Рабочая программа по обществознанию 6 класс,Л.Н. Боголюбов
Рабочая программа по обществознанию 6 класс,Л.Н. Боголюбов
Общая характеристика учебного предмета
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета обществознания является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обществознанию 6 класс,Л.Н. Боголюбов »
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Петуховская средняя общеобразовательная школа № 1»
ПРИНЯТО
методическим советом МКОУ «Петуховская средняя общеобразовательная школа № 1»
протокол от _________ №___
«___» _________2014 г.
УТВЕРЖДАЮ
директор МКОУ «Петуховская средняя общеобразовательная школа № 1»
Шепелина Л.А
«___» _________2014 г.
Рабочая учебная программа
Обществознание
6 класс
Автор-составитель:
Крахмалова А.А., учитель обществознания и права МКОУ «Петуховская средняя общеобразовательная школа № 1»
Петухово, 2014
Пояснительная записка:
Рабочая программа создана на основе Программы основного общего образования по обществознанию, рекомендованной МО РФ, 2004 г., Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования, в соответствии с Базисным учебным планом 2004 г., утвержденным приказом МО РФ № 1312 от 09.02.2004 г., с образовательным планом школы, расписанием уроков.
Курс «Обществознания» для основной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования Российской Федерации вариантов реализации новой структуры дисциплин социально – гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально – психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся младшего подросткового возраста. Он содержит обоснованный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов происходящих в окружающем природном и социальном мире.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета обществознания является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
Примерная программа предусматривает выделение двух самостоятельных, связанных между собой этапов.
Первый этап (6 кл.) носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе.
Второй этап (7-9 кл.) ориентирован на более сложный круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и способствует предпрофильной подготовке учащихся. На втором этапе последовательность изучения учебного материала определяется с учетом возрастных рубежей изменения социального статуса (расширение дееспособности), социального опыта, познавательных возможностей учащихся.
На каждом из этапов реализуются межпредметные связи с курсом истории и другими учебными дисциплинами.
Цели курса:
создание условий для социализации личности;
формирование знаний и интеллектуальных умений, минимально необходимых и достаточных для выполнения типичных видов деятельности каждого гражданина, осознания личных и социальных возможностей их осуществления, дальнейшего образования и самообразования;
формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры;
содействие воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к социальным нормам, регулирующим взаимодействие людей, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, непреходящим ценностям национальной культуры.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования. В том числе в 6,7, 8 и 9 классах по 35 часов из расчета 1 учебный час в неделю.
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен
Знать/понимать
социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
сущность общества как формы совместной деятельности людей;
характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
содержание и значение социальных норм регулирующих социальные отношения.
Уметь
описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально – деятельное существо; основные социальные роли;
сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
оценивать поведения людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
решать познавательные и практические задачи в рамках изучаемого материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различаются в социальной информации факты и мнения;
самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.д.).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
нравственной и правовой оценки общественных событий и процессов;
нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
реализация и защита прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
первичного анализа и использования социальной информации.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «обществознание» на этапе основного общего образования являются:
осознано организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
владение такими видами публичных выступлений, как высказывание, монолог, дискуссия; следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:
- на использование элементов причинно - следственного анализа;
- на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- на определение сущностных характеристик изучаемого объекта;
- на выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
- на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
- на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, следование в повседневной жизни этическим и правовым нормам, выполнение экологических требований;
- на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Отличие человека от животных. Потребности, способности, характер. Пол и возраст человека. Ребенок и взрослый.
Особенности игры как одной из основных форм деятельности людей в детстве. Общение в детском коллективе. Учеба в школе.
Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Сотрудничество. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение.
Общество как форма совместной жизни людей. Человек, общество и природа. Природоохранная деятельность.
Духовная культура
Культура общества и человека, ее проявления. Культура поведения. Образцы для подражания.
Образование, его значение в жизни людей. Образование и образованность. Необходимость самообразования. Право на образование.
Наука в современном обществе. Труд ученого. Ответственность ученых за результаты своих открытий.
Экономика
Экономика как хозяйство. Экономические потребности и возможности. Ограниченность ресурсов. Необходимость соотносить потребности с имеющимися ресурсами.
Товары и услуги. Рынок. Купля-продажа. Деньги и их роль в экономике.
Домашнее хозяйство. Источники доходов семьи. Труд ребенка в семье. Заработная плата. Налоги как часть расходов семьи. Семейный бюджет. Личный бюджет школьника.
Социальная сфера
Необходимость регулирования поведения людей. Правила и нормы поведения в обществе. Мораль. Религия. Право.
Нарушение норм и их последствия. Ответственность человека за его поступки.
Здоровье людей. Опасные для человека и общества явления: наркомания, пьянство, преступность. Слагаемые здорового образа жизни. Занятия физкультурой и спортом.
Семья. Отношения в семье. Неполные семьи.
Политика и право
Наше государство - Российская Федерация. Государственное устройство. Государственная символика. Россия - федеративное государство.
Роль права в жизни общества и государства. Традиции, обычаи и право. Отличие права от иных правил поведения людей в обществе. Что такое закон.
Права ребенка и их защита. Права и обязанности родителей и детей. Права и обязанности школьника.
Правомерное поведение. Соблюдение и нарушение установленных правил. Проступок и преступление. Ответственность за проступки и преступления.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для учителя
Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., Лазебникова А.Ю. Рабочие тетради по курсу Обществознание: 6 кл.-М.,2011.
Драчук В.С. Рассказывает геральдика / В.С. Драчук. – М., 1977.