kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические рекомендации

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации по правовому воспитанию учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации»

Доклад на методическом объединении учителей истории

учитель МОБУ лицея № 33 г. Таганрога

Кравченко Людмила Ивановна


Тема: Рекомендации по использование компьютерных технологий  

для повышении уровня правовой культуры несовершеннолетних

в условиях современного образования


АННОТАЦИЯ:

Использование компьютерных технологий,  в повышении уровня правосознания детей и подростков. Проанализировано действующее законодательство, регламентирующее данные вопросы.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:

Права ребенка, правовая культура, защита, право, правоцелесообразное поведение. законодательство, несовершеннолетний, цифровизация. игрофикация.

 Несовершеннолетние - это особая группа населения, тонкий социальный барометр, чутко реагирующий на экономические, политические изменения в обществе. Конституция Российской Федерации, главный закон нашей страны, определяет особые гарантии правового положения детей ст. 38. (1)

Несовершеннолетним согласно Гражданскому кодексу РФ ст.26 является лицо, которому  исполнилось 14 лет, но не исполнилось 18 лет. (2) .

Знание своих прав и умение их реализовывать помогает стать человеку более успешным в жизни, формировать ответственное поведение.

Большую роль в решении задач правового просвещения и правового воспитания подрастающего поколения играет система образования. На образовательные организации возложена не только задача обучения – велика их роль в воспитании личности, сочетающей в себе следование принципам морали, права, духовное и культурное богатство. Мероприятия по повышению правовой культуры, правовому просвещению всех участников образовательного процесса, профилактике правонарушений несовершеннолетних реализуются согласно различным подпрограммам, включенным в программу развития образования.

Мы живем в условиях современного общества, которое в науке принято называть информационным. Детей и подростков считают едва ли не главными специалистами в области информационных технологий – ведь они, в отличие от большинства родителей, появились на свет уже в новую эпоху, насыщенную гаджетами и другими видами техники. Основная масса подростков считают себя уверенными пользователями интернета

Законодательство Российской Федерации отражает эту тенденцию. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273- статья 16. Гласит : реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий предполагает применение содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. (3)

20 февраля 2018 года Государственная дума Федерального собрания Российской Федерации седьмого созыва. Комитет по образованию и науке приняла решение ( N 40-5 ): «Развитие информатизации системы образования. Совершенствование законодательства в области электронного обучения и дистанционных образовательных технологий», которое предполагает: "Информатизация образования является неотъемлемой составляющей формирования информационного общества в Российской Федерации, важным направлением развития всей системы российского образования". (4)

Одним из источников получения  информации по праву является интернет, ввиду своей доступности, популярности и простоты. Обычным явлением для несовершеннолетних становится посещение разных порталов государственных и не государственных услуг. Например, портал «Госуслуги» дает широкий спектр услуг: получение документов, выписок, запись в медицинские учреждения и прочее.

В силу этого обстоятельства использование компьютерных технологий приобретает особую роль  в повышении уровня правовой культуры детей.

В последние годы стали происходить существенные изменения в отечественном образовании. Происходит цифровизация образовательной среды. Обучающиеся оказались вовлеченными в процессы игрофикации и цифровизации вне зависимости от места своего пребывания.

Подросток, как участник образовательного процесса стал генерировать в среднем от 400 мегабайт данных в день.  По прогнозам специалистов в области образования к 2030 г. обучаемым не нужно будет тратить время на специальное (предметное) образование. По мере необходимости каждый будет подключен в режиме реального времени к информационной системе, где и получит требуемые знания и умения.

Я считаю, что к положительным результатам цифровизации образовательных отношений в области правовой культуры можно отнести умения осуществлять поиск необходимой информации из электронных сервисов, производить её отбор. Ученики получают права на доступ к персональным данным и их защите, на конфиденциальность и анонимность персональной информации. Они учатся пользоваться авторскими правами (создание и распространение фото, видео, и т.д.).

Ознакомление подростков с правом в основном происходит в процессе изучения ими предметов правовой направленности (обществознание, право и др.), а также при участии в различных просветительских и воспитательных мероприятий в сфере права.

Отсюда следует, что правовое обучение современных несовершеннолетних детей, должно быть несколько иным, чем существует сейчас, что предполагает развитие юриспруденции информационного пространства. Я представляю, что правовое обучение все больше уходит в киберпространство, которое:

1) позволяет переживать конкретные  ситуации из их жизни в реализации своих прав,

2) заставяет детей задуматься над проблемами взаимоотношений между собой, а также между гражданами и государством.

3) позволяет формулировать свое собственное мнение и свободно его высказывать.   

4) учит общаться друг с другом, решать конфликты, возникающие вследствие противоречий между правами и интересами людей в обществе.

Формирование правовой культуры и правовой воспитанности личности представляет собой двойственный процесс:

- накопление правовых знаний.

-превращение этой накопленной информации в личные убеждения.  Поэтому необходимы такие формы формирования правовой культуры, которые более всего будут приемлимы подростками.

Например,  игровое обучение (без принуждения). Процессы игрофикации (процесс включения игровых элементов в обучении) методов обучения праву, вовлекающие несовершеннолетнего в электронную образовательную среду, будут включать детей в проживание процессов и явлений виртуальной правовой жизни, и формировать у них на первом этапе виртуально-игровой уровень правосознания. Сначала формируются грубые оценки правовой информации (полезно – вредно, опасно – безопасно).  С взрослением несовершеннолетнего, игровой уровень должен заменяться другими уровнями правового сознания, за счет развития самосознания и самоуправления.

Большую роль в правосознании несовершеннолетних играют настроения и чувства. Дети в игре проживают такие чувства , как раскаяние, осуждение, вина, законность и др. при получении правовой информации, что облегчает усвоение знаний.

Конечно, правовая информация должна идти с учетом возрастных особенностей детей.

Таким образом, современные дети «встраиваются» в жизнь в условиях цифровизации общественных отношений и правоотношений, они адаптируются к новым видам одновременного существования в обычной и электронной среде, где приоритет смещается в сторону бесконтактных взаимоотношений. И в этом таятся опасности.

Татьяна Владимировна Черниговская (Доктор биологических, филологических наук, член-корреспондент РАО)   характеризует современный цифровой мир признаками текучести, прозрачности, нестабильности, сверхбыстрости и указывает на формирование автономности его жизни. (6)

 Содержание и структура формирования правовой культуры несовершеннолетних, использующих киберпространство, требует ввсестороннего контроля.

Между тем, вне зависимости от изменений, происходящих в социально-правовой сфере в связи с цифровизацией, государство и общество ожидают от несовершеннолетних прогрессивно-правового развития и правосообразного поведения.

Я считаю, что можно рекомендовать при формировании правовой культуры развитие и подачу правовой информации через информационные технологии: театр-студии права, он-лайн эстафеты, веб-советы, телемосты, квесты по правовой тематики, флеш-мобы, кейсы-интеракториумы, референдумы обучающихся, правовые марафоны и акции, олимпиады и конкурсы, конференции, лектории и тематические встречи с работниками учреждений межведомственного взаимодействия, деловые игры и викторины, мультимедийные часы, виртуальные экскурсии.

Правовую культуру несовершеннолетнего следует рассматривать через призму его жизнедеятельности. Ведь каков ребенок в проявлении свойств своего правосознания, такова и правовая культура несовершеннолетних как социально-демографической группы общества.

Поэтому процесс формирования правовой культуры детей и подростков в цифровом пространстве не может быть хаотичным. Образовательное правовое киберпространство должно обеспечивать усвоение несовершеннолетними содержания правовых предписаний, ценностное восприятие права и правоцесообразное поведение.



БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1.Конституция Российской Федерации //Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. № 31. Ст. 4398.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. (часть первая): Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // СЗ РФ. – 1994. - № 32 ст.26

3.Федеральный закон «Об образовании» от 29.12.2012 N 273- Статья 16. М. 2012г Вестник образования России,

4.Решение ( N 40-5 ) от 20 февраля 2018. Государственная дума Федерального собрания Российской Федерации седьмого созыва. Комитет по образованию и науке. М. N 6, март 2018

5.Селедцов В. А. Формирование правовой культуры современного школьника / В. А. Селедцов. // Молодой ученый. — 2021. — № 43 (385). — С. 281-283.
6. Черниговская Т. В. «Homo Confusus – Человек растерянный и новая цифровая реальность». Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ). М. 2020 .

7.Гавриш Е. М. Правосознание как элемент правовой культуры школьников // Педагогическое образование в России. — 2012. — № 2. — С. 208–210.

8.Карпова С. Е., Васильева Е. Н., Кондратьев А. Я., Иванова И. О. Правовая культура современной молодежи: актуальное состояние и пути её повышения // Молодой ученый. — 2018. — № 1. — С. 173–175.























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Методические рекомендации

Автор: Кравченко Людмила Ивановна

Дата: 18.05.2024

Номер свидетельства: 650860

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(256) "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮ "ПРИГОТОВЛЕНИЕ СУПОВ И СОУСОВ" "
    ["seo_title"] => string(149) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-po-vypolnieniiu-vnieauditornoi-samostoiatiel-noi-raboty-po-profiessional-nomu-moduliu-prigotovlieniie-supov-i-sousov"
    ["file_id"] => string(6) "150456"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1420479789"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(238) "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮ "ПРИГОТОВЛЕНИЕ СЛАДКИХ БЛЮД И НАПИТКОВ" "
    ["seo_title"] => string(140) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-po-vypolnieniiu-laboratornykh-rabot-po-profiessional-nomu-moduliu-prigotovlieniie-sladkikh-bliud-i-napitkov"
    ["file_id"] => string(6) "151008"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420620014"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ (ФИЗИКА)» "
    ["seo_title"] => string(106) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-k-vnieklassnoi-rabotie-po-uchiebnoi-distsiplinie-iestiestvoznaniie-fizika"
    ["file_id"] => string(6) "173808"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1424025407"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ХИМИЯ» "
    ["seo_title"] => string(75) "obshchiie-mietodichieskiie-riekomiendatsii-k-uchiebnoi-distsiplinie-khimiia"
    ["file_id"] => string(6) "178696"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1424872628"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ КОНСПЕКТОВ НА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ХИМИЯ» "
    ["seo_title"] => string(95) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-po-sostavlieniiu-konspiektov-na-uchiebnoi-distsiplinie-khimiia"
    ["file_id"] => string(6) "163770"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1422538424"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства