методическая разработка раздела Родина обществознание 5 кл по ФГОС
Методическая разработка раздела Родина обществознание 5 кл по ФГОС
Методическая разработка раздела «Родина» образовательной программы «Обществознание» 5 класс.
Методическая разработка раздела составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Фундаментального ядра содержания общего образования.
Данный раздел является завершающим по курсу обществознания в 5 классе.
Основной целью изучения раздела «Родина» в системе общего образования является содействие:
- воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- развитию личности, становлению социального поведения;
- формированию у учащихся целостной картины общества, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
- овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;
- формированию у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«методическая разработка раздела Родина обществознание 5 кл по ФГОС»
Методическая разработка раздела «Родина» образовательной программы «Обществознание» 5 класс
Составители: Хоснуллина Гульчачак Разамировна, учитель истории и обществознания, I кв. категория, ГБОУ «Нижнекамская школа-интернат для детей с ОВЗ»
Пояснительная записка к разделу
Методическая разработка разделасоставлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Фундаментального ядра содержания общего образования.
Данный раздел является завершающим по курсу обществознания в 5 классе.
Основной целью изучения раздела «Родина» в системе общего образования является содействие:
- воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- развитию личности, становлению социального поведения;
- формированию у учащихся целостной картины общества, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
- овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;
- формированию у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни.
2. Психолого-педагогическое обоснование восприятия и освоения учебного материала обучающимися в соответствии возрастными особенностями
Содержание курса, обращённое к младшему подростковому возрасту, посвящено актуальным для растущей личности проблемам жизни человека в социуме. Даются элементарные научные представления об обществе, о социальном окружении, Родине. Эти вопросы должны быть раскрыты через противопоставление добра и зла, справедливости и несправедливости. Основой содержания являются моральные и правовые нормы. Это создаст условия для единства обучения и воспитания, определяющего нравственные ориентиры, формирующего образцы достойного поведения.
В 5 классе содержание курса носит преимущественно пропедевтический характер, на этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе.
Раздел «Родина» является самым общественно значимым, т.к. учащиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их общественном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними.
3. Актуальность разработанного раздела
Данный раздел весьма актуален и входит в базовые национальные ценности, является частью блока «Политика и культура» курса «Обществознание» для основного общего образования и пригодится учащимся при сдаче ОГЭ и ЕГЭ, а также пригодится в дальнейшем при продолжении изучения данного блока в следующих классах.
4. Планируемые результаты освоения раздела:
Предметные:
Ученик научится:
- Объяснять смысл понятия: Родина, субъект РФ, государственный язык, патриот, гражданин, гражданство, права человека, паспорт;
- Характеризовать понятие «малая родина», многонациональное государство;
- Объяснять, что оно значит для человека;
- Описывать свою малую родину;
- Рассказать о своей стране — Родине;
- Объяснять, почему люди любят свою Отчизну;
- Описывает основные государственные символы РФ;
- Характеризовать права граждан России и обязанности граждан РФ;
- Социальной ответственности и гражданской компетенции;
- Знать и называть статус субъекта РФ, в котором он проживает и где находится школа.
- Характеризовать особенности России как многонационального государства.
- Рассказывать о главном богатстве нашей страны — ее народе.
- Раскрывать особенности многонационального государства. Перечислять, какие народы проживают в нашей стране, как они называются все вместе.
Получит возможность научиться:
- Формировать положительное отношение к необходимости соблюдать законы РФ;
- Корректироватьсобственное поведение в соответствии с правами и обязанностями гражданина;
- Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных явлений.
Метапредметные:
ПУУД:
-Давать определение понятиям, осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- Формулировать собственное мнение и позицию;
- Сознательно организовывать свою познавательную деятельность.
- Выполнять познавательные и практические задания, определяющее сущностных характеристик изучаемого объекта.
- Научится навыкам рефлексии и навыкам поиска и переработки информации при помощи информационно-компьютерных технологий.
РУУД:
- Устанавливать целевые приоритеты.
- Целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную.
КУУД:
- Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.
- Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью;
- Навыкам продуктивного взаимодействия с другими людьми.
- Приводить примеры и давать оценку проявлениям гражданственности, представленным в СМИ.
Личностные:
- Знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России.
- Любовь к своей малой родине и к своему Отечеству.
- Проявлять уважение к государственным символам России, патриотизм, чувство гордости за свою Родину.
- Владеть ценностными ориентирами, осознает ответственность за страну перед нынешними и грядущими поколениями. Ощущать себя россиянином.
- Проявлять толерантное и терпимое отношение к людям разных национальностей, проживающих в нашей стране, для поддержания гражданского мира в России, для ее развития и процветания.
5. Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы технологии, методов, форм организации деятельности учащихся.
Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного раздела предполагают использование разнообразных средств и методов обучения и педагогических технологий:
- деятельностный подход – это процесс деятельности человека, направленный на становление его сознания и его личности в целом, в этих условиях личность выступает как активное творческое начало.
- Информационные, словесные (интерактивная беседа, диалог, диспут, чтение, ответы на вопросы педагога, детей, сообщения дополнительного материала);
- Практические (анализ ситуаций, решение этических задач)
- Проблемные (поисковые, проектные методы)
- Особого внимания требует использование в учебном процессе компьютерных технологий. Учителю важно хорошо представлять себе их образовательные возможности и в то же время отчётливо осознавать границы их применения.
6. Поурочное планирование по разделу
№
Тема, раздел
Основные понятия
Формируемые УУД
Кол-во часов
Тип урока
«Родина»
1.
Наша Родина-Россия
патриот
Предметные:Научатся: называть отличие человека от животного; работать с текстом учебника.
Получат возможность научиться: анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения
Метапредметные УУД:Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации; самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
Коммуникативные: допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии.
Регулятивные: определяют цели и личностно значимую проблему урока; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров
Личностные УУД: Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества
1
Урок изучения нового материала
2.
Россия – федеративное государство. Структура России – как федерации, права субъектов России
Федерация, субъект федерации
1
Комбинированный
3.
Государственные символы России
Геральдика, скипетр
Предметные:Научатся: определять государственные символы.
Получат возможность научиться: составлять генеалогическое древо; работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения.
Метапредметные УУД:Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач.
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия
Личностные УУД: Выражают гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю
1
Комбинированный
4.
Москва – столица России
1
Комбинированный
5.
Гражданин России.
Гражданин, демократия
Предметные: Научатся: определять права и обязанности гражданина Российской Федерации.
Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения.
Метапредметные УУД:Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач; контролируют и оценивают процесс и результат деятельности.
Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей
Личностные УУД: Выражают гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю
1
Комбинированный
6.
Права и обязанности граждан России.
Референдум, выборы
1
Комбинированный
7.
Мы-многонациональный народ.
Межнациональные отношения.
Нация, национальность, межнациональные отношения
Предметные: Научатся: с уважением относиться к образу жизни и культуре разных народов.
Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения
Метапредметные УУД: Познавательные: ставят и формулируют проблему урока; самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.
Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество).
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Личностные УУД: Осознают свою этническую принадлежность; проявляют гуманистическое сознание, социальную компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам.
1
Комбинированный
8.
Многонациональная культура России.
культура
1
Комбинированный
9.
Урок-практикум по теме «Родина»
Предметные: Научатся: определять права и обязанности гражданина Российской Федерации.
Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения
Метапредметные УУД: Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.
Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
Личностные УУД: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
1
Повторительно-обобщающий
7. Взаимосвязь с другими разделами.
Данный раздел является пропедевтическим для изучения в дальнейшем социальной и политической сферы.
8. Преобладающие формы контроля знаний, умений, навыков.
Групповой (практическая работа) и фронтальный (тестирование)
Итоговый контроль по разделу
Индивид. творческие работы (реферат, эссе, презентация);
Групповые (работа с источником);
Фронтальные (тестирование).
Критерии оценивания.
Критерии
5 (ОТЛ.)
4 (ХОР.)
3 (УД.)
2 (НЕУД.)
1. Организация ответа (введение, основная часть, заключение)
Удачное использование правильной структуры ответа (введение - основная часть - заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить)
Использование структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов
Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или её определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя
Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы
2. Умение анализировать и делать выводы
Выводы опираются не основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и её элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями
Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются
Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются
Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий
3. Иллюстрация своих мыслей
Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами
Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами
Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу
Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия
4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала)
Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений
Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируются; факты отделяются от мнений
Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними
Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы
5. Работа с ключевыми понятиями
Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; чётко и полно определяются, правильное и понятное описание
Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются чётко, но не всегда полно; правильное и доступное описание
Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда чётко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно
Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания
6. Причинно-следственные связи
Умение переходить от частного к общему или от общего к частному; чёткая последовательность
Частичные нарушения причинно-следственных связей; небольшие логические неточности
Причинно-следственные связи проводятся редко; много нарушений в последовательности
Не может провести причинно-следственные связи даже при наводящих вопросах, постоянные нарушения последовательности
Критерии оценки устного ответа:
глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается на «5»;
твердое знание материала в пределах программных требований – «4»;
неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается – «3»;
наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2»;
отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой единицу (используется очень редко).
Критерии оценки работы на уроке:
активное участие учащегося в процессе урока и безошибочное выполнение заданий оценивается на «5»;
активное участие в процессе урока с допущением каких-либо ошибок в процессе выполнения задания – «4»;
неуверенное участие в процессе урока и отсутствие самостоятельной активности – «3»;
полное отсутствие активности - отметка «2»;
Критерии оценки тестового задания:
91-100% - отлично «5»;
80-90% - хорошо «4»
60-79% - удовлетворительно «3»;
менее 60% - неудовлетворительно «2»;
Критерии оценки сообщения или проекта:
глубокий, самостоятельный, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика, оценивается на пять баллов;
привлечение дополнительного материала, неуверенный ответ - четыре;
выполнена работа в письменном виде, отсутствие ответа, при этом ответы на дополнительные вопросы – три;
полное отсутствие работы - отметка «2»;
9. Источники (литература)
1. Учебник Обществознание. 5 класс., Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф.- М.: «Просвещение», 2013.
2. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Л.Н. Боголюбова. 5-9 классы: М., «Просвещение», 2011.
3. Обществознание. Поурочные разработки . 5 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Л.Ф. Иванова. - М.: Просвещение,2012.-111с.
6. Пчелов Е.В. Государственные символы России: герб, флаг, гимн. Русское слово, М., 2009.
7. Народы России: энциклопедия. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2004.
Приложение
В ходе изучения раздела «Родина» обучающиеся должны подготовить сообщение на определённую тему.
Темы проектов:
1. «Мой родной город»
2. «Государственные символы России»
3. «Мы-многонациональный народ».
4. «Улицы нашего города»
5. «Государственные символы России»
6. «Государственные символы РТ»
7. Символика г. Нижнекамска.
8. «История и традиции моего народа» и т.д.
Проверочная работа по теме: «Родина».
Вариант 1
Какое из предложенных понятий наиболее соответствует определению: «Официальная эмблема государства, которая изображается на государственных документах и монетах»?
гимн
флаг
герб
печать
На летних каникулах учащиеся 10-11 классов отправились в поход. На их маршруте оказалась заброшенная деревушка, рядом с которой стояло здание церкви. Окна были выбиты, внутри помещения был мусор, рядом валялась табличка, из которой старшеклассники узнали, что церковь была построена в ХIХ веке. Вернувшись из похода, учителя и школьники решили изучить историю церкви и привести здание в порядок. Их инициатива была поддержана местными органами управления. Какую обязанность гражданина РФ выполняли участники похода?
бережно относиться к природным богатствам
соблюдать Конституцию РФ
защищать Отечество
беречь и охранять памятники истории и культуры
Прочитайте два высказывания о русском языке. Какое (или какие) из высказываний вы считаете верным (верными)?
А. Русский язык является языком межнационального общения в Российской Федерации.
Б. Русский язык – это государственный язык в Российской Федерации.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба высказывания
4) оба высказывания неверны
Понятие «гражданин» происходит от слова «горожанин». Найдите в предложенном списке два главных признака, характеризующих современное значение понятия «гражданин». Запишите цифры, под которыми они указаны.
принадлежность к постоянному населению государства
знание законов государства
владение государственным языком
выполнение законов и наличие прав и обязанностей
создание семьи с гражданином или гражданкой данного государства
длительное пребывание на территории данного государства
Ответ: □□
В небольшой городок приехала съёмочная группа. Скоро всё население узнало, что снимается фильм, посвященный событиям Великой Отечественной войны. В годы войны на территории города действовала подпольная организация. Её участники собирали сведения о прибывающих на железнодорожную станцию войсках и военных грузах противника и передавали их партизанам. Какое высказывание наиболее точно раскрывает тему фильма? Это фильм
о патриотизме героев-подпольщиков
о красоте родной природы
о жизни людей в небольших городках
о роли войн в истории человечества
Прочитайте два высказывания о Конституции РФ. Какое из высказываний вы считаете верным (верными)?
А. Конституция РФ – это основной закон государства.
Б. Конституция РФ определяет государственный строй, права и обязанности граждан России.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба высказывания
4) оба высказывания неверны
На уроках обществознания ученики 5 класса узнали о правах и обязанностях граждан России. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера ситуаций, которые иллюстрируют права россиян, а во вторую колонку- порядковые номера ситуаций, которые иллюстрируют их обязанности.
каждый гражданин платит налоги со своего заработка
в 18 лет молодой человек может быть призван в ряды Вооружённых Сил
стать депутатом Государственной Думы можно по достижении 21 года
Ирину Ивановну пригласили стать присяжным заседателем в суде
Прочитайте приведенный текст. В нем три предложения. Одно из них выражает мнение. Найдите это предложение и запишите его номер.
(1)Нельзя не гордиться историей нашей многонациональной Родины. (2) На территории России живут представители более ста различных народов. (3) Конституция гарантирует равенство всех народов России.
Граждане РФ получают паспорт в
14 лет
15 лет
16 лет
18 лет
Главную роль в политической жизни общества играет:
семья
социальная группа
народ
государство
Нормы конституционного права в отличие от норм морали
возникают стихийно
поддерживаются общественным мнением
обеспечиваются государством
являются воплощением идеала справедливости
Верны ли следующие суждения об участии граждан в политической жизни?
А. Действие гражданина с целью повлиять на принятие и реализацию государственных решений, участие в выборах представителей органов власти называется политическим участием.
Б. Одной из форм участия граждан в политической жизни общества является участие в митингах и демонстрациях.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба высказывания
4) оба высказывания неверны
Ребенок имеет право свободно выражать своё мнение
только среди людей
во всех сферах жизни и деятельности
в семье
в школе
Родители планировали на летних каникулах вместе с Андреем поехать в Москву. Однако отложенные на поездку деньги они потратили на ремонт квартиры, а Андрею купили велосипед. Какое право ребёнка было нарушено в данной ситуации?
на всестороннее развитие
на материальное обеспечение
на выражение собственного мнения
на общение с родственниками
Какая из названных ролей является общей ролью для ребёнка и взрослого человека?
гражданина
работника фирмы
заёмщика банка
избирателя
Вариант 2
Какое из предложенных понятий наиболее соответствует определению: «Человек, который любит своё Отечество и ставит интересы Отечества выше личных»?
гражданин
меценат
труженик
патриот
В день выборов ученики средней школы участвовали в большом концерте на избирательном участке. Граждане, которые пришли в этот день на избирательный участок, использовали своё право на
образование
участие в управлении делами государства
охрану здоровья
обращение в государственные органы
Верны ли следующие суждения о правах человека в демократическом государстве?
А. Все люди обладают равными правами на жизнь, на свободу, на личное достоинство от рождения.
Б. Права человека являются естественными и неотъемлемыми и представляют высшую ценность для общества и государства.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба высказывания
4) оба высказывания неверны
Российские граждане имеют права и обязанности, которые отражены в Конституции России. Найдите в предложенном списке три конституционных права граждан. Запишите цифры, под которыми они указаны.
быть избранными в Государственную Думу
платить налоги
жениться и выходить замуж
заботиться о детях
Участвовать в референдуме
избирать Президента РФ
Ответ: □□□
Какое из предложенных определений наиболее полно раскрывает понятие «Конституция»? Конституция – это
указ президента
постановление правительства
высший орган государственной власти
основной закон государства
Игорь написал рассказ о Великой Отечественной войне. Главным героем повествования был его прадедушка, который погиб в битве за Москву. Мальчик отсканировал письмо дедушки, которое хранилось в семье, и теперь все могли увидеть солдатский треугольник – последнюю весточку с фронта. Письмо, которое бережно хранят в семейном архиве, можно назвать
музейной редкостью
военной реликвией
экспонатом выставки
семейной традицией
Прочитайте два высказывания о патриотизме. Какое (или какие) из высказываний вы считаете верным (верными)?
А. Патриотизм проявляется только тогда, когда человек всем доволен, и ему не хочется критиковать общественные недостатки.
Б. Патриотизм можно проявлять только в тяжелое для страны время.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба высказывания
4) оба высказывания неверны
Прочитайте приведенный текст. В нем три предложения. Одно из них выражает мнение. Найдите это предложение и запишите его номер.
(1) Каждое современное государство имеет герб, гимн, флаг. (2) Флаг России – это полотнище бело-сине-красного цвета. (3) Каждый школьник должен знать историю российского флага.
Главой государства в РФ является
Председатель Государственной Думы
Премьер-министр
Председатель Конституционного суда
Президент
На уроках обществознания ученики 5 класса узнали о правах и обязанностях граждан России. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера ситуаций, которые иллюстрируют права россиян, а во вторую колонку- порядковые номера ситуаций, которые иллюстрируют их обязанности.
каждый гражданин платит налоги со своего заработка
в 18 лет молодой человек может быть призван в ряды Вооружённых Сил
стать Президентом РФ можно по достижении 35 лет
Ирину Ивановну пригласили стать присяжным заседателем в суде
Укажите, кто из перечисленных лиц обладает политической властью
известный актер
командующий флотом
депутат парламента
директор завода
Верны ли следующие суждения о гражданственности?
А. Гражданственность-это принцип морали, в основе которого лежит идея о праве человека на счастье.
Б. Высшим проявлением гражданственности является патриотизм и чувство ответственности за происходящее в стране.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба высказывания
4) оба высказывания неверны
Жители города К. провели собрание, посвященное поддержке своего кандидата на выборах. Какую форму участия граждан в политической жизни иллюстрирует данный пример?
участие граждан в деятельности политических партий
участие граждан в референдуме
участие граждан в демонстрациях
участие граждан в митингах
Какое из приведенных понятий не относится к категориям морали?
долг
совесть
честь
сознание
Что из перечисленного относится к социальным ценностям?