kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по курсу "Обществознание и регионоведение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по курсу "Обществознание и регионоведение" представляет собой программу повторения курса "Обществознания" с 5 по 8 классы и подготовки к сдаче основного государственного экзамена. Особенность программы состоит в рассмотрении обществоведческой проблематики в региональном разрезе (регионы мира) и коррелирования с курсом географии. Такое пересечение дает результативность, а сдающие ОГЭ успешно обучаются в классах социально-экономического профиля.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу "Обществознание и регионоведение"»

I. Пояснительная записка


Программа по курсу «Обществознание и регионоведение» для 9 класса составлена в соответствии с требованиями:

• Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (утв. Приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. №1089);

• Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (утв. Приказом Минобрнауки РФ от 09.03.2004 г. №1312);

• Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

• Приказа Минобрнауки РФ от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

• Учебного плана МОУ «СОШ №24 Кировского района г. Саратова»;

• примерной программы основного общего образования по обществознанию;

• авторской программы под редакцией Л.Н. Боголюбова.

Программа составлена в соответствии с объемом учебного времени, отводимого на изучение предмета обществознание по учебному плану образовательного учреждения.

Программа рассчитана на изучение обществоведческого курса в течение 30 часов учебного времени. Минимальное количество учебных часов в неделю – 1.

Специфика курса определяется в первую очередь, особенностями содержания. Вопросы социального развития, экономики, политики, права требуют четкости, однозначности в изложении материала, твердости и даже жесткости в стиле и манере его подачи.

Следует ориентироваться не столько на ознакомление учащихся с сущностью экономической теории, фактов и явлений, имеющих общеобразовательное значение, сколько сосредоточиться на передаче специальных знаний, которые поставят учащегося перед необходимостью задуматься о своих истинных потребностях, о возможности мирного социального взаимодействия с другими людьми, научат правильно распределять свои экономические ресурсы.

Целью изучения курса обществознания и регионоведения является рассмотрение основ социальной, экономической, политической и правовой науки, знакомство с основными понятиями и элементами курса.

Предусмотрены различные типы заданий: поисковые, альтернативные, проблемные и др. Технология подобных уроков включает:

  • познавательную мотивацию;

  • исследование;

  • обмен информацией;

  • применение полученных на уроке знаний.

В результате изучения данного курса, учащиеся приобретают:

  • опыт получения социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, осмысления представленных в них различных подходов и точек зрения;

  • опыт решения познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;

  • опыт критического осмысления различных трактовок общественных событий, умения отделять факты от их интерпретаций, формулировать на этой основе собственные оценочные суждения;

  • опыт наблюдения и оценки явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические знания;

  • опыт оценки собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической рациональности;

  • опыт участия в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни, выполнения творческих работ по обществоведческой тематике;

  • опыт конструктивного разрешения конфликтных ситуаций в реальной жизни и в моделируемых учебных задачах;

  • опыт совместной деятельности в процессе участия в ученических социальных проектах в школе, микрорайоне, городе.

II. Требования к уровню подготовки учащихся


В результате изучения курса обществознания и регионоведения ученик должен: знать/понимать

  • биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

  • тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных и политических институтов;

  • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

  • особенности социально-гуманитарного познания;

уметь

  • характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

  • анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

  • объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

  • раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

  • подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным со-циальным проблемам;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

  • совершенствования собственной познавательной деятельности;

  • критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;

  • решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

  • ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;

  • предвидения возможных последствий определенных социальных действий.

  • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

  • осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

Календарно-тематическое планирование

по обществознанию и регионоведению


Учитель Геращенко Сергей Андреевич


Класс 9


Количество часов на год:



Всего 30_час.; в неделю 1 час.



Плановых контрольных уроков ______, зачётов _______, тестов__________ ч.


Административных контрольных уроков ________ ч.



Планирование составлено на основе:

примерной программы основного общего образования по обществознанию (с учетом особенностей изучения отдельного региона)

Литература

  1. Быстрова А.Н. Мир культуры (Основы культурологии): Учебное пособие. М.: Изд. Федора Конюхова; Новосибирск: ЮКЭА, 2002 – 712 с.

  2. Лазебникова А.Ю., Калачева Е.Н., Демидов Б.В. Поурочные методические разработки по обществознанию: 8-9 классы. –М.: Издательство «Экзамен», 2005. – 320 с.

  3. Лазебникова А.Ю. Современное школьное образование. Вопросы теории и методики. – М.: Школа-Пресс, 2000. – 160 с.

