kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад "Стимулирование творческой активности обучающихся на уроках обществознания, как условие развития мотивации успеха в учебно-познавательной деятельности."

Нажмите, чтобы узнать подробности

В докладе изложены рекомендации по стимулированию творческой активности обучающихся на уроках обществознавния, характеристика основных активных методов обучения и формы проведения уроков.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«доклад "Стимулирование творческой активности обучающихся на уроках обществознания, как условие развития мотивации успеха в учебно-познавательной деятельности."»

ОГАПОУ «Ютановский агромеханический техникум

имени Евграфа Петровича Ковалевского»














Доклад на тему

«Стимулирование творческой активности обучающихся на уроках обществознания (включая экономику и право) как условие развития мотивации успеха в учебно-познавательной деятельности»






Выполнила:

Преподаватель

обществознания

(включая экономику и право)

Коновалова О.В.,





Ютановка, 2016г.

Содержание Стр.

  1. Введение 3

1.1. Актуальность выбранной темы 3

  1. Основная часть 3

2.1. Проблема активности обучающихся в обучении 3

2.2. Цели и задачи педагогической деятельности 3

2.3. Характеристика основных активных методов обучения 4

2.4. Формы проведения уроков 4

  1. Заключение 6

  2. Используемая литература 6



























Стимулирование творческой активности обучающихся на уроках обществознания (включая экономику и право) как условие развития мотивации успеха в учебно-познавательной деятельности.

1 Введение

1.1. Актуальность выбранной темы

В настоящее время осознана важность и необходимость развития познавательной активности обучающихся на уроках обществознания, так как объем необходимых человеку знаний все больше и больше возрастает и ему необходимо идти в ногу со временем.

2. Основная часть

2.1. Проблема активности обучающихся в обучении

Обучающиеся перегружены однотипной работой. Многие не умеют работать с учебниками и дополнительными источниками. Не умеют сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи и обобщать материал. Все это заставляет искать новые средства активизации познавательной деятельности обучающихся.

В современных условиях уже недостаточно только усвоения знаний обучающимися на уроках, важно научить самостоятельно пополнять знания с одновременным формированием общих компетенций, соответствующих требованиям ФГОС СПО. Традиционные формы уроков формируют у детей потребительский характер деятельности.

2.2. Цели и задачи педагогической деятельности

Главной целью своей педагогической деятельности я считаю формирование творчески мыслящей личности, способной к саморазвитию и самовыражению.

Для достижения данной цели необходимо:

  • активизировать познавательную деятельность обучающихся техникума;

  • привить любовь к предмету через систему эффективных уроков;

В соответствии с поставленной целью, своими задачами считаю:

  • активизацию познавательной деятельности обучающихся через систему нетрадиционных форм уроков с использованием ИКТ;

  • развитие умений рассуждать и мыслить;

  • развитие творческих способностей обучающихся через систему индивидуальных и коллективных творческих заданий;

  • развитие умений работы с текстами (учебника, СМИ и т.д.);

развитие навыков работы с картами и иллюстративным материалом

2.3. Характеристика основных активных методов обучения
На мой взгляд, решить эту проблему могут нетрадиционные уроки и использование ИКТ. Это подтверждается концепцией развития техникума и федеральной концепцией информатизации образования.

На мой взгляд, главное – каждый урок должен быть ярким, запоминающимся, должен нести реальную пользу каждому ребенку.

Хороший урок – урок-беседа, исследование, взаимодействие учителя и обучающегося.

Преподаватель – это не оракул, не вождь, не охранник, а организатор, наставник, режиссер.

Свою роль в процессе образования вижу в том, чтобы быть не просто источником информации, а капитаном, указывающим цель, задающим верный курс в организации самостоятельной работы обучающихся. Развитие информационно-коммуникативной компетенции является одним из приоритетных направлений деятельности современного педагога, и в своей работе я делаю все возможное для создания условий ее развития.

Новизна моего опыта состоит в совершенствовании образовательного процесса путём активного использования инновационных технологий и современной компьютерной техники, создании условий для формирования творческих способностей обучающихся.

Для развития интереса к предмету и повышению качества знаний обучающихся считаю важным средством применение нетрадиционных форм урока. Эта тема меня заинтересовала тем, что является средством формирования интереса к предмету, познавательной активности обучающихся, развитию их творческих способностей и творческой личности.

2.4. Формы проведения уроков

В своей работе стараюсь использовать различные формы нестандартных уроков: урок-исследование, урок-дискуссия, урок- соревнование, проведение опытов и т.д..

