kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа факультатива "Подготовка к ОГЭ по обществознанию". 9 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа факультативного курса разработана на основе требований к результатам освоения образовательной программы основного общего образования. Курс является практико-ориентированным, составлени в соответствии с кодификатором и спецификацией ОГЭ по обществознанию. Рассчитан на 68 часов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа факультатива "Подготовка к ОГЭ по обществознанию". 9 класс»

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9»




Рассмотрено и принято Утверждаю

на педагогическом совете Директор МАОУ «СОШ № 9»

Протокол № ________ М.И. Макаров_____________

от «__» _________2018 года Приказ № ________________

от «____» ________ 2018 года
















Рабочая программа факультативного курса

«Подготовка к ОГЭ по обществознанию»

9 класс










Учитель:

Тихонова Н.А.













Мегион, 2018




Содержание рабочей программы



  1. Пояснительная записка.

  2. Планируемые результаты освоения учебного предмета.

  3. Содержание учебного предмета.

  4. Тематическое планирование учебного предмета с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

  5. Календарно-тематическое планирование учебного предмета с определением основных видов учебной деятельности обучающихся (является приложением к рабочей программе, утверждается отдельным локальным актом МАОУ «СОШ № 9»).









































1. Пояснительная записка


Данная рабочая программа факультативного курса разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, составлена на основе программы образовательной программы основного общего, среднего образования, составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного, среднего общего образования, примерной программы основного, среднего общего образования по обществознанию и авторской программы Л.Н. Боголюбова – М: Просвещение, к учебнику для 8-9 классов общеобразовательной школы авторов: Л.Н. Боголюбова, А.И. Матвеева, Е.И. Жильцовой (М.: Просвещение) в соответствии с учебным планом школы и требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного, среднего общего образования; в соответствии с демонстрационным вариантом контрольных измерительных материалов для проведения основного государственного экзамена по обществознанию и кодификатором элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена по обществознанию.

Содержание данной учебной программы реализует принципы и задачи основной образовательной программы основного общего образования МАОУ «СОШ № 9» с учетом программ, включенных в ее структуру.

Данная программа реализуется на период действия учебно-методического комплекса, который выбирается из федерального перечня учебников:

  1. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. Под редакцией Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю., Городецкой Н.И. – М.: Просвещение.

  2. Боголюбов Л.Н., Матвеев А.И., Жильцова Е.И. и др. Обществознание. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. Под редакцией Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю., Матвеева А.И. – М: Просвещение.

Интернет-ресурсы:

  • http://www.fipi.ru – портал федерального института педагогических измерений

  • https://soc-oge.sdamgia.ru – образовательный портал для подготовки к экзаменам

  • http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго поколения

  • https://socialstudies.ru – портал «Изучаем обществознание»

  • https://foxford.ru/ - онлайн-школа Фоксфорда

  • http://www.elibrary.ru/defaultx.asp – научная электронная библиотека

Курс является практико-ориентированным, призван помочь будущим выпускникам овладеть ключевыми познавательными и информационно-коммуникативными компетенциями, средствами контрольно-измерительных материалов ОГЭ по обществознанию. Обучающиеся смогут осмыслить стратегию собственных действий при операциях с понятиями, работе с диаграммами и статистической информацией, текстами различного вида, проблемно-познавательными заданиями, достигнут определенной свободы в выборе и написании творческих заданий.

Экзамен по обществознанию остается наиболее массовым из всех, которые сдаются по выбору и востребован большим количеством выпускников, поскольку предмет «обществознание» утвержден в качестве вступительного испытания в СУЗах и ВУЗах по специальностям различной направленности: гуманитарной, социальной, экономической, педагогической, культурной и др.

Анализ типичных ошибок учащихся на экзамене за прошедшие годы позволил выделить ключевые позиции, которые нашли отражение в данной программе.

Цель курса: совершенствование подготовки обучающихся по обществознанию для сдачи предмета в форме ОГЭ.

Задачи курса:

- способствовать улучшению усвоения и углублению знаний учащимися курса «Обществознание» в соответствии с современными требованиями к Государственной итоговой аттестации в форме ГИА или экзамена;

- стимулировать познавательную активность и интерес учеников к предмету, в том числе в контексте выбора ими социально – гуманитарного профиля для дальнейшего обучения;

- отработка умения получать социальную информацию из разнообразных источников и ориентироваться в ней, в том числе для решения задач познавательного и практического характера;

- содействовать воспитанию свободной и ответственной личности ученика, её социализации в современных условиях,

- формировать у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста;

- дать учащимся знания об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;

- развивать умения учащимися получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные;

- способствовать становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;

- формировать у учащихся опыт применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Оценивание результатов освоения данной учебной программы осуществляется на основе комплекса документов, регламентирующих систему оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО МАОУ «СОШ №9».

Для достижения поставленных целей наиболее целесообразными являются различные формы занятий: мини-лекции, практикумы, тренинги. В программе представлено оптимальное соотношение теоретических и практических занятий.

С целью активизации познавательных возможностей, обучающихся программой предусмотрено активное использование нормативно-правовой базы РФ, информационно-коммуникационных средств обучения, прежде всего, Интернет-ресурсов.

Факультативный курс «Подготовка к ОГЭ» реализуется в 9 классах и рассчитан на 68 часов.

Календарно-тематическое планирование учебных занятий оформляется отдельным локальным актом. Оно содержит название тем, разделов, виды учебной деятельности, объём часов, сроки прохождения программы.


2. Планируемые результаты освоения учебного предмета


Личностные результаты:

• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;

• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.

Метапредметные результаты:

• умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

• умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

• способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);

  • овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

  • умение выполнять познавательные и практические задания, направленные на:

  • использование элементов причинно-следственного анализа;

  • исследование несложных реальных связей и зависимостей;

  • определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

  • поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

  • перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

  • объяснение изученных положений на конкретных примерах;

  • оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

  • определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Предметные результаты:

познавательные
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной  жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

ценностно-мотивационные
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;

трудовые
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;

эстетические
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;

• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

коммуникативные

• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

• понимание языка массовой социально-политической коммуникации,

позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

• понимание значения коммуникации в межличностном общении;

• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.


3. Содержание учебного предмета


Раздел I. Человек и общество (6 часов)

Структура КИМ, кодификатор, спецификация. Правила заполнения бланков ОГЭ. Информационные ресурсы ОГЭ. Общество. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Биологическое и социальное в человеке. Деятельность человека и её основные формы (труд, игра, учение). Человек и его ближайшее окружение; межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты, их конструктивное решение. Традиционное, индустриальное, постиндустриальное. Глобальные проблемы человечества.

Раздел II. Сфера духовной культуры (5 часов)

Наука в жизни современного общества. Образование. Религия. Ступени образования. Религиозные течения. Свобода совести. Долг и совесть. Моральный выбор – это ответственность. Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность.

Раздел III. Экономика (14 часов)

Свободные и экономические блага. Экономический выбор. Альтернативная стоимость. Свободные, экономические блага. Факторы производства. Традиционная, командная, рыночная, смешанная экономика. Формы собственности: частная, коллективная, общественная, муниципальная, государственная. Товары и услуги. Факторы производства. Распределение труда и специализация. Квалификация. Натуральный обмен, товарно-денежные отношения. Спрос и предложение на рынке. Рыночное равновесие. Механизм установления рыночной цены. Принцип «невидимой руки» рынка. Основные функции цен. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Функции денег. Виды зарплаты. Производительность труда. Прожиточный минимум. Виды налогов (федеральные, региональные, местные, прямые, косвенные). Поддержание государственных институтов.

Раздел IV. Социальная сфера (9 часов)

Социальная мобильность: горизонтальная и вертикальная. Социальный статус: приписанный, достигаемый, прирожденный и приписываемый. Социальная роль. Санкции. Гендерные роли. Виды семей. Нуклеарная семья. Функции семьи. «Кризис идентичности», ролевой конфликт. Санкция. Нормы морали и права. «Золотое правило нравственности». Дозволение, предписание, запрет. Обычаи, традиции, ритуалы. Девиантное поведение. Компромисс, переговоры, посредничество, арбитраж, применение силы. Соотношение понятий «нация» и «этнос».

Раздел V. Сфера политики и социального управления (12 часов)

Политика, политическая власть, СМИ. Государство, суверенитет, функции государства. Ш. Монтескье, А. Смит, Д. Локк. Монархия, республика, унитарное, федеративное государство, гражданство. Тоталитаризм, авторитаризм, демократия, референдум. Глава города, земства, мэр, глава поселения. Всеобщее избирательное право, референдум, политический экстремизм. Стадии выборов. Альтернативность кандидатов. Механизм прямой демократии. Плебисцит. Бюллетень. Политическая партия, общественно-политические движения. Политический плюрализм. Гражданское общество, верховенство права, незыблемость прав и свобод.

Раздел VI. Право (19 часов)

Естественное право, норма права, нормативные акты, закон, отрасль права, институт права. Закон, подзаконный акт. Указы Президента РФ. Постановления Правительства РФ. приказы, инструкции. Локальные нормативные правовые акты. Субъект, объект права, правоспособность, дееспособность, субъективные юридические права, юридические обязанности, физические и юридические лица. Правонарушение, противоправность, действие, бездействие, деяние, вина, юридическая ответственность, презумпция невиновности. Конституционный строй, федерация, самоопределение, сепаратизм, социальное государство, светское государство. Основы конституционного строя Российской Федерации. Субъект РФ. Национальные и территориальные образования. Парламент, правительство. Государственная Дума, Совет Федерации, Федеральное собрание, арбитражный суд. Народные заседатели, суд, присяжные, прокуратура, адвокатура, нотариат. Судебная система. Группы прав по Конституции РФ. Гарантии-условия прав человека и гражданина. Конвенция о правах ребёнка. Несовершеннолетний. Самозащита, несудебная защита. ООН, ОБСЕ, Красный крест. Амнистия. Международное гуманитарное право, военные преступления. Субъекты гражданского права, договор, сделка, дееспособность, потребитель, моральный вред, безопасность товар, сертификат. Брак, семейные правоотношения, супруги, родители, алименты. Условия заключения брака. Трудовой договор, дисциплина труда, льготы. Трудоустройство несовершеннолетних. Административные наказания, проступки. Уголовно-правовые отношения, деяние, преступление, общественная опасность, противоправность, виновность, наказуемость, необходимая оборона.

Раздел VII. Итоговое повторение (3 часа)

Рефлексия изученного материала и собственной деятельности в области подготовки к экзамену. Систематизация и обобщение основных положений курса. Использование приобретенных знаний для решения заданий. Проведение диагностики результатов обучения.


4. Тематическое планирование учебного предмета с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы


п/п

Тема / Раздел

Количество часов

1

Человек и общество

6

2

Сфера духовной культуры

5

3

Экономика

14

4

Социальная сфера

9

5

Сфера политики и социального управления

12

6

Право

19

7

Итоговое повторение

3

Общее кол-во часов: 68


Рабочая программа факультативного курса «Подготовка к ОГЭ по обществознанию», 9 класс, 2018-19 учебный год 7



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа факультатива "Подготовка к ОГЭ по обществознанию". 9 класс

Автор: Тихонова Наталья Александровна

Дата: 24.02.2019

Номер свидетельства: 501185


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства