1) Слово учителя У каждой былинки есть своё место, откуда она берёт жизненную силу. Так и у нас, у людей, есть своя малая родина, свои корни. Каждый человек, произнося такое теплое, доброе название, как "Родина", видит за ним всё лучшее, чем сильны его страна и народ. И каждый из нас понимает, что это лучшее нужно беречь, защищать, приумножать своим трудом, своей любовью. - Ребята, а какой вы видите свою родину? - За что вы ее любите? - Ребята, а вы знаете, что означает слово "Родина"? – Правильно. Родина - это место, страна, где человек родился; где впервые сложился, возник этнос (нация). - Откуда же произошло само слово "Родина"? Слово это произошло от древнего слова "род", которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. Каждый из нас - потомок какого-либо древнего рода. Само слово "род" обозначает древнейшего бога славян Рода. Слов с корнем "род" много: - родить - произвести на свет потомство; - родители - отец и мать, у которых рождаются дети; - родня - родственники; - родословная - перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают. - Ребята, а кто самый родной человек в роду? - Правильно, мама. Мама - для нас всех самый родной и любимый человек. И поэтому Родину не зря сравнивают с мамой. Родина для нас, как и мама, самая родная и любимая. - Давайте послушаем стихотворение о самом близком в роду человеке - о маме. Ведь понятия "мама" и "родина" очень похожи. Мама и Родина очень похожи: (Слайд 8) Мама - красивая, Родина - тоже! Вы присмотритесь: у мамы глаза Цвета такого же, как небеса. Мамины волосы, словно пшеница, Что на бескрайних полях колосится. Мамины руки теплы и нежны, Напоминают луч солнца они. Если поет мама песню, то ей вторит Веселый и звонкий ручей.... - Так и должно быть: что дорого нам, напоминает всегда наших мам! 2) Работа в группах. (Слайды 9-14) - Сейчас мы поработаем в группах. Подведем итоги по разделу: "Береги землю родимую, как мать любимую". (На столах у ребят: памятка - работа в группах для учащихся, алгоритм работы над проектом, клише.) Дети самостоятельно формируют 4 групп. 1. Задание для первой группы Вопрос №1: - Приведите примеры растений и животных, занесенных в Красную книгу. В каких природных зонах края они обитают? Вывод: Красная книга - символ тревоги, сигнал о бедствии от исчезающих видов растений и животных. - Как вы думаете, умеют ли книги говорить? Думаете, нет? Эта умеет. Мало того. Она взывает о помощи! На страницах Красной книги много растений и животных, которые могут исчезнуть навсегда. Но сейчас, пока ещё не поздно, люди должны протянуть им руку помощи, люди обязаны их спасти. Охраняйте природу! Задание для второй группы. Вопрос №2: - Какова роль Черного и Азовского морей в развитии хозяйства Кубани? Вывод. |