Просмотр содержимого документа
«Программа по обществознанию для 6 класса по индивидуальной форме обучения в исправительных колониях»
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа по предмету «Обществознание» для 6 класса основной школы разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования второго поколения, на основе примерной программы основного общего образования по обществознанию. Данная программа ориентирована на использование УМК под редакцией Л.Н. Боголюбова. Данный УМК входит в федеральный перечень учебников на 2016-2017 учебный год и рекомендован МО РФ.
Программа учитывает возрастные и психологические особенности учащихся. Особенность организации учебного процесса по данному курсу связана с особым контингентом учащихся, у них изначально слабые знания, низкая мотивация к процессу обучения. Изучение материала осуществляется только на уроке, т.к. у учащихся нет желания закрепить изученное в жилой зоне.
Общая характеристика учебного курса:
Изучение обществознания в основной школе призвано создать условия для полноценного выполнения выпускником типичных для подростка социальных ролей; общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; первичного анализа и использования социальной информации; сознательного неприятия антиобщественного поведения. Выпускник основной школы должен получить достаточно полное представление о возможностях, которые существуют в современном российском обществе для продолжения образования и работы, для самореализации в многообразных видах деятельности, а также об условиях достижения успеха в различных сферах жизни общества. Курс важнейшей частью этой картины выступают элементарные знания о российском обществе: о его устройстве, конституционных основах, об особенностях развития. Изучение этой тематики должно содействовать воспитанию патриотических чувств и общероссийской идентичности.
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета обществознания является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
Изучение обществознания в 6 классе – начинается не с абстрактной картины общества, разбитого на сферы, а с того, что более близко ученику - личности. Первые понятия, которые вводятся в курсе 6 класса (деятельность/активность, взаимодействие, самостоятельность, зависимость, потребности социальное взаимовлияние, ожидания и др.) связаны непосредственно с человеком и его повседневной жизнью. Эти понятия образуют смысловое ядро, которое в каждой теме связано с другим кругом понятий, выводящих на общество (социальные роли, взаимопонимание, конфликты и пр.). Акцент на повседневной жизни ученика и его окружения позволяет сделать изучение предмета интересным и опираться на имеющиеся у ребенка знания и жизненный опыт.
Таким образом, вместо того, чтобы раскладывать, сортировать социальные факты по четырем основным сферам общества (экономической, политической и т.п.), мы побуждаем к анализу феномена и процесса социального действия, почему оно происходит (или не происходит). Ученик сразу начинает работать как исследователь. Жизнь исполнена противоречивых смыслов. Именно обществознание – тот предмет, который напрямую нацелен на то, чтобы научить ориентироваться в этом пространстве. Программа предполагает на протяжении всего курса изучения обществознания развивать способность учеников и учителя видеть процесс модификации (а также порождения!) смысла,умение контролировать осмысление и влиять на него. Такой подход соответствует установке современного образования на развитие информационной культуры обучающихся.
Место учебного предмета в учебном плане.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса, и рассчитана на 4 часа в год, включает в себя 35 тем по 0,01 часа.
Изучение обществознания в 6 классе направлено на достижение следующих задач:
Развивающие:
развивать личностные качества ученика, потому что изучение обществознания осуществляется как постоянный процесс познания самого себя и окружающей социальной среды. Как наиболее оптимальный результат обучения - развитие уверенности в себе и создание потенциала для поисков способа самореализации позитивного плана, не только исходя из собственных интересов, но и других людей, общества в целом.
развивать познавательный интерес к изучению социально-гуманитарных дисциплин, потому что обучающийся видит связь между содержанием этих дисциплин и своей собственной жизнью, что может способствовать развитию познавательного интереса и учебной мотивации в целом.
развивать критическое мышление, позволяющее осознанно воспринимать социальную информацию и уверенно ориентироваться в ее потоке. Развитие критического мышления по отношению к социальным явлениям безусловно повлияет на развитие социальной компетентности, особенно ее мировоззренческого аспекта.
