Данное мероприятие, проведённое в 9-м классе способствует профилактике правонарушений среди подростков, поэтому наиболее приемлимый возраст для проведения 8-9 классы. В рамках данного мероприятия анализируются ситуации, происходит анализ с опорой на законодательную базу. Мероприятие предполагает чтение писем, написанных детьми, попавшими в исправительную колонию, их анализ. Помимо этого предполагается просмотр видеороликов для большего эмоциогнального восприятия темы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Правонарушение - путь в пропасть »
Добрый день.
Внимание на экран : перед вами фото. Что их объединяет? ( показано нарушение социальных норм).
Какие отличия можете выделить? ( на одних – нарушение моральных норм, на других – нарушение правовых норм).
Одинаковая ли будет применена санкция за нарушение предложенных правовых норм? (нет, зависит от степени нанесения вреда обществу; за переход в неположенном месте не может быть такое же наказание, как за кражу).
Не случайно говорят: «Каково деяние, таково и воздаяние».
Сегодня во время классного часа мы рассмотрим конкретные деяния и последствия их совершения.
Тема нашей беседы: « Правонарушение – путь в пропасть».
Вспомним, что такое правонарушение? ( нарушение установленной правовой нормы, характеризующейся различной степенью нарушения вреда личности и обществу).
Какие ассоциации возникают со словом «пропасть».( дно, тупик, путь в никуда, что-то страшное).
Правонарушение – всегда страшно, а подростковая тем более. Мы будем говорить про подростковую преступность.
-Кто же считается подростком? (Уголовное законодательство несовершеннолетними признает лиц, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14 лет, но не исполнилось 18 лет).
Ежегодно подростки совершают более 200 тыс преступлений, каждый 5-ый направляется для отбывания наказания в воспитательную колонию.
Статистика показывает, что самые распространённые преступления, совершаемые подростками : хулиганство, кражи, нанесение телесных повреждений.
Можете ли вы предположить почему именно эти виды правонарушений?
(НАНЕСЕНИЕ ТЕЛЕСНЫХ ПОВРЕЖДЕНИЙ «мы просто играли, ведь многие драки начинаются сигры», просто дрались, шалили, мы сами выясняли отношения, хотели сами наказать, кто-то считает, что силой можно завоевать авторитет во дворе, воспитание ;
КРАЖИ – влияние взрослых друзей, ведь могут сказать, ты – подросток и тебе ничего не будет; неблагополучная семья – у всех есть и ему надо; генетическая предрасположенность, воспитание и др.;
ХУЛИГАНСТВО – перед собой самоутверждаются; интересны послендствия; сказать про черту, которую всегда хотят переступить., отсутствие воспитания, плохая кампания).
И данная беседа должна иметь для вас воспитательный потенциал.
Сейчас я предлагаю вам на анализ 3 различные ситуации. Ваша задача – разобрать и оценить с точки зрения морали совершённое деяние и одновременно из выдержек законодательства назвать нам последствия.
1 ситуация: У Андрея день рождение, ему исполняется 16 лет. Родители дали некую сумму денег, думая, что он с друзьями отметит свой праздник в в кафе и затем пойдёт на дискотеку. Однако старшие друзья Андрея, некоторым из которых исполнилось 19 лет, убедили снять квартиру и устроить вечеринку «на всю катушку». Играла громкая музыка, веселье было в самом разгаре, как вдруг раздался стук в дверь…
Смоделируйте продолжение данной ситуации и поработайте с законодательством.
2 ситуация: 18 летний Денис великолепно «стоял» в воротах, пробить его было почти невозможно. Когда во дворе играли в футбол, смотреть собиралась вся мужская половина улицы. Игорю ояень хотелось стать другом Дениса. Он подавал мячи за воротами, выравнивал перед игрой вратарскую площадку – и всё для своего КУМИРА! Но все попытки подружиться долгое время заканчивались ничем. Может потому, что Игорю всего 15, или по какой – то другой причине, кто знает…
И вдруг осенью Денис стал обращать внимание на Игоря. Несколько раз просил донести его спортивную сумку после игры. Игорь был на верху блаженства. Однажды Денис спросил Игоря: « Ты надёжный малый?». «Думаю, что да»,- скромно ответил Игорь.» Тогда окажи мне услугу». – «Разумеется. Какую?».- «Надо передать одному знакомому коробку с кроссовками». Что-то насторожило Игоря в этой просьбе, но он настолько верил своему КУМИРУ, что он стал задавать лишних вопросов.
А через день он был задержан с поличным, при передаче давно разыскиваемому преступнику партии наркотиков…
3 ситуация - отрывок из передачи «Человек и закон» от 13.12.2013 года.( про групповое избиение).
Общее задание: оценить с точки зрения морали и права.
Материал для групп:
1 группа:
Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.
Статья 2.2. Формы вины.
1.Административное правонарушение признаётся совершённым умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
2. Статья 3.2. Виды административных наказаний.
1. За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:
– предупреждение;
– административный штраф;
Статья 20.1. Мелкое хулиганство (из кодекса об Административных правонарушениях)
Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающее нецензурной бранью в – влечёт наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Статья 20.20. Распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ – влечёт наложение административного штрафа в размере от трёх до пяти минимальных размеров оплаты труда.
Комиссия по делам несовершеннолетних также может применить к подростку меры воспитательного характера: обязать принести публичное или в иной форме извинение потерпевшему; вынести предупреждение; объявить строгий выговор и другое.
Кодексе об административных правонарушениях РФ предусмотрена ст. 6.10. – «Вовлечение несовершеннолетнего в употребление пива и напитков, изготавливаемых на его основе, спиртных напитков или одурманивающих веществ». Она влечёт наложение административного штрафа от 100 до 2000 рублей. За неоднократность вовлечения несовершеннолетних в распитие пива и спиртных напитков взрослый может быть привлечён к уголовной ответственности по ст. 151 Уголовного кодекса РФ.
Коммендантский час: для подростков, не достигших 17 лет установлено ночное время (с 22.00 часов (с 1 мая по 30 сентября – с 24 часов) до 6 часов), в которое не допускается их нахождение без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) в общественных местах, в том числе на улицах, стадионах, площадях и т.д.
Данные нарушения влекут наложение административного штрафа в размере от 500 до 1000 руб. При повторном нарушении установленного ограничения штраф возрастёт до 2000 руб.
2 группа:
Уголовной ответственности за преступления в сфере незаконного оборота наркотиков подлежат лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста.
Наркомания — это не только потребление, но и изготовление, хранение и сбыт наркотических веществ. Это самая доходная сфера преступного бизнеса, приобретающая все более международный характер, в которой важное место отводится несовершеннолетним и молодежи, как потребителям наркотиков, так и субъектам преступного промысла. В одиночку здесь не работают.
Уголовная ответственность за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ установлена в статьях УК РФ.
Статья 228.1. Незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов
1. Незаконные производство, сбытили пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов - наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет.
2. Те же деяния, совершенные:
б) в крупном размере, - наказываются лишением свободы на срок от пяти до двенадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные:
лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, в отношении несовершеннолетнего;
наказываются лишением свободы на срок от восьми до двадцати лет и со штрафом в размере до одного миллиона рублей .
Исключением является их хищение и вымогательство: ответственность наступает с 14 лет.
В случае если преступление совершено до наступления возраста уголовной ответственности, то правоохранительные органы совместно с комиссиями по делам несовершеннолетних имеют широкий арсенал мер воздействия к виновному лицу, а также его родителям либо лицам, их заменяющим. Однако они не относятся к уголовному наказанию, и, соответственно, их характер менее строг.
ч. 2 ст. 87 УК РФК несовершеннолетним, совершившим преступления, могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия либо им может быть назначено наказание, а при освобождении от наказания судом они могут быть также помещены в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием.
ч. 2 ст. 90 УК РФ"Применение принудительных мер воспитательного воздействия" несовершеннолетнему могут быть назначены следующие принудительные меры воспитательного воздействия:
а) предупреждение;
б) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;
в) возложение обязанности загладить причиненный вред;
г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.
3 ситуация:
Уголовная ответственность за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью наступает с 14 лет .
Статья 115УК РФ. Умышленное причинениелегкого вреда здоровью, из хулиганских побуждений
наказывается обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
Статья 111УК РФ. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью
Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, или повлекшего за собой потерю зрения, речи, слуха и т.д. — наказываются лишением свободы на срок от двух до восьми лет.
Деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору : наказываются лишением свободы на срок до двенадцати лет.
Как видно, последствия опасные.
Беседа после разбора ситуаций. Как можно было бы избежать наступления данных последствий?
Вывод: соблюсти моральные нормы. Видите, какая порой тонкая грань между моралью и законом! Последствия правонарушений – пропасть.
Зачитываются отрывки из писем тех детей, которые уже попали в эту пропасть. ( музыка + слайды)
Из обращения воспитанника Можайской колонии Дмитрия Ч. К своим сверстникам ( 15 лет, осуждён на 3, 5 года):
Нас было 3 друга. Сначала мы унесли несколько шапок, сапоги, всякую мелочь. Всё продали. По первому разу очень боялся , что поймают. Но, когда увидел «живые» деньги- обрадовался. Тогда не поймали. А деньги с друзьями прогулял. Подумал, что так жить можно…
Через месяц избил мужчину. Не понравилось его замечание. Когда меня взяли, сначала не поверил, что могу получить срок. Думал: повоспитывают и отпустят. Не отпустили…
Советую ВСЕМ никуда не лезть. ВСЕ когда-нибудь попадутся. Здесь чувствуешь себя, как в клетке. За забор СТРАШНО хочется!!!ДОМОЙ ХОЧУ, к МАТЕРИ! Сидел бы рядом с ней и никуда не отходил. А здесь МАТЕРИ нет. САМ за СЕБЯ! Никто тебе не поможет. Знал бы, что меня ждёт!!!
Из обращения воспитанника Кировоградской ВТК Георгия С. К своим сверстникам ( 15 лет, осуждён на 3 года)
Если не дураки, никуда не лезьте. Здесь сидят только дураки. Умные – это те, кто подговаривал… Они сейчас в парке гуляют. А такие дураки, как я , баланду хлебают. Здесь никто не поможет. И стираешь сам. И зашиваешь всё сам. И вообще всё делаешь сам.
Мамины глаза часто вспоминаю. Жалко её. Думайте, думайте о матерях. О себе думайте! Как хочется ВСЁ ПОВЕРНУТЬ НАЗАД…
Какие чувства вызывают у вас эти письма? ( ужас, жалость, страх, шок).
И мы все понимаем почему они оказались в этой ситуации. Они сами сделали осознанно такой выбор.
Дорогие ребята, я знаю вас с 5 класса, когда вы были совсем малыши, я знаю ваши семьи. Я верю в вас и желаю НИКОГДА не оказаться в этих или подобных ситуациях, при чём ни по одну сторону. Надеюсь вы задумаетесь над сегодняшним занятием, сделаете правильные выводы.
И ещё одно пожелание я хочу выразить в притче. Притча « Всё в твоих руках». А по отношению к законам зарубите себе на носу правило: ЗНАТЬ – УВАЖАТЬ – СОБЛЮДАТЬ и в ПРОПАСТЬ НИКОГДА не попадать.