Рабочая программа учебного предмета « Обществознание» 9 класс для учебника, автор Королькова Е.С., Кишинкова. О.В.В
Рабочая программа учебного предмета « Обществознание» 9 класс для учебника, автор Королькова Е.С., Кишинкова. О.В.В
Рабочая программа по предмету обществознание для учащихся 9 классов разработана на основе учебника под редакцией Е.С. Корольковой, О.В. Кишенковой.Программа расчитана на 34 часа ( 1 час в неделю). Рабочая программа составлена на основе Программы курса "Обществознание" 6-9 классы (автор О. В. Кишенкова). Программа соответствует Госудаственному стандарту обществознания. Целями курса в 9 классе является: формирование умений применять полученные знания для определения собственной позиции в обществе; научение решению типичных задач в области социальных отношений; научение соотносить свои действия и действия других людей с нравственными ценностями и нормами поведения установленными законом, формирование умения сознательно организовать сою познавательную деятельность; умение выполнять причино- следственный анализ, исследование несложных реальных связей и зависимостей определять сущностные характеристики объкта: выбирать верные критерии для сравнения, сопоставления; оценки объяснения изученных положений и социальных явлений представленных на конкретных примерах.Программа включает виды и средства контроля: ( предварительный, текущий, тематический, итоговый); методы и приемы контроля: ( устные, письменные, графические, практические, тесты); требования к уровню подготовки учащихся по курсу " Обществознание " 9 класс; виды работ на уроках; требования в прцессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы.
Содержание курса содержит четыре главы:
1.Экономика-хозяйственная основа жизни общества (10 часов)
2.Политика-сфера управления обществом ( 12 часов)
3.Право- регулятор жизни общества (12 часов).
Календарно- тематическое планирование отражает: название раздела, тему урока, типы уроков, виды уроков, элементы содержания урока, требования к уровню подготовки учащихся, средства обучения и информационное сопровождение.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета « Обществознание» 9 класс для учебника, автор Королькова Е.С., Кишинкова. О.В.В »
Министерство образования и науки РФ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Иркутска средняя общеобразовательная школа № 32
«Рассмотрено»
На заседании МО
Протокол №____ от_________ 2014 г.
Руководитель МО
___________ / _______________/
«Согласовано»
заместитель директора по УВР
______________ Абашеева Т. В.
«____» ____________ 2014 г.
Утверждена приказом директора школы № _________ от ___________2014г
_________________ Ильина С.В.
Рабочая программа учебного предмета
« Обществознание» 9 Б класс базовый уровень
Составлена: учителем истории и обществознания
Михневич Г.Н. высшей кв. категории
Рабочая программа составлена на основе
«Программы курса «Обществознание» 6-9 классы
Автор Королькова Е.С., Кишинкова. О.В. 2010г.
Программа соответствует Государственному стандарту образования.
2014г.
I. Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе «Программы курса «Обществознание» для 6-9 классов ( автор О.В. Кишинкова). Программа соответствует Государственному стандарту образования.
Систематическое изучение курса «Обществознание» начинается в 6–9 классах: учащимся даются первичные научные знания о важнейших обществоведческих понятиях: человеке, обществе, государстве, социальных нормах и т. п. Основу для усвоения знаний на теоретическом уровне дает опора на материал, изученный в 6–7 классах.
Учащиеся возрастной группы 8–9 классов уже интеллектуально подготовлены к восприятию информации, излагае-
мой более строгим языком, с более широким использованием теоретических понятий, в усложненной логической
конструкции. Этим определяется способ изложения передаваемого знания, уход от разговорного языка. Таким образом, изучение курса «Обществознание» в 8–9 классах одной из целей имеет осознанное предпрофильное самоопределение. Помимо названной, целями изучения обществознания в 8–9 классах является, с одной стороны, продолжение достижения целей обучения, начатых в 6–7 классах, а с другой — появляются новые цели, в частности:
— формирование умений применять полученные знания для определения собственной позиции в общественной жизни;
— научение решению типичных задач в области социальных отношений, гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий;
— научение соотносить свои действия и действия других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом.
Целями обучения для всего курса основной школы также являются:
— формирование умения сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
— способствование овладению умением логично выстраивать устные высказывания, монолог, вести дискуссию, при этом следовать этическим нормам и правилам ведения диалога;
— формирование умения выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках, и в доступной социальной практике;
— совершенствование умения выполнять причинно-следственный анализ, исследования несложных реальных связей и зависимостей, определять сущностные характеристики изучаемого объекта; выбирать верные критерии для сравнения, сопоставления, оценки объяснения изученных положений и социальных явлений, представленных на конкретных примерах.
Виды и средства контроля
Обязательные формы и методы контроля
Иные формы учета достижений
текущая аттестация
итоговая (четверть, год) аттестация
урочная деятельность
внеурочная деятельность
- устный опрос;
- письменная самостоятельная работа;
- графические диктанты;
- тестовые задания;
- доклад;
- творческая работа;
-диагностическая контрольная
работа;
- тестирование;
-анализ динамики текущей успеваемости
- участие в выставках, конкурсах, соревнованиях
- активность в проектах и программах внеурочной деятельности
- творческий отчет
Виды контроля:
Предварительный контроль обычно проводят в начале учебного года, полугодия, четверти, на первых уроках нового раздела учебного предмета или вообще нового предмета.
Текущий контроль. Основное его назначение, во-первых, для учителя — непрерывное отслеживание для получения информации о качестве отдельных этапов учебного процесса и, во-вторых, для ученика — внешний стимул, побуждающий его систематически заниматься.
Что касается учащихся, то текущий контроль побуждает их постоянно быть готовыми ответить на вопрос и выполнить задание. Причем для одних учащихся это возможность отличиться и самоутвердиться, для других — исправить более низкую отметку на более высокий балл, для третьих — постоянное напоминание о необходимости систематически заниматься как в школе, так и дома.
Тематический контроль проводится по завершении изучения большой темы, на повторительно-обобщающих уроках. Назначение (функция) тематического контроля: систематизировать и обобщить материал всей темы; путем повторения и проверки знаний предупредить забывание, закрепить его как базу, необходимую для изучения последующих разделов учебного предмета. Особенность проверочных вопросов и заданий в этом случае заключается в том, что они рассчитаны на выявление знаний всей темы, на установление связей со знанием предыдущих тем, межпредметных связей, на умение переноса знаний на другой материал, на поиск выводов обобщающего характера.
Итоговый контроль приурочивается к концу учебного курса, четверти, полугодия или года. Это — контроль, завершающий значительный отрезок учебного времени.
Методы и приемы контроля. По способу взаимодействия учителя и ученика методы проверки, контроля знаний, умений и навыков, уровня развития учащихся можно подразделить на следующие:
- устные;
- письменные;
- графические;
- практические (работы);
- тесты.
Методы контроля часто используются в комбинированном виде, они в реальном учебном процессе дополняют друг друга. Каждый метод включает в себя совокупность приемов контроля. Один и тот же прием может быть использован в разных методах контроля.
Учебно - методическое обеспечение программы.
Учебная дисциплина
Класс
Программа, кем рекомендована и когда
Тип
программы (государственная, авторская)
Кол-во часов.
Неделя, общее.
Базовый учебник.
УМК
Обществознание
9 Б
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19 декабря 2012 г. N 1067 г. Москва
"Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год"
Авторская
Королькова, Евгения Сергеевна
Обществознание. Программа курса: 6–9 классы /
Е.С. Королькова, О.В. Кишенкова. — 2-е изд. — М.: Академ-
книга, 2010г.
34 (1 час в неделю)
Обществознание 9 класс. Автор: Кишенкова Ольга Викторовна.
Обществознание 9 класс. Учебник. Автор: Кишенкова Ольга Викторовна
Редактор: Тырин Сергей Владимирович
Издательство: Академкнига, 2010 г. Обществознание. 8 класс. Поурочно-тематическое планирование: Рабочая тетрадь для учителя Кишенкова О. В., Акиньшина О. Н.:
Издательство: Академкнига 2011 г.
Обществознание рабочая тетрадь для учащихся Автор: О. В. Кишенкова, И. Н. Федоров, С. А. Федорова Издательство: Академкнига2012г.
Изменения внесенные в примерную программу, их обоснование.
Разделы
Дидактические единицы которые необходимо внести в рабочую программу.
II. Содержание курса.
9 класс (34 часа)
Глава I. Экономика – хозяйственная основа жизни общества. (10 часов).
Экономика и ее роль в жизни общества. Макроэкономика и микроэкономика. Потребности и возможности. Ограниченность ресурсов. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора). Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли и реклама Разделение труда и специализация.
Производство и его ресурсы. Факторы производства. Разделение труда и специализация. Производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Экономический рост. Показатели динамики национальной экономики. Валовый внутренний продукт. Экономический цикл, фазы (стадии) экономического цикла.
Рынок. Рыночный механизм. Понятия спроса и предложения. Факторы, влияющие на спрос и предложение. Рыночное равновесие. Рынок труда и заработная плата. Профсоюз. Безработица. Безработица как социальное явление. Понятие безработного и занятого. Экономические и социальные последствия безработицы. Борьба с безработицей.
Монополизм – враг свободной конкуренции. Способы борьбы с монополиями.
Деньги. Происхождение денег. Функции и формы денег. Инфляция. Реальные и номинальные доходы. Обменные курсы валют. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан (наличная валюта, банковские вклады, ценные бумаги). Потребительский кредит. Сущность, формы и виды страхования. Социальное страхование Страховые услуги, предоставляемые гражданам и их роль в домашнем хозяйстве. Значения основных терминов страхового полиса и страхового договора.
Фирмы, их организационно-правовые формы. Цели фирмы. Основные формы организации производства. Затраты, выручка, прибыль. Предпринимательство. Мотивы предпринимательской деятельности. Формы предпринимательства. Малое предпринимательство, фермерское хозяйство и индивидуальная трудовая деятельность. Предпринимательская этика.
Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Основные статьи государственных расходов. Налоги как основа доходов государства. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки. Пенсии, пособия, дотации. Экономическое развитие России в современных условиях.
Глава II. Политика – сфера управления обществом (12 часов)
Политика и власть. Роль политики в общественной жизни. Основные направления политической деятельности. Политика и мораль.
Государство в политической системе. Происхождение и сущность государства. Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство. Внутренние и внешние функции государства.
Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире. Гражданское общество и правовое государство. Условия и пути становления гражданского общества и правового государства в РФ. Разделение властей. Местное самоуправление.
Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.
Политическое лидерство. Участие граждан в политической жизни. Опасность политического экстремизма.
Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Средства массовой информации в политической жизни. Влияние на политические настроения в обществе и позиции избирателя. Роль СМИ в предвыборной борьбе.
Глава III. Право – регулятор жизни общества (12 часов)
Роль права в жизни общества. Отличительные черты и признаки права. Понятие о системе права.
Источники (формы) права. Субъекты права. Нормативный правовой акт. Виды нормативных правовых актов (законы, указы, постановления). Классификация законов, их действие по кругу лиц, во времени и в пространстве. Система законодательства. Законотворческий процесс. Система российского права. Основные отрасли права РФ. Норма права.
Правоотношения как форма общественных отношений. Виды правоотношений. Структура правоотношений. Участники правоотношения. Понятие правоспособности и дееспособности. Особенности правового статуса несовершеннолетних.
Гражданские правоотношения. Физические и юридические лица. Правоспособность и дееспособность участников гражданских правоотношений. Дееспособность несовершеннолетних. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей.
Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.
Право на труд. Трудовые правоотношения. Правовой статус несовершеннолетнего работника.
Правонарушение и юридическая ответственность. Правомерное поведение. Признаки и виды правонарушений. Юридическая ответственность (понятие, принципы, виды). Презумпция невиновности.
Уголовное право. Преступление (понятие, состав). Необходимая оборона и крайняя необходимость. Основания привлечения и освобождения от уголовной ответственности. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Понятие и цели уголовного наказания. Виды наказаний. Проблема смертной казни.
Конституция и конституционализм. Основы конституционного строя Российской Федерации. Конституция РФ. Федеративное устройство России. Государственное устройство РФ. Органы законодательной и исполнительной власти в РФ.
Гражданство. Понятие гражданства РФ. Права, свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Декларация прав человека как гарантия свободы личности в современном обществе.
Конституционные основы судебной системы РФ. Правоохранительные органы. Судебная система России. Конституционный суд РФ. Система судов общей юрисдикции. Прокуратура. Адвокатура. Нотариат. Милиция.
Международное право. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.
III.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
ПО КУРСУ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» 9 КЛАСС
Учащиеся должны знать/понимать:
смысл понятия «экономика»;
смысл понятия «факторы производства»;
деньги и их происхождение
смысл понятие « монополизм» и негативное влияние монополизма на развитие общества
роль государства в рыночной экономике
смысл понятия « политика»
место государства в политической системе
смысл понятия «демократия»
смысл понятия «политическое лидерство»
смысл понятия « правонарушение»
виды правонарушений
Уметь в процессе самостоятельной, парной, групповой
и коллективной работы
раскрывать смысл понятия «экономика»
называть факторы производства
пояснять значение каждого фактора производства в развитии экономики
называть виды виды денег
раскрывать роль денг
раскрывать смысл понятия «монополизм»
пояснять негативную роль монополии на жизнь общества приводить примеры иллюстрирующие негативно влияние экономики на поступательное развитие общества
раскрывать значение участия государства в рыночной экономике. Приводить примеры. раскрывающие роль государства в рыночной экономике
называть признаки государства, причины возникновения государства
раскрывать позитивное значение возникновения государства в жизни общества;
разъяснять смысл понятия «демократия», называть основные демократические ценности;
сравнивать политические режимы, называть основные признаки различных политических режимов, приводить примеры политических режимов;
пояснять позитивное значение права в жизни общества;
раскрывать смысл понятия «правоотшения»;
называть различные виды правоотшений; пояснять различия в видах правоотшений
приводить примеры различных правоотношений;
осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников);
решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные жизненные ситуации;
формулировать собственные оценочные суждения о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретаций;
приводить аргументы, подтверждающие приведенные собственные оценочные суждения.
IV. Перечень учебно-методического обеспечения.
Обществознание 8 класс. Учебник. Автор: Кишенкова Ольга Викторовна
Редактор: Тырин Сергей Владимирович
Издательство: Академкнига, 2010 г.
Обществознание. 8 класс. Поурочно-тематическое планирование: Рабочая тетрадь для учителя Кишенкова О. В., Акиньшина О. Н.
Издательство: Академкнига 2011 г.
Обществознание. 8 класс. Рабочая тетрадь Автор: О. В. Кишенкова, И. Н. Федоров, С. А. Федорова. Издательство: Академкнига.
V. Список литературы:
1. Кравченко А.И. «Обществознание. 8 класс» М., «Русское слово», 2010 г.
Певцов Е.А. Поурочные методические разработки по обществознанию для 8 класса, Москва, «Русское слово», 2005 г.
Кравченко А.И. Тесты по обществознанию. 8-9 класс.
Кравченко А.И. Задачник по обществознанию. 8-9 класс. Учебное пособие. М., «Русское слово», 2005 г.
Дидактический материал : - тесты по теме «Что такое человек», "Человек и природа", "Человек среди людей", "Человек в обществе".
Оценка качества подготовки выпускников основной школы по обществознанию/ Сост. Л. Н. Боголюбов.— М., 2008г.
Конституция Российской Федерации.
IV. Учебно-тематическое планирование уроков по обществознанию.
9 класс 34 часа.
№
Разделы, главы
Кол-во
часов
Количество
Дидактика
Сочинений
Проектов
Экскурсий
Лабораторных работ
Практических работ
Тестов
Контрольных работ
Доклады,сообщения
1
Экономика –хозяйственная основа жихни
10
3
2
2
Политика – сфера управления общества
12
2
3
3
Право- регулятор жизни общества
12
2
2
34
7
1
7
Итого за учебный год
. Календарно – тематическое планирование курса «обществознание» 9 класс
№
п/п
Название раздела,
тема урока
Кол-во
часов
Тип
урока
Вид урока
Элементы содержания:
основные термины,
понятия. В том числе- положения стандарта
Требования
к уровню подготовки
учащихся
Средства обучения и
информационное сопровождение
Дата
урока
план/
факт
Глава I. Экономика – хозяйственная основа жизни общества (12часов)
1
СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
1
Вводный урок
Беседа
Сферы жизни общества
Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы.
2
ЭКОНОМИКА И ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА. РЕСУРСЫ И ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА.
1
Урок изучения нового материала
Лекция с элементами беседы.
Составление схемы
Экономика и ее роль в жизни общества. Макроэкономика и микроэкономика. Потребности и возможности. Ограниченность ресурсов. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора). Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли и реклама.
Производство и его ресурсы.
Понятия: Экономика, Макроэкономика, микроэкономика, потребности, ресурсы. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора). Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли и реклама.
- объяснять факторы, влияющие на производство, называть основные экономические ресурсы
- объяснять роль экономической сферы в жизни общества
3
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ И ЕГО ФАКТОРЫ.
ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ
ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ.
1
Изучение нового материла
Лекция. Работа с материалами СМИ
Факторы производства. Разделение труда и специализация.Производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Экономический рост. Показатели динамики национальной экономики. Валовый внутренний продукт. Экономический цикл, фазы (стадии) экономического цикла.
Понятия: Факторы производства. Разделение труда и специализация. Производительность труда. Экономический рост. Показатели динамики национальной экономики. Валовый внутренний продукт. Экономический цикл, фазы (стадии) экономического цикла.
-Объяснять, какие факторы влияют на производительность труда.
4-5
ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ: ТРАДИЦИОННАЯ, ПЛАНОВАЯ, РЫНОЧНАЯ. ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ.
2
Урок изучения нового материала.
Урок обобщения и закрепления
Беседа. Интегрированный урок с опорой на исторические знания.
Типы экономических систем и их признаки. Право собственности.
Понятия: рыночная, традиционная, плановая экономическая система, право собственности в экономической системе.
- Давать характеристику типам экономических систем, перечислять их характерные признаки, определять сходство и различие.
Давать оценочные суждения типам экономических систем
6
МИР ДЕНЕГ.
1
Комбинированный урок
Рассказ. Работа с материалами учебника
Деньги. Происхождение денег. Функции и формы денег. Инфляция. Реальные и номинальные доходы. Обменные курсы валют. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан Потребительский кредит. Сущность, формы и виды страхования. Социальное страхованиеСтраховые услуги, предоставляемые гражданам и их роль в домашнем хозяйстве.
Понятия: Деньги. Инфляция. Реальные и номинальные доходы. Обменные курсы валют. Банковские услуги
- объяснять историю происхождения денег и роль денег в мировой экономике;
- назвать банковские услуги для граждан, формы сбережений граждан
- перечислять страховые услуги банков и их значение для человека
7
ПРЕДПРИЯТИЕ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ.
1
Комбинированный урок
Рассказ. Работа с материалами учебника
Фирмы, их организационно-правовые формы. Цели фирмы. Основные формы организации производства. Затраты, выручка, прибыль. Предпринимательство. Мотивы предпринимательской деятельности. Формы предпринимательства. Малое предпринимательство, фермерское хозяйство и индивидуальная трудовая деятельность. Предпринимательская этика.
Понятия: Фирмы, их организационно-правовые формы. Затраты, выручка, прибыль. Формы предпринимательства. Малое предпринимательство, фермерское хозяйство и индивидуальная трудовая деятельность. Предпринимательство.
– объяснять мотивы предпринимательской деятельности и основы предпринимательской этики.
8
ГОСУДАРСТВО В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ.
1
Комбинированный урок
Рассказ. Работа с материалами учебника
Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Основные статьи государственных расходов. Налоги как основа доходов государства.
Понятия: Государственный бюджет. Налоги как основа доходов государства.
- называть функции государства в экономической сфере, делать выводы о значении государства и его роли в экономике
9
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ НАСЕЛЕНИЯ
1
Изучение нового материала
лекция
Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки. Экономическое развитие России в современных условиях.
Понятия: Пенсии, пособия, дотации.
-называть условия и категории населения, на которых распространяются меры социальной поддержки населения
10
Экономическая сфера жизни общества
1
Повторительно-обобщающий
семинар
Знать и называть основные положения раздела, работать с различными источниками информации, выступать публично
Глава II. Политика – сфера управления обществом (10 часов)
11
ПОЛИТИКА И ВЛАСТЬ
1
Урок – изучение нового материала
Школьная лекция.
Политика и власть. Роль политики в общественной жизни. Основные направления политической деятельности. Становление власти в качестве политического института общества. Властные отношения и социальная иерархия. Политика и мораль.
Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы
12
РОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА.
2
Урок изучения
нового
материала
школьная лекция с элементами беседы.
Работа с текстом учебника
Государство в политической системе. Происхождение и сущность государства.
Понятия: государство, политическая система общества, функции государства.
Знать основные признаки государства, причины зарождения государства, теории происхождения государства. Уметь анализировать виды монополии государства;
13
ПРИЗНАКИ И НАЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВА
1
Урок изучения
нового
материала.
Урок обобщения и закрепления
знаний
Урок – рассказ с элементами беседы
Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Причины и условия появления государства. Внешние и внутренние функции государства.
Внутренние и внешние функции государства.
Понятия: государство, политическая система общества, функции государства. Понятие и значение суверенитета
Знать основные признаки государства, причины зарождения государства, теории происхождения государства. Уметь анализировать виды монополии государства;
14-15
ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ: МОНАРХИИ И РЕСПУБЛИКИ. ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
2
Урок
изучения
нового
материала.
Урок обобщения и применения
знаний
Урок – рассказ. Работа с материалами СМИ
Классификация форм
правления.. Природа и сущность республики. Законодательная и исполнительная ветви власти. Основные разновидности республики. Монархия
Понятия: форма правления, монархия, республика, признаки форм правления, сходства и различия.
- Приводить примеры государств с различной формой правления, составлять схемы органов власти, называть их полномочия и принцип формирования.
16
ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО.
1
Комбинированный урок. Практикум.
Работа с материалами СМИ.
территориально-государственное устройство.
Формы устройства государства: сходства и различия. Унитарное государство, конфедерация. Федерация, ее признаки. Особенности правового статуса субъектов. Россия как федерация
17
ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ: ДЕМОКРАТИЯ, ТОТАЛИТАРИЗМ, АВТОРИТАРИЗМ.
1
Комбинированный урок
Урок – беседа. Работа с текстом учебника
Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности
Знать основные положения раздела. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы
18
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ПРАВОВЕ ГОСУДАРСТВО
1
комбинированный
Беседа. Работа с текстом учебника
Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире.Гражданское общество и правовое государство. Условия и пути становления гражданского общества и правового государства в РФ. Разделение властей. Местное самоуправление.
Называть признаки правового государства, приводить примеры реализации признаков в жизни современных государств. Объяснять принцип разделения властей, называть органы власти в соответствии с принципом, объяснять их полномочия. Приводить примеры органов власти в РФ.
19
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ.
1
Комбинированный урок
Урок – беседа.
Материалы СМИ
Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.
Понятия: политическая партия, функции партий; основные подходы к классификации партий.
Приводить примеры политических партий в РФ.
Объяснять роль политических партий в жизни общества.
20
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО.
1
Комбинированный урок
Урок – беседа. Работа с текстом учебника
Политическое лидерство. Участие граждан в политической жизни. Опасность политического экстремизма.
Понятия: лидерство, политический экстремизм.
-называть виды участия граждан в политической жизни,
- делать вывод о значении политической активности граждан
21
ГРАЖДАНЕ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ СТРАНЫ. ВЫБОРЫ. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ.
1
комбинированный
Работа с текстом Конституции. Практикум. практикум
Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум.Выборы в РФ Средства массовой информации в политической жизни. Влияние на политические настроения в обществе и позиции избирателя. Роль СМИ в предвыборной борьбе.
Понятия: свобода слова, голосование, электорат, политическая партия, политический экстремизм, сущность активного и пассивного избирательного права, референдум; участие в политической жизни страны.
Называть политические права граждан и условия их реализации. Анализировать факторы, способствующие политической активности населения. Объяснять, в чем проявляется опасность политического экстремизма.
22
Политическая сфера жизни общества
1
Комбинированный урок
Практикум. Урок – беседа.
Знать основные положения раздела. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы
Глава III. Право – регулятор жизни общества(12 часов)
23
РОЛЬ ПРАВА В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА В ПРОШЛОМ И В НАСТОЯЩЕМ
1
Урок изучения нового материала.
школьная лекция с элементами беседы.
Понятие права. Теории происхождения права. Основные черты и признаки права. Принципы права. Система права. Право, его роль в жизни общества и государства Субъекты права.
Понятия: социальные нормы и их видовое разнообразие; Знать, что такое право, объяснять значение права в жизни общества; называть основные признаки права;
Объяснять сущность права, раскрывая сущность основных отраслей российского права
Уметь: объяснять отличия права от других социальных норм.
24-25
ИСТОЧНИКИ И НОРМЫ ПРАВА. СИСТЕМА ПРАВА. ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ ПРАВА.
2
Комбинированный урок
Беседа.
Работа с текстом учебника
Источники (формы) права. Субъекты права.Нормативный правовой акт. Виды нормативных правовых актов (законы, указы, постановления). Классификация законов, их действие по кругу лиц, во времени и в пространстве. Система законодательства. Законотворческий процесс. Система российского права. Основные отрасли права РФ.Норма права.
Понятия: норма права, система права, нормативно-правовой акт, система законодательства, акт, указ, закон, постановления – их сходства и отличия; естественное право, позитивное право.
Анализировать и различать различные виды нормативно-правовых актов, анализировать поведение участников правоотношений
26
ПРАВООТНОШЕНИЯ КАК ФОРМА ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
1
Урок – изучения нового материала
Школьная лекция
Правоотношения как форма общественных отношений. Виды правоотношений. Структура правоотношений. Понятие правоспособности и дееспособности.
Понятия: правоспособность, дееспособность, правовой статус, правоотношения, виды правоотношений - объяснять, кто и при каких условиях становится участником правоотношений; - объяснять особенности правового статуса несовершеннолетних.
27
ВИДЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ
1
Урок –изучения нового материала.
Урок – беседа. Практикум.
Гражданские Административные Трудовые правоотношения. Право собственности.Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей.
Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника.
Понятия: правоотношения, Физические и юридические лица. Правоспособность и дееспособность участников гражданских правоотношений. Дееспособность несовершеннолетних.
Называть признаки правоотношений, классифицировать по видам на основании признаков
28
ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.
1
Урок –изучения нового материала.
Урок – беседа. Практикум.
Правонарушение и юридическая ответственность. Правомерное поведение. Признаки и виды правонарушений. Юридическая ответственность (понятие, принципы, виды). Презумпция невиновности.
.
Понятия: правонарушение, юридическая ответственность, проступок, преступление, вина, соучастники, признаки преступления, презумпция невиновности. Объяснять отличие проступка от преступления, обстоятельства, исключающие преступность деяния. Различать основания для привлечения к уголовной ответственности. Решать учебные ситуационные задачи.
29
КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1993 г. — ОСНОВНОЙ ЗАКОН НАШЕЙ СТРАНЫ.
1
Урок изучения нового материала
Беседа. Работа с текстом конституции
Конституция и конституционализм. Основы конституционного строя Российской Федерации. Конституция РФ.Федеративное устройство России. Государственное устройство РФ. Органы законодательной и исполнительной власти в РФ.
Знать особенности и структуру Конституции; способы реализации своих прав и исполнения обязанностей в конкретных жизненных ситуациях. Знать, что Конституция обладает высшей юридической силой; провозглашает основные права и свободы человека и гражданина; базируется на ценностях нравственных демократических, патриотических. Анализировать тексты.
30-31
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА – ОСНОВА СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА. ПРАВОВОЙ СТАТУС ГРАЖДАН
2
Комбинированный урок
Урок – беседа. Работа с текстом учебника
Гражданство. Понятие гражданства РФ. Права, свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Декларация прав человека как гарантия свободы личности в современном обществе. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Характеристика личных прав. Содержание политических и гражданских прав. Нарушение прав и свобод человека, их защита
Понятия: права, свободы, обязанности, уполномоченный по правам человека. Разъяснять сущность правового статуса личности.
Объяснять причины и сущность влияния международных документов на утверждение прав гражданина. Приводить примеры.
32
ОРГАНЫ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ. ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ
ОРГАНЫ РФ.
1
комбинированный
Работа с текстом Конституции. Практикум. практикум
Правоохранительные органы. Структура и функции правоохранительных органов России Структура и функции судебной власти Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат. Милиция.
Взаимоотношения власти и граждан. Конституционный суд РФ. Система судов общей юрисдикции
Знать функции прокуратуры, суда, правоохранительных органов, приводить примеры.
Объяснять, чем занимаются адвокаты, нотариусы, прокуроры, юрисконсульты и в каких случаях к ним нужно обращаться.
33
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО. ЗНАЧЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ГУМАНИТАРНОГО ПРАВА.
1
Комбинированный урок
Практикум. Урок – беседа.
Международное право. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Международные и политические организации. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов.
Уметь классифицировать различные типы и формы отношений между государствами. Раскрывать причины и последствия войн и вооруженных конфликтов.
Знать основы международного гуманитарного права.
34
Роль права в жизни человека и общества
1
Контрольно-проверочный урок
тестирование
Тестирование по структуре ГИА
Знать основные термины. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач