Программа спецкурса по граждановедению Наш выбор: без наркотиков (для 7-9 классов)
Программа спецкурса по граждановедению Наш выбор: без наркотиков (для 7-9 классов)
Предлагаемая программа по граждановедению «Наш выбор без наркотиков» для 7-9 классов составлена на основе требований к обязательному минимуму содержания граждановедения в основной школе (при учебной нагрузке 34 часа в год, по 1 часу в неделю в 7, 8, 9 классах).
Программа рассчитана на предупреждение наркомании, курения, пьянства, СПИДа среди учащихся 7-9 классов школы. Курс программы входит в федеральную воспитательно-образовательную программу профилактики правонарушений, наркомании и иных социальных отклонений среди несовершеннолетних.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа спецкурса по граждановедению Наш выбор: без наркотиков (для 7-9 классов) »
Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
Кафедра воспитательных проблем образования
Программа спецкурса
по граждановедению
Наш выбор: без наркотиков
(для 7-9 классов)
Автор:
Кудряшова Ольга Евгеньевна,
учитель истории и обществознания
МОУ СОШ с. Чертановка Кузоватовского района
Рецензент:
СкворцоваИринаВикторовна, кандидат педагогических наук,
доцент кафедры воспитательных проблем образования УИПК ПРО
Ульяновск 2011
Пояснительная записка
Здоровье подрастающего поколения — важный показатель качества жизни общества и государства. Сегодня безопасность страны, политическая стабильность и экономическое благополучие находятся в тесной причинно-следственной связи с суммарным потенциалом здоровья детей, подростков, молодёжи. По мнению большинства исследователей данной проблемы, именно в этом отношении ситуация в современной России вызывает наибольшую тревогу и опасение.
К числу наиболее острых проблем современной общественной жизни относится резкий, если не катастрофический всплеск правонарушений среди молодежи, распространение аморализма и жестокости в молодежной среде. И всё это на фоне повального употребления алкоголя и наркотиков среди молодежи. На это все чаще указывают высшие руководители страны, а также представители руководства всех правоохранительных органов России.
Однако, лучше других проблему чувствуют школьные педагоги. Причины эти понятны – высочайший уровень аморализма, разлитый в обществе, полное отсутствие чувства ответственности за свои действия, жажда удовольствий и обладания материальными ценностями, употребление подростками алкоголя, никотина и наркотиков, культ силы и привлекательный образ насилия, всего того, что в незрелых мозгах ассоциируется с простым словом «Круто!».
Все признают, что антисоциальное поведение школьников – это результат искажения норм и ценностей в жизни семьи, влияния неформальных объединений подростков, воздействия средств массовой информации, интернета и т.д.
Учёные (Соколов Я.В. - кандидат педагогических наук, Колесов Д.В. – академик РАО, доктор медицинских наук, Максимов С.В. - доктор юридических наук, профессор, Мусаев А.Н.- доктор исторических наук, профессор, Фортунатов В.В. - доктор исторических наук, профессор) разработали программу вместе с поурочными методическими пособиями для учителей к курсу "Граждановедение. Наш выбор: без наркотиков"
Авторским коллективом Центра «Гражданин» использованы совершенно нестандартные подходы к отбору содержания, как самой программы, так и пособия.
Не наркотики, алкоголь и табак «наполняют» основное содержание занятий. Не наркоманы, пьяницы и курильщики доминируют на страницах пособия.
Основным предметом рассмотрения является сама жизнь, все самые позитивные ее проявления, к которым подростки не могут быть равнодушными.
Что касается программы:
Во-первых, она интересна детям хотя бы потому, что пособие к ней написано простым, доступным языком. Она не навязывает каких-либо специальных сведений о наркотиках. Вся программа построена на рассмотрении основных ценностей, к которым проявляют интерес молодые люди. Это: общение со сверстниками, сила человека (физическая и внутренняя), его внешняя привлекательность, духовный мир, здоровье, профессия, успех в жизни, образованность, дружба, любовь, свобода, достаток, познание мира, путешествия и т.д.
Во-вторых, только в качестве фона для восприятия этих ценностей используется тщательно отобранный материал о курении, пьянстве, наркотиках, СПИДе. Конструкция учебного пособия позволяет вообще обходится на занятии без упоминания этих социальных болезней, если этого не требует социально-педагогическая ситуация в школе, классе, местности. Это обеспечивает занятиям ненавязчивый тон. Они проходят в форме совместного размышления, где каждый имеет право на выражение своего мнения, даже если оно ошибочно. Другие дело, если ошибка или крайнее суждение становятся очевидными. Тогда они неизменно встречают противодействие со стороны большинства участников обсуждения: такова структура и содержание пособия для учащихся. Отсюда – гарантированный интерес подростков к проблеме, которая при ее решении «лобовым методом» может вызвать скептическое отношение или «синдром взрослости», свести на «нет» все усилия и даже привести к обратному результату. К тому же изучение этих вопросов в системе других занятий по «Граждановедению» (о государстве, праве, экономике, семье, армии, достоинствах и недостатках человека, культуре и т.д.), снимает ощущение, что класс (или кто-то в классе) является очевидным объектом профилактического воздействия.
В-третьих, особую роль в пособии для учащихся выполняет использование некоторых словесных атрибутов, свойственных молодежной субкультуре. Это помогает реализовать важнейшую социально-психологическую установку, заключающуюся в следующем: «Если школа и учитель не научатся использовать коды, которыми молодые люди закрываются от взрослого мира, то никакого внимания молодежи к мнению взрослых, а также официальных структур, добиться будет невозможно. Это неизбежно усугубит противоречия между поколениями»(доктор пед. наук, профессор С. Д. Поляков, Ульяновск). Завладеть вниманием подростков – это основа успеха. Все правильные и приглаженные слова, не находящие адресата, – пустая трата времени и бумаги.
В-четвертых, учтен высокий уровень проникновения уголовной романтики и ее атрибутов (сленга, песен, правил поведения и т.д.) в молодежную среду. Не получая педагогической интерпретации в организованной среде (на уроке, в укладе школьной жизни), эти установки могут стать частью сознания, убеждениями растущей личности. Создавая тексты, авторы руководствовались задачей: используя образы, ставшие, к сожалению, привычными для многих детей и подростков, повлиять на нейтрализацию в их сознании привлекательных мифов о курении, пьянстве, наркотиках, криминальной деятельности, а также способствовать разрушению стереотипов восприятия этих мифов. Экспериментальная проверка показала, что именно это и происходит на занятии даже неподготовленных педагогов. Но особенно успешно это происходит у тех, кто имеет опыт преподавания общего курса «Граждановедение».
В-пятых, этой же задаче служат рисунки, помещенные в пособии. Они выполнены в виде карикатур, которые сначала привлекают внимание, а потом, через их юмористическую природу, начинают влиять на разрушение стереотипов. Однако, рассмотрение рисунков вне контекста содержания пособия не является корректным. Это относится и к рассмотрению фрагментов текста вне общей смысловой направленности книги для учащихся.
Положительный эффект от ее внедрения в ряде регионов составляет 35-40 процентов снижения общего числа подростков, употребляющих психотропные вещества (в распоряжении «Центра «Гражданин» имеются относительно надежные способы мониторинга, подтвержденные практикой).
Ключевым компонентом, обеспечивающим работу педагога, являются пособия для учащихся, издавшиеся отдельно для различных регионов и муниципальных образований. Это означает, что основной текст, содержащий «федеральный профилактический компонент», адаптирован к условиям той или иной местности. Это приблизительно на 25 процентов усиливает воспитательно-профилактический эффект занятий. Дети понимают, что разговор с ними ведется на фактах из жизни, которая рядом с ними, окружает их постоянно, и то, о чем говорится в тексте, может случиться не где-нибудь на Камчатке, а с ними, с их друзьями, на их улице в Ульяновске или в области.
Предлагаемая программа по граждановедению «Наш выбор без наркотиков» для 7-9 классов составлена на основе требований к обязательному минимуму содержания граждановедения в основной школе (при учебной нагрузке 34 часа в год , по 1 часу в неделю в 7, 8, 9 классах). Цели и задачи:
Воспитание у молодых граждан России чувства любви к своему Отечеству и ответственности за ее будущее;
Формирование ценностных ориентаций и убеждений школьников на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом и настоящем, восприятия идей гуманизма;
Формирование аналитических способностей, творческого мышления, а также умение применять полученные знания на практике;
Формирование у школьников готовности к самостоятельному выбору в пользу здорового образа жизни, образования;
Профилактика негативного поведения среди несовершеннолетних.
Программа рассчитана на предупреждение наркомании, курения, пьянства, СПИДа среди учащихся 7-9 классов школы. Курс программы входит в федеральную воспитательно-образовательную программу профилактики правонарушений, наркомании и иных социальных отклонений среди несовершеннолетних.
Методы достижения поставленной цели
Тематические беседы.
Ролевые игры.
Практикумы.
Анкетирования.
Структура и содержание программ
Программа включает в себя систему занятий по разделам.
Жизнь дается один раз.
Твой выбор
7 класс.
Раздел 1. Жизнь дается один раз.
Тема 1. Человек и его здоровье (6 часов)
От чего зависит состояние здоровья человека. Что такое страдание и душевная боль. Отношение человека к своему здоровью. Ресурс здоровья. Заповеди здоровья.
Тема 2. Легкомыслие – враг здоровья. (7 часов)
Враги здоровья. Иммунитет – запас прочности организма. Факторы риска. Конкурс рисунков, плакатов, стихотворений, презентаций на тему «Я против курения, алкоголя и наркотиков». ВИЧ – инфекции. СПИД фактор риска.
Раздел 2. Твой выбор.
Тема 3. Радости или страдания (7 часов)
Есть ли в жизни радости? Человек имеет право на счастье и подлинные радости.
О вере, надежде и любви.
Тема 4. Красота или уродство. (7 часов)
Красота внешняя. Красота внутренняя. Уродство внешнее и внутреннее.
Тема 5. Сила или слабость (7 часов)
Внутренняя сила человека путь к прекрасному здоровью. Здоровый образ жизни – основа жизни человека. Слабости воли и тела – удел наркоманов и алкоголиков
8 класс
Раздел 1. Жизнь дается один раз.
Тема 1. Алкоголь и никотин (6 часов)
Что значит алкоголь и никотин для подростка. Причины алкоголизации подростков. Выявление отношения подростков к алкоголю. Никотин – скрытый враг человека
Тема 2. Наркотики и СПИД. (7 часов)
Правда о наркотиках. Иммунитет – запас прочности организма. Конкурс плакатов и презентаций на тему «Я против наркотиков. Понятие о венерических заболеваниях, их профилактике. ВИЧ – инфекции. СПИД фактор риска.
Раздел 2. Твой выбор: Счастье или несчастье.
Тема 3. Здоровье или болезни (7 часов)
Когда и как говорить «нет»? Социальные, психологические, физиологические последствия употребления психоактивных веществ. Давление среды (наркотики, алкоголь, сигареты)
Свобода – право выбора действий. Здоровый образ жизни – основа жизни человека. Последствия употребления алкоголя и наркотиков. Утрата свободы.
9 класс .
Раздел 1. Жизнь дается один раз.
Тема 1. О жизни и смерти (6 часов)
Что значит «качество жизни?» Об образе жизни. О ценностях жизни.
Тема 2. Социальные болезни. (7 часов)
Конференция «СПИД — смертельная угроза человечеству». Иммунитет – запас прочности организма. Конкурс плакатов и презентаций на тему «Я против наркотиков. «До 16 и старше» (культура половой жизни). ВИЧ – инфекции. СПИД фактор риска.
Раздел 2. Твой выбор: Жизнь или прозябание
Тема 3. Любовь или ненависть (7 часов)
О влечении души. О влечении разума. О влечении тела.
Тема 4. Достаток или нищета. (7 часов)
Способы получения экономической независимости. Умение управлять своими желаниями и потребностями. Какие радости жизни проходят мимо пьяницы и наркомана.
Тема 5. Познание мира или изоляция. ( 7 часов)
Об образовании. О путешествиях
Перечень знаний, умений и навыков, которыми учащиеся должны владеть к концу изучения курса
Должны знать:
Что такое Здоровье? Человек и его здоровье. Легкомыслие – враг здоровья.
Что такое радости, страдания? Что такое красота, уродство? Сила и слабость.
Вред от алкоголя, никотина и наркотиков.
Должны уметь:
Уметь анализировать вопросы, связанные с Жизнью и Смертью..
Оценивать поступки людей и уметь понимать в чем сила и слабости людей. Причины проявления слабостей.
