Программу разработал преподаватель общественных дисциплин высшей квалификационной категории Калашникова Светлана Юрьевна.
Программа учебной дисциплины ОДБ.05 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО: 19.01.17 Повар, кондитер, укрупнённая группа профессий 19.00.00 Промышленная экология и биотехнология (ФГОС 3+).
Программа может использоваться профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования (ППКРС, ППССЗ).
Дисциплина ОДБ.05 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ относится к базовым учебным дисциплинам общеобразовательного цикла.
Изучение обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне ученик должен:
самостоятельной работы обучающегося - 39 часов.
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов об.ауд.н./с.р. | Уровень освоения |
Введение | Содержание учебного материала | 1/0 | |
1. Введение. Обществознание как учебный курс. Социальные науки. Специфика объекта их изучения. Актуальность изучения обществознания при освоении профессий СПО. | 1 | 1 |
Раздел 1. | Человек и общество | 19/9 | |
Тема 1.1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества | Содержание учебного материала | 12/6 | |
1. Человек как биосоциальное существо. Философские представления о социальных качествах человека. Человек, индивид, личность. | 1 | 2 |
2. Практическое занятие по теме 1.1. Практическая работа №1: Человек, индивид, личность. | 1 | 2-3 |
3. Формирование личности. Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности. Потребности, способности и интересы. | 1 | 2 |
4. Практическое занятие по теме 1.1. Практическая работа №2: Потребности, способности и интересы. | 1 | 2-3 |
5. Деятельность. Деятельность и мышление. Виды деятельности. Творчество. Человек в учебной и трудовой деятельности. Основные виды профессиональной деятельности. Выбор профессии. Профессиональное самоопределение | 1 | 2 |
6. Социализация и самосознание. Социализация личности. Самосознание и социальное поведение. Цель и смысл человеческой жизни. | 1 | 2 |
7. Познание. Истина. Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Виды человеческих знаний. | 1 | 2 |
8. Мировоззрение. Мировоззрение. Типы мировоззрения. Основные особенности научного мышления. | 1 | 2 |
9. Практическое занятие по теме 1.1. Практическая работа №3: Мировоззрение. Типы мировоззрения. | 1 | 2-3 |
10. Свобода, самореализация, ответственность. Свобода как условие самореализации личности. Свобода человека и ее ограничители (внутренние — со стороны самого человека и внешние — со стороны общества). Выбор и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности. | 1 | 2 |
11. Человек в социальной среде. Человек в группе. Многообразие мира общения. Межличностное общение и взаимодействие. Проблемы межличностного общения в молодежной среде. Особенности самоидентификации личности в малой группе на примере молодежной среды. Межличностные конфликты. Истоки конфликтов в среде молодежи. | 1 | 2 |
12. Практическое занятие по теме 1.1. Практическая работа №4: Опыт общения без конфликтов. | 1 | 2-3 |
Самостоятельная работа обучающихся: Работа с учебниками и конспектами темы. Оформление докладов на заданные темы: «Человек, индивид, личность: взаимосвязь понятий» «Влияние характера человека на его взаимоотношения с окружающими людьми» «Я или мы: взаимодействие людей в обществе» Подготовка устных выступлений по заданным темам: Написание эссе на заданную тему: Подготовка индивидуального проекта с использованием информационных технологий (презентация) на тему: | 6 | |
Тема 1.2. Общество как система | Содержание учебного материала | 6/3 | |
1. Общество. Структура общества. Представление об обществе как сложной динамичной системе. Подсистемы и элементы общества. Специфика общественных отношений. Основные институты общества, их функции. Общество и природа. Значение техногенных революций: аграрной, индустриальной, информационной. Противоречивость воздействия людей на природную среду. | 1 | 2 |
2. Практическое занятие по теме 1.2. Практическая работа №5: Основные институты общества. | 1 | 2-3 |
3. Эволюция человека и развитие общества. Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса. | 1 | 2 |
4. Исторический процесс. Смысл и цель истории. Цивилизация и формация. Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное). | 1 | 2 |
5. Современное общество. Глобализация. Особенности современного мира. Процессы глобализации. Антиглобализм, его причины и проявления. Современные войны, их опасность для человечества. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем. | 1 | 2 |
6. Практическое занятие по теме 1.2. Практическая работа №6: Глобализация. | 1 | 2-3 |
Самостоятельная работа обучающихся: Работа с учебниками и конспектами темы. Оформление докладов на заданные темы: Подготовка устных выступлений по заданным темам: Написание эссе на заданную тему: Подготовка индивидуального проекта с использованием информационных технологий (презентация) на тему: | 3 | |
Контрольная работа №1 | Контрольная работа по разделу 1 (темы 1.1.-1.2.) | 1/0 | 2 |
Раздел 2. | Духовная культура человека и общества | 17/8 | |
Тема 2.1. Духовная культура личности и общества | Содержание учебного материала | 4/2 | |
1. Духовная культура. Понятие о культуре. Духовная культура личности и общества, ее значение в общественной жизни. Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура — продукт информационного общества. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров. | 2 | 2 |
2. Разнообразие и взаимосвязь культур. Взаимодействие и взаимосвязь различных культур. Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе. Этикет. Учреждения культуры. Государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям. | 1 | 2 |
3. Практическое занятие по теме 2.1. Практическая работа №7: Виды культуры. | 1 | 2-3 |
Самостоятельная работа обучающихся: Работа с учебниками и конспектами темы. Оформление докладов на заданные темы: «Современная массовая культура: достижение или деградация?» Подготовка устных выступлений по заданным темам: Подготовка индивидуального проекта с использованием информационных технологий (презентация) на тему: «Молодёжные субкультуры» «Разнообразие культур» | 2 | |
Тема 2.2. Наука и образование в современном мире | Содержание учебного материала | 5/2 | |
1. Наука. Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Значимость труда ученого, его особенности. Свобода научного поиска. Ответственность ученого перед обществом. | 1 | 2 |
2. Практическое занятие по теме 2.2. Практическая работа №8: Наука в современном мире. | 1 | 2-3 |
3. Образование. Образование как способ передачи знаний и опыта. Роль образования в жизни современного человека и общества. Правовое регулирование образования. Порядок приема в образовательные учреждения профессионального образования. Система образования в Российской Федерации. Государственные гарантии в получении образования. Профессиональное образование. | 2 | 2 |
4. Практическое занятие по теме 2.2. Практическая работа №9: Роль образования в жизни человека и общества. | 1 | 2-3 |
Самостоятельная работа обучающихся: Работа с учебниками и конспектами темы. Оформление докладов на заданные темы: «Наука в современном мире: все ли достижения полезны человеку?» «Кем быть? Проблема выбора профессии» Подготовка устных выступлений по заданным темам: Написание эссе на заданную тему: Подготовка индивидуального проекта с использованием информационных технологий (презентация) на тему: | 2 | |
Тема 2.3. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры | Содержание учебного материала | 7/4 | |
1. Мораль. Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал. | 2 | 2 |
2. Практическое занятие по теме 2.3. Практическая работа №10: Мораль. | 1 | 2-3 |
3. Религия. Религия как феномен культуры. Мировые религии. Религия и церковь в современном мире. Свобода совести. Религиозные объединения Российской Федерации. | 1 | 2 |
4. Практическое занятие по теме 2.3. Практическая работа №11: Религия. | 1 | 2-3 |
5. Искусство. Искусство и его роль в жизни людей. Виды искусств. | 1 | 2 |
6. Практическое занятие по теме 2.3. Практическая работа №12: Искусство. | 1 | 2-3 |
Самостоятельная работа обучающихся: Работа с учебниками и конспектами темы. Оформление докладов на заданные темы: «Современные религии» «Роль искусства в обществе» Работа с нормативными актами. Подготовка устных выступлений по заданным темам: Написание эссе на заданную тему: Подготовка индивидуального проекта с использованием информационных технологий (презентация) на тему: | 4 | |
Контрольная работа №2 | Контрольная работа по разделу 2 (темы 2.1.- 2.3.) | 1/0 | 2 |
Раздел 3. | Социальные отношения | 18/10 | |
Тема 3.1. Социальная роль и стратификация | Содержание учебного материала | 5/3 | |
1. Социальная сфера общества. Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах. Социальная стратификация. Социальная мобильность. | 1 | 2 |
2. Практическое занятие по теме 3.1. Практическая работа №13: Социальная стратификация. | 1 | 2-3 |
3. Социальные роли личности. Социальная роль. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте. Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе. | 1 | 2 |
4. Социальный статус личности. Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной деятельности. | 1 | 2 |
5. Практическое занятие по теме 3.1. Практическая работа №14: Моё место в обществе. | 1 | 2-3 |
Самостоятельная работа обучающихся: Работа с учебниками и конспектами темы. Оформление докладов на заданные темы: Подготовка устных выступлений по заданным темам: Написание эссе на заданную тему: Подготовка индивидуального проекта с использованием информационных технологий (презентация) на тему: | 3 | |
Тема 3.2. Социальные нормы и конфликты | Содержание учебного материала | 6/3 | |
1. Социальный контроль. Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль. | 1 | 2 |
2. Отклоняющееся поведение. Девиантное поведение, его формы, проявления. Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи. | 1 | 2 |
3. Здоровый образ жизни. Опасность наркомании, алкоголизма. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни. | 1 | 2 |
4. Практическое занятие по теме 3.2. Практическая работа №15: Мой образ жизни. | 1 | 2-3 |
5. Социальный конфликт. Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. Пути разрешения социальных конфликтов. | 1 | 2 |
6. Практическое занятие по теме 3.2. Практическая работа №16: Социальные конфликты. | 1 | 2-3 |
Самостоятельная работа обучающихся: Работа с учебниками и конспектами темы. Оформление докладов на заданные темы: Подготовка устных выступлений по заданным темам: Подготовка индивидуального проекта с использованием информационных технологий (презентация) на тему: | 3 | |
Тема 3.3. Важнейшие социальные общности и группы | Содержание учебного материала | 6/4 | |
1. Социальные группы. Особенности социальной стратификации в современной России. Демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы. | 1 | 2 |
2. Молодёжь. Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной политики в Российской Федерации. | 1 | 2 |
3. Практическое занятие по теме 3.3. Практическая работа №17: Социальная стратификация в современной России. | 1 | 2-3 |
4. Практическое занятие по теме 3.3. Практическая работа №18: Семья в современной России. | 1 | 2-3 |
5. Нации и межнациональные отношения. Этнические общности. Межнациональные отношения, этно-социальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации. | 1 | 2 |
6. Практическое занятие по теме 3.3. Практическая работа №19: Межнациональные отношения. | 1 | 2-3 |
Самостоятельная работа обучающихся: Работа с учебниками и конспектами темы. Оформление докладов на заданные темы: «Современная молодежь: проблемы и перспективы» «Этно-социальные конфликты в современном мире» «Семья как ячейка общества» Работа с нормативными актами. Подготовка устных выступлений по заданным темам: Написание эссе на заданную тему: Подготовка индивидуального проекта с использованием информационных технологий (презентация) на тему: | 4 | |
Контрольная работа №3 | Контрольная работа по разделу 3 (темы 3.1.-3.3.) | 1/0 | 2 |
Раздел 4. | Политика | 20/10 | |
Тема 4.1. Политика и власть. Государство в политической системе | Содержание учебного материала | 11/6 | |
1. Политика и власть. Понятие власти. Типы общественной власти. Политика как общественное явление. Политическая система, ее внутренняя структура. | 1 | 2 |
2. Практическое занятие по теме 4.1. Практическая работа №20: Политическая система общества, ее структура. | 1 | 2-3 |
3. Политические институты. Государство. Политические институты. Государство как политический институт. Признаки государства. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. | 1 | 2 |
4. Практическое занятие по теме 4.1. Практическая работа №21: Государство в политической системе общества. | 1 | 2-3 |
5. Практическое занятие по теме 4.1. Практическая работа №22: Функции государства. | 1 | 2-3 |
6. Формы государства. Политические режимы. Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство, политический режим. Типология политических режимов. | 1 | 2 |
7. Демократия. Демократия, ее основные ценности и признаки. Условия формирования демократических институтов и традиций. | 1 | 2 |
8. Практическое занятие по теме 4.1. Практическая работа №23: Формы государства. | 1 | 2-3 |
9. Правовое государство. Правовое государство, понятие и признаки. | 1 | 2 |
10. Практическое занятие по теме 4.1. Практическая работа №24: Гражданское общество и правовое государство. | 1 | 2-3 |
11. Международная политика. Особенности функционального назначения современных государств. Межгосударственная интеграция, формирование надгосударственных институтов — основные особенности развития современной политической системы. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: Работа с учебниками и конспектами темы. Оформление докладов на заданные темы: Работа с нормативными актами. Подготовка устных выступлений по заданным темам: Написание эссе на заданную тему: Подготовка индивидуального проекта с использованием информационных технологий (презентация) на тему: «Содержание внутренних и внешних функций государства на примере современной России» | 6 | |
Тема 4.2. Участники политического процесса | Содержание учебного материала | 8/4 | |
1. Личность в политике. Личность и государство. Политический статус личности. Политическое участие и его типы. Причины и особенности экстремистских форм политического участия. Политическое лидерство. Лидеры и ведомые. Политическая элита, особенности ее формирования в современной России. | 1 | 2 |
2. Практическое занятие по теме 4.2. Практическая работа №25: Личность и государство. | 1 | 2-3 |
3. Гражданское общество. Гражданское общество и государство. Гражданские инициативы. | 1 | 2 |
4. Демократические выборы. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Абсентеизм, его причины и опасность. Избирательная кампания в Российской Федерации. | 1 | 2 |
5. Практическое занятие по теме 4.2. Практическая работа №26: Избирательное право в Российской Федерации. | 1 | 2-3 |
6. Политические партии. Политические партии и движения, их классификация. Современные идейно-политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации. | 2 | 2 |
7. Влияние СМИ на политику. Роль средств массовой информации в политической жизни общества. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: Работа с учебниками и конспектами темы. Оформление докладов на заданные темы: Работа с нормативными актами. Подготовка устных выступлений по заданным темам: Написание эссе на заданную тему: Подготовка индивидуального проекта с использованием информационных технологий (презентация) на тему: | 4 | |
Контрольная работа №4 | Контрольная работа по разделу 4 (темы 4.1.-4.2.) | 1/0 | 2 |
Повторительно- обобщающий урок | Содержание учебного материала | 2/2 | |
Повторение, обобщение и систематизация знаний по темам разделов1-4. | 2 | 2-3 |
Самостоятельная работа обучающихся: Работа с учебниками и конспектами тем по разделам 1-4; Подготовка к итоговому зачёту по разделам 1-4. | 2 | |
ЗАЧЁТ | 1/0 | 2-3 |
Всего: | 78/39 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Обществознание».
Конституция Российской Федерации 1993 г. (последняя редакция). Водный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 03.06.2006 № 74-ФЗ) // СЗ РФ. — 2006. — № 23. — Ст. 2381.
Гражданский кодекс РФ. Ч. 1 (введен в действие Федеральным законом от 30.11.1994 № 51-ФЗ) // СЗ РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 3301.
Гражданский кодекс РФ. Ч. 2 (введен в действие Федеральным законом от 26.01.1996 № 14-ФЗ) // СЗ РФ. — 1996. — № 5. — Ст. 410.
Гражданский кодекс РФ. Ч. 3 (введен в действие Федеральным законом от 26.11.2001 № 46-ФЗ) // СЗ РФ. — 2001. — № 49. — Ст. 4552.
Гражданский кодекс РФ. Ч. 4 (введен в действие Федеральным законом от 18.12.2006 № 230-ФЗ) // СЗ РФ. — 2006. — № 52 (ч. I). — Ст. 5496.
Земельный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 25.10.2001 № 136-ФЗ) // СЗ РФ. — 2001. — № 44. — Ст. 4147.
Кодекс РФ об административных правонарушениях (введен в действие Федеральным законом от 30.12.2001 № 195-ФЗ) // СЗ РФ. — 2002. — № 1 (Ч. I). — Ст. 1.
Трудовой кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 30.12.2001 № 197-ФЗ) // СЗ РФ. — 2002. — № 1 (Ч. I). — Ст. 3.
Уголовный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 13.06.1996 № 63-ФЗ) // СЗ РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.
Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» // СЗ РФ. — 1992. — № 15. — Ст. 766.
Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и ВС РФ. — 1991. — № 18. — Ст. 566.
Закон РФ от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2002.
Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. — 1995. — № 10. — Ст. 823.
Закон РФ от 11.02.1993 № 4462-1 «О Нотариате» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. — 1993.
Федеральный закон от 31.05.2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2002.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2012.
Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // СЗ РФ. — 1999. — № 14. — Ст. 1650.
Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // СЗ РФ. — 2002. — № 2. — Ст. 133.
Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» // Российская газета. — 1995. — 4 мая.
Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» // СЗ РФ. — 1999. — № 18. — Ст. 2222.
Указ Президента РФ от 16.05.1996 № 724 «О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы» // Российские вести. — 1996. — 18 мая.
Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» // Российская газета. — 2012. — 9 мая.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480).
Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и наука РФ от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
Готовимся к Единому государственному экзамену. Обществоведение. — М., 2014.
Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. Обществознание. — М., 2014.
Учебно-тренировочные материалы для сдачи ЕГЭ. — М., 2014.