Летом бежит, а зимой стоит. (река) – жидкое состояние
С неба пришёл – в землю ушёл. (дождь) – жидкое состояние
Белая морковка зимой растёт. (сосулька). – твёрдое состояние
Похож я свиду на горох, гдея пройду переполох. (град). – твёрдое состояние
Пушистая вата плывёт куда –то,
Чем вата ниже, тем дождик ближе. (облака) – газообразное состояние
Молоко над речкой плыло.
Ничего не видно было.
Растворилось молоко –
Стало видно далеко. (туман) – газообразное состояние
Запись отгадок на доске.
- Что объединяет все эти загадки? Как их можно назвать, одним словом? «ВОДА»
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без… (воды).
- На какие группы их можно разделить? «ТВЁРДОЕ, ЖИДКОЕ, ГАЗООБРАЗНОЕ»
Вопросы.
Нужна ли нам вода?
Какое значение имеет вода для жизни на Земле? Для многих растений и животных вода – это место жизни. Без воды не могут жить и те, кто обитает на суше.
Где встречается вода в природе?
Чего на Земле больше – воды или суши? (Работа по карте). Большую часть земной поверхности занимает вода. Её почти в три раза больше, чем суши. Это вода океанов, морей, рек, озёр, родников.
Назовите три состояния воды. (жидкое, твёрдое, газообразное)
Задание: выбери правильный ответ и подчеркни его.(работа в тетради)
Постановка цели и задач урока.
- Сегодня вы познакомитесь со свойствами воды.
- Самостоятельно определите свойства воды путём проведения опыта.
- Самостоятельно сделаете заключение на основании опыта.
4. Изучение нового материала.
Опыт №1. Какова форма воды?
Вам потребуются стакан, блюдце, пластиковая бутылка, вода. Налейте воды в пластиковую бутылку. Какая форма у воды? Перелейте воду из бутылки в стакан и блюдце. Какая форму приобрела вода? ( Вода всегда принимает форму того сосуда, в который она налита). Какие выводы можно сделать?
Вывод: у воды не бывает определённой формы.
Опыт №2. Какого цвета вода?
Вам потребуются стакан, полоски цветной бумаги, вода. Приготовьте полоски цветной бумаги. Налейте воды в стакан. По очереди приложите полоски цветной бумаги к стакану и сравните их с цветом воды. Можно ли сказать, что вода красная, жёлтая, синяя, серая?
Какие выводы можно сделать?
Вывод: вода бесцветна.
Опыт №3. Какова прозрачность воды?
Вам потребуются 2 стакана, 2 ложки, вода, молоко.
Наполните чистой водой первый стакан. Наполните молоком второй стакан. Положите по одной ложке в оба стакана. Что вы видите? Хорошо ли видна ложка в воде?
Какие выводы можно сделать?
Вывод: вода прозрачна.
Опыт №4. Каков вкус и запах воды?
Вам потребуются сахар, соль, лимон, лук, вода, чашечки. Налейте воды в стакан. Разложите по чашечкам кусочки лимона, лука, сахар и соль. Попробуйте воду. Какого она вкуса? Имеет ли запах? Попробуйте лимон, лук, сахар и соль. Опишите их вкус и запах.
Какие выводы можно сделать?
Вывод: вода не имеет вкуса и запаха.
Физминутка. «Вода – не вода».
Я произношу слово, и если оно обозначает воду – вы хлопаете, а если не относится к воде – делаете два шага на месте. Будьте очень внимательны.Итак: океан, ветер, снег, дождь, песок, сосулька, скала, роса, айсберг, птица.
Молодцы! Тихонько сели.
Опыт №5. Может ли вода растворять вещества?
Два осла отправились в дорогу с кладью. Один был навьючен солью, а другой – ватой. Вскоре им пришлось переходить через небольшую речку. Когда осёл, навьюченный солью, вышел из воды, то побежал во всю прыть: ноши его как не бывало.… А осёл, навьюченный ватой, еле передвигал ноги. Почему? Что произошло?
Вам потребуются вода, 4 стакана, сахар, соль, песок, глина, ложка. Налейте воды в стаканы. Положите в первый стакан ложку сахара. Размешайте. Что происходит?
Сделайте то же самое с остальными веществами в других стаканах. Что вы наблюдаете?
Какие выводы можно сделать?
Вывод: Существуют растворимые и нерастворимые вещества.
Опыт №6. Каким свойством обладает вода в жидком состоянии?
Вам потребуется вода. Налейте немного воды на любой плоский предмет. Что произошло? (вода растеклась в разные стороны).
Какой вывод можно сделать?
Вывод: вода жидкая и обладает текучестью.
Закрепление.
Надеюсь, что опыты прошли удачно и интересно. Теперь проверим себя и вспомним свойства воды.
Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором она находится?
Вода бесцветна.
Вода прозрачна.
Вода не имеет вкуса.
Вода не имеет запаха.
Существуют растворимые и нерастворимые вещества.
В жидком состоянии вода текуча.
Работа по карточкам. Если вы согласны с определением, то отвечаете «да», если не согласны, то отвечаете «нет», а если не знаете то «нет».
да
нет
не знаю
1
Вода не имеет формы
2
Вода не имеет цвета
3
Вода прозрачная
4
Вода не имеет вкуса
5
У воды нет запаха
6
Вода – это жидкость
7
Существуют растворимые и нерастворимые вещества
Рефлексия.
Покажите своё настроение после урока. Поднимите радостное личико – если хорошее настроение и вам понравился урок, и грустное личико, если вам было скучно на уроке.
8.Д/з: нарисовать рисунок на тему «Вода – источник жизни».