Рабочая программа составлена в соответствии с основными требованиями ФГОС. В программе учтена концепция духовно-нравственного развития и процесс формирования универсальных учебных действий. В программе выделены основные цели, задачи и основное содержание при изучении каждой темы. В программе отмечены учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
к рабочей программе по обществознанию в 5-классе (базовый уровень)
Рабочая программа по обществознанию для 5 класса составлена в соответствии:
- с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2011.
- с методическими рекомендациями по составлению рабочих программ общеобразовательных учреждений Московской области. - Шмагина, А.В. Методические рекомендации по составлению рабочих программ общеобразовательных учреждений Московской области / А.В. Шмагина, В.Ф. Солдатов, И.А. Фоменко. – АСОУ, 2012.
- с авторской программой по обществознанию для 5 класса – Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова / Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова, А.И. Матвеев. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011.
В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся и коммуникативных качеств личности.
Цели изучения «Обществознания» в основной школе заключаются в содействии:
- воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- развитию личности на исключительно важном этапе ее социализации — в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка;
- углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
- формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю;
- повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;
- формированию у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста;
- освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
- овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные;
- освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;
- формированию у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни - для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Кроме того, учебный предмет «Обществознание» в основной школе призван помогать предпрофильному самоопределению школьников.
Задачами курса обществознания в основной школе являются:
развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10—15 лет), её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;
освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений.
Общая характеристика учебного предмета.
Этот курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся младшего подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.
Место учебного предмета «Обществознание» в образовательном процессе.
Учебный предмет «Обществознание» входит в образовательную область «Гуманитарных наук». Авторская программа по обществознанию - авторы: Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова, А.И. Матвеев предусматривает изучение Обществознания в 5 классе в объёме 25 часов в год. Календарный годовой график школы рассчитан на 34 учебные недели, поэтому рабочая программа по обществознанию для 5 класса составлена на 34часа (2 часа в неделю). Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем общеобразовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса.
Выбор авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен требованиями ФГОС по истории основной общей школы.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.
Личностные результаты:
мотивированность и направленность учащихся на активное и созидательное участие в общественной и государственной жизни;
заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей Родины;
наличие у учащихся ценностных ориентиров, основанных на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты:
учащийся должен уметь сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социальнофилософских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
учащийся должен обрести способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.); овладеть различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовать этическим нормам и правилам ведения диалога; уметь выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметные результаты:
относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: философии, социологии, экономики, юриспруденции, политологии, психологии и культурологии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
понимание языка массовой социально- политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
понимание значения коммуникации в межличностном общении;
умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
знакомство с отдельными приемами и техникой преодоления конфликтов.
Содержание учебного предмета.
№
п/п
Темы и Главы авторской программы
Количество часов по авторской программе
Количество часов по рабочей программе
1
Глава 1. Человек
6
6
2
Глава 2. Семья
4
7
3
Глава 3. Школа
5
7
4
Глава 4. Труд
4
6
5
Глава 5. Родина
6
6
6
Повторение
0
2
Итого
25
34
Тематическое планирование Рабочей программы составлено с учетом требований к результатам обучения и освоения содержания курса по обществознанию.
Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен соответствием требованиям ФГОС по обществознанию основной школы. Изучение «Обществознания» в основной школе опирается на пропедевтическую обществоведческую подготовку учащихся в начальных классах, в рамках учебных предметов «Окружающий мир». В курсе «Обществознание» для 5 класса Л.Н. Боголюбовым и Л.Ф. Ивановой осуществляется преемственность с УМК «Окружающий мир» для 1–4 классов, расширяются элементарные представления учащихся о человеке и его взаимодействии с другими людьми, обществом и государством.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№
п/п
Тема
Тип урока
Основное содержание
Характеристика основных видов деятельности обучающихся
(на уровне учебных действий)
Дата
Глава 1. Человек (6 часов)
1-2
Загадка человека
Изучение нового материала
Введение в предмет.
Общественные науки, обществознание.
Зачем человек рождается?
Что такое наследственность.
Наследственность – биологическая сущность всех людей.
Биологическое и социальное в человеке.
Можно ли влиять на наследственность.
Обучающиеся смогут объяснить, что такое общественные науки, обществознание и связь между ними;
какое место обществознание занимает в системе школьного образования.
Обучающие смогут: объяснить значение понятий: социальный, биологический.
Характеризовать и конкретизировать примерами биологического и социального в природе человека.
3-4
Отрочество - особая пора жизни
Комбинированный
Легко ли быть подростком?
Отрочество – пора мечтаний.
Самостоятельность – показатель взрослости.
Всегда ли самостоятельность приносит пользу.
Нужны ли сегодня рыцари.
Обучающие смогут: объяснить термин отрочество и приводить особенности ребенка в этом возрасте.
5-6
Практикум по главе «Человек»
Практикум
Глава 2. Семья (7 часов)
7-8
Семья и семейные отношения
Изучение нового материала.
Зачем люди создают семьи.
Если семья не выполняет свои обязанности.
Какие бывают семьи.
Смогут объяснить, что такое семья. Каково значение семьи для человека и общества.
9-10
Семейное хозяйство
Комбинированный
Семейные заботы.
Каким должен быть хозяин дома.
Как хозяйствовать по правилам.
Смогут дать характеристику семейным отношениям, назвать причины конфликтов в семье и пути разрешения конфликтов.
11
Свободное время
Комбинированный
Что такое свободное время.
Свободное время и занятия физкультурой.
Свободное время и телевизор, компьютер и мобильный телефон.
Своими руками.
Что такое хобби.
Режим дня.
Обучающие смогут: объяснить значение понятия досуг и хобби.
12-13
Практикум по главе «Семья»
Практикум
Глава 3. Школа (7 часов)
14-15
Образование в жизни человека
Изучение нового материала
Школьное образование.
Чему учит школа сегодня.
Учись учиться.
Познание, знания, мышление, самопознание, образование.
Обучающиеся смогут объяснить значение понятий «знания», «познание», «мышление». Назвать отличия познания от самопознания
16-17
Образование и самообразование
Комбинированный
Формы самообразования.
Испокон века книга растит человека.
Самообразование-путь к успеху.
Новые возможности.
Самообразование и самоорганизация.
Инклюзивное образование.
Обучающиеся смогут объяснить значение понятий образование и самообразование, конкретизируя примерами, представить ступени российского образования и определить на какой ступени сегодня они находятся.
Обучающиеся смогут объяснить и конкретизировать понятия социализация, культурные нормы, социальная роль, ценности.
20
Практикум по главе «Школа»
Практикум
Глава 4. Труд (6 часа)
21-22
Труд - основа жизни
Изучение нового материала
Каким бывает труд.
Что создается трудом.
Как оценивается труд.
Богатство и бедность.
Богатство обязывает.
Трудовая деятельность, безработица, профессия.
Обучающие смогут назвать мотивы деятельности, перечислить основные виды деятельности, иллюстрируя их конкретными примерами.
23-24
Труд и творчество
Комбинированный
Трудовая деятельность человека.
Мастер и ремесленник.
Что такое творчество.
Творчество в искусстве.
Обучающие смогут назвать мотивы деятельности, перечислить основные виды деятельности, иллюстрируя их конкретными примерами.
25-26
Практикум по главе «Труд»
Практикум
Тема 5. Родина (6 часов)
27
Наша Родина - Россия
Изучение нового материала
Российская Федерация.
Русский язык –государственный.
Что значит быть патриотом.
Смогут объяснить значение понятий патриот и гражданин, понимать устройство Российской Федерации.
28
Государственные символы России
Изучение нового материала
Герб России.
Флаг России.
Гимн России.
Геральдика.
Смогут объяснить значение понятий геральдика, символика, герб флаг, гимн и понимать их значение.
29-30
Гражданин России
Изучение нового материала
Гражданин.
Гражданство.
Права и обязанности граждан России.
«Моя хата с краю».
Смогут объяснить значение понятий гражданин, гражданство. Права человека, паспорт. Работая с отрывками из Конституции РФ, смогут назвать права человека, которые он получает от рождения.
2.http://www.school-collection.edu.ru/ - цифровые образовательные ресурсы для общеобразовательной школы.
3.http://www.ereport.ru/ - сайт, освещающий современное состояние и перспективы развития мировой экономики в целом и экономики отдельных стран, в том числе и России.
4.http://expert.ru/ - сайт журнала «Эксперт» - ведущего общественно-политического и экономического журнала России.
5.http://postnauka.ru/ - сайт посвящён современной науке, в том числе, общественным наукам.
6.http://www.scepsis.ru/ - сайт содержит актуальные материалы по истории и анализу общественного развития.
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Изучение обществознания я в основной школе должно обеспечить:
- мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству;
- необходимости поддержания гражданского мира и согласия;
- отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности;
- стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства;
- убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций;
- осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями;
- умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
- способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
- относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
- знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;
- знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
- умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
- понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества.
«Согласовано»
Протокол заседания ШМК истории и общественных наук