Авторская программа элективного учебного предмета "Основы социологии", 10-11 класс
Авторская программа элективного учебного предмета "Основы социологии", 10-11 класс
Авторская программа элективного учебного предмета «Основы социологии» для 10 – 11 классов общеобразовательной школы составлена в соответствии с обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования образовательной области «Обществознание» (приказ Минобразования России от 30.06.1999 г. № 56 "Об утверждении Обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования").
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Авторская программа элективного учебного предмета "Основы социологии", 10-11 класс »
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3
с углубленным изучением отдельных предметов»
ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИИ
10 – 11 класс
Авторская программа
элективного учебного предмета
Лабытнанги
2010 г.
Авторская программа
элективного учебного предмета
«Основы социологии» 10-11 класс
69 часов
Пояснительная записка
Авторская программа элективного учебного предмета «Основы социологии» для 10 – 11 классов общеобразовательной школы составлена в соответствии с обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования образовательной области «Обществознание» (приказ Минобразования России от 30.06.1999 г. № 56 "Об утверждении Обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования").
Данная авторская программа апробирована в образовательном процессе школы в течение 2 лет (2007 – 2008, 2008 – 2009 учебные годы). В ходе апробации вносились изменения по совершенствованию программы. Об эффективности программы можно судить по результатам ЕГЭ по обществознанию. Данный курс призван углубить и расширить знания по вопросам и проблемам, изучающимся в курсе обществознания при рассмотрении социальной сферы общества.
Изучение настоящего элективного учебного предмета будет содействовать формированию у подростков целостного представления о тенденциях и закономерностях развития человечества, социальной структуре человеческого общества, социальных институтах и духовной сфере человеческого общества.
Целью курса является формирование научного представления о социологическом подходе к личности, факторам формирования её социального здоровья, основных закономерностях и формах регуляции социального поведения, о природе возникновения социальных общностей и групп, видах и исходах социальных процессов.
Исходя из целей учебного курса, ставятся следующие задачи:
дать учащимся представление о типологии массовых социальных движений, о формах социальных взаимодействий, факторах социального развития, типах и структуре социальных организаций;
сформировать основы социологического анализа;
развивать творческие способы познавательной деятельности учащихся;
воспитывать гражданскую позицию у учащихся, патриотизм и толерантность.
Важное место в предлагаемом курсе уделяется личностно-ориентированным аспектам преподавания и практической ориентации конкретного учащегося на конкретные цели.
Курс «Основы социологии» является интегративным, пересекающимся с курсами «Обществознание», «Всеобщая история», «История России».
Программа курса состоит из 10 разделов: 1) Социологическое знание, 2) Развитие общества, 3) Культура, 4) Социализация, 5) Социальный контроль, 6) Социальная структура, 7) Социальная стратификация, 8) Неравенство и бедность, 9) Социальная мобильность, 10) Человек в социальной группе - которые подразделяются на темы.
Формы проведения занятий, предусмотренные в курсе «Основы социологии»: школьная лекция, практическое занятие, семинарское занятие, зачет. Формы обучения: коллективные (фронтальные), индивидуальные (консультации, зачетные занятия, подготовка сообщений, докладов), парные (взаимодействие между двумя учениками: взаимообучение, взаимоконтроль), групповые.
Программа рассчитана на изучение в течение 69 часов учебного времени (35 часов в 10 классе и 34 часа в 11 классе).
Программа дополнена списком литературы для учителя и учащихся, необходимым для качественного изучения настоящего элективного учебного предмета.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. «Социологическое знание (6 часов)
Предмет социологии. Методы исследования социологии.
Система научного знания. Место социологии в системе социально-гуманитарных, технических и естественных дисциплин.
Методы исследования социологии. Анкетирование, виды анкетирования. Интервьюирование.
Раздел 2. «Развитие общества» (8 часов)
Признаки общества. Типология признаков. Соотношение понятий «страна», «государство», «общество».
Типология обществ. Виды типологий. Дописьменные и письменные общества. Простые и сложные общества. Доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общества.
Эволюция общества. Закон ускорения истории. Закон неравномерного развития.
Социальный прогресс. Прогресс и регресс. Формы прогресса. Социальные, экономические и политические реформы. Краткосрочные и долговременные революции. Понятие модернизации. Органическая и неорганическая модернизации.
Раздел 3. «Культура»(11 часов)
Понятие культуры. Соотношение культуры и цивилизованности.
Состав культуры. Понятие культурной динамики, культурная статика. Материальная и нематериальная культура. Сущность культурного комплекса. Культурный ареал. Культурное наследие и культурные универсалии.
Культурные нормы. Привычки и манеры. Сущность и значение этикета. Роль обычаев и традиций в жизни общества. Обряд, церемония, ритуал. Нравы и законы. Вкусы, мода и увлечения. Верования, знания и мифы. Кодекс чести.
Формы культуры. Элитарная (высокая) культура. Народная культура. Массовая (популярная) культура. Субкультура и контркультура. Культурное разнообразие.
Культурная динамика. Открытия и изобретения. Культурная диффузия. Селективность культуры. Культурный лаг и культурная трансмиссия.
Раздел 4. «Социализация»(8 часов)
Понятие социализации. Роль социализации в жизни общества и человека. Феральные люди.
Значение детства. Биологические предпосылки детства. Родительство как социальное явление. Факторы «удлинения» детства.
Юность. Ролевое бесправие тинэйджеров. Трудности социализации в юношеском возрасте.
Зрелый возраст. Границы зрелости.
Старость. Завершение активного периода социализации.
Агенты и виды социализации. Первичная и вторичная социализация.
Раздел 5. «Социальный контроль»(6 часов)
Понятие социального контроля. Элементы социального контроля. Социальные предписания.
Социальные нормы. Виды социальных норм. Функции социальных норм.
Социальные санкции. Формальные и неформальные санкции. Позитивные и негативные санкции.
Формы социального контроля. Внешний контроль. Внутренний контроль (самоконтроль). Общественное мнение.
Нежелательные формы общественного поведения. Девиантное поведение. Причины делинквентного поведения.
Раздел 6. «Социальная структура»(6 часов)
Общественное разделение труда. Специализация.
Статус личности. Статусный набор. Главный статус. Личный и социальный статусы. Несовпадение статусов. Приписываемый статус. Достигаемый статус. Смешенный статус.
Элементы статуса. Статусная роль. Статусные права и обязанности.Статусный диапазон. Статусные символы. Статусный образ. Статусная идентификация.
Средний класс. Профессионалы – ядро среднего класса. Роль среднего класса в жизни общества и государства.
Стратификация российского общества. От сословий к классам. Бесклассовое общество. Советская коммунистическая номенклатура. Стратификация советского общества. Своеобразие российской стратификации.
Раздел 8. «Неравенство и бедность»(4 часов)
Измерение неравенства и бедности. Масштабы бедности. Порог бедности.
Уровень жизни. Уровни бедности. Абсолютная бедность. Относительная бедность.
Нищета и депривация.
Субкультура бедности.
Раздел 9. «Социальная мобильность»(7 часов)
Классификация мобильности. Межпоколенная и внутрипоколенная мобильности. Вертикальная и горизонтальная мобильность.
В результате изучения программы курса «Основы социологии» учащиеся получают возможность:
Знать/понимать:
социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;
закономерности развития общества, как сложной самоорганизующейся системы;
основные социальные институты (школа, семья, государство и т.д.) и процессы;
особенности различных общественных наук, основные пути и способы гуманитарного познания.
Уметь:
характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества, как целостной системы; проблемы человека в современном обществе;
осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, публицистических);
анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, схема, диаграмма, аудиовизуальный ряд);
сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями;
объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);
раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам;
формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
применять социально-экономические, гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человек и общества;
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Кравченко А.И. Введение в социологию: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов средней (полной) школы к факультативному курсу по обществознанию. М. Просвещение. 2007.
Кравченко А.И. Задачник по социологии. Пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М. Просвещение. 2008.