Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Отряд профилактики правонарушений"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Отряд профилактики правонарушений"
Цель: Создание комплексной системы мер по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, направленной на оказание социальной помощи подросткам через деятельность отряда ОПП.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Отряд профилактики правонарушений"»
«Согласовано»
Заместитель директора
по ВР средней школы № 15
_____/Н.А. Прокофьева/
«__» ________ 2014 г.
«Утверждаю»
Директор средней школы №15
__________/В. Ф. Орлов/
Приказ №______ от
«___» ________ 2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
Отряда профилактики правонарушений
Капраловой Веры Александровны,
социального педагога,
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15
с углубленным изучением отдельных предметов»
Рассмотрено на заседании педагогического совета
протокол № ___________ от
«____» __________ 2014г.
г. Нижнекамск
2014 – 2015
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы
Программа Отряда профилактики правонарушений (ОПП)
Основание для разработки программы
• Устав школы
• Международная Конвенция ООН о правах ребёнка;
• Конституция Российской Федерации;
• Федеральный закон РФ №120-ФЗ от 24.06.1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
•Социальный паспорт микрорайона и школы.
•Уголовный кодекс
•Кодекс об административных правонарушениях
Разработчик программы
Социальный педагог МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15 с углубленным изучением отдельных предметов» Капралова Вера Александровна
Цель программы
Создание комплексной системы мер по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, направленной на оказание социальной помощи подросткам через деятельность отряда ОПП
Задачи программы
• Сформировать систему профилактики правонарушений, включенную в деятельность отряда ОПП
•Сформировать положительный социальный опыт, социальную роль участников отряда
•Создать условия для самовыражения, самореализации каждого члена отряда
•Осуществить результаты работы отряда ОПП
Контингент учащихся
Учащиеся 8 - 10 -х классов
Сроки реализации программы:
программа рассчитана на 1 год.
Формы и режим занятий:
Работа кружка ОПП рассчитана на 4 часа в неделю. Занятия проходят в классе с использованием мультимедийной установки, настольных игр, наглядно-раздаточного и демонстрационного материала, просмотра фильмов, приглашением инспектора УВД.
Ожидаемые результаты
-Снижение количества правонарушений среди подростков образовательного учреждения;
-Создание условий для совершенствования системы профилактики детской безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, для получения обязательного образования и воспитания детей и подростков;
-Формирование здорового образа жизни, профилактика наркомании, алкоголизма, табакокурения, преступности среди школьников;
-Организация системы своевременной психолого-педагогической помощи подросткам, попавшим в зону социального или личностного конфликта;
-Формирование правовой культуры подростков, включающей практические навыки предупреждения правонарушения, правильного поведения в ситуации конфликта и выхода из него;
-Формирование у детей представлений о нравственности и опыта взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми и нравственными нормами, правилами культуры поведения;
-Создание в системе дополнительного образования условий для обучения и воспитания детей, оказавших в социально-опасном положении.
Пояснительная записка
Программа профилактики правонарушений среди несовершеннолетних направлена на развитие личности, профилактики правонарушений, оказание индивидуальной помощи человеку или группы лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию, и является составной частью программы развития школы.
Актуальность:
Необходимость разработки данной программы продиктована социальными и экономическими проблемами, произошедшими в нашем обществе. Обесцениваются духовно–нравственные идеалы, растет детская безнадзорность и беспризорность, падает жизненный уровень, увеличивается число неблагополучных семей. Дефицит гуманности и милосердия сказывается на детях, их проблемам стали уделять меньше внимания в семье.
В школе имеются учащиеся, проживающие в неблагополучных семьях, где родители злоупотребляют спиртными напитками, не занимаются воспитанием детей, семьи, находящиеся в социально-опасном положении. Появилась категория семей, в которых родители в поисках хорошо оплачиваемой работы уезжают за пределы района, а детей оставляют на попечение бабушек, близких родственников. Ни для кого не является секретом, что данная категория обучающихся в силу исторически сложившихся условий имеет склонность к совершению правонарушений.
В результате ослабления института семьи, его воздействия на воспитание детей растет число безнадзорных и беспризорных детей. Сегодня, как никогда, актуален вопрос расширения возможностей внешкольной занятости детей, организации досуга несовершеннолетних по месту жительства, особенно в каникулярное время.
