Формирование ключевых компетенций обучающихся на уроках обществознания, и во внеурочной деятельности по предмету
Формирование ключевых компетенций обучающихся на уроках обществознания, и во внеурочной деятельности по предмету
При решении проблемы формирования единого правового и культурно-исторического пространства на территории РФ, становится актуальным обществоведческое образование, формирование ключевых компетенций обучающихся на уроках обществознания и во внеурочной деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование ключевых компетенций обучающихся на уроках обществознания, и во внеурочной деятельности по предмету»
«Проектирование современного урока обществознания в условиях реализации ФГОС»
ТЕМА ПРОЕКТА
«Формирование ключевых компетенций обучающихся на уроках обществознания, и во внеурочной деятельности по предмету при реализации образовательных стандартов ФГОС второго поколения»
СОДЕРЖАНИЕ
Ведение…………………………………………………………………………… 2
Глава I. Формирование ключевых компетенций обучающихся на уроках
обществознания, и во внеурочной деятельности……………………..5
I.I. Работа по образовательным стандартам ФГОС второго поколения……..6
I.II. Формирование ценностно-смысловой компетенции…………………….12
I.III. Формирование общекультурной компетенции………………………… 13
I.IV. Формирование учебно-познавательной компетенции ………………...13
I.V. Формирование информационной компетенции………………………….15
I.VI. Формирование коммуникативной компетенции………………………..15
I.VII. Формирование социально-трудовой компетенции ……………………15
I.VIII. Формирование компетенции личного самосовершенствования……..15
Заключение……………………………………………………………………….19
Список использованной литературы …………………………………………..21
Введение
В современной школе направления гражданско - патриотического воспитания и образования становится самостоятельным и важным звеном образования. Задачи гражданского образования выдвигаются самой жизнью и признаются актуальными и государством, и обществом.
В настоящее время, практически каждая образовательная организация пытается самостоятельно решить практические задачи по модернизации системы школьного образования, может интегрировать в школьные программы требования ФГОС, новые стандарты, которые предполагают наличие гибких учебных планов, обучение и переквалификацию учителей, постоянное обновление учебно-методического комплекса, обеспечение доступа к новым информационным и коммуникационным технологиям.
Кроме того, в современных условиях каждое образовательное учреждение несет реальную ответственность за качество предоставляемых образовательных услуг, в связи с чем возникает потребность в информации о рейтинге и действительных результатах деятельности, их динамике и выявлении факторов, на них влияющих.
При решении проблемы формирования единого правового и культурно-исторического пространства на территории Российской Федерации, становится актуальным формирование ключевых компетенций учащихся через патриотическую направленность обществоведческого образования, через создание учебных проектов на уроках обществознания и во внеурочной деятельности по предмету.
Актуальность данной темы определила проблему исследования: «Формирование ключевых компетенций через создание учебных проектов на уроках обществознания и во внеурочной деятельности по предмету при реализации образовательных стандартов ФГОС второго поколения».
Цели образования в российской школе законодательно определены Законом РФ "Об образовании", где отмечается, что образование должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её социализации и самореализации, определить выбор будущей профессии.
Результата, при достижении поставленных целей можно достичь, лишь опираясь на высокий профессионализм учителя, знание им особенностей возрастной психологии, сотворчество с детским коллективом при формировании личности ребенка, формировании его самоидентичности.
Гипотеза:
В числе важнейших проблем воспитания серьёзную озабоченность вызывают вопросы духовного, нравственного и патриотического воспитания учащихся, поскольку это затрагивает как судьбы подрастающего поколения, так и судьбу России в целом.
Предмет исследования - учебная и внеучебная деятельность учащихся по учебному предмету «Обществознание».
Цель исследования: определение ступеней и педагогических условий формирования ключевых компетенций обучающихся через создание учебных проектов на уроках обществознания и во внеурочной деятельности по предмету при переходе на образовательные стандарты ФГОС второго поколения в основной общеобразовательной школе для формирования учебно – познавательной компетентности учащихся.
Дидактические цели:
приобретение навыков самостоятельной работы с большим объемом информации: публикации, воспоминания, учебная литература, ресурсы сети Интернет;
выработка умения увидеть проблему и наметить пути её решения;
развитие критериев и условий формирования самостоятельности в познавательной деятельности, аналитического и критического мышления (анализ и синтез);
формирование компетентности в сфере самостоятельной поисковой и проектной деятельности.
Объект исследования: теоретический и практический анализ процесса формирования ключевых компетенций через создание учебных проектов на уроках обществознания и во внеурочной деятельности.
Задачи исследования:
изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме;
выявить совокупность факторов направленных на осуществление целенаправленной и систематической работы по формированию широкого круга компетентностей учащихся – социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной;
обосновать необходимость внедрения в учебный процесс аспектов и направлений формирования патриотической компетенции учащихся, учитывающих индивидуальные и возрастные особенности учащихся;
проанализировать системные аспекты формирования патриотической компетенции учащихся через создание учебных проектов на уроках обществознания и во внеурочной деятельности;
провести анализ эффективности проектной деятельности на уроках обществознания.
изучить роль и место метода проектов в современной модели обществоведческого образования
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
теоретический анализ литературных источников;
сравнительный и структурный анализ;
педагогический эксперимент;
метод диагностирования;
формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих способность к саморазвитию и самосовершенствованию личности;
формирование ключевых компетенций учащихся на уроках обществознания;
статистические и аналитические методы обработки результатов исследования.
Глава I. Формирование ключевых компетенций обучающихся на уроках обществознания и во внеурочной деятельности
1.1.Работа по образовательным стандартам ФГОС второго поколения
Модернизация Российского образования предусматривает использование образовательных стандартов ФГОС второго поколения. Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов.
Новые требования, установленные к результатам учебной деятельности учащихся, вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Учитель сегодня должен уметь конструировать новые педагогические ситуации, новые задания, направленные на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний. Особую роль, в данном контексте, приобретает организация проектной и исследовательской деятельности учащихся в урочное и внеурочное время как факторы успешной социализации и самореализации.
Что касается метапредметных результатов усвоения учебных программ, то они связаны с освоением обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий, регулятивных, познавательных и коммуникативных, в частности со способностью использовать эти понятия и действия в познавательной и социальной практике. Учащийся обладает метапредметными компетенциями в случае, если самостоятелен в планировании и осуществлении учебной деятельности, владеет навыками учебно- исследовательской, проектной и социальной деятельности.
Метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метапредметной деятельности.
Метапредметность рассматривается как принцип интеграции содержания образования, как способ формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности, ориентирует современную школу на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование у них метапредметных умений в ходе поисково-исследовательской деятельности при создании учебных проектов на уроках истории и во внеурочной деятельности.
Одной из важнейших сторон деятельности современного учителя истории и обществознания является сегодня реализация метапредметного подхода, которая требует от него блестящего знания своего предмета, умения свободно ориентироваться в учебном материале, причём не только в материале сегодняшнего урока. Принцип «метапредметности» состоит также в обучении школьников общим приёмам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом.
Реализовать новый стандарт, ориентированный на развитие личности ребенка, невозможно без формирования универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного формирования нового социального опыта. В более узком, собственно психологическом, смысле универсальные учебные действия — это совокупность способов действия учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер, обеспечивают целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка, обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежат в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от ее специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирование психологических особенностей учащегося.
Определимся теперь относительно понятия «метапредметные результаты освоения учебных программ». Строго говоря, вполне правомерно различать наряду с учебными предметами их метакорреляты, т.е., например, математику и метаматематику, химию и метахимию, историю и метаисторию, обществознание и метаобществознание. Но в школе метадисциплины не изучаются. Следовательно, неправомерно требовать от учащихся метапредметных результатов освоения учебных программ.
Целесообразно было бы включить во ФГОС только два вида результатов освоения учебных общеобразовательных программ, а именно: предметные и воспитательные (личностные и коллективистские)
Идеологической основой новых образовательных стандартов является компетентностный подход, который в ходе его реализации, усиливает практическую составляющую современного образовательного процесса. Развитие компетентности - процесс, который не заканчивается однажды по причине ее окончательной сформированности, он не прерывается в течение всей жизни человека.
Компетентностный подход фиксирует и устанавливает подчиненность знаний умениям. Огромную роль в этом процессе играет история как наука и учебный предмет, так как компетентности, формируемые на уроках истории, могут быть перенесены на изучение других предметов с целью создания целостного образовательного пространства знаний обучающихся. Именно на компетентностном, практикоориентированном, деятельностном подходах к преподаванию, основана предметно-педагогическая творческая работа учителя обществознания.
Проблема формирования патриотической компетенции современного школьника предполагает создание основ для становления социальной компетентности российского гражданина, включая такие основополагающие черты личности, как чувство сопричастности к судьбе своей Родины и ответственности за нее, демократизма, общенационального достоинства и патриотизма. Соединение теоретических знаний, практических навыков и умений с формированием активной жизненной позиции, помогает адаптации школьников к жизни в меняющемся обществе.
Понятия – «компетентностный подход» и «ключевые компетентности» получали распространение сравнительно недавно в связи с дискуссиями о проблемах и путях модернизации российского образования. Обращение к этим понятиям связано со стремлением определить необходимые изменения в образовании, в том числе в школьном, обусловленные изменениями, происходящими в обществе.
Компетентностный подход — это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов.
Разработка и реализация профессионального педагогического проекта обусловлены изменением требований к подготовке выпускников школы, и переориентацией технологий обучения, дополнение знаниевого подхода к обучению личностно - деятельностным и компетентностным подходами. Педагогический проект предоставил возможность осмыслить степень сложности выявленных проблем, разработать технологии их решения, создать комплекс современных условий для формирования патриотической компетенции через развитие умений и навыков создания ученических проектов на уроках истории и во внеурочной деятельности по предмету.
Создание условий для формирования у учащихся патриотической компетенции находит свое выражение в:
формировании патриотических и гражданских чувств у обучающихся через изучение героических страниц истории Отечества;
изучении истории страны через историю своей семьи;
применении на уроке и во внеурочной деятельности достижений практической музейной педагогики, изучении истории родного края через уроки истории в школьном музее.
наполнении задач по предмету «Обществознание» патриотическим содержанием;
индивидуализации работы с одаренными детьми – организации исследовательской и творческой деятельности обучающихся через создание ученических проектов.
Компетентностный подход к определению целей школьного образования даёт возможность согласовать ожидания учителей и обучаемых. Определение целей школьного образования с позиций компетентностного подхода означает описание возможностей, которые могут приобрести школьники в результате образовательной деятельности.
Учитель должен подготовить учащихся к необходимости овладения большим объемом исторической информации, знать досконально понятийный аппарат, уметь критически анализировать исторические документы, выстроить историческую вертикаль, сформулировать свое суждение о важнейших исторических событиях, знать историографию вопроса.
В содержание обучения включаются только те знания, которые необходимы для формирования умений. Все остальные знания рассматриваются как справочные, они и хранятся в энциклопедиях, Интернет -сайтах и т. д. В то же время учащийся должен, при необходимости, уметь быстро и безошибочно воспользоваться этими источниками информации для разрешения тех или иных проблем. Необходимо помнить, что уровни интеграции содержания учебного материала могут быть разные.
Прежде всего, следует найти ответ на вопрос: что дает введение компетентностного подхода в российскую систему образования, в чем состоят «плюсы» и «минусы» его внедрения? Несомненным плюсом является то, что внедрение компетентностного подхода в отечественную систему образования позволит в значительной мере реализовать личностно- ориентированный, деятельностный и практико-ориентированный подходы в образовательном процессе, поскольку выделение компетенций в содержании учебных предметов определяет ориентиры в отборе тех знаний и умений, которые наиболее значимы для формирования ценностных ориентации, будут востребованы в жизни самого ученика. В этом случае внедрение компетентностного подхода можно рассматривать и как важный инструмент разгрузки содержания, отбора соответствующих знаний и умений.
Понятие «ключевые компетенции» нашли отражение в статьях Иванова Д.А., Хуторского А. В. и др. Таким образом, ключевые компетенции – это определённые обществом, самой личностью способности, умения, которые помогают человеку в любой ситуации достичь положительных результатов как в личной, так и в профессиональной сферах жизни. Хуторской А. В. в своих исследованиях выделил следующие группы ключевых компетенций отечественного образования:
Ценностно-смысловая компетенция.
Общекультурная компетенция.
Учебно-познавательная компетенция.
Информационная компетенция.
Коммуникативная компетенция.
Социально-трудовая компетенция.
Компетенция личностного самоусовершенствования.
Ключевые компетенции формируются лишь в опыте собственной деятельности, поэтому образовательная среда должна выстраиваться таким образом, чтобы ребенок оказывался в ситуациях, способствующих их становлению.
1.2. Формирование ценностно-смысловой компетенции
При проведении урока учитель стремится к тому, чтобы ученик четко для себя представлял, что и как он изучает сегодня, на следующем занятии и каким образом он сможет использовать полученные знания в последующей жизни.
Перед изучением новой темы учитель ставит ключевые задачи, формирующие основные компетенции учащихся в ходе урока, а учащиеся формулируют по этой теме вопросы, которые начинаются со слов: «зачем», «почему», «как», «чем», «о чем», далее совместно с учениками, оценивается самый интересный, при этом стремится к тому, чтобы ни один из вопросов не остался без ответа. Если регламент урока не позволяет рассмотреть все вопросы, ученикам предлагается дома проработать оставшиеся вопросы, и в последующем, на уроках или во внеурочное время учитель рассмотрит их в качестве учебных проектов самостоятельного творчества учащихся. Данный прием позволяет ученикам понять не только цели изучения данной темы в целом, но и осмыслить место урока в системе занятий, а, следовательно, и место материала этого урока во всей теме.
Учитель предоставляет ученикам самостоятельно изучить параграф учебника и составить краткий конспект этого параграфа в качестве домашнего задания. Перед учениками ставиться задача – определить главное в пункте.
В итоге, учащиеся не только более глубоко понимают изучаемый материал, но и учатся выбирать главное, обосновывать его важность не только для других, но и, самое главное, для себя.
Данная форма работы по учебным предметам «История» и «Обществознание», расширяет возможности и потребности учащихся, вовлекает наиболее творчески организованных из них в предметные олимпиады, которые включают в себя нестандартные задания, требующие применения учениками именно предметной логики, а не материала из школьного курса, предлагает им вопросы, ответы на которые встречаются в определенной профессиональной среде. некоторые из задач подобного рода требуют не только знания по предмету, но и определенного анализа, практических знаний из предметных областей, умения ориентироваться в конкретной обстановке.
1.3. Формирование общекультурной компетенции
Многие учителя знают, что ученики, уверенно использующие определенные компетенции на одном предмете, далеко не всегда смогут применить их на другой учебной дисциплине. Для преодоления этого барьера нужна специальная работа, в которой учитель помогает ребенку прояснить задачу, выделить предметную составляющую, показать применение известных способов в новой ситуации, новых обозначениях.
Возможны следующие пути решения этой проблемы:
для формирования грамотной, логически верной речи, используются устные задания на грамотное произношение и употребление имен, терминов, географических названий и др.;
во время устной работы необходимо всегда следить за грамотностью речи учащихся;
использовать задания с информационно – познавательной направленностью;
практиковать включение в домашнюю работу составление текстовых заданий. Анализ составленных заданий происходит на уроке учениками с использованием слов: по сравнению с…, в отличие от…, предположим, вероятно, по-моему…, это имеет отношение к…, я делаю вывод…, я не согласен с…, я предпочитаю…, моя задача состоит в…
1.4. Формирование учебно-познавательной компетенции
Особенно эффективно данный вид компетентности развивается при решении нестандартных, занимательных, исторических задач, а так же при проблемном способе изложения новой темы, проведения мини-исследований на основе изучения материала.
Создание проблемных ситуаций, суть которых сводится к воспитанию и развитию творческих способностей учащихся, к обучению их системе активных умственных действий. Эта активность проявляется в том, что ученик, анализируя, сравнивая, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получает из него новую информацию. При ознакомлении учащихся с новыми историческими или обществоведческими понятиями, при определении новых понятий знания не сообщаются в готовом виде. Учитель побуждает учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, в результате чего и возникает поисковая ситуация.
При формировании данного вида компетенций учитель использует тестовые конструкции с информационно – познавательной направленностью, тестовые конструкции составленные учащимися, тестовые конструкции, содержащие задания с лишними данными.
1.5. Формирование информационной компетенции
Дляразвития данного вида компетентности учитель использует следующие приемы:
при изучении новых терминов учащиеся, пользуясь толковым словарем, дают различные определения понятиям, например: в математике модуль – это…, в строительстве модуль – это…, в космонавтике модуль – это… и т.д.
подготовка собственных презентаций, с использованием материала из разных источников, включая Internet.
Поэтому при подготовке к уроку учитель использует задания из других источников, в которых данные представлены в виде таблиц, диаграмм, графиков, звуков, видеоисточников и т.д.
предоставляет учащимся возможность составлять самим всевозможные тестовые конструкции;
использование задач прикладного характера. Вследствие чего у учащихся не только формируется информационная компетенция, но и накапливаться жизненный опыт.
1.6. Формирование коммуникативной компетенции
Для развития этой компетенции учитель использует следующие методы и приемы:
- использование тестовых конструкций свободного изложения ответа и устных тестовых конструкций;
- использование работы в группах, например: рассказать соседу по парте определение, выслушать ответ, правильное определение обсудить в группе;
- сдача различных устных зачетов.
1.7. Формирование социально-трудовой компетенции
Наилучшему развитию данной компетенции способствуют следующие приемы:
контрольные работы различного рода, например с использованием электронных тестовых конструкций (MyTest);
он-лайн тестирование;
дистанционное диагностическое тестирование;
задания социально-трудового характера;
проведение различных исследований;
составление тестов самими учащимися.
1.8. Формирование компетенции личного самосовершенствования
С целью формирования данной компетенции, учителем применяется такой вид деятельности на уроках истории и обществознания, как решение задач с «лишними данными».
С целью развития данного вида компетенций учителем используются задания на развитие навыков самоконтроля. Одним из приемов выработки самоконтроля является проведение проверки выполненных заданий. Проверка решения требует настойчивости и определенных волевых усилий. В результате у учащихся воспитываются ценнейшие качества – самостоятельность и решительность в действиях, чувство ответственности за них.
С целью формирования данной компетенции учителем предлагается ученикам самим составить тест, найдя варианты ошибочных и правильных ответов.
Обладая данными компетенциями, учащиеся смогут свободно и самостоятельно выбирать цели и средства различных видов деятельности, управлять своей деятельностью, одновременно совершенствуя и развивая свои способности к ее осуществлению.
Внедрение компетентностного подхода следует осуществлять дифференцированно, с учетом специфики отдельных предметов. Компетентностный подход, который набирает силу в современной школе, является отражением осознанной потребности общества в подготовке людей не только знающих, но и умеющих применить свои знания.
Одной из важных проблем формирования патриотической компетенции является общекультурная компетенция – круг вопросов, который включает особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сами темы предметов истории предполагают изучение культуры нашей страны и стран мира по эпохам.
Для формирования интеллектуальной составляющей компетенции при проведении проблемных лекций, дискуссий, круглых столов, необходимо
активизировать работу учащихся, поставить их в позицию исследователя, поэтому в название темы можно вынести проблему, чтобы учащиеся сами ее увидели и могли решать с помощью выдвижения гипотез.
Информационно-коммуникативная компетенция реализуется в проектах, отражающих знание необходимых способов взаимодействия с окружающими и удалёнными людьми и событиями, навыки индивидуальной работы, работы в паре, группе, коллективе, овладение различными социальными ролями в коллективе.
Социально-трудовая компетенция помогает развить ученику способности и умения, обеспечивающие возможность эффективно действовать в процессе трудовой деятельности, владеть нормами, способами и средствами социального взаимодействия, ориентироваться на рынке труда. Работая над формированием данной компетенции, используется личный социальный опыт учащихся, метод социального проектирования, возможности социальной практики.
Компетенция личностного самосовершенствования направлена на то, чтобы осваивать способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку.. Все эти учебные и внеучебные проекты позволяют активизировать и развить творческие и познавательные способности учащихся, выявить талантливых, мотивированных на изучение отечественной истории, права и обществознания детей, служат популяризации обществоведческих и правовых знаний, социализации личности, профессиональному самоопределению, формировать патриотическую компетенцию через создание учебных проектов как на уроках обществознания, так и во внеурочной деятельности.
Выводы:
1. При осмыслении обучения и воспитания целесообразно использовать стандарты, понимаемые в качестве образцовых нормативов и позволяющие людям обеспечить устойчивое благоприятное развитие.
2. Принципиальное отличие стандартов нового поколения от предшествующих в том, что они направлены на выработку у учащихся не знаний, умений и навыков, не выходящих за пределы учебных дисциплин, а более универсальных компетентностей, вырабатываемых посредством системно-деятельностного подхода и развивающего обучения.
3. ФГОСы определяют требования, предъявляемые к результатам освоения основной образовательной программы, к ее структуре, а также к кадровым, финансовым и материально-техническим условиям ее реализации.
4. При оценке деятельности школы целесообразно придавать решающее значение воспитательным и предметным результатам освоения общеобразовательных программ.
5. Разработка ФГОСов и их практическое использование встречается со значительными трудностями. Это обстоятельство указывает на необходимость дальнейшего совершенствования педагогики как научного основания ФГОСов.
Заключение
Гуманистическая функция проявляется практически во всех сферах общественного сознания. От того, какое место в общественном сознании отведено человеку и детству как социальным ценностям, зависят цель, содержание, методы и средства, суть государственного подхода к воспитанию и образованию.
В Законе "Об образовании в РФ" (2012) в ст. 12 определено, что "содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, пародами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих взглядов.
Реализация образовательных и воспитательных возможностей курса обществознания связана с решением задач, направленных на обеспечение соответствия содержания изучаемого учебного и внеучебного материала социальной адаптации и формированию личности обучающегося.
Профессиональный интерес учителя связан с такими педагогическими и методическими проблемами и инновациями:
специфика организации проектной и исследовательской деятельности учащихся в урочное и внеурочное время как факторы успешной социализации и самореализации;
интегрированный подход в изучении обществознания;
создание учебных программ элективных курсов для профильных классов и их апробация;
инновационные методы оценки результатов.
Результаты исследования в ходе создания педагогического проекта показывают, что формирование у учащихся учебных компетенций представляет собой ведущий педагогический вид деятельности, требует кропотливой, повседневной работы на протяжении всех лет обучения.
В настоящее время новые стандарты образования требуют от учащихся не столько суммы знаний, сколько умение применять их, использовать общеучебные умения и навыки при решении поставленных задач любого уровня, при этом, наиболее эффективное усвоение материала и приёмов работы с ним, происходит при последовательном и поэтапном усвоении и систематическом закреплении материала.
Главной задачей и результатом целенаправленной проектно-исследовательской деятельности должно являться изменение учащегося, перевод его от незнания к знанию, от неумения к умению. Проектная деятельность способствует формированию исследовательской культуры, социализации подростка, формированию осознанной мотивации действий, формирует опыт индивидуального, группового, коллективного творчества и сотворчества, создает предпосылки выбора будущей профессии.
Приобщение учащихся к научно-исследовательской, поисковой деятельности является одной из форм обучения в школе нового типа. Проект рассматривается как эффективный способ развивающего и проблемного обучения. Данный вид деятельности многофункционален в большей степени, чем многие другие, так как наглядно демонстрирует возможности моно - и метапредметного, индивидуального и группового проектов.
Всё это ориентирует современную школу на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование у них практически значимых умений и навыков проектно-исследовательской деятельности.
Использованная литература
Алексеев, Н.А. Личностно-ориентированное обучение в школе / Н.А. Алексеев. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 332 с.
Громыко Ю.В. Мыследеятельностная педагогика (теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства). М., 2000.
Губанов А.Ю. и Губанова Т.М. Начальный модуль метапредметной подготовки для старшей школы "Способы учебной работы" [электронный ресурс] - [Режим доступа]. – URL: http://www.glybrary.ru
Деятельностная модель урока в условиях ФГОС: проектирование и анализ : методические рекомендации / под общ. ред. Т.Ф. Есенковой, В.В. Зарубиной. – Ульяновск : УИПК ПРО, 2012. – 208 с.
Информационные технологии в деятельности учителя-предметника. Часть 1: Пособие для системы доп. проф. образования . - М.: НФПК, 2007. - 170 с.
Иванова Л.Ф. Проектная работа в обучении обществоведению // Преподавание истории и обществознания в школе. 2007. № 2, 3.
Карпов Д.Н. Этапы создания единого информационного пространства ОУ [Электронный] http://iro48.ru/old/?vpath=/kaf_iro/io_iro/kab_doit/etapinfou_doit/
Лукьянова, М.И. Готовность учителя к реализации личностно ориентированного подхода в педагогической деятельности: концепция формирования в условиях профессиональной среды : монография / М.И. Лукьянова. – Ульяновск : УИПК ПРО, 2004. – 440 с.
Лукьянова, М.И. Развитие компетентности учителя в личностно ориентированной педагогической деятельности: учебное пособие / М.И. Лукьянова. – Ульяновск : УИПКПРО, 2008. – 264 с. – ISBN 978-5-7432-0634-6.
Лукьянова, М.И. Формирование учебной деятельности школьников: проектирование и анализ современного урока: учебно-методическое пособие / М.И. Лукьянова. – Ульяновск : УИПК ПРО, 2013. – 120 с.
Панюкова, С.В. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании / С.В. Панюкова. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 224 с.
Сайков, Б. П. Организация информационного пространства образо-вательного учреждения: практическое руководство / Б. П. Сайков. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 406 с.
Федорова С.Ш. Развитие метапредметной компетентности через реализацию программы "Развитие исследовательской деятельности" для основной общеобразовательной школы (1–9-е классы) [электронный ресурс] - [Режим доступа]. – URL: http://www.1september.ru