Воспитательные:
«воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности», поскольку ученик понимает не только какие законы и почему принимаются в государстве, какие традиции, обычаи и почему существуют в обществе, но и как его действия влияют на то, что происходит в государстве и в обществе в целом;
воспитание толерантности, уважения к представителям других национальностей и культур;
Познавательные:
освоить систему социального знания в процессе практического исследования социальной среды, что не только способствует дальнейшему получению профессионального образования, но и создает основу для дальнейшего развития навыков аналитической (исследовательской) деятельности;
происходит овладение умениями получения и осмысления социальной информации, систематизации полученных данных, что не только приводит к освоению способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности в характерных социальных ролях, но и позволяет более активно и целенаправленно участвовать в модификации этих ролей, более осознанно, осмыслено выстраивать отношения с другими людьми, социальными группами, социальными институтами;
осуществляется формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений. Как оптимальный результат - понимание ценности собственного опыта, собственной позиции.
Применяется принцип единства различных способов познания. Исследование явлений и процессов, происходящих в обществе, требует разнообразия используемых источников:
литературные (художественные произведения, которые ученики читают самостоятельно или изучают на уроках литературы, здесь нужно учитывать возможные проблемы с разными программами и предпочтениями учеников);
художественные (картины, фотографии, фильмы и т.д.);
публицистические (соответствующие тексты интернет-, печатных, телевизионных СМИ) и новостийные;
научно-теоретические (фрагменты из научных текстов);
опыт самих учащихся, как собственный, так и «снятый», то есть рассказы сверстников и представителей других референтных групп.
Реализация рабочей программы способствует:
развитию личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для воздействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования.
Состав основных видов УУД, соответствующих ключевым целям общего образования:
Личностные;
Регулятивные;
Познавательные;
Коммуникативные.
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:
смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется.
нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
оценка — выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;
саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
Общеучебные универсальные действия:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в школе инструментов ИКТ и источников информации;
структурирование знаний;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют Знаково-символические действия:
моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические универсальные действия:
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
подведение под понятие, выведение следствий;
становление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
доказательство;
выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
формулирование проблемы;
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Сотрудничество. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение.
Человек среди людей (1 час)
Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Сотрудничество. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. Общая характеристика межличностных отношений. Отношения деловые и личные. Симпатия и антипатия, сотрудничество и соперничество, взаимопонимание в межличностных отношениях.
Содержание, формы и культура общения. Особенности общения со сверстниками и взрослыми людьми. Конфликтные ситуации и способы их разрешения. Культура дискуссии.
Товарищество и дружба как межличностные отношения. Юношеский идеал друга. Несовместимость дружбы с эгоизмом, себялюбием и своекорыстием.
Нравственные основы жизни (1 час)
Добро, зло, мораль. Нравственное и безнравственное. Золотое правило нравственности. Чувство страха и воспитание смелости.
Гуманизм – уважение и любовь к людям.
Итоговое повторение.
Требования к результатам освоения учебного материала
Рабочая программа устанавливает требования к результатам освоения обучающимися образовательной программы за 6 класс
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы,способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;
метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;
предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
Личностные результаты
1) усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровнюэкологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
10. Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Общественно-научные предметы
Изучение предметной области «Общественно-научные предметы» должно обеспечить:
формированиемировоззренческой,ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;
понимание основных принципов жизни общества, роли окружающей среды как важного фактора формирования качеств личности, ее социализации;
владение экологическим мышлением, обеспечивающим понимание взаимосвязи между природными, социальными, экономическими и политическими явлениями, их влияния на качество жизни человека и качество окружающей его среды;
осознание своей роли в целостном, многообразном и быстро изменяющемся глобальном мире;
приобретение теоретических знаний и опыта их применения для адекватной ориентации в окружающем мире, выработки способов адаптации в нём, формирования собственной активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений.
При изучении общественно-научных предметов задача развития и воспитания личности обучающихся является приоритетной.
Система оценки достижений учащихся. Инструментарий для оценивания результатов
Задачи школьной отметки:
Отметка выступает средством диагностики образовательной деятельности.
Отметка является связующим звеном между учителем, учащимся и родителем.
Принципы выставления школьной отметки:
Справедливость и объективность - это единые критерии оценивания ЗУНов учащихся, известные ученикам заранее;
Учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
Гласность и прозрачность - это доступность и понятность информации об учебных достижениях учащихся, возможность любого заинтересованного лица проанализировать результаты и сделать соответствующие выводы;
Незыблемость - выставленная учителем отметка может подвергаться сомнению каждой из сторон, но даже в случае конфликтной ситуации и создания конфликтной экзаменационной комиссии, экзаменатор замене не подлежит.
Своевременность – оценка выставляется в течение 3 дней после проведения контроля, если иное не определено в предметном приложении.
Критерии оценивания устного и письменного ответа по обществознанию:
Отметку "5" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность в полном объеме соответствует учебной программе, допускается один недочет, объем ЗУНов составляет 90-100% содержания (правильный полный ответ, представляющий собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, умение применять определения, правила в конкретных случаях. Ученик обосновывает свои суждения, применяет знания на практике, приводит собственные примеры).
Отметку "4" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность или её результаты в общем соответствуют требованиям учебной программы и объем составляет 70-90% содержания (правильный, но не совсем точный ответ).
Отметку "3" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и её результаты в основном соответствуют требованиям программы, однако имеется определённый набор грубых и негрубых ошибок и недочётов. Учащийся владеет в объеме 50-70% содержания (правильный, но не полный ответ, допускаются неточности в определении понятий или формулировке правил, недостаточно глубоко и доказательно ученик обосновывает свои суждения, не умеет приводить примеры, излагает материал непоследовательно).
Отметку "2" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и её результаты частично соответствуют требованиям программы, имеются существенные недостатки и грубые ошибки, объем менее 30-50 %.
Материально-техническое обеспечение
1. Печатные издания
Обществознание. Учебник для 6 кл. общеобразоват. учреждений/Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2013.
Обществознание. Поурочные разработки. 6 класс. М. Просвещени,е 2013
2. Электронное приложение к учебнику под редакцией Л . Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. 6 класс (CD)
Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности)
Основы смыслового чтения и работа с текстом
Раздел №1 Человек в социальном измерении (2 часа).
1 (0,1ч)
Вводный урок. (Стр.4-6)
Работа с текстом учебника
Кто есть человек? В чем его особенности. Значение разгадки человека для жизни общества. Сущность природы человека. Теории происхождения и предпосылки возникновения человека.
Знать значение, использование термина «обществознание».
Иметь представление о связи обществознания с другими. Уметь объяснять, почему нужно изучать обществознание; характеризовать некоторые общественные процессы
Воспитание гражданственности, интереса к предмету «обществознание»
Творческая исследовательская работа по теориям происхождения человека.
Самостоятельно вычитывать фактуальную подтекстовую, концептуальную информацию.
2 (0,1ч)
Человек-личность (§1)
Участие в беседе. Составление словарика понятий.
Человек, индивид, личность, индивидуальность.
Характеризовать отличительные черты человека как существа биосоциального. Раскрывать значимость и сущность качеств сильной личности
Формулировать, что такое индивид, индивидуальность, личность и какие качества человека необходимы для успешной деятельности человека. Сравнивать особенности качеств индивида, индивидуальности, личности. Оценивать роль личности в развитии общества. Приводить примеры из истории Древнего мира, как труд влиял на развитие человека. Использовать дополнительную литературу и ресурсы Интернета и формулировать собственное определение понятия «личность», «индивидуальность», «сильная личность» Иллюстрировать конкретными примерами влияние личности на процесс развития общества. Уметь составлять рассказы по рисункам
Усвоить, что человек существо биосоциальное и одним из важных вопросов жизни челевека является процесс формирования и развития качеств сильной личности. Понимать, что развитие своих личностных качеств необходимо не только для достижения личного успеха, но и для процветания всей страны в будущем. Научиться оценивать свои знания, способности и поступки. Развивать в себе качества доброго, милосердного, порядочного человека, выполняющего свой долг, верить в людей и помогать им, верить в себя. Формировать у себя непримиримое отношение к проявлениям нечестности и обману. Научиться беречь свое здоровье, вести здоровый образ жизни и избегать вредных привычек
Чтение с остановками.