Основная цель:
Реализация программы предполагает создание комплексной системы мер по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, направленной на оказание социальной помощи подросткам через деятельность отряда ОПП.
Содержание программы
Программа включает в себя следующие этапы деятельности:
1 этап – подготовительный
Срок реализации: сентябрь – октябрь 2014 года
- определение цели и задач отряда ОПП;
- пропаганда идей отряда;
- создание нормативной базы;
- изучение имеющегося опыта работы ОПП
2 этап – основной - организация деятельности ОПП.
Срок реализации: ноябрь 2014 – апрель 2015 года
- освоение форм и методик деятельности отряда;
- реализация проекта;
- выявление интересов и склонностей подростков;
- разработка системы мониторинга и его осуществление.
3 этап – подведение итогов, результативность деятельности – аналитический этап
Срок реализации: май 2015 года
- сопоставление полученных результатов с поставленными задачами;
Для осуществления программы школа располагает следующими ресурсами:
Материально-технические:
- учебные кабинеты
- спортивный зал
- компьютеры
- принтер
- сканер
Кадровые:
- администрация школы
- социальный педагог
- психолог
- педагоги
- тренер
Информационные:
- компьютерный класс;
- библиотека
- интернет
- электронная почта
- методическая литература
- видеофильмы
ОПП представляет собой «правоохранительные органы в миниатюре». Возраст участников от 14 до 17 лет.
План реализации программы:
1 этап – подготовительный:
Тема 1.
• Введение. Основные правила техники безопасности и поведения.
Формы и методы проведения занятия: лекция
Тема 2.
• Выборы командира и заместителя. Выбор атрибутики отряда: название, девиз, эмблема.
Формы и методы проведения занятия: групповая работа, беседа.
Тема 3.
• Вручение удостоверения и именного бейджика. Составление памятки членов отряда профилактики правонарушений.
Формы и методы проведения занятия: беседа, групповая работа.
Тема 4.
• Оформление уголка отряда. Работа с информационным материалом.
Формы и методы проведения занятия: групповая работа, работа с информационным материалом.
Тема 5.
• Изучение истории полиции в Республике и в городе.
Формы и методы проведения занятия: лекция, работа с историческим материалом, просмотр презентации.
Тема 6.
• Посещение УВД. Экскурсия в музей УВД.
Формы и методы проведения занятия: экскурсия, обсуждение.
Тема 7.
• Встреча-беседа с советом ветеранов (бывшие сотрудники ОВД, проживающие в городе)
Формы и методы проведения занятия: беседа.
Тема 8.
• Просмотр видеофильмов по пропаганде здорового образа жизни и организация последующего обсуждения в рамках месячника «Экстремизму – НЕТ!», «Внимание – подросток!», «Жизнь без наркотиков».
Формы и методы проведения занятия: просмотр информационных фильмов, обсуждение сюжета.
Тема 9.
• Выпуск «Листовок» по профилактике употребления табака, алкоголя, психоактивных веществ и формированию здорового образа жизни в рамках месячников «Экстремизму – НЕТ!», «Внимание – подросток!», «Жизнь без наркотиков».
Формы и методы проведения занятия: лекция, групповая и парная работа, практикум.
Тема 10.
• Дебаты «Наркотикам – нет!»
Формы и методы проведения занятия: групповая и парная работа, обсуждение, практикум.
Тема 11.
• Создание методической копилки мероприятий по профилактике правонарушений, алкоголизма и употребления ПАВ обучающимися.
Формы и методы проведения занятия: групповая и парная работа, обсуждение.
Тема 12.
• Организация выставки методической литературы по вопросам профилактики правонарушений, алкоголизма и употребления ПАВ для учащихся в школьной библиотеке.
Формы и методы проведения занятия: групповая и парная работа, презентация.
Тема 13.
• Составление памятки для родителей по профилактике суицида. Причины, черты подросткового суицида.
Формы и методы проведения занятия: групповая и парная работа, обсуждение.
Тема 14.
• Оформление стендовой информации «Телефоны доверия», «Телефоны горячей линии».
Формы и методы проведения занятия: групповая и парная работа, практикум.
Тема 15.
• Изучение нормативных документов. Устав школы.
Формы и методы проведения занятия: лекция с элементами обсуждения и работы с документами.
Тема 16.
