М.И. Макаров _____________
№ урока | Содержание раздела | Материал учебника, учебного пособия | Примечание (термины, формы внеурочной деятельности и другое) | Виды учебной деятельности обучающихся | Дата проведения (по факту) |
1 группа | 2 группа |
Раздел I. Человек и общество Общее количество часов: 6 часов Планируемый период: 01.09.2018 – 21.09.2018 |
1 | ОГЭ как форма итоговой аттестации. Знакомство с бланками | Презентация. Записи в тетради | Структура КИМ, кодификатор, спецификация. Правила заполнения бланков ОГЭ. Информационные ресурсы ОГЭ | Знать основные характеристики экзаменационной работы по обществознанию в форме ОГЭ; требования к уровню подготовки выпускников основной школы, определенные в государственном образовательном стандарте по обществознанию | | |
2 | Общество как форма жизнедеятельности людей | Презентация. Записи в тетради | Общество. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь | Характеризовать общество как сложную динамическую систему, взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества, важнейшие институты общества, многообразие путей и форм общественного развития, проблемы общественного развития, целостность современного мира, его противоречия. Понимать сущность человека как продукта биологической, социальной и культурной эволюции, деятельность, творчество и бытие человека, личность, ее социализацию и воспитание, внутренний мир человека; что значит быть личностью. Называть этапы социализации индивида. Характеризовать глобальные проблемы человечества. Жизненные ценности и ориентиры. | | |
3 | Личность. ОБЖ, ПДД | Презентация. Записи в тетради | Биологическое и социальное в человеке. Деятельность человека и её основные формы (труд, игра, учение). Человек и его ближайшее окружение; межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты, их конструктивное решение | | |
4 | Типы обществ | Презентация. Записи в тетради | Традиционное, индустриальное, постиндустриальное. Глобальные проблемы человечества | Давать характеристику типам общества; приводить примеры типов общества. Знать суть эволюционного развития общества, закономерности общественных изменений, противоречия и перспективы в развитии человечества. Уметь описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки. | | |
5 | Практикум по теме «Человек и общество» | Дополнительный материал из интернета | Задания на обращение у социальным реалиям. Задания на анализ двух суждений | Решать задачи разного уровня сложности по теме 1 | | |
6 | Диагностика по теме «Человек и общество» | Раздаточный материал | Задания из сборников части А, В, С | Решать задачи разного уровня сложности по теме 1 | | |
Раздел II. Сфера духовной культуры Общее количество часов: 5 часов Планируемый период: 24.09.2018 – 12.10.2018 |
7 | Сфера духовной культуры. ОДНКНР | Презентация. Записи в тетради | Наука в жизни современного общества | Объяснять роль науки в жизни современного общества. Знать отличительные черты науки, ее возрастающую роль в жизни общества. Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов | | |
8 | Образование. Религия. Свобода совести. ОДНКНР | Презентация. Записи в тетради | Ступени образования. Религиозные течения. Свобода совести | Знать сущность структуры и роль образования в современном обществе, элементы образовательной системы РФ. Характеризовать значимость образования в условиях информационного общества, возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации. Знать сущность религиозных представлений о мире и обществе, характерные черты религиозной веры. Перечислять основные религии, религиозные организации и объединения, характеризовать их роль в жизни современного общества | | |
9 | Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность. ОДНКНР. КР | Презентация. Записи в тетради | Долг и совесть. Моральный выбор – это ответственность | Раскрывать смысл понятий мораль, гуманизм, патриотизм, гражданственность. Знать факторы, определяющие выбор человека и животного, взаимосвязь свободы и ответственности. Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов | | |
10 | Практикум по теме «Сфера духовной культуры» | Раздаточной материал | Задания на анализ двух суждений, на обращение у социальным реалиям. | Решать задачи разного уровня сложности по теме 2 | | |
11 | Диагностика по теме «Сфера духовной культуры» | Раздаточной материал | Задания из сборников части А, В, С | Решать задачи разного уровня сложности по теме 2 | | |
Раздел III. Экономика Общее количество часов: 14 часов Планируемый период: 08.10.2018 – 30.11 |
12 | Экономика, её роль в жизни общества | Презентация. Записи в тетради | Свободные и экономические блага. Экономический выбор. Альтернативная стоимость | Знать главные вопросы экономики: что производить, как производить, для кого производить. Экономическая система и ее функции. Знать сущность экономической эффективности общества | | |
13 | Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов | Презентация. Записи в тетради | Свободные, экономические блага. Факторы производства | Характеризовать виды потребностей и ресурсы. Понимать проблемы ограниченности ресурсов. Характеризовать основные факторы производства (труд, земля, капитал, информация) | | |
14 | Экономические системы и собственность | Презентация. Записи в тетради | Традиционная, командная, рыночная, смешанная экономика. Формы собственности: частная, коллективная, общественная, муниципальная, государственная | Характеризовать типы экономических систем; сравнивать, приводить примеры. Знать сущность имущественных отношений в обществе, типы формы собственности, способы защиты права собственности. Понимать сущность понятия собственности как экономической и юридической категории | | |
15 | Производство, производительность труда | Презентация. Записи в тетради | Товары и услуги. Факторы производства. Распределение труда и специализация. Квалификация | Знать основы производства, источники экономических благ. Характеризовать роль производства в экономике. Главный источник экономических благ. Называть причины мирового разделения труда и специализации. Характеризовать разделение труда и специализацию | | |
16 | Обмен, торговля | Презентация. Записи в тетради | Натуральный обмен, товарно-денежные отношения | Знать, что такое рынок, условия успешного функционирования рыночной экономики. Объяснять взаимосвязи изученных экономических объектов. Понимать условия функционирования рынка | | |
17 | Рынок и рыночный механизм | Презентация. Записи в тетради | Спрос и предложение на рынке. Рыночное равновесие. Механизм установления рыночной цены. Принцип «невидимой руки» рынка. Основные функции цен | | |
18 | Предпринимательство. ОФГ | Презентация. Записи в тетради | Малое предпринимательство и фермерское хозяйство | Знать основы и сущность предпринимательской деятельности. Характеризовать экономическое содержание и функции предпринимательства, механизм получения прибыли в бизнесе, экономический статус предпринимателя. Знать: менеджер, предприниматель и наемные рабочие. Давать характеристику экономической сущности малого бизнеса, его роли в экономике. Защита права собственности. Имущественные отношения | | |
19 | Деньги. ОФГ | Презентация. Записи в тетради | Функции денег | Характеризовать основные функции денег, виды денег. Знать основные статьи бюджета | | |
20 | Заработная плата и стимулирование труда. ОФГ | Презентация. Записи в тетради | Виды зарплаты. Производительность труда | Понимание мотивации к труду работника. Определение рентабельности предприятия через понимание понятий: выручка, затраты, прибыль. | | |
21 | Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки | Презентация. Записи в тетради | Прожиточный минимум, МРОТ | Знать основные принципы распределения доходов в обществе, экономические меры социальной поддержки населения. Характеризовать проблемы неравенства доходов, перераспределения доходов. Приводить примеры Экономических мер социальной поддержки населения | | |
22 | Налоги, уплачиваемые гражданами. ОФГ | Презентация. Записи в тетради | Виды налогов (федеральные, региональные, местные, прямые, косвенные). | Характеризовать налоги как источник доходов федерального правительства. Называть виды налогов. Бюджет как финансовый документ. Составление бюджета. Долг и кредит. Основные статьи государственных расходов. Внешний и внутренний долг. Проблема дефицита государственного бюджета и ее решение | | |
23 | Экономические цели и функции государства | Презентация. Записи в тетради | Поддержание государственных институтов | Знать роль государства в экономике страны, способы влияния на экономику | | |
24 | Практикум по теме «Экономическая сфера жизни общества» | Раздаточной материал | Задание на обращение к социальным реалиям; задание на анализ двух суждений | Решать задачи разного уровня сложности по теме 3 | | |
25 | Диагностика по теме «Экономика» | Раздаточной материал | Задания из сборников части А, В, С | Решать задачи разного уровня сложности по теме 3 | | |
Раздел IV. Социальная сфера Общее количество часов: 9 часов Планируемый период: 26.11.2018 – 18.01.2019 |
26 | Социальная структура общества | Презентация. Записи в тетради | Социальная мобильность: горизонтальная и вертикальная. Социальный статус: приписанный, достигаемый, прирожденный и приписываемый. Социальная роль. Санкции. Гендерные роли | Знать социальную структуру, социальные группы и причины социальных конфликтов. Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов. Знать определение и значение социальной группы, ее влияние на поведение человека. Знать сущность социального статуса человека, особенности социального статуса подростков, основные социальные роли. Характеризовать социальную структуру общества. Давать характеристику многообразию социальных групп | | |
27 | Семья как малая группа. Отношения между поколениями. ОДНКНР | Презентация. Записи в тетради | Виды семей. Нуклеарная семья. Функции семьи | Называть функции семьи: репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-эконмическая, духовно-эмоциональная, досуговая. Знать основные стили семейных взаимоотношений | | |
28 | Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте | Презентация. Записи в тетради | «Кризис идентичности», ролевой конфликт. Санкция | Характеризовать особенности, влияющие на изменение социальных ролей подростка. Называть стадии подросткового кризиса. перечислять основные причины ролевого конфликта в подростковом возрасте | | |
29 | Социальные ценности и нормы. ОДНКНР | Презентация. | Нормы морали и права. «Золотое правило нравственности». Дозволение, предписание, запрет. Обычаи, традиции, ритуалы | Называть основные функции социальных ценностей, виды социальных норм. Знать отличия норм морали от норм права. определять признаки социальных норм | | |
30 | Отклоняющееся поведение. ПДД. ОБЖ | Презентация. Записи в тетради | Девиантное поведение | Знать сущность и причины отклоняющегося поведения, факторы, влияющие на поведение человека. Использовать приобретенные знания для полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей. Понимать опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни | | |
31 | Социальный конфликт и пути его решения | Презентация. Записи в тетради | Компромисс, переговоры, посредничество, арбитраж, применение силы | Называть социальные конфликты и пути их разрешения. Знать стадии, причины, повод, виды и характер конфликтов. Объяснять позитивные и негативные роли социальных конфликтов | | |
32 | Межнациональные отношения. ОДНКНР | Презентация. Записи в тетради | Соотношение понятий «нация» и «этнос» | Объяснять причины межнациональных конфликтов и их последствия. Способы предотвращения межнациональных конфликтов. Знать сущность межнациональных отношений, их сложности. | | |
33 | Практикум по теме «Социальная сфера» | Раздаточной материал | Задание на обращение к социальным реалиям; задание на анализ двух суждений | Решать задачи разного уровня сложности по теме 4 | | |
34 | Диагностика по теме «Социальная сфера» | Раздаточной материал | Задания из сборников части А, В, С | Решать задачи разного уровня сложности по теме 4 | | |
Раздел V. Сфера политики и социального управления Общее количество часов: 12 часов Планируемый период: 21.01.2019 – 01.03.2019 |
35 | Власть. Роль политики в жизни общества | Презентация. Записи в тетради | Политика, политическая власть, СМИ | Характеризовать власть и политику как социальные явления. Уметь называть главные особенности политической власти; осуществлять поиск социальной информации в различных источниках | | |
36 | Понятие и признаки государства | Презентация. Записи в тетради | Государство, суверенитет, функции государства | Уметь называть разные причины появления государства, раскрывать смысл понятия «гражданства». Раскрывать признаки суверенитета. Различать формы правления и государственного устройства | | |
37 | Разделение властей | Презентация. Записи в тетради | Ш. Монтескье, А. Смит, Д. Локк | Характеризовать разделение властей: законодательная, исполнительная, судебная | | |
38 | Формы государства | Презентация. Записи в тетради | Монархия, республика, унитарное, федеративное государство, гражданство | Раскрывать признаки суверенитета. Различать формы правления и государственного устройства | | |
39 | Политический режим. Демократия | Презентация. Записи в тетради | Тоталитаризм, авторитаризм, демократия, референдум | Сопоставлять различные типы политических режимов. Называть и раскрывать основные принципы демократического устройства | | |
40 | Местное самоуправление. КР | Презентация. Записи в тетради | Глава города, земства, мэр, глава поселения | Характеризовать местное самоуправление, его функции, принципы. Знать полномочия органов МСУ. Сравнивать местную власть и МСУ | | |
41 | Участие граждан в политической жизни | Презентация. Записи в тетради | Всеобщее избирательное право, референдум, политический экстремизм | Анализировать влияние политических отношений на судьбы людей. Проиллюстрировать основные идеи темы примерами из истории, современных событий, личного социального опыта. Описывать различные формы участия гражданина в политической жизни. Обосновывать ценность и значимость гражданской активности. Приводить примеры гражданственности | | |
42 | Выборы, референдум. КР | Презентация. Записи в тетради | Стадии выборов. Альтернативность кандидатов. Механизм прямой демократии. Плебисцит. Бюллетень | Характеризовать стадии выборов в России: подготовительная, выдвижение кандидатов, предвыборная агитация, голосование и подведение итогов выборов. Знать принципы демократических выборов: альтернативность кандидатов, тайное голосование, объективность информации, всеобщность, равенство голосов всех граждан. Знать основные вопросы, выносимые на общенациональный референдум | | |
43 | Политические партии и движения | Презентация. Записи в тетради | Политическая партия, общественно-политические движения. Политический плюрализм | Называть признаки политической партии и их роль в общественной жизни; показать их на примере одной из партий РФ. Характеризовать проявления многопартийности | | |
44 | Гражданское общество и правовое государство | Презентация. Записи в тетради | Гражданское общество, верховенство права, незыблемость прав и свобод | Раскрывать сущность гражданского общества. Раскрывать принципы правового государства. Понимать связь правового государства и гражданского общества | | |
45 | Практикум по теме «Сфера политики и социального управления» | Раздаточной материал | Задания на обращение к социальным реалиям; задания на анализ двух суждений | Решать задачи разного уровня сложности по теме 5 | | |
46 | Диагностика по теме «Сфера политики и социального управления» | Раздаточной материал | Задания из сборников части А, В, С | | | |
Раздел VI. Право Общее количество часов: 19 часов Планируемый период: 04.03.2019 – 24.05.2019 |
47 | Право, его роль в жизни общества и государства | Презентация. Записи в тетради | Естественное право, норма права, нормативные акты, закон, отрасль права, институт права | Объяснять, почему закон является нормативным актом высшей юридической силы. Сопоставлять позитивное и естественное право. Характеризовать основные элементы системы российского законодательства | | |
48 | Норма права. Нормативный правовой акт | Презентация. Записи в тетради | Закон, подзаконный акт. Указы Президента РФ. Постановления Правительства РФ. приказы, инструкции. Локальные нормативные правовые акты | Характеризовать состав нормы права: гипотеза (предположение), диспозиция (распоряжение), санкция (взыскание). Называть формы норм права, которые регулируют общественные отношения и поведения людей (дозволение, предписание, запрет). Характеризовать отличительные особенности норм права. Называть основные признаки норматино-правовго акта | | |
49 | Понятие правоотношений | Презентация. Презентация. Записи в тетради | Субъект, объект права, правоспособность, дееспособность, субъективные юридические права, юридические обязанности, физические и юридические лица | Раскрывать смысл понятия «правоотношение», показывать на примерах отличия правоотношений от других видов социальных отношений. Раскрывать смысл понятий «субъективные юридические права» и «юридические обязанности участников правоотношений». Объяснить причину субъективности прав и юридического закрепления обязанностей участников правоотношений. Раскрывать смысл понятий «дееспособность» и «правоспособность» и особенности возникновения у физических и юридических лиц. Объяснять причины этих различий | | |
50 | Признаки и виды правонарушений. ОБЖ. ПДД | Презентация. Записи в тетради | Правонарушение, противоправность, действие, бездействие, деяние, вина, юридическая ответственность, презумпция невиновности | Различать правонарушение и правомерное поведение. Называть основные виды и признаки правонарушений. Характеризовать юридическую ответственность в качестве критерия правомерного поведения. Объяснять смысл презумпции невиновности. Характеризовать понятие и виды юридической ответственности | | |
51 | Конституция Российской Федерации | Презентация. Записи в тетради | Конституционный строй, федерация, самоопределение, сепаратизм, социальное государство, светское государство. Основы конституционного строя Российской Федерации | Характеризовать Конституцию РФ как закон высшей юридической силы. Приводить конкретные примеры с опорой на текст Конституции РФ, подтверждающие ее высшую юридическую силу. Называть главные задачи Конституции. Объяснять, какие принципы правового государства отражены в статьях 2, 10, 15, 17, 18 Конституции РФ. Характеризовать принципы федерального устройства РФ. Проводить различия между статусом человека и статусом гражданина | | |
52 | Федеративное устройство России | Презентация. Записи в тетради | Субъект РФ. Национальные и территориальные образования | Знать правовое положение субъектов РФ, их статус. Называть федерльные округа и принципы федерализма в РФ | | |
53 | Органы государственной власти Российской Федерации | Презентация. Записи в тетради | Парламент, правительство. Государственная Дума, Совет Федерации, Федеральное собрание, арбитражный суд | Характеризовать принцип разделения властей в РФ. Знать особенности формирования палат Федерального собрания (нижней и верхней), предмет их ведения; полномочия Правительства РФ (содержание и средства осуществления); принципы осуществления судебной власти; институт президентства в РФ (сфера деятельности, основные полномочия, основные функции) | | |
54 | Правоохранительные органы | Презентация. Записи в тетради | Народные заседатели, суд, присяжные, прокуратура, адвокатура, нотариат. Судебная система | Называть основные правоохранительные органы РФ. Различать сферы деятельности правоохранительных органов и судебной системы. Приводить примеры деятельности правоохранительных органов. Характеризовать взаимоотношения органов государственной власти и граждан | | |
55 | Понятие прав, свобод и обязанностей | Презентация. Записи в тетради | Группы прав по Конституции РФ. Гарантии-условия прав человека и гражданина | Назвать права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации, их гарантии. Знать конституционные обязанности гражданина. Называть признаки прав человека, виды свобод человека (экономическая, политическая, духовная). Характеризовать систему прав человека и гражданина по конституции РФ (гражданские, политические, экономические, социальные, культурные. | | |
56 | Права ребенка и их защита | Презентация. Записи в тетради | Конвенция о правах ребёнка. Несовершеннолетний | Объяснять особенности правового статуса Несовершеннолетних. Характеризовать основные принципы Декларации прав ребёнка, перечень прав, закреплённых в Конвенции о правах ребёнка. Знать юридическую ответственность несовершеннолетнего | | |
57 | Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина | Презентация. Записи в тетради | Самозащита, несудебная защита. ООН, ОБСЕ, Красный крест. Амнистия | Охарактеризовать законодательную основу защиты прав и свобод человека и гражданина (Конституция РФ, ст.45,46). Знать способы защиты: самозащита, несудебная защита, судебная защита, получение квалифицированной юридической помощи, обращение в международные организации по защите прав и свобод человека | | |
58 | Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов | Презентация. Записи в тетради | Международное гуманитарное право, военные преступления | Объяснять сущность гуманитарного права. Характеризовать основные нормы, направленные на защиту раненых, военнопленных, мирного населения. Указывать методы и средства ведения войны, которые запрещены. Оценивать необходимость и значение международно-правовой защиты жертв войны. Объяснять значение международного гуманитарного права. Раскрывать смысл понятия «военное преступление» | | |
59 | Гражданские правоотношения. Права собственности. Права потребителей | Презентация. Записи в тетради | Субъекты гражданского права, договор, сделка, дееспособность, потребитель, моральный вред, безопасность товар, сертификат | Характеризовать особенности гражданских правовых отношений. Называть виды и приводить примеры гражданских договоров. Раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних. Находить и извлекать информацию о правах потребителя, предусмотренных законом РФ. Раскрывать на примерах меры защиты прав потребителей | | |
60 | Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей | Презентация. Записи в тетради | Брак, семейные правоотношения, супруги, родители, алименты. Условия заключения брака | Объяснять условия заключения и расторжения брака. Приводить примеры прав и обязанностей супругов, родителей и детей. Находить информацию о семейных правоотношениях и извлекать ее из адаптированных источников различного типа | | |
61 | Право на труд и трудовые правоотношения | Презентация. Записи в тетради | Трудовой договор, дисциплина труда, льготы. Трудоустройство несовершеннолетних | Называть основные юридические гарантии права на свободный труд. Характеризовать особенности трудовых правоотношений. Объяснять роль трудового договора в отношениях между работниками и работодателями. Раскрывать особенности положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях | | |
62 | Административные правоотношения, правонарушения и наказания | Презентация. Записи в тетради | Административные наказания, проступки | Определять сферу общественных отношений, регулируемых административным правом. Характеризовать субъектов административных правоотношений. Указывать основные признаки административного правонарушения. Характеризовать значение административных наказаний | | |
63 | Основные понятия и институты уголовного права | Презентация. Записи в тетради | Уголовно-правовые отношения, деяние, преступление, общественная опасность, противоправность, виновность, наказуемость, необходимая оборона | Характеризовать особенности уголовного права и уголовно-правовых отношений. Указывать объекты уголовно-правовых отношений. Перечислять важнейшие признаки преступления. Отличать необходимую оборону от самосуда. Характеризовать уголовную ответственность несовершеннолетних | | |
64 | Практикум по теме «Право» | Раздаточной материал | Задание на обращение к социальным реалиям; задание на анализ двух суждений; задание на сравнение; задание на установление соответствия | Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. Решать задачи разного уровня сложности по теме 6 | | |
65 | Диагностика по теме «Право» | Раздаточной материал | Задания из сборников части А, В, С | | | |
Раздел VII. Итоговое повторение Общее количество часов: 3 часа Планируемый период: 13.05.2019 – 25.05.2019 |
66 | Решение задач | Раздаточной материал | Тестовые задания | Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. Диагностика и контроль изученного материала | | |
67 | Решение задач | Тестовые задания | | |
68 | Решение задач | Тестовые задания | | |