3 (0,1ч)
Человек познаёт мир (§2)
Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций, и их анализ.
Познание, самооценка, самосознание.
Характеризовать особенности познания человеком окружающего мира и самого себя.
Раскрывать значение самооценки в развитии способностей человека.
Формулировать, что такое самосознание, способности человека, и какие способности могут проявляться в раннем возрасте. Оценивать роль творчества, труда в развитии человека.
Характеризовать черты подросткового возраста; уметь объяснять может ли самостоятельность быть отрицательным качеством. Оценка своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; способствовать в повседневной жизни развитию способностей
Понимать, что правильная самооценка, есть вера в собственные силы, достижение высоких результатов деятельности. Развитие качества человека познающего
Презентация по видам познания.
Самостоятельная работа с учебником и составление схемы «Виды познания».
4 (0,1ч)
Практикум «Учимся узнавать и оценивать себя» (стр.24).
Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций и их анализ
Характеризовать основные положения темы
Характеризовать основные положения темы «Человек познает мир»;анализировать, свои поступки, понимать причины произошедших перемен в себе, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения Уметь работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач.
Воспитание бережного отношения к своим способностям, умение признавать свои промахи и неудачи
Обсуждение вопросов на стр.23-24.
5 (0,1ч)
Человек и его деятельность (§3)
Моделирование ситуаций и их анализ.
Мотивы и виды деятельности. Учение. Игра. Труд. Творчество. Общение. Структура деятельности.
Характеризовать понятие «деятельность». Показывать роль и значимость различных форм деятельности в жизни любого человека. Сравнивать жизнь животных и
человека. Характеризовать структуру деятельности. Описывать занятия людей. Показывать на конкретных примерах взаимодействие, заботу, поддержку, общий труд и помощь в семье. Рассказывать о собственных обязанностях в своей семье. Исследовать конфликтные ситуации в семье, выявляя причины их возникновения и пути разрешения. Приводить примеры семейных обычаев и традиций, в том числе в вашей семье.
Выражать собственную точку зрения на значение различных форм
Воспитывать
любовь и уважение к старшему поколению, семье.
Презентация по видам деятельности.
Самостоятельная работа с учебником и составление схемы «Структура деятельности».
6 (0,1ч)
Учимся правильно организовывать свою деятельность
Участие в беседе. Работа с вопросами на стр.33.
Характеризовать основные положения темы
Характеризовать основные положения темы «Деятельность»;анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения. Показывать на конкретных примерах из жизни пути достижения. Оценивать собственные результаты деятельности.
Учимся правильно организовывать свою деятельность, учимся не причинять своими действиями неудобства другим людям, быть тактичными в своих поступках
Классификация потребностей человека. Значение потребностей в жизни человека. Зависимость поведения человека от потребностей.
Показывать на конкретных примерах, что потребности человека играют важную роль в развитии личности.
Формулировать собственное определение понятия «Потребности». Иллюстрировать конкретными примерами материальные и духовные потребности. Уметь составлять рассказы по рисункам.
Развитие и проявление нравственных,эстетических, интеллектуальных чувств. Понимать важность мыслительного процесса и его результата, как составляющей части духовного мира человека.
Творческая исследовательская работа «Хобби: причины возникновения, виды».
Самостоятельная работа с учебником и составление схемы «потребности человека».
8(0,1ч)
Учимся размышлять
Участие в беседе. Работа с вопросами на стр.40.
Характеризовать основные положения темы
Показывать на конкретных примерах, что потребности человека играют важную роль в развитии личности.
Понимать важность мыслительного процесса и его результата, как составляющей части духовного мира человека.
Обсуждение вопросов на стр.40.
9 (0,1ч)
На пути к жизненному успеху(§5)
Моделирование ситуаций и их анализ.
Слагаемые жизненного успеха, выбор жизненного пути.
Характеризовать основные слагаемые жизненного успеха. Раскрывать значение труда в развитии человека
Усвоить, что труд является основой развития человека, научиться уважать свой и чужой труд. Понимать, что учение и развитие своих способностей важны не только для достижения личного успеха, но и для процветания всей страны в будущем.
Коллективное обсуждение текста. Постановка вопросов к тексту.
10 (0,1ч)
Практикум «Человек в социальном измерении»
Участие в беседе. Работа с вопросами на стр.48.
Характеризовать основные положения темы
. Составлять рассказы:
-Готовимся выбирать профессию;
-Учимся быть успешными
Понимать, что учение и развитие своих способностей важны не только для достижения личного успеха, но и для процветания всей страны в будущем.
Обсуждение вопросов на стр.48.
11
(0,1ч)
Выдающиеся люди Удмуртии
Подготовить сообщения.
Характеризовать основные слагаемые жизненного успеха. человека.
Раскрывать значение труда в развитии человека. Составлять рассказы:
- Выдающиеся люди Удмуртии;
Усвоить, что труд является основой развития человека, научиться уважать свой и чужой труд. Понимать, что учение и развитие своих способностей важны не только для достижения личного успеха, но и для процветания всей страны в будущем.
Самостоятельно вычитывать фактуальную подтекстовую, концептуальную информацию.
12 (0.1ч)
Повторительно-обобщающий урок «Человек в социальном измерении
Моделирование ситуаций и их анализ.
Характеризовать основные положения раздела;анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения
Уметь рассуждать о проблемах современного образования, о правах и обязанностях ученика.
Воспитание ответственности, умение учиться
Обсуждение вопросов на стр.48.
Раздел №2 Человек среди людей (1час).
13 (0,1ч)
Межличностные отношения(§6)
Моделирование ситуаций и их анализ.
Знакомство, приятельство, товарищество, дружба
Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных связей с окружающими людьми.
Оценивать собственное умение строить официальные, личностные отношения. Уметь объяснить, что может помешать дружбе, привести примеры настоящей и мнимой дружбы; пояснить, какие человеческие качества считают наиболее важными для дружбы
Воспитание дружеских отношений младших подростков с одноклассниками, сверстниками, друзьями.
Работа с текстом и составление схемы «Виды межличностных отношений».
14
Учимся взаимодействовать с окружающими
Участие в беседе. Работа с вопросами на стр.58.
Характеризовать основные положения темы
Оценивать собственное умение строить официальные, личностные отношения. Уметь объяснить, что может помешать дружбе, привести примеры настоящей и мнимой дружбы; пояснить, какие человеческие качества считают наиболее важными для дружбы
Воспитание дружеских отношений младших подростков с одноклассниками, сверстниками, друзьями.
Обсуждение вопросов на стр.58.
15 (0,1ч)
Человек в группе(§7)
Работа с текстом учебника. Работа с понятиями.
Малая группа, формальные отношения, неформальные отношения,
Характеризовать основные понятия темы: малая группа, формальные отношения, неформальные отношения,
анализировать текст;
составлять рассказ по проблемным вопросам;
извлекать нужную информацию из дополнительного материала и
составлять развернутые ответы Уметь объяснить значимость малой группы в жизни подростков, показывать на конкретных примерах применения санкций и особенностей лидерства в группе.
Воспитание ответственности, уважения и терпимости к другим группам, умения совместно всей группой делать полезные дела
Работа с терминами.
16
(0,1ч)
Учимся совместно всей группой делать полезные дела (стр. 66)
Участие в групповой деятельности.
Характеризовать основные понятия темы: малая группа, формальные отношения, неформальные отношения,
анализировать текст;
составлять рассказ по проблемным вопросам.
Уметь работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач, извлекать нужную информацию из дополнительного материала и
составлять развернутые ответы
Воспитание бережного отношения к своим способностям, умение признавать свои промахи и неудачи
Обсуждение вопросов на стр.66.
17 (0,1ч)
Общение(§8)
Работа с текстом учебника. Работа с понятиями.
Общение как главная форма социального взаимодействия. Круг общения. Объём общения и его содержание. Манера общения. Дружба. Особенности общения подростка со сверстниками.
Объяснять значение общения как обмена между людьми определенными результатами их психической деятельности, понимать, что такое культура общения, гуманизм, межличностные конфликты
Определять собственное отношение к значимости общения в жизни подростка, осваивать культуру общения, понимать необходимость взаимных интересов при установлении дружеских отношений между людьми, развивать умение в разрешении конфликтов.
Участие в дискуссии.
18
Средства общения(§8)
Работа с текстом учебника. Работа с понятиями.
Общение посредством мобильных телефонов и в Интернете. Интернет-зависимость.
Уметь объяснить, что благодаря общению люди учатся оценивать поступки и отношения , усваивают правила поведения, применяют их на практике, показывать , почему общение необходимо человеку.
Развивать умение в разрешении конфликтов.
Комментированное чтение.
18 (0,1ч)
Учимся общаться
Участие в беседе. Работа с вопросами на стр.75.
Манера общения.
Понимать, что такое культура общения, гуманизм, межличностные конфликты
Развивать умение в разрешении конфликтов.
Обсуждение вопросов на стр.75.
20 (0,1ч)
Конфликты в межличностных отношениях(§9)
Решение познавательных задач, работа с текстом учебника
Что такое конфликт. Межличностные конфликты. Конфликты, в которых участвуют подростки. Почему возникают конфликты? Пути разрешения конфликтов.
Показывать причины конфликтов в межличностном общении. Уметь рассуждать о типологиях конфликтов, приводить примеры. Принимать участие в диспуте на данную тему
Владеть правилами успешного общения, проявлять терпение к собеседнику. Уметь слушать и слышать
Чтение с остановками.
21 (0,1ч)
Пути разрешения конфликтов
Решение познавательных задач, работа с текстом учебника
Способы разрешения конфликта.
Показывать причины конфликтов в межличностном общении. Уметь рассуждать о типологиях конфликтов, приводить примеры. Принимать участие в диспуте на данную тему
Владеть правилами успешного общения, проявлять терпение к собеседнику. Уметь слушать и слышать
Комментированное чтение.
22 (0,1ч)
Учимся вести себя в ситуации конфликта
Участие в беседе. Работа с вопросами на стр.83.
Характеризовать основные положения раздела;анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения
Показывать причины конфликтов в межличностном общении. Уметь рассуждать о типологиях конфликтов, приводить примеры. Принимать участие в диспуте на данную тему
Владеть правилами успешного общения, проявлять терпение к собеседнику. Уметь слушать и слышать
Обсуждение вопросов на стр.83.
23 (0,1ч)
Практикум «Человек среди людей»
Моделирование ситуаций и их анализ, решение познавательных задач
Характеризовать основные положения раздела;анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения
Составлять схемы «Малые группы в нашем классе», составлять словесный портрет, использовать условные языки.
Проявлять добрую волю, настойчивость при общении. Владеть правилами успешного общения, проявлять терпение к собеседнику. Уметь слушать и слышать
Составление схемы «Малые группы в нашем классе», составить словесный портрет.
24 (0,1ч)
Повторительно-обобщающий урок «Человек среди людей»
Решение познавательных задач
Характеризовать основные положения раздела;анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения
Уметь работать с тестовыми заданиями различных типологий по теме «Человек среди людей»
Определять собственное отношение к значимости общения в жизни подростка
Участие в дискуссии.
Раздел №3 Нравственные основы жизни (1час).
25 (0,1ч)
Человек славен добрыми делами(§10)
Решение познавательных задач
Добро, зло, мораль, нравственность.
Характеризовать понятие главное правило доброго человека – мораль. Объяснять золотое правило морали. Описывать свою малую родину. Рассказать о добром человеке. Объяснять, почему люди сожалеют о злых поступках. Анализировать свое поведение с точки зрения добра и зла.
Проявление внимания и заботы к близким людям, использование добрых слов, укрепление морального духа.
Чтение с остановками.
26 (0,1ч)
Учимся делать добро
Участие в беседе. Работа с вопросами на стр.92.
Добро, зло, мораль, нравственность.
Анализировать свое поведение с точки зрения добра и зла.
Проявление внимания и заботы к близким людям, использование добрых слов, укрепление морального духа.
Обсуждение вопросов на стр.92.
27 (0,1ч)
Будь смелым. (§11)
Моделирование ситуаций и их анализ.
Страх, смелость.
Объяснять смысл понятия «страх» и как ему противостоять. Рассказывать о смелых людях, выделять их положительные качества. Объяснять, высказывать свои предположения, что может помочь в воспитании смелости.
Анализировать ситуации из собственной жизни, выступать с речью в защиту смелости.
Воспитывать смелость, умение справляться со своими страхами
Чтение с остановками.
28 (0,1ч)
Учимся побеждать страх
Участие в беседе. Работа с вопросами на стр.99.
Страх, смелость.
Иллюстрировать на конкретных примерах
проявления смелости, преодоления страха.
Воспитывать смелость, умение справляться со своими страхами
Обсуждение вопросов на стр.99.
29 (0,1ч)
Герои Удмуртии.
Моделирование ситуаций и их анализ.
Героический поступок.
Иллюстрировать на конкретных примерах
проявления смелости, преодоления страха.
Воспитывать смелость, умение справляться со своими страхами
Творческая исследовательская работа «Герои Удмуртии».
Участие в дискуссии.
30 (0,1ч)
Человек и человечность(§12)
Моделирование ситуаций и их анализ.
Гуманизм, человечность.
Объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гуманизм».
Называть и иллюстрировать примерами принципы гуманизма. Приводить примеры гуманного отношения между людьми. Приводить примеры и давать оценку нравственным качествам человека.
Воспитывать уважительное, доброе отношение к старикам, уважение и любовь к людям.
Чтение с остановками.
31 (0,1ч)
Золотое правило морали(§12)
Моделирование ситуаций и их анализ.
Золотое правило морали.
Объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гуманизм».
Называть и иллюстрировать примерами принципы гуманизма. Приводить примеры гуманного отношения между людьми. Приводить примеры и давать оценку нравственным качествам человека.
Воспитывать уважительное, доброе отношение к старикам, уважение и любовь к людям.
Комментированное чтение.
32 (0,1ч)
Практикум «Нравственные основы жизни».
Моделирование ситуаций и их анализ, решение познавательных задач
Характеризовать основные положения раздела;анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения
Объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гуманизм».
Называть и иллюстрировать примерами принципы гуманизма. Приводить примеры гуманного отношения между людьми. Приводить примеры и давать оценку нравственным качествам человека.
Обсуждение вопросов на стр.104.
33 (0,1ч)
Повторительно-обобщающий урок «Нравственные основы жизни»
Умение работать с тестовыми заданиями
Характеризовать основные положения раздела;анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения
Использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач, решения тестовых заданий
Воспитывать уважительное, доброе отношение к старикам, уважение и любовь к людям
Обсуждение вопросов на стр.104.
34 (0,1ч)
Подведём итоги.
Участие в беседе. Работа с вопросами на стр.106.
Характеризовать основные положения раздела;анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения
Знать основные положения курса. Уметь: - анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; - высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; - работать с текстом учебника, выделять главное.
Воспитание ценностных ориентиров.
Обсуждение вопросов для итогового повторения на стр.107.
35 (0,1ч)
Итоговый урок по курсу «Обществознание» 6 класс
Умение работать с различными видами тестовых заданий различной сложности
Высказывать собственную точку зрения, умение вести диалог
Знать основные положения курса. Уметь: - анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; - высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; - работать с текстом учебника, выделять главное.