Учится осмысливать опыт взаимодействия с другими людьми. | Составление схемы: «Виды малых групп». | §34, задания 1-3 на стр. 359. |
87 | Виды малых групп. | | | Разработка памятки: «Правила общения в малых группах», | §34, задания 5-7 на стр. 348. |
88 | Интеграция в группах разного уровня развития. | | | Понятийный диктант. | §34 основные понятия, источник на стр. 360. |
89 | Групповая сплоченность и конформное поведение. | | | Межличностная самостоятельность. Групповая сплоченность. Конформность. Нонконформность. Самоопределение личности. | Знать основные понятия. Уметь отстаивать и аргументировать свои позиции. Участвовать в в обучающих играх. | Участие в дискуссии по заданной проблеме. | §35, задания на стр. на стр. 368. |
90 | Конформность или новый наряд короля. | | | Работа с источником. | §35, основные понятия, источник на стр. 369. |
91 | Групповая дифференциация и лидерство. | | | Групповая дифференциация. Лидерство. Лидер .формальный и неформальный лидер. Стиль лидерства. Лидерские роли. | Учится осмысливать опыт взаимодействия с другими людьми. Знать основные понятия. | Участие в ролевой игре. | §36, задание 1 на стр. 378. |
92 | Стили лидерства. | | | Учимся писать эссе. | §36, основные понятия. |
93 | Практическая работа | | | Тестирование. | §36, задания 2,3, источник 379. |
94 | Семья как малая группа. | | | Семья. Семейное право. Брак. Экономика семьи. Расширенная и нуклеарная семья. Полные, неполные, многодетные семьи. Традиционная, партнерская, эгалитарная семья. Функции семьи. Гендерное поведение. Семейное воспитание. | Знать основные понятия. Уметь исследовать реальные связи и зависимости. Учится создавать идеальные объекты. | Моделирование ситуаций по теме и их анализ. | §37 |
95 | Психология семейных взаимоотношений. | | | §37 |
96 | Моя семья. | | | Представление проектных работ по теме: «Моя семья». | §37 |
97 | Асоциальные и криминальные молодежные группы. | | | Неформальные группы. Антисоциальная субкультура. Криминальные группы. Криминогенные группы. «Дедовщина». | Знать основные понятия. Уметь анализировать явления и события, происходящие в реальной социальной жизни. | Работа в группах с материалами СМИ и их анализ. | §38 |
99 | Антисоциальная субкультура. | | | §38 |
100 | Конфликт в межличностных отношениях. | | | Конфликт. Конфликтная ситуация. Сотрудничество. Соперничество. Компромисс. Избегание. Приспособление. Переговоры. | Знать основные понятия. Уметь использовать причинно-следственный анализ. Уметь осуществлять взаимодействие с людьми разных убеждений и культурных ценностей. | Решение проблемных заданий. | §39 |
101 | Пути разрешения конфликта. | | | Понятийный диктант. | §39 |
102 | Личность. Межличностные отношения. | | | Закрепление и углубление знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы. | Решение проблемных заданий. | § |
103 | | § |
104 | Итоговое тестирование. | Все понятия курса. |
105 |