  4. Методические рекомендации по курсу «Обществознание». 8-9 кл. \ Л.Н. Боголюбов и др\. В 2-х частях. – М.: Просвещение, 2012.- 159-191 с.

  5. Дидактические материалы по курсу «Человек и общество». 8-9 кл: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2002. – 175 с.

  6. Чернышева О.А. Обществознание. 9 класс. Подготовка к ГИА-2015. Пособие-тренажер по материалам курса основной школы: учебно-методическое пособие / О.А. Чернышева, Р.В. Пазин, П.А. Ушаков; под ред. О.А. Чернышевой. – Ростов н/Д: Легион, 2014. – 256 с.

Календарно-тематический план


п/п

Наименование разделов и тем уроков

Основные понятия и термины

Домаш-нее задание

Кол-во часов

Дата

план

факт

1

Общество, его признаки и строение. Взаимосвязь природы и общества

Общество в узком и широком смысле. Общество как социальная организация страны. Основные признаки общества. Взаимосвязь четырех сфер общества. Представление о мировом сообществе и мировой системе. Процесс глобализации. Природа как предпосылка выделения человека и общества. Широкое и узкое значение природы. Влияние научно-техниче­ского прогресса на природу. Понятие антропогенных нагрузок. Опасность неконтролируемого изменения окружающей среды. Экологические программы и защита окружающей среды.


1

03.10.15


2

Типология общества. Социальный прогресс и развитие общества

Дописьменные и письменные, простые и сложные общества. Общество охотников и собирателей: особенности хозяйства и образа жизни. Скотоводство и приручение животных, кочевой образ жизни. Зарождение земледелия, появление письменности, городов и возникновение государства. Доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные общества: их особенности и эволюция. Изменение способа производства, форм собственности, социальной структуры общества, его политического устройства, культуры и образа жизни. Особенности индустриального и постиндустриального общества в России. Социальный прогресс и ускорение истории. Цена и последствия ускорения социального прогресса. Закон неравномерного развития обществ. Соотношение прогресса и регресса в развитии человеческого общества. Реформы и революции: постепенный и скачкообразный виды социального развития. Сущность и признаки социальных реформ. Экономические и политические реформы в обществе, их роль и значение. Прогрессивные и регрессивные реформы. Классификация революций по масштабу и продолжительности.


1

10.10.15


3

Личность и социальная среда регионов. Потребности человека

Прирожденные и приобретаемые качества человека. Роль семьи и социальной среды в воспитании ребенка. Представление о человеческой личности, особенностях и противоречиях ее становления. Роль моральных норм и духовных ценностей в развитии личности.

Сущность и иерархия потребностей. Первичные (врожденные) и вторичные (приобретенные) потребности. Процесс возвышения потребностей. Неудовлетворенные потребности. Роль духовных потребностей. Свобода выбора и приобщение к духовной культуре


1

17.10.15


4

Социализация и воспитание

Содержание и стадии процесса социализации. Негативное влияние социальной изоляции на развитие человеческой личности. Воспитание и социализация, сходство и различия. Составные элементы воспитания. Социализация и воспитание в подростковом возрасте. Последствия недостаточного воспитания в семье.


1

24.10.15


5

Социально-психологический процесс общения. Региональные особенности общения

Общение как социально-психологический процесс. Виды общения: речевое и неречевое. Основные формы общения: служебное (деловое), повседневное, убеждающее, ритуальное, межкультурное. Эмоциональная сторона общения. Проблемы общения дома.


1

14.11.15


6

Сущность и структура денег. Товар и деньги

Влияние экономики на поведение людей. Основные ресурсы экономики. Роль труда и капитала в развитии экономики. Поня­тие инвестирования капитала. Представление об информацион­ных ресурсах. Человеческие ресурсы и их разновидности. Ос­новные агенты рыночной экономики. Понятие структуры экономики. Производство, потребление, распределение и обмен как основные экономические функции общества. Фирмы и рынок - основные институты современной экономики. Отрасль и промышленные предприятия как главные производители товаров.

Понятие о товаре, его роль в экономической жизни общества. Коммерческие институты. Отличие товаров, услуг и продук­тов. Деньги, их функции в экономике и исторические формы. Основные свойства денег. Формула «деньги-товар-деньги». Ос­новной закон бизнеса. Начальная цена и прибыль в бизнесе.


1

21.11.15


7

Спрос и предложение. Экономическая ситуация в регионах

Спрос и предложение как факторы рыночной экономики. Понятие о величине спроса и величине предложения. Зависимость между спросом и предложением. Роль маркетинга в рыночной экономике. Цены как регулятор спроса и предложения. Плано­вая и рыночная экономика.


