Календарно-тематическое планирование составлено на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию в соответствии федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта основного общего образования по обществознанию, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004г, и соответствует Федеральному базисному учебному плану, утвержденному приказом Минобразования России № 1312 от 09.03.2004г, в соответствии с образовательным планом школы и расписанием уроков.
Обществознание как учебный предмет входит в образовательную область «Обществознание». В учебном плане школы на изучение предмета «Обществознание » выделено 68 часов (2 часа в неделю).
Срок реализации данной программы - 1 год.
.
Содержание среднего (полного) обществоведческого образования на профильном уровне представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. В данном курсе представлены основы важнейших социальных наук: философии, социологии, политологии, социальной психологии. Программа учитывает, что в профильных классах как самостоятельные курсы изучаются экономика и право. Успешное освоение содержания обществознания требует межпредметного взаимодействия с этими курсами. Помимо знаний, содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; система гуманистических и демократических ценностей.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.
Планирование предполагает использование на уроках дидактических рубрик профильного учебника. Например: рубрика «Вспомните» ориентирует на внутрипредметные связи. Рубрики «Основные понятия» и «Термины» - на словарную работу и точное раскрытие смысла изучаемого материала. «Проверь себя» - на закрепление изученного и самоконтроль учащихся. Рубрики «Подумайте, обсудите, сделайте» и «Об этом спорят» дают возможность организации практических занятий, дискуссий; а «Поработайте с источником» - проведения лабораторных работ. Выводы, а так же вопросы и задания к главам помогают обобщить пройденное. Рубрика «Готовимся к экзаменам» - осуществить проверку знаний и умений.
50% учебного времени в каждой теме отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности.На уроках планируется использование электронных образовательных ресурсов Интернет и медиатеки по предмету.
Программа подвергалась следующей корректировке: произведено перераспределение часов по следующим темам:
№ п/п | Наименование раздела программы | Кол-во часов | Тип урока | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля. | Домашнее задание | Дата |
Тема 1. Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность 10 часов |
1 | Наука и философия. Естественнонаучные и социально-гуманитарные знания | 1 | Узучение Нов.материала. | Знать особенности различных общественных наук, отличия общественных наук от естественных наук. Уметь классифицировать группы социальногумани-тарных наук | Устный опрос, таблица | § 1, с. 7-9; выполнить задания, с. 15. с. 9-13; выполнить задания, с. 15. | |
2-3 | Человек и общество в ранних мифах. Мифологическое сознание древнего человека | 2 | Комбини-рованный | Знать особенности мифологического сознания людей древности, характеризовать и анализировать древнеиндийскую и древнегреческую философии; какую роль в развитии общества Платон отводил образованию. Уметь осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; участвовать в эвристи-ческой беседе, дискуссии; работать с документами; решать пробле-мные задания, делать выводы; работать в группе. | Проверка творческого задания Устный опрос, сообщения | § 2, с. 17-19; § 2, с. 20-22; Выполнить задания, С. 24. | |
4 | Философия Древней Греции. | 1 | Комбини-рованный | Устный опрос, сообщения | § 2, с. 23-26; | |
5-6 | Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время Просвещение: вера в прогресс Марксисткое учение об обществе. Социально-философская мысль ХХ в. | 2 | Комбини-рованный | Знать, характе-ризовать и анализировать средне-вековые представления о человеке и обществе; проследить изменения во взглядах на общество и человеке в Новое и Новейшее время. Уметь раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия философских наук древности; объяснять причинно-следственные связи изучаемых социальных объектов | Тестовый контроль Устный опрос, таблица | § 3, с. 26-38; сообщения с. 26-38; таблица | |
7-8 | Русская философская мысль. XI – XVIII в Философские искания XIX века Цивилизационный путь России: рк | 2 | Комбини-рованный | Знать и характеризовать общественную мысль России, анализировать философские искания XIX века и русскую философскую мысль XX века. Уметь осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы; участвовать в дискуссии; работать с документами | Устный опрос, таблица | § 4, с. 38-47; сообщения Написать эссе | |
9 | Деятельность в социально-гуманитарной сфере. Общественные потребности и профессиональные требования и конкуренция на рынке труда | 1 | Комбини-рованный | Знать и характеризовать особенности профессион. деятельности в сфере социально-гуманитарного профиля. Уметь осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам: «профессия», «должность», «профессия социально-гуманитарного профиля» | Сообщения, Эссе Устный опрос, творческие задания | Выучить § 5-6, с. 48-66; составить профес-сиограмму | |
10 | Повторение темы « Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность» | 1 | Повторит-обобщ. | Уметь формулировать собственные суждения и аргументы по теме, применить полученные знания при работе с тестами | Тестовый контроль | | |
Тема 2. Общество и человек 12 часов |
11 | Происхождение человека и становление общества. Человечество как результат биологической и социокультурой революции | 1 | Комбини-рованный | Знать и характеризовать теории происхождения человека и становления общества, объяснить осо-бенности человечества как результат биологической и социальной эволюции. Уметь раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия философских наук древности; объяснять причинно-следственные связи изучаемых социальных объектов | Схемы, документы Работа в группах | § 7, с. 70-73; выпол стр 73-76 с. 70-80; задания, с. 78-79. | |
12 | Сущность человека как проблема философии Мышление и деятельность | 1 | Комбини-рованный | Знать и характеризовать сущность человека как проблему философии; анализировать социальную сущность деятельности человека, выяснить роль и значение мышления в жизни человека, соотносить между собой такие понятия, как мышление и язык; Уметь сравнивать философские учения, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями; | Устный опрос. Схемы, документы | § 8 выполнить задания, с. 88. Проверьте себя | |
13 | Общество и общественные отношения. Общество и природа. «Вторая природа» | 1 | Комбини-рованный | Знать и характеризовать общество, социальные взаимодействия и общественные отношения; разбираться отличиях общества от социума. Уметь осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания | Тестовый конт-роль. Схемы, документы | § 9, | |
14 | Общество как развивающаяся система Сферы общественной жизни как подсистемы общества | 1 | Комбини-рованный | Знать и характеризовать системное строение общества, выделять особенности социальной системы, ее подсистемы и элементы, проанализировать процессы изменчивости и стабильности общества. Уметь сравнивать философские учения, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответст-вия между существенными чертами и признаками социальных явлений | Устный опрос, работа в группах | § 10, с. 99- 108; выполнить задание №3, с. 107. письменно | |
15-16 | Типология обществ. Традиционное общество | 2 | Комбини-рованный | Знать и характеризовать типологию обществ с точки зрения социально-философского, историко-типологического и социально-конкретного уровней. Уметь раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия философских наук древности; объяснять причинно-следственные связи изучаемых социальных объектов; участвовать в дискуссии; работать с документами | Тестовый контроль. | Выучить § 11-12, с. 109-126; задания, с. 126. | |
17 | Исторической развитие человечества и поиски социальной макротеории. | 1 | Комбини-рованный | Знать и характеризовать два подхода к изучению истории: цивилизационный и формационный, обсу-дить смысл и направленность общественного развития, исследовать типологию цивилизаций. Уметь работать в группе, выступать публично, формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам | Фронтальный опрос | § 13, задание №3, с. 134. | |
18-19 | Исторический процесс. Типы социальной динамики. | 2 | Комбини-рованный | Знать и характеризовать смысл и направленность исторического процесса, роли его участников, выяснить типы социальной динамики, иссле-довать факторы изменения социума. Уметь устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями; различать факты и мнения, аргументы и выводу; раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия философских наук | Устный опрос конспект | § 14, § 14, задания «Поработайте с источни-ками» | |
20 | Исторический процесс. Прогресс и регресс. Критерии прогресса рк | 1 | Комбини-рованный | Знать и характеризовать особенности общественного прогресса, анализировать его критерии, показать многообразие и неравномерность процессов общественного развития, подчеркнуть противоречевость общественного прогресса. Уметь осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы | Тестовый контроль. конспект, работа в группах | § 15, задания, с. 154. Проверьте себя | |
21 | Свобода в деятельности человека Свобода и ответственность рк | 1 | Комбини-рованный | Знать и характеризовать роль свободы и необходимости в человеческой деятельности, соот-носить понятия: «свобода» и «произвол», «свобода» и «ответственность», обсуждать проблему выбора. Уметь участвовать в дискуссии; работать с документами; работать в группе, выступать публично; формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам | Устный опрос, карточки | § 16, с. 157-163; выполнить задания, с. 163. | |
22 | Повторительно-обобщающий урок «Общество и человек» | 1 | Повторение | Уметь формулировать собственные суждения и аргументы по теме, применить полученные знания при работе с тестами | тестирование | П 7-16 | |
Тема 3. Деятельность как способ существования людей 5 часов |
23 | Деятельность людей и её многообразие. Сущность и структура деятельности. | 1 | Комбини-рованный | Знать и характеризо-вать социальную сущность деятельности человека, потребности и моти-вы; разбираться в типологии деятельности. Уметь раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия философских наук древности; объяснять причинно-следственные связи изучаемых социальных объектов | Устный опрос тестирование | § 17 с. 174-179; | |
24 | Содержание и формы духовной деятельности | 1 | Комбини-рованный | Знать и характеризовать деятельность в сфере духовной культуры, объяснять процесс сохранения, распространение и освоение духовных ценностей. Уметь осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания | Устный опрос карточки Устный опрос, сообщения | § 18, | |
25 | Труд как вид человеческой деятельности Человеческий фактор производства Социальное партнерство | 1 | Комбини-рованный | Знать и харектеризовать сущность и особенности трудовой деятельности людей, познакомиться с социологией труда, объяснять сущность социального партнерства. Уметь осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме; работать в группе, выступать публично | Пись-менный опрос | § 19, задания,с. 201. | |
26 | Политическая деятельность. рк | 1 | Комбини-рованный | Знать и характеризовать политическую деятельность, сопоставлять понятия «власть» и «политика», анализировать типологию властных отношений. Уметь участвовать в дискуссии, работать с документами; работать в группе; формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам | Устный опрос, работа в группах | §20, | |
27 | Повторительно-обобщающий урок «Деятельность как способ существования людей» | 1 | Повторение и обощение | Уметь формулировать собственные суждения и аргументы по теме, применить полученные знания при работе с тестами | Тестовый контроль | Пп 17-20 | |
Тема 4. Сознание и познание 10 часов |
28 | Бытие и познание. Сущность и формы рационального познания | 1 | Изучение нового материала | Знать и характеризовать познавательную деятельность, этапы чувственного познания Уметь сравнивать философские учения, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведчес-кими терминами и понятиями; и различать факты и мнения, аргументы и выводы | Устный опрос, конспект | § 21, задания, с. 224-226. | |
29 | Истина и ее критерии Абсолютная и относительная истина | 1 | Комбини-рованный | Знать и характеризовать основные подходы к пониманию истины и ее критериев, анализировать абсолютную и относительную истину, соотносить истину и заблуждение. Уметь раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия философских наук древности; объяснять причинно-следственные связи изучаемых социальных объектов | Устный опрос | § 22, с. 227-236; задания, с. 234. | |
30 | Многообразие путей познания мира. Миф и познание мира. | 1 | Комбини-рованный | Знать, характеризовать и анализировать виды и уровни человеческих знаний. Уметь устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями; различать факты и мнения, аргументы и выводы | Устный опрос Конспект | § 23 | |
31 | Особенности научного познания Методы научного познания | 1 | Комбини-рованный | Знать и характеризовать сущность и особенности научного познания, познакомиться с основными особенностями методологии научного мышления, методами научного познания. Уметь осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы | Устный опрос Тест, таблица | § 24, с. 248-258; зад-ния с. 256. | |
32-33 | Социальное познание Обыденное и научное социальное знание | 2 | Комбини-рованный | Знать и характеризовать сущность и особенности социального познания, раскрывать проблемы социальных и гуманитарных наук. Уметь устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями; различать факты и мнения | Устный опрос, работа в группах | § 25 | |
34 | Что такое сознание Сущность и особенности общественного познания | 1 | Комбини-рованный | Знать и понимать сущность категорий «сознание» и «знание», характеризовать и анализировать уровни сознание, теоретическое и обыденные. Уметь осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы | Тезисы по теме, уст опрос | § 26, | |
35 | Что такое самопознание Самооценка и самокритичность. | 1 | Комбини-рованный | Знать и харак-ть процесс самопознания, выявить роль самосознания в развитии личности, определить трудности познания человеком самого себя. Уметь работать с документами; работать в группе, выступать публично, участвовать в дискуссии, формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргменты по определенным проблемам | Устный опрос анкетирование | § 27, с. 279-286; | |
36 | Развитие самосознания и формирование личности | 1 | Комбини-рованный | конспект | § 27, с. 279-286; | |
37 | Повторительно-обобщающий урок «Сознание и познание» | 1 | Проверка и оценка зна-ний | Уметь формулировать собственные суждения и аргументы по теме, применить полученные знания при работе с тестами | Тестовый контроль | С. 287-290 | |
Тема 5. Личность. Межличностные отношения. 31 часа |
38 | Кого можно считать личностью Индивид и индивидуальность | 1 | Комбини-рованный | Знать и характеризовать существенные черты индивида, индивидуальности, личности, объяснять структуру личности, показать процессы устойчивости и изменчивости личности. Уметь раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия философских наук; объяснять причинно-следственные связи изучаемых социальных объектов | Схемы, доку-менты тестирование | § 28, | |
39 | Структура личности | 1 | Комбини-рованный | Устный опрос | § 28, | |
40 | Периодизация развития личности | 1 | Комбини-рованный | Знать и характеризовать периоды развития личности, анализировать процесс становления личности. Уметь сравнивать философские учения, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями | Устный опрос | § 29, | |
41 | Возраст и становление внутреннего мира | 1 | Комбини-рованный | Устный опрос, работа в группах | § 29, с. 301-310;задания, с. 308. | |
42 | Социальное поведение рк | 1 | Комбини-рованный | Знать основные виды направленности личности, характеризовать социальное поведение личности, объяснять мотивы поведения личности, выяснить особенности жизненных целей человека, его соци-альные установки. Уметь различать факты и мнения, аргументы и выводы; раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия философских наук | Тестовый контроль | § 30, | |
43 | Структура направленности личности | 1 | Комбини-рованный | Устный опрос, работа в группах | § 30, с. 311-320; зада-ния, с. 318. | |
44 | Жизненные цели и социальная установка личности | 1 | Комбини-рованный | Устный опрос | | |
45 | Общение как обмен информацией. Коммуникация или общение | 1 | Комбини-рованный | Знать и объяснять процесс общения как обмен информацией, сопоставлять процесс общения и процесс коммуникации, характеризовать средства межличностной коммуникации, выявить трудности, возникающие в процессе коммуникации, описать вербальное и невербальное общение. Уметь осуществлять комплексный поиск; работать с докумен-тами; работать в группе, выступать публично, участво-вать в дискуссии, формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам | Устный опрос, работа в группе | § 31 Стр 327-329 § 31 | |
4647 | Средства общения Особенности общения в современном мире | 1 | Комбини-рованный |
Устный опрос, таблица | § 31 с. 327-329 | |
48 | Общение как взаимодействие | 1 | Комбини-рованный | Знать и характеризовать процесс общения как межличностное взаимодействие, описать и проанали-зировать типы взаимодействия, выявить особенности общения в юношеском возрасте. Уметь осуществлять комплексный поиск, сравнивать, анализировать, делать выводы, рацио-нально решать познавательные и проблемные задания | Устный опрос | Выучить § 32 с. 329-334; | |
49 | Стратегия взаимодействия в процессе общения | 1 | Комбини-рованный | работа в группах | § 32 С 334-336 | |
50 | Общение в юношеском возрасте | 1 | Комбини-рованный | Устный опрос | § 32 С 334-336 | |
51 | Общение как понимание | 1 | Комбини-рованный | Знать и характеризовать процесс общения как процессы взаимовосприятия в процесссе общения, описать эффекты и стереотипы межличностного восприятия. Уметь устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществовендческими терминами и понятиями; различать факты и мнения; раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения | Устный опрос, практикум | § 33, | |
52 | Стериотипы и «Эффекты восприятия» | 1 | Комбини-рованный | Устный опрос, конспект | § 33, с. 340-349; выполнить зада-ния, с. 348. | |
53 | Что такое малая группа | 1 | Комбини-рованный | Знать и характеризовать отличительные черты малой группы, описывать и анализировать виды малых групп, выявить осо-бенности межличностных отношений в малых группах. Уметь осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике; применять гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач | Устный опрос | § 34 с. 349-360; | |
54 | Какими бывают малые группы | 1 | Комбини-рованный | карточки | § 34 | |
55 | Межличностные отношения в группах рк | 1 | Комбини-рованный | тестирование | § 34 Проект «Мой класс» | |
56 | Межличностная совместимость | 1 | Комбини-рованный | Знать и характеризовать межличностную совместимость, групповую сплоченность и дружеские отношения, объяснять и анализировать сущность конформного поведения в группе. Уметь харак-ть с научных позиций основные социальные объекты; применять гум-ные знания в процесссе решения познавательных и практ. задач | Устный опрос | § 35, | |
57 | В чем выражается групповая сплоченность | 1 | Комбини-рованный | карточки | § 35, с. 365-367; | |
58 | Что такое комформность? | 1 | Комбини-рованный | Блицопрос, карточки | § 35, с. 367-370 | |
59 | Групповая дифференциация. Положение личности в группе. | 1 | Комбини-рованный | Знать и характеризовать сущность групповой дифференциации, описать стили лидерства, задума-ться над природой и сущностными чертами лидера. Уметь характеризовать с научных позиций основные социальные объекты; применять гуманитарные знания в процесссе решения познава-тельных и практических задач | Тестовый опрос, конспект | § 36, с. 370-380; задания, с. 376. | |
60 | Лидерские роли. Стили лидерства | 1 | Комбини-рованный | Устный опрос | § 36, с. 370-380; | |
61 | Особенности семьи как малой группы. Психология семейных отношений | 1 | Комбини-рованный | Знать и хар-ть семью как малую группу, познакоми-ться с психологией семейных отношений, выяснить и проанализировать проблемы семейного воспитания, описать особенности гендерного поведения. Уметь осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы | Устный опрос карточки | § 37, | |
62 | Воспитание в семье рк | 1 | Комбини-рованный | Устный опрос | § 37, с. 389 | |
63 | Неформальные молодежные группы. Антисоциальная субкультура | 1 | Комбини-рованный | Знать и характеризовать антисоциальные группы, проанализировать явления «дедовщины», задума-ться над опасностью криминальных групп. Уметь осуществлять индивидуальные и групповые и учебные исследования по социальной проблема-тике; характеризовать с научных позиций основные социальные объекты | Фронтальный опрос, творческая работа | § 38 с. 390-400; | |
64 | Криминальные группы | 1 | Комбини-рованный | Устный опрос | § 38 с. 390-400; | |
65 | Структура и динамика межличностного конфликта Поведение личности в конфликте | 1 | Комбини-рованный | Знать и харак-ть сущность и природу конфликта, рассмотреть проблемы межличностного конфликта, определить пути конструктивного разрешения конфликта. Уметь осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы | Устный опрос таблица | § 39, Составить схему Памятка «Поведение в конфликте» | |
66 | Как успешно разрешать конфликты | 1 | Комбини-рованный | конспект | | |
67 | Повторение темы «Личность. Межличностные отношения» | | Повторит-обобщ | Уметь формулировать собственные суждения и аргументы по теме, применить полученные знания при работе с тестами | тестирование | | |
68 | Повторительно-обобщающий урок по курсу «Обществозание 10 класс» | 1 | Повторит | | тест | | |