Программу разработал преподаватель общественных дисциплин высшей квалификационной категории Калашникова Светлана Юрьевна.
  Программа учебной дисциплины ОДБ.05 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО: 19.01.17 Повар, кондитер, укрупнённая группа профессий 19.00.00 Промышленная экология и биотехнология (ФГОС 3+).
  Программа может использоваться профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования (ППКРС, ППССЗ).
  Дисциплина ОДБ.05 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ относится к базовым учебным дисциплинам общеобразовательного цикла.
  Изучение обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
  В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне ученик должен:
  самостоятельной работы обучающегося - 39 часов.  
         |  Наименование разделов и тем |  Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся |  Объем часов  об.ауд.н./с.р. |  Уровень освоения | 
  |  Введение 
 |  Содержание учебного материала |  1/0 | 
 | 
  |  1. Введение.    Обществознание как учебный курс. Социальные науки. Специфика объекта их изучения. Актуальность изучения обществознания при освоении профессий СПО. |  1 |  1 | 
  |  Раздел 1. |  Человек и общество |  19/9 | 
 | 
  |  Тема 1.1.  Природа человека, врожденные и приобретенные качества |  Содержание учебного материала |  12/6 | 
 | 
  |  1. Человек как биосоциальное существо.  Философские представления о социальных качествах человека. Человек, индивид, личность.   |  1 |  2 | 
  |  2. Практическое занятие по теме 1.1.  Практическая работа №1: Человек, индивид, личность.   |  1 |  2-3 | 
  |  3. Формирование личности.  Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности. Потребности, способности и интересы. |  1 |  2 | 
  |  4. Практическое занятие по теме 1.1.  Практическая работа №2: Потребности, способности и интересы.   |  1 |  2-3 | 
  |  5. Деятельность.  Деятельность и мышление. Виды деятельности. Творчество. Человек в учебной и трудовой деятельности. Основные виды профессиональной деятельности. Выбор профессии. Профессиональное самоопределение |  1 |  2 | 
  |  6. Социализация и самосознание.  Социализация личности. Самосознание и социальное поведение. Цель и смысл человеческой жизни.   |  1 |  2 | 
  |  7. Познание. Истина.    Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Виды человеческих знаний.   |  1 |  2 | 
  |  8. Мировоззрение.  Мировоззрение. Типы мировоззрения. Основные особенности научного мышления.   |  1 |  2 | 
  |  9. Практическое занятие по теме 1.1.  Практическая работа №3: Мировоззрение. Типы мировоззрения.   |  1 |  2-3 | 
  |  10. Свобода, самореализация, ответственность.  Свобода как условие самореализации личности. Свобода человека и ее ограничители (внутренние — со стороны самого человека и внешние — со стороны общества). Выбор и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности.   |  1 |  2 | 
  |  11. Человек в социальной среде.  Человек в группе. Многообразие мира общения. Межличностное общение и взаимодействие. Проблемы межличностного общения в молодежной среде. Особенности самоидентификации личности в малой группе на примере молодежной среды. Межличностные конфликты. Истоки конфликтов в среде молодежи. |  1 |  2 | 
  |  12. Практическое занятие по теме 1.1.  Практическая работа №4: Опыт общения без конфликтов. |  1 |  2-3 | 
  |  Самостоятельная работа обучающихся:  Работа с учебниками и конспектами темы. Оформление докладов на заданные темы:   «Человек, индивид, личность: взаимосвязь понятий»   «Влияние характера человека на его взаимоотношения с окружающими людьми» «Я или мы: взаимодействие людей в обществе»  Подготовка устных выступлений по заданным темам:  Написание эссе на заданную тему:  Подготовка индивидуального проекта с использованием информационных технологий (презентация) на тему:   |  6 | 
 | 
  |  Тема 1.2.  Общество как система |  Содержание учебного материала |  6/3 | 
 | 
  |  1. Общество. Структура общества.  Представление об обществе как сложной динамичной системе. Подсистемы и элементы общества. Специфика общественных отношений. Основные институты общества, их функции. Общество и природа. Значение техногенных революций: аграрной, индустриальной, информационной. Противоречивость воздействия людей на природную среду. |  1 |  2 | 
  |  2. Практическое занятие по теме 1.2.  Практическая работа №5: Основные институты общества.   |  1 |  2-3 | 
  |  3. Эволюция человека и развитие общества.  Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса.   |  1 |  2 | 
  |  4. Исторический процесс.    Смысл и цель истории. Цивилизация и формация. Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное).   |  1 |  2 | 
  |  5. Современное общество. Глобализация.  Особенности современного мира. Процессы глобализации. Антиглобализм, его причины и проявления. Современные войны, их опасность для человечества. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем. |  1 |  2 | 
  |  6. Практическое занятие по теме 1.2.  Практическая работа №6: Глобализация. |  1 |  2-3 | 
  |  Самостоятельная работа обучающихся:  Работа с учебниками и конспектами темы. Оформление докладов на заданные темы:  Подготовка устных выступлений по заданным темам:  Написание эссе на заданную тему:  Подготовка индивидуального проекта с использованием информационных технологий (презентация) на тему:   |  3 | 
 | 
  |  Контрольная работа №1 |  Контрольная работа по разделу 1 (темы 1.1.-1.2.) |  1/0 |  2 | 
  |  Раздел 2. |  Духовная культура человека и общества |  17/8 | 
 | 
  |  Тема 2.1.    Духовная культура личности и общества 
 |  Содержание учебного материала |  4/2 | 
 | 
  |  1. Духовная культура.  Понятие о культуре. Духовная культура личности и общества, ее значение в общественной жизни. Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура — продукт информационного общества. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров.   |  2 |  2 | 
  |  2. Разнообразие и взаимосвязь культур.  Взаимодействие и взаимосвязь различных культур. Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе. Этикет. Учреждения культуры. Государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям. |  1 |  2 | 
  |  3. Практическое занятие по теме 2.1.  Практическая работа №7: Виды культуры. |  1 |  2-3 | 
  |  Самостоятельная работа обучающихся:  Работа с учебниками и конспектами темы. Оформление докладов на заданные темы:  «Современная массовая культура: достижение или деградация?»  Подготовка устных выступлений по заданным темам:  Подготовка индивидуального проекта с использованием информационных технологий (презентация) на тему:     «Молодёжные субкультуры» «Разнообразие культур» |  2 | 
 | 
  |  Тема 2.2.    Наука и образование в современном мире |  Содержание учебного материала |  5/2 | 
 | 
  |  1. Наука.  Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Значимость труда ученого, его особенности. Свобода научного поиска. Ответственность ученого перед обществом. |  1 |  2 | 
  |  2. Практическое занятие по теме 2.2.  Практическая работа №8: Наука в современном мире.   |  1 |  2-3 | 
  |  3. Образование.  Образование как способ передачи знаний и опыта. Роль образования в жизни современного человека и общества. Правовое регулирование образования. Порядок приема в образовательные учреждения профессионального образования. Система образования в Российской Федерации. Государственные гарантии в получении образования. Профессиональное образование. |  2 |  2 | 
  |  4. Практическое занятие по теме 2.2.  Практическая работа №9: Роль образования в жизни человека и общества.   |  1 |  2-3 | 
  |  Самостоятельная работа обучающихся:  Работа с учебниками и конспектами темы. Оформление докладов на заданные темы:  «Наука в современном мире: все ли достижения полезны человеку?»  «Кем быть? Проблема выбора профессии»  Подготовка устных выступлений по заданным темам:  Написание эссе на заданную тему:  Подготовка индивидуального проекта с использованием информационных технологий (презентация) на тему:   |  2 | 
 | 
  |  Тема 2.3.    Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры |  Содержание учебного материала |  7/4 | 
 | 
  |  1. Мораль.  Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал. |  2 |  2 | 
  |  2. Практическое занятие по теме 2.3.  Практическая работа №10: Мораль.   |  1 |  2-3 | 
  |  3. Религия.  Религия как феномен культуры. Мировые религии. Религия и церковь в современном мире. Свобода совести. Религиозные объединения Российской Федерации. |  1 |  2 | 
  |  4. Практическое занятие по теме 2.3.  Практическая работа №11: Религия. |  1 |  2-3 | 
  |  5. Искусство.  Искусство и его роль в жизни людей. Виды искусств. |  1 |  2 | 
  |  6. Практическое занятие по теме 2.3.  Практическая работа №12: Искусство. |  1 |  2-3 | 
  |  Самостоятельная работа обучающихся:  Работа с учебниками и конспектами темы. Оформление докладов на заданные темы:  «Современные религии»  «Роль искусства в обществе»  Работа с нормативными актами.  Подготовка устных выступлений по заданным темам:  Написание эссе на заданную тему:  Подготовка индивидуального проекта с использованием информационных технологий (презентация) на тему:   |  4 | 
 | 
  |  Контрольная работа №2 |  Контрольная работа по разделу 2 (темы 2.1.- 2.3.) |  1/0 |  2 | 
  |  Раздел 3. |  Социальные отношения |  18/10 | 
 | 
  |  Тема 3.1.  Социальная роль и стратификация |  Содержание учебного материала |  5/3 | 
 | 
  |  1. Социальная сфера общества.  Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах. Социальная стратификация. Социальная мобильность.   |  1 |  2 | 
  |  2. Практическое занятие по теме 3.1.  Практическая работа №13: Социальная стратификация.   |  1 |  2-3 | 
  |  3. Социальные роли личности.  Социальная роль. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте. Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе.   |  1 |  2 | 
  |  4. Социальный статус личности.  Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной деятельности. |  1 |  2 | 
  |  5. Практическое занятие по теме 3.1.  Практическая работа №14: Моё место в обществе. |  1 |  2-3 | 
  |  Самостоятельная работа обучающихся:  Работа с учебниками и конспектами темы. Оформление докладов на заданные темы:  Подготовка устных выступлений по заданным темам:  Написание эссе на заданную тему:  Подготовка индивидуального проекта с использованием информационных технологий (презентация) на тему:   |  3 | 
 | 
  |  Тема 3.2.  Социальные нормы и конфликты |  Содержание учебного материала |  6/3 | 
 | 
  |  1. Социальный контроль.  Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль.   |  1 |  2 | 
  |  2. Отклоняющееся поведение.  Девиантное поведение, его формы, проявления. Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи. |  1 |  2 | 
  |  3. Здоровый образ жизни.  Опасность наркомании, алкоголизма. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни. |  1 |  2 | 
  |  4.  Практическое занятие по теме 3.2.  Практическая работа №15: Мой образ жизни. |  1 |  2-3 | 
  |  5. Социальный конфликт.  Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. Пути разрешения социальных конфликтов. |  1 |  2 | 
  |  6. Практическое занятие по теме 3.2.  Практическая работа №16: Социальные конфликты.   |  1 |  2-3 | 
  |  Самостоятельная работа обучающихся:  Работа с учебниками и конспектами темы. Оформление докладов на заданные темы:  Подготовка устных выступлений по заданным темам:  Подготовка индивидуального проекта с использованием информационных технологий (презентация) на тему:   |  3 | 
 | 
  |  Тема 3.3.  Важнейшие социальные общности и группы |  Содержание учебного материала |  6/4 | 
 | 
  |  1. Социальные группы.  Особенности социальной стратификации в современной России. Демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы. |  1 |  2 | 
  |  2. Молодёжь.  Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной политики в Российской Федерации. |  1 |  2 | 
  |  3.  Практическое занятие по теме 3.3.  Практическая работа №17: Социальная стратификация в современной России. |  1 |  2-3 | 
  |  4. Практическое занятие по теме 3.3.  Практическая работа №18: Семья в современной России. |  1 |  2-3 | 
  |  5. Нации и межнациональные отношения.  Этнические общности. Межнациональные отношения, этно-социальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации. |  1 |  2 | 
  |  6. Практическое занятие по теме 3.3.  Практическая работа №19: Межнациональные отношения. |  1 |  2-3 | 
  |  Самостоятельная работа обучающихся:  Работа с учебниками и конспектами темы. Оформление докладов на заданные темы:   «Современная молодежь: проблемы и перспективы» «Этно-социальные конфликты в современном мире» «Семья как ячейка общества»  Работа с нормативными актами.  Подготовка устных выступлений по заданным темам:  Написание эссе на заданную тему:  Подготовка индивидуального проекта с использованием информационных технологий (презентация) на тему:   |  4 | 
 | 
  |  Контрольная работа №3 |  Контрольная работа по разделу 3 (темы 3.1.-3.3.) |  1/0 |  2 | 
  |  Раздел 4. |  Политика |  20/10 | 
 | 
  |  Тема 4.1.  Политика и власть. Государство в политической системе |  Содержание учебного материала |  11/6 | 
 | 
  |  1. Политика и власть.  Понятие власти. Типы общественной власти. Политика как общественное явление. Политическая система, ее внутренняя структура.   |  1 |  2 | 
  |  2. Практическое занятие по теме 4.1.  Практическая работа №20: Политическая система общества, ее структура.   |  1 |  2-3 | 
  |  3. Политические институты. Государство.  Политические институты. Государство как политический институт. Признаки государства. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства.   |  1 |  2 | 
  |  4. Практическое занятие по теме 4.1.  Практическая работа №21: Государство в политической системе общества. |  1 |  2-3 | 
  |  5. Практическое занятие по теме 4.1.  Практическая работа №22: Функции государства. |  1 |  2-3 | 
  |  6. Формы государства. Политические режимы.  Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство, политический режим. Типология политических режимов.   |  1 |  2 | 
  |  7. Демократия.  Демократия, ее основные ценности и признаки. Условия формирования демократических институтов и традиций. |  1 |  2 | 
  |  8. Практическое занятие по теме 4.1.  Практическая работа №23: Формы государства. |  1 |  2-3 | 
  |  9. Правовое государство.  Правовое государство, понятие и признаки. |  1 |  2 | 
  |  10. Практическое занятие по теме 4.1.  Практическая работа №24: Гражданское общество и правовое государство.   |  1 |  2-3 | 
  |  11. Международная политика.    Особенности функционального назначения современных государств. Межгосударственная интеграция, формирование надгосударственных институтов — основные особенности развития современной политической системы. |  1 |  2 | 
  |  Самостоятельная работа обучающихся:  Работа с учебниками и конспектами темы. Оформление докладов на заданные темы:  Работа с нормативными актами.  Подготовка устных выступлений по заданным темам:  Написание эссе на заданную тему:  Подготовка индивидуального проекта с использованием информационных технологий (презентация) на тему:    «Содержание внутренних и внешних функций государства на примере современной России» |  6 | 
 | 
  |  Тема 4.2.  Участники политического процесса |  Содержание учебного материала |  8/4 | 
 | 
  |  1. Личность в политике.  Личность и государство. Политический статус личности. Политическое участие и его типы. Причины и особенности экстремистских форм политического участия. Политическое лидерство. Лидеры и ведомые. Политическая элита, особенности ее формирования в современной России. |  1 |  2 | 
  |  2. Практическое занятие по теме 4.2.  Практическая работа №25: Личность и государство. |  1 |  2-3 | 
  |  3. Гражданское общество.  Гражданское общество и государство. Гражданские инициативы. |  1 |  2 | 
  |  4. Демократические выборы.  Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Абсентеизм, его причины и опасность. Избирательная кампания в Российской Федерации. |  1 |  2 | 
  |  5. Практическое занятие по теме 4.2.  Практическая работа №26: Избирательное право в Российской Федерации.   |  1 |  2-3 | 
  |  6. Политические партии.  Политические партии и движения, их классификация. Современные идейно-политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации. |  2 |  2 | 
  |  7. Влияние СМИ на политику.  Роль средств массовой информации в политической жизни общества. |  1 |  2 | 
  |  Самостоятельная работа обучающихся:  Работа с учебниками и конспектами темы. Оформление докладов на заданные темы:  Работа с нормативными актами.  Подготовка устных выступлений по заданным темам:  Написание эссе на заданную тему:  Подготовка индивидуального проекта с использованием информационных технологий (презентация) на тему:   |  4 | 
 | 
  |  Контрольная работа №4 |  Контрольная работа по разделу 4 (темы 4.1.-4.2.) |  1/0 |  2 | 
  |  Повторительно- обобщающий урок |  Содержание учебного материала |  2/2 | 
 | 
  |  Повторение, обобщение и систематизация знаний по темам разделов1-4. |  2 |  2-3 | 
  |  Самостоятельная работа обучающихся:  Работа с учебниками и конспектами тем по разделам 1-4;  Подготовка к итоговому зачёту по разделам 1-4. |  2 | 
 | 
  |  ЗАЧЁТ   |  1/0 |  2-3 | 
  |  Всего: |  78/39   | 
 | 
 
  Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
  2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
  3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
  Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Обществознание».
  -  Конституция Российской Федерации 1993 г. (последняя редакция). Водный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 03.06.2006 № 74-ФЗ) // СЗ РФ. — 2006. — № 23. — Ст. 2381.   
-  Гражданский кодекс РФ. Ч. 1 (введен в действие Федеральным законом от 30.11.1994 № 51-ФЗ) // СЗ РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 3301.   
-  Гражданский кодекс РФ. Ч. 2 (введен в действие Федеральным законом от 26.01.1996 № 14-ФЗ) // СЗ РФ. — 1996. — № 5. — Ст. 410.   
-  Гражданский кодекс РФ. Ч. 3 (введен в действие Федеральным законом от 26.11.2001 № 46-ФЗ) // СЗ РФ. — 2001. — № 49. — Ст. 4552.   
-  Гражданский кодекс РФ. Ч. 4 (введен в действие Федеральным законом от 18.12.2006 № 230-ФЗ) // СЗ РФ. — 2006. — № 52 (ч. I). — Ст. 5496.   
-  Земельный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 25.10.2001 № 136-ФЗ) // СЗ РФ. — 2001. — № 44. — Ст. 4147.   
-  Кодекс РФ об административных правонарушениях (введен в действие Федеральным законом от 30.12.2001 № 195-ФЗ) // СЗ РФ. — 2002. — № 1 (Ч. I). — Ст. 1.   
-  Трудовой кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 30.12.2001 № 197-ФЗ) // СЗ РФ. — 2002. — № 1 (Ч. I). — Ст. 3.   
-  Уголовный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 13.06.1996 № 63-ФЗ) // СЗ РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.   
-  Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» // СЗ РФ. — 1992. — № 15. — Ст. 766.   
-  Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и ВС РФ. — 1991. — № 18. — Ст. 566.   
-  Закон РФ от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2002. 
-  Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. — 1995. — № 10. — Ст. 823.   
-  Закон РФ от 11.02.1993 № 4462-1 «О Нотариате» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. — 1993.   
-  Федеральный закон от 31.05.2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2002.   
-  Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2012.   
-  Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // СЗ РФ. — 1999. — № 14. — Ст. 1650.   
-  Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // СЗ РФ. — 2002. — № 2. — Ст. 133.   
-  Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» // Российская газета. — 1995. — 4 мая.   
-  Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» // СЗ РФ. — 1999. — № 18. — Ст. 2222.   
-  Указ Президента РФ от 16.05.1996 № 724 «О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы» // Российские вести. — 1996. — 18 мая.   
-  Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» // Российская газета. — 2012. — 9 мая.   
-  Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480).   
-  Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».   
-  Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и наука РФ от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».   
-  Готовимся к Единому государственному экзамену. Обществоведение. — М., 2014.   
-  Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. Обществознание. — М., 2014.   
-  Учебно-тренировочные материалы для сдачи ЕГЭ. — М., 2014.