1

28.11.15


8

Рынок, цена и конкуренция

Взаимосвязь обмена и рынка. Формы и виды рынков. Историческая эволюция рынка. Экономическая сущность конкуренции. Основные функции цены. Влияние цены на производство. Коле­бания спроса и предложения. Механизм выравнивания цен. Иде­альная модель рынка и совершенная конкуренция. Олигополия и монополия. Конкуренция производителей и продавцов.


1

05.12.15


9

Предпринимательство. Роль государственного сектора в экономике

Экономическое содержание и функции предпринимательст­ва. Механизм получения прибыли в бизнесе. Экономический статус предпринимателя. Отличительные черты экономического поведения и функции предпринимателя. Менеджер, предприни­матель и наемные работники. Понятие о предпринимательском и профессиональном риске. Экономическая сущность малого бизнеса, его функции и роль в экономике. Проблемы российских «челноков».

Экономическая роль государства. Поддержание государст­вом общественных институтов. Представление о социальном государстве. Способы воздействия государства на экономику. Налоги как источник доходов федерального правительства. Экономический, социальный, психологический и юридический аспекты налогообложения. Прямые и косвенные налоги. Подоходный и прогрессивный налог.


1

12.12.15


10

Региональный и федеральный бюджет

Бюджет как финансовый документ Составление бюджета. Долг и кредит. Основные статьи государственных расходов. Внешний и внутренний государственный долг. Проблема дефи­цита государственного бюджета и ее решение. Сокращение бю­джетных расходов и его социальные последствия.


1

19.12.15


11

Труд, занятость, безработица

Сущность и виды труда. Труд и досуг. Формы и виды вознаг­раждения. Заработная плата и индивидуальный доход. Понятие о рабочей силе. Занятость и безработица. Причины и социальные последствия безработицы. Уровень и масштабы безработицы. Государственное регулирование занятости и помощь безра­ботным. Подготовка и переподготовка рабочей силы, создание дополнительных рабочих мест, содействие найму, страхование безработицы.


1

26.12.15


12

Социальная структура общества. Социальная стратификация

Социальная структура как анатомический скелет общества. Статус как ячейка в социальной структуре общества. Взаимосвязь статуса и роли. Влияние социального положения на поведение и образ жизни человека. Определение и значение социальной группы, ее влияние на поведение человека. Статусные символы и знаки отличия.

Социальная стратификация и социальное неравенство. Понятие о социальной страте и критерии ее выделения. Социальное расслоение и дифференциация. Поляризация общества и имущественные различия людей. Классы как основа стратификации современного общества. Историческое происхождение и типология классов. Влияние классового положения на образ и уровень жизни человека. Российская интеллигенция и средний класс.


1

16.01.16


13

Богатые и бедные: общественно-географическая характеристика

Неравенство, богатство и бедность. Определение и измерение богатства. Расточительный образ жизни. Источники дохо­дов класса богатых. «Старые» и «новые» богатые. Средний класс и приличествующий уровень жизни. Бедность как экономическое, культурное и социальное явле­ние. Состав бедных. Масштабы, уровень и порог бедности. Ко­лебание масштабов бедности по историческим эпохам. Прожиточный минимум. Абсолютная и относительная бедность. «Новые русские» и «новые бедные» в России.


1

23.01.16


14

Этнос: нации и народности. Межнациональные отношения. Конфликты в обществе

Признаки и эволюция этноса. Этническое самосознание. Межпоколенная связь и поколение. Перемещение этносов и миграция. Семья, род и клан как разновидности кровнородствен­ных групп. Племена, народности и нации, их историческая эволюция. Формирование нации и ее отличительные черты.

Отношения между разными национальностями внутри одного государства. Отношения между разными нациями-государствами. Отношения между национальным большинством и на­циональными меньшинствами. Мирные и военные формы взаимодействия народов. Формирование многонационального государства. Этноцентризм и национальная нетерпимость. Ис­тория этнических конфликтов, причины их возникновения и со­временные проявления.

Предмет, субъекты, повод, причины, цель и масштаб кон­фликта. Формы конфликта. Классификация конфликтов по способам его протекания. Наиболее типичные конфликты и противоречия в 90-е годы в России. Особенности семейных конфликтов, их влияние на родителей и детей. Способы решения конфликтов.


1

30.01.16


15

Семья как объект изучения

Семья как фундаментальный институт общества и малая группа. Жизненный цикл семьи. Представление о нуклеарной семье. Многопоколенная семья. Эволюция форм семьи. Удов­летворенность браком. Причины, повод и мотивы развода. По­следствия развода, его социальная роль.


1

06.02.16


16

Власть и государство

Формы проявления влияния: сила, власть и авторитет. Становление власти в качестве политического института общества.

Разделение властей. Властные отношения и социальная иерар­хия. Борьба за власть.

Определение политической системы общества. Общие при­знаки государства. Понятие и значение суверенитета. Внешние и внутренние функции государства. Причины и условия появления государства. Виды монополии государства: общие и частные.


1

13.02.16


17

Национально-государственное устройство. Формы правления. Политические режимы

Объединение и отделение наций. Формирование единой Европы. Распад СССР и проблема сепаратизма. Национально-ос­вободительные войны и межнациональные конфликты. Центра­лизованное и национальное государство, их сходство и различие. Одно- и многонациональное государство.

Понятие об источнике власти. Классификация форм правления. Сущность и политическое устройство демократии. Особен­ности демократии в нашей стране. Природа и сущность респуб­лики. Сочетание законодательной и исполнительной ветвей власти. Основные разновидности республики: парламентская, президентская и смешанная (полупрезидентская).

Сущность и классификация политических режимов. Характеристика и исторические формы авторитаризма. Природа и сущность диктатуры. Происхождение и особенности парламентского режима. Парламент как защитник демократических свобод и борьба за его учреждение. Структура парламента.


1

20.02.16


18

Гражданское общество и правовое государство

Два значения гражданского общества. Признаки гражданского общества. История развития и сущность гражданства. Избирательное право и его происхождение. Борьба за гражданские права. Понятие о правовом государстве и история его становления. Признаки правового государства. Черты тоталитарного государства.


1

27.02.16


19

Избирательные технологии: голосование, выборы, референдумы

Голосование как форма участия граждан в политической жизни страны. Составные части процедуры голосования. Активность электората. Политические предпочтения людей. Электорат политических партий России. Конкуренция политических партий за электорат. Роль референдума в политической жизни.


1

05.03.16


20

Политические партии

Определение и признаки политической партии. Понятие о политической программе. Одно- и многопартийная система, их особенности, преимущества и недостатки. Функции политической партии. Классификация политических партий. Роль политических партий в обществе.


1

12.03.16


21

Право. Закон и власть

Социальные нормы. Функции и сущность права. Представление о юридической ответственности. Права и обязанности. Понятие о естественных правах и гражданских правах. Уровень и содержание правосознания. Правовая культура. Разновидности правовых норм. Основные отрасли права. Иерархия норматив­но-правовых актов.

Равенство перед законом. Структура Федерального собрания. Функции и роль депутатов. Состав и функции Госдумы и Со­вета Федерации. Институт президентства в России. Права и полномочия президента. Состав и функции правительства. Рес­публиканские и местные органы власти. Структура и функции судебной власти. Структура и функции правоохранительных ор­ганов России.


1

19.03.16


22

Конституция и конституционное

Конституция как основной закон государства и ее структура. Правовой статус человека. Классификация конституционных прав. Характеристика личных прав. Содержание политических и гражданских прав. Нарушение прав и свобод гражданина, их защита.


1

02.04.16


23

Право и имущественные отношения

Имущественные отношения. Принцип равенства участников гражданских правоотношений. Понятие физического и юридического лица. Право собственности на имущество. Сделка и до­говор.


1

09.04.16


24

Потребитель и его права

Потребитель и его права. Правовое регулирование трудовых отношений.


1

16.04.16


25

Труд и право

Трудовой кодекс РФ. Трудоустройство и его регулирование. Заключение трудового договора между работником и работодателем. Рас­торжение трудового контракта с администрацией и увольнение. Защита детского труда.


1

23.04.16


26

Семья и право. Права ребенка

Нормы семейного права и Семейный кодекс РФ. Юридическая трактовка брака. Понятие фиктивного брака. Юридические документы, подтверждающие заключение и расторжение брака. Условия расторжения брака. Взаимные обязанности родителей и детей. Понятие о правоспособности. Органы опеки и попечи­тельства. Классификация прав и свобод ребенка.


1

30.04.16


27

Правонарушения и виды юридической ответственности

Формы совершения преступления: действие и бездействие. Три признака преступления. Умысел или неосторожность как формы выражения вины. Соучастники преступления и преступная организация. Причины совершения преступления. Ответственность. Понятие административного проступка. Субъекты применения взысканий. Разнообразие мер воздействия. Представле­ние о гражданском правонарушении. Нарушения трудовой дисциплины. Материальная ответственность. Принцип презумп­ции невиновности. Дознание и следствие. Основные виды наказания. Лишение свободы и меры воспитательного воздействия.


1

07.05.16


28

Культурные нормы. Формы культуры

Понятие о культурных нормах, их разновидности. Образ жиз­ни. Привычки и манеры. Значение этикета в культуре. Обычай и традиции. Молодежная мода. Обряд и его символическое зна­чение. Церемония и ритуал. Нравы и мораль. Обычное право и юридические законы. Санкции как регулятор человеческого поведения. Культурная относительность норм.

Основные формы культуры. Характерные особенности эли­тарной культуры. Отличительные черты народной культуры. Массовая культура, ее появление и средства распространения. Понятие о доминирующей культуре, субкультуре и контркультуре, их отличительные черты. Неформальные молодежные груп­пы, их поведение и образ жизни. Молодежная субкультура и классовая принадлежность.


1

14.05.16


29

Религия и искусство в регионах мира

Различные определения религии, ее значение и роль в обществе. Тотемизм, фетишизм и анимизм. Мировые религии: христиан­ство, ислам, буддизм. Вера и верование. Миф и мифология. Культ и символ как важные элементы религии. Религиозные обряды и типы жертвоприношений. Культ предков и традиция уважения ро­дителей. Вероучение в мировых религиях. Теология и Божествен­ное откровение. Понятие о церковном и библейском каноне.

Различные трактовки искусства. Структура и состав изобра­зительного искусства. Субъекты художественной культуры и деятели искусства. Инфраструктура художественной культуры. Критерии произведений искусства. Изящные искусства, их ис­тория и развитие. «Свободные искусства».


1

21.05.16


30

Образование и наука

Основная задача и исторические формы образования. При­емы обучения, предметы и формы усвоения знаний школьниками. Государственное и частное образование, школьное и до­машнее. Общее образование и специальное образование. Школа как особый тип учебно-воспитательного учреждения. Правовые основы школьного образования.

Роль науки в современном обществе. Сочетание научной и педагогической функций в университете. Научно-исследовательские и академические институты. Классификация наук. Школа как способ приобщения к основам науки. Структура, функции, история и формы высшего образования. Зарожде­ние и развитие университетов. История и разновидности ака­демий.


1

28.05.16


Итого

30




IV. Материалы для проведения тестирования

        1. Обществознание: Тесты для 8-9 кл. варианты и ответы централизованного тестирования – М.: Центр тестирования МО РФ, 2011. – 107 с.

        2. Нижников С.А. ЕГЭ. Обществознание. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ. Учебно-методическое пособие. - М.: Издательство «Экзамен», 2012.- 96 с.

        3. Тесты. Обществознание 8-9 класс. – М.: Федеральное государственное учреждение «Федеральный центр тестирования», 2011. – 96 с.

        4. Чернышева О.А. Обществознание. Подготовка к ОГЭ-2016. 9 класс. 20 тренировочных вариантов по демоверсии на 2016 год: учебно-методическое пособие / О.А. Чернышева, Р.В. Пазин, П.А. Ушаков. – Ростов н/Д: Легион, 2015. – 288 с.


V. Список литературы

  1. Быстрова А.Н. Мир культуры (Основы культурологии): Учебное пособие. М.: Изд. Федора Конюхова; Новосибирск: ЮКЭА, 2002 – 712 с.

  2. Лазебникова А.Ю., Калачева Е.Н., Демидов Б.В. Поурочные методические разработки по обществознанию: 8-9 классы. –М.: Издательство «Экзамен», 2005. – 320 с.

  3. Лазебникова А.Ю. Современное школьное образование. Вопросы теории и методики. – М.: Школа-Пресс, 2000. – 160 с.

  4. Методические рекомендации по курсу «Обществознание». 8-9 кл. \ Л.Н. Боголюбов и др\. В 2-х частях. – М.: Просвещение, 2012.- 159-191 с.

  5. Дидактические материалы по курсу «Человек и общество». 8-9 кл: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2002. – 175 с.

  6. Чернышева О.А. Обществознание. 9 класс. Подготовка к ГИА-2015. Пособие-тренажер по материалам курса основной школы: учебно-методическое пособие / О.А. Чернышева, Р.В. Пазин, П.А. Ушаков; под ред. О.А. Чернышевой. – Ростов н/Д: Легион, 2014. – 256 с.


VI. Образовательные инернет-ресурсы

http://www.1sentember. ru

http://www.uroki.ru

http://www.metodiki.ru

http://www.school-collection.edu.ru


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Рабочая программа по курсу "Обществознание и регионоведение"

Автор: Геращенко Сергей Андреевич

Дата: 05.01.2016

Номер свидетельства: 272649


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства