Календарно-тематический план по курсу «Обществознание» для 8-го класса (34 часа)
№ | Разделы, темы, Тип урока | Кол-во часов | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля | Оборудование | Домашнее задание | Даты |
1 | Урок 1.Введение Комбинированный | 1 | Знакомство с курсом, целью и задачами, Структура и особенности содержания | Знать назначение предмета и ориентироваться в различных заданиях | Анализ текста | Таблица, схема, иллюстрации учебника, | конспект | |
Глава 1.Личность и общество(6 часов) |
2 | Урок 2. «Что делает человека человеком Урок исследование | 1 | Отличие человека от других живых существ. Мышление и речь Виды деятельности человека. | Знать понятия человека как существа биосоциального Уметь находить отличия видов деятельности человека, определять жизненные цели. | Устный опрос | Таблица, схема, иллюстрации учебника, презентация к уроку | § 1, задания, с.12-13 | |
3 | Уроки 3. «Человек, общество, природа» Урок характеристика | 1 | Природа и её значение в жизни человека. | Знать какие ресурсы относятся к исчерпаемым, основное понятие природы. Уметь показать взаимосвязь природы и человека, работать с презентацией | Актуализация знаний | Презентация | § 2, задание 4 , с.19 | |
4 | Урок 4. « Общество как форма жизнедеятельность людей» Урок исследование | 1 | Понятие общества. Общественные отношения. Сферы жизнедеятельности людей: экономическая, политическая, социальная, духовная. Роль социальных норм в жизни человека. Ступени развития общества. | Знать сущность общечеловеческих ценностей, сфер жизнедеятельности, роль социальных норм.. Уметь описывать основные сферы жизнедеятельности, выделяя их существенные признаки, работать с текстом учебника, выделять главное. | Устный опрос | Схемы: «Основные сферы жизни общества», Таблица «Ступени развития общества» | § 3, вопросы с.26 | |
5 | Урок 5. «Развитие общества» Урок исследование | 1 | Эволюционное развитие человечества. Марксизм о роли социальных революций в жизни человечества. Закономерности общественных изменений. Противоречия и перспективы в развитии человечества в ХХI веке. Глобальные проблемы человечества. | Знать суть эволюционного развития общества, закономерности общественных изменений, противоречия и перспективы в развитии человечества. Уметь анализировать, обобщать, работать со схемой, отвечать на проблемные вопросы | Устный опрос | Схема «Глобальные проблемы человечества» | § 4,задания с.33-34 | |
6 | Урок 6 .« Как стать личностью». Урок проблема с элементами дискуссии | 1 | Признаки индивидуальности человека, личности. Мировоззрение и жизненные ценности. Факторы, влияющие на выбор профессии. Этапы становления личности | Знать признаки индивидуальности, индивида и личности, типы мировоззрения, этапы социализации личности Уметь описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, объяснять взаимосвязи | Дискуссия | Схема, пакет с дополнительным материалом | § 5,эссе «Индивидуальность набор красок для шедевра по названию «Личность», но еще вовсе не сам шедевр» | |
7 | Урок 7. Повторение и систематизация знаний по теме «Личность и общество» Практикум | 1 | Понятия «человек» и «общество», «личность». Влияние современного общества на индивида. Взаимосвязь основных сфер общественной жизни. | Знать влияние современного общества на индивида. Уметь сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявляя их общие черты и различия | Круглый стол | Презентация | Вопросы для повторения | |
Глава 2. Сфера духовной культуры (8 часов) |
8 | Урок 8. «Сфера духовной культуры» Урок лекция | 1 | Понятие «культура» как достижение человека в преобразовании мира. Отличительные черты духовной сферы от других сфер общества. Культура личности и общества. | Знать сущность понятия «культура», взгляды древних ученых о духовной сфере. Уметь характеризовать духовную жизнь человека | Устный опрос | Схема «Сфера духовной культуры» | §6, вопросы и задания к § | |
9 | Урок 9. «Мораль» Урок проблема с элементами дискуссии | 1 | Что такое мораль, зачем она нужна людям. Признаки морали. Мораль - общечеловеческая ценность. Взаимосвязь патриотизма и гражданственности. Добро и зло. | Знать понятие морали и нравственности, основные ценности и нормы морали Уметь сравнивать мораль и нравственность , оценивать поступки с точки зрения морали, анализировать, обобщать, работать со схемой. | Устный опрос, проверка заданий | Схема, пакет с дополнительным материалом | § 7, вопросы с. 62-63 | |
10 | Урок 10. « Долг и совесть» Урок исследование | 1 | Что такое долг. Объективные обязанности. Научный подход к сущности понятия «долг». Что такое моральный долг. Кто контролирует и оценивает исполнение долга. Что такое совесть и ее роль в жизни | Знать сущность понятий долг и совесть, их роль в жизни человека. Уметь работать с текстом учебника, выделять связь человека с другими людьми.. | Устный опрос | Презентация к уроку | § 8, проблемные ситуации | |
11 | Урок 11. «Моральный выбор - это ответственность» Урок дискуссия | 1 | Выбор поведения человека и животного. Свобода выбора. Что такое моральный выбор. Взаимосвязь свободы и ответственности. Гарантии выполнения моральных норм. | Знать факторы, определяющие выбор человека и животного, взаимосвязь свободы и ответственности Уметь сравнивать, обобщать, , рассуждать, участвовать в дискуссии, высказывать и отстаивать свое мнение | Дискуссия | Схема, пакет с дополнительным материалом | §9, учебный проект «Быть или казаться» | |
12 | Урок 12. «Образование» Комбинированный | 1 | Что такое образование. Возрастание значимости образования в информационном обществе. Связь конкурентоспособности страны и образования. Основные элементы образовательной системы РФ. | Знать сущность структуры и роль образования в современном обществе, элементы образовательной системы РФ Уметь определять основные качества человека, отвечающие запросам информационного общества | Решение проблемных заданий | Схемы, таблица | §10, вопросы и задания Эссе «Чем человек просвещеннее, тем он полезнее своему Отечеству» | |
13 | Урок 13. «Наука в современном обществе» Урок характеристика | 1 | Наука как особая система знаний. Отличительные черты науки как системы государственных и общественных организаций, вырабатывающих, хранящих и распространяющих научные знания. Роль науки в современном обществе. | Знать отличительные черты науки, ее возрастающую роль в жизни общества. Уметь объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов сравнивать, обобщать полученную информацию | Актуализация темы | Презентация к уроку | §11, вопросы и задания с.93-94 | |
14 | Урок 14 . «Религия как одна из форм культуры» Урок исследование | 1 | Что такое религия. Характерные черты религиозной веры. Роль религии в жизни общества. Основные виды религиозных организаций. Сущность принципа свободы совести. | Знать сущность религиозных представлений о мире и обществе, характерные черты религиозной веры. Уметь работать с текстом учебника, схемой, сравнивать, обобщать. | Устный опрос, проверка заданий | Схема «Религиозные организации и объединения» | § 12, вопросы и задания, подготовка к тестированию | |
15 | Урок 15. Повторение и систематизация знаний по теме «Сфера духовной культуры» Практикум | 1 | Сфера духовной жизни. Мораль. Долг и совесть. Моральный выбор – это ответственность. Образование. Наука в современном обществе. Религия как одна из форм культуры | Знать сущность основных сфер жизни и деятельности людей. Уметь сравнивать, обобщать, работать с текстом учебника, работать в малых группах. | Тестирование | Пакет с дидактическим материалом | Повторить выводы к главе | |
Глава 3.Социальная сфера (5 часов) |
16 | Урок 16. «Социальная структура общества» Урок характеристика | 1 | Социальная структура как общества. Социальная мобильность: горизонтальная и вертикальная. Многообразие социальных групп. Определение и значение социальной группы, ее влияние на поведение человека. Социальные конфликты и пути их разрешения. | Знать социальную структуру, социальные группы и причины социальных конфликтов. Уметь объяснять по каким признакам выделяются различные страты, в чём выражается социальное неравенство | Актуализация знаний | Схема «Социальная мобильность» | § 13, вопросы и задания к § | |
17 | Урок 17. «Социальные статусы и роли» Урок исследования | 1 | Социальная позиция человека в обществе. Социальный статус: приписанный, достигаемый, прирожденный и приписываемый. Социальная роль. Санкции. Гендерные роли. | Знать сущность социального статуса человека, основные социальные роли. Уметь объяснить особенности статусной позиции молодых, как закрепляется гендер. | Письменный опрос | Схема «Социальный статус», таблица | § 14, задания с.121-122 | |
18 | Урок 18. «Нации и межнациональные отношения» Урок исследование | 1 | Нация. Соотношение понятий «нация» и «этнос». Национальные традиции. Причины межнациональных конфликтов и их последствия. Способы предотвращения межнациональных конфликтов. | Знать сущность межнациональных отношений, их сложности Уметь, приводить примеры больших и малых социальных групп, находить в учебной литературе оценочные суждения о национальных проблемах. | Устный опрос | Документы | §15, практикум | |
19 | Урок 19. «Отклоняющееся поведение» Урок исследование | 1 | Разновидности отклоняющегося поведения. Основные причины распространения алкоголизма и наркомании. Влияние негативного отклоняющегося поведения на личность. | Знать сущность и причины отклоняющегося поведения, факторы влияния. Уметь использовать приобретенные знания для полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей | Устный опрос | Документы | § 16, практикум | |
20 | Урок 20. Повторение и систематизация знаний по теме «Социальная сфера» Практикум | 1 | Социальная структура общества. Социальные статусы и роли. Нации и межнациональные отношения. Отклоняющееся поведение. | Знать основы социальной жизни общества. Уметь объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов; решать тесты, | Тестирование | Пакет с дидактическим материалом | Повторить выводы к главе | |
Глава 4. Экономика (13 часов) |
21 | Урок 21. « Экономика и её роль в жизни общества» Урок лекция | 1 | Потребности и ресурсы. Проблема ограниченности ресурсов. Свободные и экономические блага. Экономический выбор. Альтернативная стоимость | Знать главные вопросы экономики, сущность экономики как науки. Уметь работать с текстом учебника, схемой, задавать и отвечать на вопросы | Актуализация темы | Схемы «Жизненные блага» | § 17, вопросы и задания к § | |
22 | Урок 22. « Главные вопросы экономики». Урок дискуссия | 1 | Главные вопросы экономики: что производить, как производить, для кого производить. Экономическая система и ее функции. Типы экономических систем .Смешанная экономика. | Знать сущность экономической эффективности общества, типы экономических систем Уметь сравнивать, обобщать, прогнозировать, рассуждать. | Устный опрос, | Схемы «Главные вопросы экономики», «Экономические системы» | § 18, вопросы и задания с.159-160 | |
23 | Урок 23. «Собственность» Урок исследование | 1 | Имущественные отношения. Сущность понятия собственности как экономической и юридической категории. Формы собственности: частная, коллективная, общественная, муниципальная, государственная. Защита права собственности. | Знать сущность имущественных отношений в обществе, типы формы собственности, способы защиты права собственности Уметь использовать приобретенные знания для общей ориентации в экономических ситуациях | Письменный опрос | Схема «Виды собственности» | § 19., вопросы и задания Эссе «Гражданин без собственности не имеет отечества». | |
24 | Урок 24. « Рыночная экономика» Урок деловая игра | 1 | Рынок и условия его функционирования. Спрос и предложение на рынке. Рыночное равновесие. Механизм установления рыночной цены. Принцип «невидимой руки» рынка. Основные функции цен | Знать, что такое рынок, условия успешного функционирования рыночной экономики. Уметь работать с текстом учебника, работать в малых группах, составлять таблицу, проводить сравнительный анализ | Тестовый опрос и проверка эссе | Схема «Рынок и условие его функционирования | §20, вопросы и задания с.174-175 | |
25 | Урок 25. «Производство-основа экономики» Урок - деловая игра | 1 | Роль производства в экономике. Главный источник экономических благ. Товары и услуги. Факторы производства. Распределение труда и специализация. | Знать основы производства, источники экономических благ Уметь решать познавательные и практические задачи на изученный материал. | Устный опрос | Таблица, презентация | §21, проект «Мой бизнес» | |
26 | Урок 26. «Предпринимательская деятельность» Урок исследование | 1 | Экономическое содержание и функции предпринимательства. Механизм получения прибыли в бизнесе. Экономический статус предпринимателя. Менеджер, предприниматель и наемные рабочие. Экономическая сущность малого бизнеса, его роль в экономике. | Знать основы и сущность предпринимательской деятельности. Уметь приводить примеры предпринимательской деятельности; характеризовать предпринимательскую этику; использовать приобретенные знания для общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах | Устный опрос | Схемы «Фирмы» | §22, Эссе по выбору | |
27 | Урок 27. «Роль государства в экономике» Урок лекция | 1 | Экономическая роль государства. Поддержание государственных институтов. Налоги как источник доходов федерального правительства. Виды налогов Бюджет как финансовый документ. Составление бюджета. Долг и кредит. Основные статьи государственных расходов. Внешний и внутренний долг. | Знать роль государства в экономике страны, способы влияния на экономику. Уметь называть способы воздействия государства на экономику; сравнивать государственное и рыночное регулирование экономики. | Посменный опрос и проверка эссе | Схемы: «Виды налогов», «Госбюджет» | §23, вопросы и задания к § | |
28 | Урок 28. «Распределение доходов» Урок деловая игра | 1 | Доходы граждан и прожиточный минимум. Проблема неравенства доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения. | Знать основные принципы распределения доходов в обществе, экономические меры социальной поддержки Уметь давать оценку источникам дохода граждан, знать основные понятия темы | Тестовый контроль | Таблица «Доходы граждан» | §24, планирование модели бюджета своей будущей семьи | |
29 | Урок 29. «Потребление» Урок исследование | 1 | Факторы влияния на объем и структуру потребительских расходов. Структура расходов потребителей и степень благосостояния граждан той или иной страны. Виды страховых услуг. Защита прав потребителей | Знать структуру расходов потребителей и факторы влияния на неё. Уметь решать познавательные и практические задачи | Проверка модели семейного бюджета | Документы к параграфу | §25, вопросы и задания с.214-215 | |
30 | Урок 30. «Инфляция и семейная экономика» Урок исследование | 1 | Влияние инфляции на доходы населения. Реальный и номинальный доходы. Формы сбережения граждан. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Семейные сбережения. | Знать сущность инфляции, её влияние на жизнь общества. Уметь объяснять взаимосвязи изученных экономических объектов анализировать, обобщать, работать со схемой | Устный опрос | Схема «Формы сбережения граждан» | § 26, практические задания к параграфу | |
31 | Урок 31. «Безработица, её причины и последствия» Урок проблема с элементами дискуссии | 1 | Безработица - спутник рыночной экономики. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости. | Знать виды, причины и последствия безработицы Уметь сравнивать, обобщать, прогнозировать, рассуждать. работать с текстом учебника, схемой, задавать и отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии | Дискуссия | Презентация к уроку | § 27, проблемные задания | |
32 | Урок 32. «Мировое хозяйство и международная торговля» Урок лекция | 1 | Мировое хозяйство. Внешняя торговля. Внешнеторговая политика. Обменные курсы валют. Условия влияния на обменный курс валюты. | Знать основы мирового хозяйства и международной торговли Уметь объяснить в чём особенности политики протекционизма и свободной торговли | Актуализация темы | Презентация к уроку | § 28, сообщения | |
33 | Урок 33. Повторение и систематизация знаний по теме «Экономика» Практикум | 1 | Становление рыночного общества в России | Знать основы экономической деятельности человека Уметь решать познавательные и практические задачи на изученный материал | Тестирование | Пакет с тестами | Повторить выводы к главе | |
34 | Урок 34. «Итоговое обобщение» | 1 | Личность и общество. Сфера духовной культуры. Экономика. Социальная сфера. | Знать основные теоретические и практические знания по курсу Уметь работать с текстом учебника, работать в малых группах, составлять таблицу, проводить сравнительный анализ | Круглый стол | Пакет с дополнительным материалом | | |