Делать выбор: жизнь или прозябание; достаток или нищета; познание мира или изоляция.
Календарно-тематическое планирование
7класс.
№ урока
Тема урока
Основные понятия
Умения, навыки
Тип урока
Наглядные пособия
Дата проведения
1.
Раздел 1. Жизнь дается один раз.
Тема 1. Человек и его здоровье.
Урок 1. От чего зависит состояние здоровья человека.
Здоровье, физическая и душевная боль, страдания, ресурс здоровья, наследственность, болезнь, сифилис, режим дня
Урок 3-4. Конкурс плакатов и презентаций на тему «Я против наркотиков»
Умение оценивать
Практикум
Презентация Power Point
11
Урок 5. «До 16 и старше» (культура половой жизни)
Умение соотносить качества человека и поступки
Беседа
Презентация Power Point
12
Урок 6. ВИЧ – инфекции. СПИД фактор риска
Умение оценивать
Урок-беседа.
Презентация Power Point
13
Урок 7. Обобщение по теме
Умение обобщать изученный материал
Урок-зачет
Презентация Power Point
14-15
Раздел 2. Твой выбор: Жизнь или прозябание
Тема 3. Любовь или ненависть
Урок 1-2. О влечении души
Любовь, внутренний мир человека, сдержанность, уравновешенность, решительность, пустота души, нищета разума, убогость тела, хитрость, трусость, лицемерие, психологическая совместимость
Умение анализировать
Комб.
Презентация Power Point
16-17
Урок 3-4 О влечении разума
Умение сравнивать
Урок-размышление
Презентация Power Point
18-19
Урок 5-6 . О влечении тела
Умение делать выводы
Урок-размышление.
Презентация Power Point
20
Урок 7. Обобщение по теме
Умение обобщать изученный материал
Урок-зачет
Презентация Power Point
21-22
Тема 4. Достаток или нищета.
Урок 1-2. Способы получения экономической независимости.
Урок 3-4. Умение управлять своими желаниями и потребностями.
Умение оценивать
Урок беседа
Презентация Power Point
25-26
Урок 5-6. Какие радости жизни проходят мимо пьяницы и наркомана.
Умение оценивать
Урок-размышление
Презентация Power Point
27
Урок 7. Обобщение по теме
Умение обобщать изученный материал
Урок-зачет
Презентация Power Point
28-29
Тема 5. Познание мира или изоляция.
Урок 1-2. Об образовании
Эмоции, образование, знания, мудрость, путешествия, внутренний мир человека, удовольствия
Умение сравнивать
Ролевая игра
Презентация Power Point
30-31
Урок 3-4. О путешествиях
Умение оценивать
Ролевая игра.
Презентация Power Point
32
Урок 5 Обобщение по теме
Умение анализировать свои поступки
Урок обобщения материала
Презентация Power Point
33-34
Урок 6 -7 Итоговое обобщение.
Умение обобщать изученный материал
Урок обобщения материала
Презентация Power Point
Список литературы.
Конституция РФ.
Соколов Я. В. Соколов, Д.В. Колесов, С.В. Максимов. Граждановедение. Наш выбор без наркотиков: Учебное пособие для учащихся 7-9 классов школ Ульяновской области. Научно- методический Центр «Гражданин», 2009 г.
Петрова О.В. "Дидактические игры к программепограждановедению "Здравствуй, мир!"
Черникова В.Н., Юдина Г.Д., Хардиляткина Э.И., Дикарева Т.А. «Скажи жизни- Да!» Сборник детских творческих работ учащихся по итогам акции «Красный тюльпан надежды», Ульяновск, 2007 .
Школа без наркотиков: Книга для педагогов и родителей/ Под. науч. ред. Л.М. Шипициной и Е.И. Казаковой. – 3-е изд., испр. и доп.- СПб.: Издательство «Образование – Культура», 2002.
Макеева А.Г. Не допустить беды: Пед. Профилактика наркотизма школьников: Пособие для учителя: В помощь образовательному учреждению: «Пофилактика злоупотребления психоактивными веществами»; М-во образования Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2003.
Шиянов Р.В., Вишневский В.П., Гордеев М.Н. Знай и живи. Учебное пособие. Учебное пособие. ГУЗ «Областной центр медицинской профилактики. Ульяновск, 2008.