• Изучение нормативных документов. Международная Конвенция ООН о правах ребенка.
Формы и методы проведения занятия: лекция с элементами обсуждения и работы с законодательными актами.
Тема 17.
• Изучение нормативных документов. Конституция РФ.
Формы и методы проведения занятия: лекция с элементами обсуждения и работы с законодательными актами.
Тема 18.
• Изучение нормативных документов. Уголовный кодекс РФ.
Формы и методы проведения занятия: лекция с элементами обсуждения и работы с законодательными актами.
Тема 19.
• Изучение нормативных документов. Кодекс об административных правонарушениях.
Формы и методы проведения занятия: лекция с элементами обсуждения и работы с законодательными актами.
Тема 20.
• Изучение нормативных документов. Социальный паспорт микрорайона и школы.
Формы и методы проведения занятия: лекция с элементами обсуждения и работы с документами, беседа, работа с планом микрорайона и школы.
2 этап – основной - организация деятельности ОПП:
Тема 21.
• Выявление детей, оказавшихся в социально-опасном положении. Взаимосвязь с классными руководителями и оказание помощи в учебно-воспитательном процессе.
Формы и методы проведения занятия: беседа, обсуждение, разбор и анализ конкретных ситуаций, исследование.
Тема 22.
• Выявление детей «группы риска», склонных к правонарушениям. Анализ причин правонарушений, совершаемых учащимися.
Формы и методы проведения занятия: разбор и анализ конкретных ситуаций, работа в парах, исследование.
Тема 23.
• Формирование банка данных на «трудных» подростков, подростков из неблагополучных семей.
Формы и методы проведения занятия: разбор и анализ конкретных ситуаций, исследование, практикум, работа с таблицей.
Тема 24.
• Осуществление социального патронажа детей группы риска и их семей с инспектором ПДН.
Формы и методы проведения занятия: исследование, разбор и анализ конкретных ситуаций.
Тема 25.
• Дискуссия: «Причины трудновоспитуемости подростков». «Роль семьи и школы в воспитании нравственных качеств подростков. Роль семьи в профилактике совершения правонарушений подростков».
Формы и методы проведения занятия: лекция с элементами обсуждения, просмотр презентации, дискуссия.
Тема 26.
• Дискуссия: «Профилактика драк и агрессивного поведения учащихся». Составление анкет для учащихся, родителей, педагогов.
Формы и методы проведения занятия: лекция с элементами обсуждения, просмотр презентации, дискуссия, групповая работа.
Тема 27.
• Анализ индивидуальных профилактических бесед с учащимися, нарушающих правила внутреннего распорядка и поведения в школе, учащихся, отстающих в учебе.
Формы и методы проведения занятия: анализ ситуации; групповая работа, практикум.
Тема 28.
• Составление анкет для учащихся, с целью выяснения их занятости во внеурочное время.
Формы и методы проведения занятия: исследование, анкетирование, блиц-опрос, групповая, парная и индивидуальная работа.
Тема 29.
• Составление списка объединений дополнительного образования. Вовлечение учащихся «группы риска» в кружки и секции.
Формы и методы проведения занятия: блиц-опрос, беседа, практикум.
Тема 30.
• Физическая подготовка к Спартакиаде среди школьных формирований по охране общественного порядка «ФОРПОСТ».
Формы и методы проведения занятия: физическая тренировка.
Тема 31.
• Создание сайта «ОПП»
Формы и методы проведения занятия: групповая работа, практикум, презентация.
Тема 32.
• Создание правового отдела в библиотеке, подбор нужной литературы.
Формы и методы проведения занятия: групповая работа, беседа, работа с документами о правах человека, презентация.
Тема 33.
• Оформление информационных стендов для родителей «Права и обязанности».
Формы и методы проведения занятия: групповая, парная и индивидуальная работа, практикум.
Тема 34.
• Оформление рубрики «Твое будущее в твоих руках»» в классных уголках.
Формы и методы проведения занятия: групповая, парная и индивидуальная работа, практикум, работа с законодательными актами.
Тема 35.
• Подготовка к проведению тематических классных часов: «Права и ответственность несовершеннолетних»
Формы и методы проведения занятия: лекция-беседа, групповая работа, практикум, презентации проектов, связанных с правовой тематикой.
Тема 36.
• Подготовка к проведению родительских лекториев:
«Что такое наркомания»,
«Здоровый образ жизни – залог жизненного успеха»,
«Курить – здоровью вредить»
Формы и методы проведения занятия: групповая работа, презентации проектов, практикум.
Тема 37.
• Подготовка и проведение детской ролевой игры «Ребята, давайте жить дружно!» в 4-х классах по Всеобщей декларации прав человека).
Формы и методы проведения занятия: ролевая игра, инсценировка,групповая работа, практикум.
3 этап – подведение итогов, результативность деятельности – аналитический этап:
Тема 38.
• Подготовка к проведению анкетирования по изучению состояния профилактической работы в классах
Формы и методы проведения занятия: групповая работа, практикум.
Тема 39.
• Викторина «На пороге к выбору профессий. Калейдоскоп профессий» (подготовка и проведение)
Формы и методы проведения занятия: викторина, загадки, беседа, презентация.
Тема 40.
• Составление анкеты по диагностике профессионального предпочтения учащихся, состоящих на всех формах профилактического учета в вопросах профессионального самоопределения.
Формы и методы проведения занятия: исследование, анкетирование, социологический опрос, групповая и индивидуальная работа.
Тема 41.
• Разработка методических рекомендаций, в помощь классным руководителям для более эффективной работы по профилактике правонарушений и формированию правовой культуры.
Формы и методы проведения занятия: групповая и индивидуальная работа, беседа, презентация.
Формы и методы проведения занятия: исследование, анкетирование, социологический опрос, беседа.
Тема 43.
• Организация помощи в трудоустройстве выпускникам и учащимся, в организации летнего отдыха.
Формы и методы проведения занятия: практикум, беседа, групповая и парная работа.
Тема 44.
• «Пропаганда идей отряда» в школе - «Вступайте в ОПП!».
Формы и методы проведения занятия:групповая работа, презентация.
Тема 45.
• Итоговое заседание ОПП. Анализ проделанной работы за 4 четверть и за учебный год.
Формы и методы проведения занятия: анализ ситуации; групповая работа, практикум, презентация.
Рейды отряда охраны правопорядка (в течение года, по графику)
Учебно-тематический план
№
Тема
Всего
часов
Теорети
ческие занятия
Практи
ческие занятия
I четверть
1
Введение. Основные правила техники безопасности и поведения.
1
1
2
Выборы командира и заместителя. Выбор атрибутики отряда: название, девиз, эмблема.
1
1
3
Вручение удостоверения и именного бейджика. Составление памятки членов отряда профилактики правонарушений.
1
1
4
Оформление уголка отряда. Работа с информационным материалом.
2
2
5
Изучение истории полиции в Республике и в городе.
2
2
6
Посещение УВД. Экскурсия в музей УВД.
2
2
7
Встреча - беседа с советом ветеранов (бывшие сотрудники УВД, проживающие в городе).
2
2
8
Просмотр видеофильмов по пропаганде здорового образа жизни и организация последующего обсуждения в рамках месячника «Экстремизму –НЕТ», «Внимание – подросток», «Жизнь без наркотиков».
4
2
2
9
Выпуск «Листовок» по профилактике употребления табака, алкоголя, психоактивных веществ и формированию здорового образа жизни в рамках месячника «Экстремизму –НЕТ!», «Внимание – подросток!», «Жизнь без наркотиков»
3
1
2
10
Дебаты «Наркотикам – нет!»
1
1
11
Создание методической копилки мероприятий по профилактике правонарушений, алкоголизма и употребления ПАВ обучающимися.
3
2
1
12
Организация выставки литературы по вопросам профилактики правонарушений, алкоголизма и употребления ПАВ для учащихся в школьной библиотеке.
2
1
1
13
Составление памятки для родителей по профилактике суицида. Причины, черты подросткового суицида.
2
1
1
14
Оформление стендовой информации «Телефоны доверия», «Телефоны горячей линии».
2
2
15
Изучение нормативных документов. Устав школы.
6
4
2
16
Анализ работы ОПП за 1 четверть
2
1
1
IIчетверть
1
Изучение нормативных документов. Международная Конвенция ООН о правах ребенка.
6
5
1
2
Изучение нормативных документов. Конституция РФ.
6
5
1
3
Изучение нормативных документов. Уголовный кодекс РФ.
6
5
1
4
Изучение нормативных документов. Кодекс об административных правонарушениях.
6
5
1
5
Изучение нормативных документов. Социальный паспорт микрорайона и школы.
4
2
2
6
Анализ работы ОПП за 2 четверть
2
1
1
III четверть
1
Выявление детей, оказавшихся в социально-опасном положении. Взаимосвязь с классными руководителями и оказание помощи в учебно-воспитательном процессе.
3
1
2
2
Выявление детей «группы риска», склонных к правонарушениям. Анализ причин правонарушений, совершаемых учащимися.
3
1
2
3
Формирование банка данных на «трудных» подростков, подростков из неблагополучных семей.
4
1
3
4
Осуществление социального патронажа детей группы риска и их семей с инспектором ПДН
4
4
5
Дискуссия: «Причины трудновоспитуемости подростков». «Роль семьи и школы в воспитании нравственных качеств подростков». «Роль семьи в профилактике совершения правонарушений подростков».
4
2
2
6
Дискуссия: «Профилактика драк и агрессивного поведения учащихся». Составление анкет для учащихся, родителей, педагогов.
4
2
2
7
Анализ индивидуальных профилактических бесед с учащимися, нарушающих правила внутреннего распорядка и поведения в школе, учащихся, отстающих в учебе.
4
2
2
8
Составление анкет для трудных учащихся, с целью выяснения их занятости во внеурочное время.
2
2
9
Составление списка объединений дополнительного образования. Вовлечение учащихся «группы риска» в кружки и секции.
2
1
1
10
Физическая подготовка к Спартакиаде среди школьных формирований по охране общественного порядка «ФОРПОСТ»
4
4
11
Создание сайта «ОПП»
1
1
12
Создание правового отдела в библиотеке, подбор нужной литературы.
2
2
13
Оформление информационных стендов для родителей «Права и обязанности».
3
3
14
Оформление рубрики «Твое будущее в твоих руках» в классных уголках.
3
3
15
Анализ работы ОПП за 3 четверть
2
1
1
IV четверть
1
Подготовка к проведению тематических классных часов: «Права и ответственность несовершеннолетних»
3
2
1
2
Подготовка к проведению родительских лекториев:
«Что такое наркомания?»,
«Здоровый образ жизни – залог жизненного успеха»,
«Курить – здоровью вредить!»
4
2
2
3
Ролевая игра «Юный Юрист» (подготовка и проведение детской игры «Ребята, давайте жить дружно!» в 4 классах по Всеобщей декларации прав человека)
4
1
3
4
Подготовка к проведению анкетирования по изучению состояния профилактической работы в классах.
2
1
1
5
Викторина «На пороге к выбору профессий. Калейдоскоп профессий» (подготовка и проведение).
3
1
2
6
Составление анкеты по диагностике профессионального предпочтения учащихся, состоящих на всех формах профилактического учета
в вопросах профессионального самоопределения.
3
1
2
7
Разработка методических рекомендаций, в помощь классным руководителям для более эффективной работы по профилактике правонарушений и формированию правовой культуры
4
1
3
8
Обсуждение предварительной летней занятости учащихся, состоящих на учете. Сбор информации.
3
1
2
9
Организация помощи в трудоустройстве выпускникам и учащимся, в организации летнего отдыха.
3
1
2
10
«Пропаганда идей отряда» в школе - «Вступайте в ОПП!».
2
2
11
Итоговое заседание ОПП. Анализ проделанной работы за 4 четверть и за учебный год.
2
1
1
Итого:
144
61
83
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ И СХЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ
Для решения поставленных задач учитывается сложившееся социально-педагогическое пространство школы, связанное с профилактикой правонарушений. Программа используется в школьной системе воспитательной работы как основной документ. При планировании профилактической работы учитываются районные и республиканские положения о правовом воспитании обучающихся. Более тесное сотрудничество осуществляется с учреждениями, находящимися на территории муниципального образования, разрабатываются совместные планы работы, проводятся общие мероприятия. Образовательное учреждение активно сотрудничает с отделом внутренних дел и ГИБДД по району, что позволило создать систему работы по профилактике правонарушений.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ
Результаты программы можно будет оценить по следующим критериям:
• Стабильный интерес учащихся к отряду;
• Массовость, активность участия детей в мероприятиях по данной направленности;