На основе диагностики осуществляю дифференцированный подход в процессе обучения, обучающиеся разделены на группы (постоянные и временные), тем самым учитываю два уровня: уровень актуального развития и зону ближайшего развития, а также осуществляю личностно- ориентированный подход к студентам.

Применяю в своей практике коллективную, групповую и индивидуальную форму обучения.

В своей работе часто использую разноуровневые задания, различные формы и виды контроля: дифференцированные зачеты, письменные тестирования, составление и разгадывание кроссвордов, ребусов, контрольные работы, которые позволяют проверить уровень развития каждого ребенка.

Обчающиеся готовят доклады, рефераты, пишут сочинения – эссе.

Делаю все возможное для создания на уроках благоприятного эмоционального фона. Это вселяет уверенность в ребенка, что его мнение важно, к нему прислушиваются, его уважают. Поощряю любую инициативу, желание высказаться.

Большое значение в своей работе уделяю развитию информационной компетентности, так как работа преподавателя обществознания – исследование различных источников информации: исторических текстов, СМИ и т.д.

Последнее время я работаю над темой использования ИКТ на уроках обществознания, так как считаю, что это еще один способ повысить познавательную активность современных обучающихся, в жизни которых компьютер играет, чуть ли не ведущую роль.

Преподаватель обществознания часто сталкивается с проблемой нехватки наглядного материала для уроков: схемы, таблицы, позволяющие стимулировать воображение студента, перенести его в изучаемую эпоху или тему по обществознанию. Необходимая наглядность сегодня может быть перенесена на слайды презентации.

Для пополнения знаний обучающихся, использую интеграцию разных предметов, что соответствует сегодняшним требованиям. Также стараюсь особое внимание уделять воспитанию патриотизма и гражданственности, так как это, по сути, завтрашний день России, ценностные ориентиры нашего общества, гражданское становление подрастающего поколения, формирование у него готовности к достойному служению Отечеству.

Все это способствует развитию интереса к изучаемому предмету.

3.Заключение.

Данный опыт может быть рекомендован для использования преподавателям, которые готовы к осуществлению творческого подхода в обучении, готовы выйти за рамки программного материала, способны к саморазвитию, изучая инновационные компьютерные технологии, не боятся скрупулезной работы, требующей временных затрат.

  1. Используемая литература

  1. Бабанский Ю.К. «Оптимизация учебно-воспитательного процесса»;

  2. Кузьменко О.Ю. Динамика развития социокультурной компетенции учащихся. // Международный сборник научных трудов. Отв. ред. В. М. Курицын. Шуя: Весть, ШГПУ, 2002. С. 56 – 60.

  3. Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Совсем необычный урок. Ростов-на-Дону: Учитель, 2001.

  4. Барлукова М.Н., Гроголь Н.В. Формирование ключевых компетенций учащихся в соответствии с требованиями модернизации образования // Қазақстан мектебіндегі басқарушы – Администратор в Казахстанской школе. 2008. №1(9). с.3-6.

  5. Иванов Д.А. Компетенции как результат образования. Что такое «компетентный подход» в образовании? // Школьные технологии. 2007. № 6. с.77-82.

6.Бондаревский В.Б. «Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию»;

7.Ярцева Н.Н. «Игровые технологии на уроках и внеклассных занятиях»




















Актуальные п

роблемы преподавания обществознания

в условиях перехода к ФГОС

Аннотация.

В стать

е

рассматриваются

требования, которые выдвигаются к

осуществлению продуктивного образовательного педагогического процесса,

осуществляемого в освоении курса обществознания в современной

общеобразовательной школе.

Перечислены и проанализированы

задач

и, вставшие

перед педагог

ами, в связи с

переходом к новым стандартам обучения учащихся.

Оценке подвергнуты

компетенци

и и к

ачеств

а

учителя

, наиболее

актуализировавшиеся, в этой связи

.

Р

ассмотрен

ы

профессиональные

требования к знаниям, навыкам и умениям современного педагога. Затр

онуты

аспекты профессиональной подготовки учительских кадров для обучения

обществознанию в школе.

Ключевые слова:

ФГОС (Федеральный государственный образовательный

стандарт), знаниевая модель обучения, компетентностный подход, технологии

проектного обучени

я,

интерактивная образовательная деятельность,

метапредметная связь.

В настоящее время идёт активная переориентация системы традиционной,

знаниевой

модели

школьного образования на компетентностную модель.

Последняя, в свою очередь, предполагает не только

и не столько закладывание

определённого объёма знаний в головы учащихся, сколько формирование у них

навыков по использованию этих сведений и дальнейшему расширению

информационной базы самостоятельным образом.

В указанной связи, перед современным

педагогом

стоит задача

направить

формирова

ние

необходим

ого

набор

а

компетенций

у своих учащихся

, который

должен помочь

им

достичь тех целей, которые ставит перед ним

и

жизнь и

образовательная система.

Модернизация образования, которая была заложена

требованиями ФГОС,

нацелена

на внедрение

новых ориентиров мышления, как

педагогов, так и учащихся и их родителей.

Среди наиболее общих задач, которые ставит современность перед

российским педагогом

обучен

ие учащихся планированию своих действий по

добыванию, систематизации, анализу знаний из колоссального информационного

потока, возможности их применения в различных видах деятельности.

Это требует

от школьников умения планировать свои действия по работе с и

нформацией,

тщательного обдумывания принимаемых решения,

владения коммуникативными

навыками коллективного творчества и пр. Ставка делается на проектные технологии,

от внедрения которых ожидается возможность приобретения тех навыков, о которых

шла речь выше

. Предполагается, то проектная, интерактивная в своей основе,

образовательная деятельность, содержащая элементы научно

-

исследовательской

работы

, сможет обеспечить повышение инициативности и ответственности

обучаемых за результаты своего труда, что, в целом

, повысит эффективность всей

учебной работы.

Перечисленные задачи, в равной мере, имеют отношение к выбору ориентиров

педагогического процесса преподавания курса обществознания, как и любой другой

дисциплины учебного плана.

Задачи, поставленные перед педагогами, широко

освещены в профессиональном сообществе и за его пределами, однако

, далеко не

все учителя понимают, как воплотить новые стандарты в реальных условиях. При

всех прогрессивных характеристиках, которыми традиционно

отличается

образовательная система, она, всё же, обладает некоторой инертностью. Её не

столько воплощают устоявшиеся нормы работы, сколько «человеческий фактор»

-

мировоззрение учителя, в котором теория и практика не всегда уживаются

необходимым образом.

Проблему профессиональных умений учителя в реализации проектных

технологий в образовательном процессе поставили в разряд наиболее значимых в

современном профессиональном образовании [1].

Исследования, проводившиеся

среди педагогов ряда российских регионов,

позволили выяснить следующие

показательные тенденции современного проектного обучения в школьном курсе

обществознания: порядка 36 % опрошенных признались в том, что вообще не

используют проектное обучение для преподавания дисциплины; 22 %

-

видят

возможно

сть использования проектных технологий только во внеурочном

образовательном процессе [2], многие не усматривают разницы между данными

образовательными технологиями другими интерактивными формами.

Выявилось, так же, что то непонимание, которым, зачастую об

основывается

выбор образовательных технологий, применяемых в образовательном процессе,

исходит:

1) из несовершенства профессиональной подготовки педагогических кадров в

современных вузах (тех, кто готовит будущих учителей и выпустил недавних

специалистов);

2) неэффективности системы

повышения квалификации педагогических

кадров

(работающих со специалистами, получившими подготовку и опыт работы в условиях

других педагогических приоритетов), которая, зачастую, характеризуется

формализмом

выдавая

свидетельств

а о завершении курсов, а не реальные

знания;

3) мотивации педагогов, которые не всегда стремятся затрачиваться для

разработки, апробации и применения

новых образовательных методик (что, по

-

видимому, требует обдумать более эффективные средства стимулирующе

го

воздействия на самих педагогов).

Наверное, можно назвать к этому приведённому перечню ещё несколько

объективных и субъективных факторов, которые, к сожалению, пока тормозят

внедрение новых стандартов преподавания.

Однако, непонимающий, немотивированный

педагог

это недообученный

ученик, который не только не сумел получить необходимый набор компетенций, но и

выше

л

в жизнь с неверно сформированным образом учителя в памяти и

неправильно понятыми задачами образовательного процесса. Та преемственность,

котор

ая должна быть между школой и системой профессионального образования, в

первую очередь, предусматривает переход на новую ступень по окончании

школьного обучения. Колледж или вуз не должен пытаться научить студента тем

навыкам к обучению, в котором самосто

ятельная работа по

приобретению и

освоению знаний, составляет существенную часть учебного плана. Это трата

бесценного времени, которое, как становится при таком раскладе, очевидно, уже

было упущено на школьной ступени.

Те компетенции, которые не сумеет

приобрести учащийся в средней школе при

изучении обществознания, мо

гут

затруднить изучение всего блока гуманитарных

дисциплин: социологии, философии, политологии, культурологии, права,

психологии

а также экономики,

целого ряда смежных дисциплин

[3]

.

Метапр

едметные связи, на

формирование которых ориентирован новый образовательный стандарт, позволяют

создавать целостное мировоззренческое пространство обучаемого. Этим они

особенно ценны.

Помимо новых вызовов, с которыми приходится сталкиваться современному

учителю и работать с ними

, существует набор специфических для преподавания

курса обществознания трудностей, которые возникли не с введением нового

образовательного стандарта, а значительно раньше, но, по

-

прежнему, не получили

должной оценки и, соответствен

но, преодоления. Одна из таких трудностей

обусловлена

информативными особенностями самого курса обществознания,

которое включает в себя знания, составляющие предмет отдельных наук:

философии, социологии, политологии, правоведения, культурологи, психологии,

теории коммуникации, экономики. Это, в свою очередь, обуславливает

необходимость

обладания прочными знаниями педагогом, преподающим данную

учебную дисциплину.

Как известно, профессиональная подготовка преподавателей обществознания

ведётся на исторических

факультетах, где

более глубокому изучению подвергается

всемирная история или история России (в зависимости от специализации). Там же,

относительно глубокие знания даются в области социально

-

политических наук и

культурологии. Значительно более фрагментарно

уделяется внимание

правоведению, экономике, что, либо делает незаконченным образование будущего

педагога по обществознанию, либо стимулирует его самообразование (чем

деятельность педагога всегда выгодно отличалась от многих других

профессиональных сфер).

Самообразование

это всегда хорошо, но не всегда

качественно, глубоко, в необходимом направлении. Здесь, конечно же, могли

пригодиться курсы повышения квалификации (периодическое прохождение которых

относится к перечню обязательных требований к преподават

ельскому труду). Выше,

к сожалению, уже пришлось констатировать, что не

редкость, в российских условиях,

их прохождение

откровенная фикция.

Не стремясь, в рамках данной статьи,

разоблачить несовершенство

профессиональной подготовки и повышения квалифи

кации педагогов, хочу, всё же

отметить, что в самом педагогическом сообществе давно ведутся дискуссии на

предмет назревших изменений в профессиональной подготовке. Радеющие за своё

дело специалисты выступали и выступают с предложениями, каким образом

изменить подготовку педагогических кадров, чтобы специалисты, как выходящие из

стен вузов сегодня и завтра, так и опытные, но нуждающиеся в методологической

поддержке, действующие педагоги, были обучены преподавательской профессии,

адекватно сегодняшним ре

алиям.

Существует ещё одна сложность в преподавании обществознания, которая

«перекочевала» из прежних времён и, к сожалению, полностью не утратившая

своего значения

рассмотрения проблем социально

-

политического блока сквозь

призму политической конъюнктур

ы. Традиционно, в темах, посвящённых

характеристике отечественной политической системы, политического режима,

специфичности процессов, протекающих в российской экономике, присутствует

«отголосок» двойных стандартов. Есть, по

-

прежнему, признанная точка виде

ния

состояния развитости

, которую требуется принять, даже если совпадения

формальных признаков исследуемого явления, во всей совокупности, нет в наличии.

Причём, в итоговых тестах, в том числе, разработанных ФИПИ для подготовки к ЕГЭ

такой элемент «вольнод

умия» может присутствовать, хотя и представлен

фрагментарно. Поэтому, самому педагогу требуется сначала разобраться, какими

стандартами оценки следует в данном случае руководствоваться, а, затем, и

разъяснить своё видение, предельно корректно, своим ученик

ам. Об этом не

особенно приято говорить, но игнорировать данный факт, особенно в работах на

«внешнюю» оценку

приходится.

Преподавательская «кухня» учителя по обществознанию, при всём сходстве

задач с другими предметными областями, как уже удалось убедить

ся выше, имеет

собственные отличия. Это позволило наработать комплекс продуктивных методик,

которые наиболее эффективны

именно в работе по усвоению данной дисциплины и

развитию творческих компетенций в её рамках.

Не смотря на усиленное внимание к комптете

нтностному подходу, рано ещё

сбрасывать со счетов знаниевый, результаты освоения которого требуется, в

значительной мере, продемонстрировать в успешной сдаче ЕГЭ. Не секрет, что

обществознание относится к одной из популярных учебных дисциплин, которую

выби

рают для сдачи на итоговой аттестации. Причин тому

несколько. Одна из них

состоит в

том, что на многих факультетах современных вузов эта дисциплина

включена в перечень вступительных испытаний. Вторая причина

распространённая убеждённость учащихся в том

, что обществознание является

«лёгким» предметом, поэтому, даже если прочных знаний нет, то всё равно можно

как

-

то выйти из положения и сдать экзамен.

Как правило, такой подход приводит к получению невысоких результатов, тем

более, что идёт тенденция к по

вышению пороговых значений, прохождение которых

обеспечивает позитивную оценку и сда

нный

экзамена. Да и вузы страны с каждым

годом повышают проходной балл. Таким образом

, подготовка к ЕГЭ по

обществознанию

это серьёзная работа, успешности которой может с

пособствовать

мотивированность учащегося и грамотная политика в данном направлении, которую

осуществляет педагог, под руководством которого и ведётся вся эта работа.

Как уже было отмечено выше, специфика обществознания как учебной

дисциплины состоит в том

, что

от самого учителя это требует высокой грамотности в

широком круге социально

-

гуманитарных и экономических дисциплин

. Кроме того,

важное значение приобретает, в данной связи,

опыт и владение учителем

технологи

ей

целенаправленной подготовки к данному испытанию.

Не мало важное

место здесь имеет участие педагога в процедурах проведения ЕГЭ

, проверки

различных проверочных работ, максимально приближенных к требованиям данного

экзамена.

Сегодня в помощь учителю огромн

ый массив учебного, справочного, тестового

материала (представленного в как в традиционной

печатной форме, так и в

электронном виде). Ученику, без помощи опытного педагога, в этом массиве

информации довольно легко «захлебнуться». Педагог обязан грамотно

распределить силу по усвоению необходимого материала, исходя из

индивидуальных личностных особенностей, способностей и уровня знаний ученика.

Кроме того, отдельным, особым направление

м

работы по подготовке к ЕГЭ,

ведущейся

ещё задолго

до его проведения

, на

обычных, рядовых

уроках

обществознания

(способствовать успешному его

обязан

осуществлению так же

обязан у

читель

) является

работа с первоисточниками

. К ним относят разнообразные

типы

документ

ов

, нормативно

-

правовы

х

акт

ов

,

существующих

, на сегодняшний день,

в различной форме. Приходится признать, что не каждый учитель сам, в равной

мере, владеет всеми этими навыками, по отношению к различным типам

документов. Не случайно, в рамках современных представлений о направлении

проектной работы учащихся, работа с та

кими массивами информационных данных

рассматривается как наиболее перспективная (это, конечно же, имеет отношени

е

к

школьным курсам истории и обществознания).

И педагог рассматривается как со

-

участник ученика в работе над проектами.

Какую бы цель не пресле

довал современный учитель обществознания в школе:

проводить интересные, увлекательные уроки, где во взаимодействия вовлечены все

учащиеся; иметь возможность видеть результаты научения своих подопечных в

творческой деятельности; или, наконец, добиться успеш

ной сдачи учащимися ЕГЭ

по дисциплине

главная его задача остаётся неизменной. И состоит она в

способствовании формированию умного, мыслящего, творческого, критически

оценивающего увиденное, услышанное

и прочитанное, ученика. Есть, разумеется, и

более глобальная задача

формирование гражданина Российской Федерации. Не

смотря на некоторый пафос, содержащийся в последней фразе, в действительности,

заслуга учителя обществознания и истории в формировании гр

ажданской позиции

молодого человека

достаточно серьёзна. Не смотря на юношеский максимализм,

может быть, даже скептицизм и нигилизм, которым отличаются подростки, они

уважительно относятся к педагогу, который не кривит душой, имеет собственную

позицию, уме

ет её доносить до своих учеников. Так что личностный фактор учителя

в привитии уважения и любви к предмету

никто не отменял.

Подводя итог размышлениям на тему актуальных проблем преподавания

обществознания в современных условия

х

условиях внедрения ФГО

С

необходимо заметить, что ряд задач, которые вырисовались в свете сегодняшних

реалий, не такие уж новые для данной предметной и профессиональной области.

Разумеется, вызовы настоящего времени внесли коррективы в

перечень

приоритетных направлений, котор

ым должны более серьёзную значимость, как

учителя обществознания, так и их ученики, и их родители. Интерактивные формы

обучения, основной задачей которых является «научение учению»

-

наиболее

признанные сегодня технологии, развитии которых требует образ но

вого учителя,

над которым нам всем вместе необходимо продолжать работать.

Ссылки на источники

1.

Григоренко Т. Ф. Требования ФГОС и проблемы реализации проектной деятельности в школьном

обществознании // Преподавание истории и обществознания в школе.

2013.

-

No 8.

С. 12.

2.

там же, с. 14.

3.

Вяземский Е. Е. Государственный образовательный стандарт общего образования второго

поколения: инновационный характер, функции и особенности

//

URL

:

http://pish.ru/blog/archives/197

.

-

[Дата обращения 05.05.

2015





Представление

инновационного педагогического опыта учителя истории и обществознания Павлиновой Галины Александровны

- актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость):

Школьные годы - это годы становления личности. Главная задача учителя заключается в том, чтобы обеспечить условия для формирования творческой индивидуальности учащихся. Как же построить учебную деятельность школьников, чтобы максимально раскрыть их творческие способности? Важное условие успешного развития творческого мышления учащихся – наличие у них общей культуры мышления, поэтому учебная деятельность на уроке направлена, прежде всего, на развитие интеллектуальных умений учащихся: умений анализировать, синтезировать, находить причинно – следственные связи, обобщать, делать выводы, классифицировать, сравнивать, выделять главное. Кроме этого, в творческой учебной деятельности используются такие интеллектуальные способности, как любознательность, способность к разработке гипотезы, беглость мысли, оригинальность мышления, легкость ассоциирования. Развитие этих интеллектуальных способностей, характеризующих творческие способности учащихся, осуществляется в учебно-воспитательном процессе школы через образовательные технологии, в том числе исследовательский подход в обучении.

Один из способов развития творческого мышления учащихся на уроках истории и обществознания – включение в содержание учебно-воспитательного процесса заданий творческого характера. К задачам творческого характера относят проблемные задачи, проблемные вопросы, ситуации и задания дивергентного типа, главная особенность которых состоит в том, что они допускают множество правильных ответов. Именно с такими задачами чаще всего сталкивается человек в творческой деятельности, в научном поиске, при создании произведений искусства, в руководящей работе, работе с детьми – здесь разрабатываемые проблемы имеют не один, а множество способов решения и множество правильных ответов. Творческие задачи требуют от учащихся большой самостоятельности мышления. В традиционном же обучении в основном используют задачи конвергентного типа: условия таких задач предполагают существование лишь одного верного ответа, который может быть вычислен путем строгих логических рассуждений на основе использования усвоенных правил, алгоритмов, законов.

По содержанию творческие задания подразделяют на познавательные и нестандартные задачи, экспериментально-исследовательские и конструкторские задачи; задачи, развивающие логические и комбинаторные способности; задания с изюминкой, требующие помимо знания предмета нестандартного логического подхода. Это, по сути, замаскированные под задания реальные научные проблемы, требующие серьезного размышления.

Задания творческого характера, направленные на развитие индивидуальности учащихся, могут служить и средством диагностики. Творческие задания, включенные в текущий, промежуточный и итоговый контроль, мы оцениваем отдельно от других контрольно-диагностических заданий, они не влияют на общую отметку ученика по истории и обществознанию.

Составление оценочной шкалы уровня развития творческих способностей класса представляет собой задачу повышенной трудности.

Во-первых, это связано с тем, что результат развития творческого потенциала школьников зависит от наличия этого потенциала, то есть от психических, культурных задатков учащихся. Трудно развивать то, чего, быть может, нет.

К тому же, по некоторым данным психолого-педагогических исследований, в обществе истинно творческие люди составляют не более 20%, поэтому к развитию творческого мышления учащихся можно лишь стремиться.

Во-вторых, отсутствует единство учителей в понимании сути заданий творческого характера: в школьной жизни под творчеством учащихся зачастую понимают красивое оформление кроссвордов, театральную инсценировку, поиск информации для подготовки сообщения на уроке, удачные детские рисунки и так далее. В нашем понимании экспертная деятельность учителя должна быть ориентирована на оценку развития нетривиального мышления учащегося, его научно-исследовательских навыков, умений выполнять творческие задания по предмету.

Опыт работы учителей истории  убедительно показывает, что успешное развитие творческих способностей учащихся невозможно без систематического применения в учебной работе заданий творческого характера. Подобные задания мы предлагаем всем учащимся, а не только отличникам, потому что нет прямой связи между отличными академическими успехами и высокой креативностью. Человек может обладать высокими интеллектуальными способностями, измеряемыми по обычным тестам, и более чем скромными способностями к нестандартному мышлению. И наоборот, люди, на первый взгляд не проявляющие особых талантов, могут обладать весьма ярко выраженной способностью к озарению.

Взаимодействие учителя и учащихся в процессе организации творческой деятельности предполагает использование сочетания индивидуальных и коллективных форм работы на всех этапах выполнения заданий, позволяющего обеспечить гибкий подход к индивидуальным особенностям учеников со стороны преподавателя и высокую продуктивность творческой деятельности со стороны учащихся; учитывать особенности различных организационных форм обучения, оказывающих положительное влияние на процесс развития творческих способностей учащихся в ходе выполнения творческих заданий. Выбор методов организации творческой деятельности осуществляется в зависимости от целей, уровня сложности содержания, уровня развития творческих способностей учащихся, конкретных условий, сложившихся при выполнении творческого задания: осведомленности учащихся в поставленной проблеме, степени проявления интереса, личного опыта применения способов решения поставленной задачи. Творческие задания предполагают применение учащимися активных методов для организации самостоятельной творческой деятельности. В качестве ведущего в организации творческой деятельности учащихся выбран ситуационный метод преподавания, позволяющий использовать нетрадиционные пути, учитывать объективные и субъективные причины, принимать нестандартные решения, предвидеть предполагаемые последствия, гибко подходить к достижению намеченных целей.

В тактике творческого стиля преподавания просматриваются следующие линии поведения учителя:

  • умение сформулировать  учебно-познавательные проблемы;

  • стимулировать к поиску новых знаний и нестандартных способов решения заданий и проблем;

  • поддерживать  ученика на пути к самостоятельным выводам и обобщениям;

  • создавать  атмосферу творчества посредством моделирования ситуации успеха;

  • стремиться к выполнению принципов гуманности и саморазвития.

В линии поведения учащегося творческий стиль проявляется в росте степени активности и самостоятельности, в адекватной самооценке собственной творческой деятельности и деятельности товарищей.

- концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов):

Современное состояние общества поставило перед педагогами задачу перестройки общего характера обучения, который предполагает развитие у детей самостоятельного творческого мышления, индивидуализацию и дифференциацию обучения. Все  выдающиеся педагоги обращали внимание на проблему взаимосвязи обучения детей и их умственного и нравственного развития. В отечественной и зарубежной педагогике разработаны различные теории обучения, затрагивающие проблему творческого развития школьников. Так, Я.Л. Пономарев и А.З. Рахимов являются авторами теории творческого развития учащихся, М.И. Махмутов и Л.М. Матюшкин разработали теорию проблемного обучения, где творчеству отводится значительное место в общей системе обучения. Большой вклад в педагогику внес Л.В. Занков, разработавший теорию развивающего обучения.

Педагогический опыт показывает, что во многих детях есть скрытый потенциал одаренности, и при наличии необходимых условий развития и поддержке они могут раскрыться, проявить себя в определенной области.  Зачастую скрытый потенциал творчества делает человека талантом в какой-то сфере деятельности. Творческие способности необходима человеку для развития  профессиональной  компетентности,  работоспособности; образованности; коммуникабельности (способность к сотрудничеству, взаимодействию), и в какой-то степени даже нравственности.

Вопрос о том, как воспитывать творческое отношение и способности,- трудный и сложный. Образование, направленное на развитие творческих способностей,- это не просто обретение как можно большего количества идей в возможно более короткое время; оно имеет дело с личностью в целом и всем личностным развитием. Безусловно, школа должна и может создать условия, стимулирующие, поощряющие, воспитывающие творческое мышление и действия, а учителя должны стать образцами такого  отношения и поведения, такого стиля мышления и действий, которые они должны воспитывать в школьниках. В идеале эти условия могут быть следующими:

  • создание свободных условий для работы, позволяющих школьникам проявлять максимум инициативы, экспериментировать, не испытывая страха перед неверными решениями и ошибками;

  • принятие и поощрение оригинальных идей;

  • использование материала, вызывающего интерес к учебе;

  • одобрение и положительная оценка исследовательского поведения,

  • поиск проблем, а также направленное на их разрешение мышление;

  • обеспечение условий, при которых ребенок не отделяет себя от школьной деятельности, что достигается благодаря поощрению, ответственности за работу, развитию положительной самооценки;

  • приобщение к социальному творчеству во время групповых занятий и благодаря общим проектам с добровольно выбранными партнерами;

  • увлеченность задачей благодаря высокой мотивации к самостоятельно выбранной теме;

  • создание атмосферы, свободной от беспокойства и боязни не успеть;

  • обеспечение психологического комфорта, открытости и свободы.

Развитие творческихх способностей учащихся осуществляется в процессе разнообразной творческой деятельности, в которой они взаимодействуют с окружающей действительностью и с другими людьми. Педагогический опыт позволяет конкретизировать понятие творческая деятельность школьников. Это продуктивная форма деятельности  учащихся, направленная на овладение творческим опытом познания, создания, преобразования, использования в новом качестве объектов материальной и духовной культуры в процессе образовательной деятельности, организованной в сотрудничестве с педагогом. Любую деятельность, в том числе и творческую, можно представить в виде выполнения определенных заданий.

Для успешности реализации творческих способностей целесообразно использовать системный подход, то есть единство разнообразных видов творческих заданий и методов их выполнения; определение соотношения различных видов творческой деятельности. Личностный подход педагога предполагает развитие  творческих способностей школьников в процессе деятельности, в ходе которой учитель не ограничивает свободу выбора метода выполнения творческих заданий, поощряет разработку каждым учащимся личностных творческих продуктов, учитывает опыт учащихся, индивидуальные психологические особенности школьников, который осуществляется через содержание и форму творческих заданий, через общение с учеником. Результатом этих заданий должны стать более высокий уровень развития творческого мышления, творческого воображения, применение учащимися методов творчества в процессе выполнения заданий.

- наличие теоретической базы опыта:

На протяжении ряда лет работаю над методической темой «Развитие творческого мышления учащихся на уроках истории и обществознания». Особую роль в развитии творческого мышления я отвожу исследовательской и проектной работе, которые реализуются на базе школьного краеведческого музея, ранее комнаты боевой и трудовой славы. Учащимися создан целый комплекс работ, отражающих историю района и республики, разработаны и оформлены стенды, подготовлены экскурсии и сценарии мероприятий  гражданско-патриотического характера. Все работы собраны и представлены в школьном методическом кабинете, отдельные работы в районном методическом кабинете и республиканском доме детского творчества.

Большая работа проводится в данном направлении в рамках подготовки к ЕГЭ, где творческое мышление необходимо для  выполнения отдельных работ, в частности эссе по обществознанию. Мною собран и обобщен материал по написанию эссе, данная работа представлялась на районном заседании методического объединения учителей истории и обществознания, используется учениками для подготовки к ЕГЭ.

- ведущая педагогическая идея:

«История предков всегда любопытна для того, кто достоин иметь Отечество» - эти слова известного русского историка Николая Михайловича Карамзина стали своеобразным девизом в моей работе. Знать, понимать, уважать историю своего края – значит быть  патриотом, что так важно на сегодняшнем этапе развития российского общества. История не просто молчаливый свидетель прошедших лет, история – это, прежде всего, учитель, который  указывает на ошибки прошлого, предостерегает  человечество от их повторения. Ведь задача современного учителя не просто дать ребенку знания,  научить его понимать и анализировать историю. Общество ставит перед учителем задачу помочь  становлению личности молодого человека, формированию его гражданской позиции, развитию способностей.

- оптимальность и эффективность средств:

Современные педагогические технологии помогают реализовать личностно – ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности, склонностей.

В работе я использую различные современные технологии:

Технология критического мышления помогает формированию логического мышления, дает возможность прочувствовать учебный материал, сделать выводы на основе собственных ощущений.

Проектная технология, используется в основном на уроках обществознания, где учащиеся могут проявить свои творческие способности, навыки работы с дополнительными источниками информации, умение обобщать. Представление и защита проектов позволяет развивать навыки публичной речи учащихся умение отстаивать свою позицию.

Особое внимание я уделяю исследовательской работе, ежегодно мои ученики представляют свои исследования на районной олимпиаде по школьному краеведению, на протяжении 5 лет занимают первое место и представляют район на республиканской олимпиаде, где так же становятся призерами. Исследовательская деятельность помогает формированию практических навыков, дети становятся более самостоятельными, уверенными в себе.

- результативность опыта (ориентированность опыта на конкретный практический результат, успехи и достижение обучаемых);

Результативность изучения истории и обществознания можно проследить по участию  детей в олимпиадах и конкурсах различного уровня.  Ежегодно мои ученики становятся победителями и  призерами муниципального  этапа предметных олимпиад, участниками республиканского этапа. Особые успехи можно отметить в изучении краеведения и  проведении исследований по истории своего района. С 2007 года дети участвую в региональном туре Московского международного форума «Одаренные дети», работают в проектах, проводимых республиканской избирательной комиссией.

Уровень обученности по истории и обществознанию находится на достаточно хорошем уровне.

- возможность тиражирования:

Мой педагогический опыт обобщен:

- на личном сайте:   http://gapavlinova.edurm.ru/

- в методическом кабинете школы;

-  в методическом кабинете РОО;

- на заседаниях МО учителей истории и обществознания я делюсь своим опытом.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Коновалова Ольга Владимировна

Дата: 01.11.2016

Номер свидетельства: 354282


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства