"Детство - это самая лучшая пора в жизни человека. От того, как сложится детство у ребёнка, зависит его дальнейшая жизнь". "Дети и война - нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете:" (А.Твардовский)
Атрибуты войны: фляжка, каска, кружка, пилотка; выставка книг на тему "Дети и война", цветы.
Форма проведения: урок мужества.
Ход мероприятия
"Я не напрасно беспокоюсь, Чтоб не забылась та война: Ведь это память - наша совесть. Она, как сила, нам нужна:" Ю.Воронов "Опять война"
Учитель:Горькую чашу пришлось испить в годы войны детям. Они гибли под бомбами и умирали от голода, но нередко сражались рядом со взрослыми, становились настоящими героями. У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство. "Дети Великой Отечественной войны" - так называют сегодняшних 59-76-летних людей. И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война. Они сейчас стали ветеранами - дети войны. А память хранит всё в сердце. Об этом наш сегодняшний необычный урок мужества. Урок памяти. Урок-напоминание. Урок-воспоминание.. 1 -2 слайд
Звучит фонограмма сообщения "От Советского Информбюро".
Учитель: Вот так неожиданно, в обычный летний день 22 июня 1941года началась самая страшная, самая кровавая из всех Великих Отечественных войн. Можно сосчитать сколько лет, месяцев и дней длилась война, сколько было разрушено и потеряно, но как сосчитать количество горя и слез, которые заставила пролить эта страшная война.
Ученик 1
Июнь. Клонился к вечеру закат, 3 слайд И теплой ночи разливалось море. И раздавался звонкий смех ребят, Не знающих, не ведающих горя. Июнь! Тогда еще не знали мы, Со школьных вечеров домой шагая, Что завтра будет первый день войны, А кончится она лишь в сорок пятом, в мае.
Учитель:При слове "война" нам представляются смерть и разрушения, грохот орудий, разрывы снарядов и гул вражеских самолетов. Но война - это две половины жизни страны: фронт и тыл. Мы много знаем про страшные бои, раны и смерть на полях сражений. Многое написано и про работу в тылу, где ковалась победа, но немногое сказано про детей войны - про тех, кому в те страшные годы было совсем еще немного лет. Они не могли стоять у станков, растить хлеб. Они были просто маленькими детьми.
Ученик 2:
Война прошлась по детским судьбам грозно, 5 слайд Всем было трудно, трудно для страны, Но детство изувечено серьёзно: Страдали тяжко дети от войны:
Ученик 3:
В огне войны сгорело детство, Но не прошло бесследно, нет, И носим мы в себе наследство - И боль, и радость грозных лет:
Ученик 4 "Дети войны..." Лариса Луканева
Крохотный, слабый, беспомощный В мире огромном, неистовом Робко гуляет по кромочке. В воздухе слышатся выстрелы. Ножками белыми, ловкими Перебирает по лестнице. У перебранки с винтовками Первая пуля, как вестница. Кто эти люди жестокие? В чем их бесовская миссия? Будешь ли жить одиноким ты, Жертвой житейской коллизии? Мячик, как Землю, прижми к себе, Спрячь от чужого и пришлого! Хочется доброго, мирного, Светлого, ясного, пышного! Мальчик, глазами которого, Тяжко взирает бездолие: Ценится, в мире, где взрослые, Жизнь, как и прежде, недорого.
Дети войны, вы детства не знали. Ужас тех лет от бомбёжек в глазах. В страхе вы жили. Не все выживали. Горечь-полынь и сейчас на губах.
Дети войны, как же вы голодали… Как же хотелось собрать горсть зерна. На зрелых полях колосья играли, Их поджигали, топтали…Война…
Ведущий 1: Дети и война – понятия несовместимые. Мальчишки и девчонки, попавшие на войну, должны были расстаться с детством.
Ведущий 2:— Они встречали войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохотным, кто-то подростком. Кто-то на пороге юности. Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере, на переднем крае и в глубоком тылу.
Звучит фонограмма взрывов, затем первый куплет песни «Священная война».
Ведущий 2 — Дети и война – нет более ужасного сближения двух противоположных вещей на свете.
Ведущий 1 — Мальчик, везущий на детских санках мать, тяжело раненую, когда шел бой за их деревню.
Ведущий 2 — Дети и война… Для кого-то — это блокадный Ленинград, для кого – сиротское детство
Ведущий 1: В суровые дни сорок первого года они встали взрослыми. Они встали в бой и боролись с врагом самоотверженно. Они стали героями.
Сообщение о детях – Героях ВОВ
Стих «Досвиданье мальчики» Чорная А.
Леня Голиков (Максим К. и Максим Б)
Ведущий 2. В эти годы порой казалось, Что мир детства навек опустел, Что не вернется радость В город, где дома без стен. Ведущий 1. Был серебряным смех девчонок, Но его заглушила война. А седины ребячьих челок… Разве этому есть цена?
Ведущий 2 . Юные безусые герои! Юными остались вы навек, Перед вашим вдруг ожившим строем Мы стоим, не поднимая век. Боль и гнев сейчас тому причина, Благодарность вечная вам всем, Маленькие стойкие мужчины, Девочки, достойные поэм. Песня «Ах, война, что ты сделала…» (муз. и сл. Б. Окуджавы).
Стих Хижняк В. «Мальчик из села Поповки»
Сообщение о Марате Казее (Маша К. и Кристина К.)
Ведущий 1. Сколько вас? Попробуй перечислить – Не сочтешь, а впрочем, все равно Вы сегодня с нами, в наших мыслях, В каждой песне, легком шуме листьев, Тихо постучавшихся в окно.
Стих Мельник В., Вакуленко А., Неметуллаев Э. «Карта»
Сообщение о Вале Котике Васфие и Влад Ведущий 2. Что может быть страшнее смерти ребенка? Дети на войне… Есть поговорка: «На войне детей не бывает». Те, кто попали в войну, расстались с детством навечно. И мальчишки и девченки.
Стих «Зинка» Кутовая К. и Тарасевич В.
Сообщение о Зине Портновой Эльмаз К. и Эльмаз Г.
Ведущий 1 . Мальчишки мужали, мальчишки взрослели, И только бы жить начинать сорванцам, Как их завертели такие метели, Какие, пожалуй, не снились отцам.
Ведущий 2. Дети войны… Сколько их, маленьких отважных сердец, сколько любви и преданности своей Родине… Кто они, эти мальчишки и девчонки? Бесстрашные герои… Орлята Великой Отечественной войны! Герои Крыма. Сообщение о Володе Дубиненом. Даша К.
Ведущий 1: Эх, как я хочу жить и рассказывать все это после победы. Всем, кто будет учиться в этой школе! 52-я школа! Твои стены держатся, как чудо среди развалин, твой фундамент не дрогнул, как наш мощный кулак десятки… Дорогая десятка! Кто из вас останется жив, расскажите всем, кто в этой школе будет учиться; где бы вы ни были, приезжайте и расскажите все, что происходило здесь, в Севастополе. Я хочу стать птицей и облететь весь Севастополь, каждый дом, каждую школу, каждую улицу. Это такие мощные кулаки, их миллионы, нас никогда не победят сволочи Гитлер и другие. Нас миллионы, посмотрите! От Дальнего Востока до Риги, от Кавказа до Киева, от Севастополя до Ташкента, таких кулаков миллионы, и мы, как сталь, непобедимы!
Сообщение о Валерие Волкове. Мавиле.
Ведущий 2:
Умирая он сказал: - « я умер за Родину!» Пионер- войны Витя Коробков.
Сообщение о Вите Коробкове Полина П.
Стих «Варварство» К. Кристина и Лермонтов М.
Ведущий 1:
И если в страну мою недруг ворвется, Найдет он могилу себе. Клянусь,— пока сердце в груди моей бьется, Отчизна, я – верен тебе.
Эти стихи написал четырнадцатилетний партизанский поэт Юра Стоянов. В 1941 году старший, Анатолий, окончил десять классов. Средний, Юрий,— семь. Ну, а младшему, Мите, было всего двенадцать лет.
Сообщение о братьях Стояновых Цимбалюк С.
Стих « На фотографие в газете» Влад Г.
Сообщение Гусак А. Саша Бондарчук.
Ч т е ц 3. Вспомним всех поименно, С горем вспомним своим… Это нужно не мертвым, Это нужно живым! На экране портреты героев- пионеров. Проводится перекличка. Ч т е ц 4. Леня Голиков погиб 24 января 1943 года в неравном бою под селом Острая Лука Новгородской области. Ч т е ц 5. Марат Казей погиб в мае 1944 года в бою с фашистами близ села Хоромицин в Белоруссии. Ч т е ц 6. Валя Котик погиб 17 февраля 1944 года при охране склада с боеприпасами в селе Изяслово. Ч т е ц 7. Володя Дубинин погиб 4 января 1942 года в Керчи, помогая саперам расчищать заминированные тропы. Ч т е ц 1. Зина Портнова расстреляна фашистами осенью 1943 года в Полоцке. Ч т е ц 2. В те рассветы Осенние ветры свистели как стрелы. В те рассветы Горела в обветренных реках вода. В те рассветы Мальчишек фашисты вели на расстрелы. Те рассветы забыть? В с е. Никогда! Никогда! Стук метронома. Тихо звучит «Реквием» В. Моцарта. На экране кадры Ленинградской блокады. Ленинградские дети в ту зиму разучились шалить, играть, смеяться. Ученики падали от голода. У всех была общая болезнь – дистрофия. А к ней прибавилась и цинга. Кровоточили десны. Качались зубы. Школьники умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но, случалось, и прямо в классе. Ч т е ц 7. Бесчисленные злодеяния творились на нашей земле: фашистами было организовано страшное по своей жестокости уничтожение детей. Ч т е ц 1. Пятьдесят четыре тяжелобольных ребенка, находившихся на лечении на курорте Теберда, были удушены газом и сброшены в Тебердинское ущелье. Такая же участь постигла двести десять детей из симферопольского детдома. Часть детей фашисты отравили газом, а часть закопали живыми. Звучит фонограмма песни «Бухенвальдский набат» (муз. В. Мурадели, сл. А. Соболева). На экране кадр: детский барак в концлагере. Ч т е ц 2. Проходит время, годы пролетают, десятилетия, а боль не утихает. Мертвых не воскресить, но пусть в венки, которые ложатся на их могилы, вплетается весть о суровом возмездии убийцам… Звучит фонограмма песни «Ничто не забыто, никто не забыт» (муз. А. Новикова, сл. В. Харитонова). На экране слова: «Памяти павших будьте достойны». Ч т е ц 3. Знаем мы всех героев бесстрашных. Преклоняем колена перед памятью павших, И ложатся цветы на гранитные плиты… Да, никто не забыт, и ничто не забыто. Стук метронома. Минута молчания. Звучит фонограмма песни «Никто не забыт» (муз. Ю. Чичкова, сл. Ю. Разумовского). Луч прожектора высвечивает выставку книг. На сцену выходят четыре ученика из младших классов. Звучит фонограмма песни «Нам мир завещали беречь» (муз. Ю. Чичкова, сл. М. Пляцковского). Г о л о с з а к а д р о м. На планете сейчас неспокойно, Но мы верим в цветенье весны. Не нужны нам «звездные войны», Пусть нам снятся звездные сны! Ч т е ц 1. Да будет светлой жизнь детей! Как светел мир в глазах открытых! Ч т е ц 2. О, не разрушь и не убей – Земле достаточно убитых. На экране голубь – символ мира. Песня «Нам нужен мир» (муз. Р.Тульвовича, сл. З. Ямпольского).
Видео и минута молчания.
Валерий Волков.
Валерик жил в г.Черновцы. Мать умерла ещё до войны, отец - инвалид работал сапожником. Когда началась война, решили добраться до Бахчисарая, где жил брат отца (не думали, что немцы и до Крыма дойдут). Но дядьки в Бахчисарае не застали, сначала жили в его доме, потом перебрались в Чоргун (ненешнее Черноречье).В этом оккупированном немцами прифронтовом селе мальчика и встретили разведчики 7-й бригады морской пехоты Илита Даурова и Ибрагим Ибрагимов. Мальчик рассказал, что отца застрелили немцы, обвинив в связи с партизанами.
Комиссар бригады Н.Е Ехлаков приказал отправить мальчика в инкерманские штольни, в подземную школу. Дело было на исходе зимы, по некоторым сведениям, в марте. А летом мальчишка снова появляется в расположении части. Рассказывает, что у него на глазах во время бомбёжки погибла учительница и многие однокласники (в книге Д.Ткача "Есть стоять насмерть" говорится, что это произошло при попытке эвакуации школы.). На этот раз его отправлять особо некуда и Валерика оставляют в бригаде среди разведчиков.
Так он становится «сыном полка» 7-ой бригады морской пехоты. Наравне со взрослыми участвует в боевых действиях. Подносит патроны, добывает разведывательные данные, с оружием в руках сдерживает атаки врага. По воспоминаниям однополчан, любил стихи и часто читал боевым товарищам Маяковского. Обладая хорошими литературными данными, редактировал по-своему уникальную рукописную газету-листовку — Окопная правда (опубликована в газете «Правда» 8 февраля 1963 года).
Сохранился последний, 11-й номер. Вот его текст:
ОКОПНАЯ ПРАВДА № 11
Наша 10-ка — это мощный кулак, который врагу будет дивизией, и, как сказал майор Жиделев, мы будем драться как дивизия.
Нет силы в мире, которая победит нас, Советское государство, потому что мы сами хозяева, нами руководит партия коммунистов.
Вот посмотрите, кто мы.
Здесь, в 52-й школе:
1. Командир морского пехотного полка майор Жиделев, русский.
2. Капитан, кавалерист, грузин Гобиладзе.
3. Танкист, рядовой Паукштите Василий, латыш,.
4. Врач медицинской службы, капитан Мамедов, узбек.
5. Летчик, младший лейтенант Илита Даурова, осетинка.
6. Моряк Ибрагим Ибрагимов, казанский татарин.
7. Артиллерист Петруненко из Киева, украинец.
8. Сержант, пехотинец Богомолов из Ленинграда, русский.
9. Разведчик, водолаз Аркадий Журавлев из Владивостока.
10. Я, сын сапожника, ученик 4.-го кл., Волков Валерий, русский.
Посмотрите, какой мощный кулак мы составляем и сколько немцев нас бьют, а мы сколько их побили; посмотрите, что творилось вокруг этой школы вчера, сколько убитых лежит из них, а мы, как мощный кулак, целы и держимся, а они, сволочи, думают, что нас здесь тысяча, и идут против нас тысячами. Ха-ха, трусы, оставляют даже тяжелораненых и убегают.
Эх, как я хочу жить и рассказывать все это после победы. Всем, кто будет учиться в этой школе!
52-я школа! Твои стены держатся, как чудо среди развалин, твой фундамент не дрогнул, как наш мощный кулак десятки...
Дорогая десятка! Кто из вас останется жив, расскажите всем, кто в этой школе будет учиться; где бы вы ни были, приезжайте и расскажите все, что происходило здесь, в Севастополе. Я хочу стать птицей и облететь весь Севастополь, каждый дом, каждую школу, каждую улицу. Это такие мощные кулаки, их миллионы, нас никогда не победят сволочи Гитлер и другие. Нас миллионы, посмотрите! От Дальнего Востока до Риги, от Кавказа до Киева, от Севастополя до Ташкента, таких кулаков миллионы, и мы, как сталь, непобедимы!
Валерий «поэт» (Волк) 1942 г
В районе Ушаковой балки принял Валерик свой последний бой. Он был в группе прикрытия, которая 1 июля перекрывала подходы к морю, где шла погрузка эвакуируемых. Мальчик находился ближе других к дороге, по которой пошли танки. Он пополз навстречу с гранатой (связкой гранат), но когда уже собирался её метнуть, был ранен в правое плечо. Ни раненой, ни левой рукой 13-летний мальчик не смог бы добосить гранаты с безопасного расстояния. Поэтому он подпустил танк поближе и метнул гранаты левой рукой прямо под гусеницы танка.
Танк завертелся и встал посреди дороги. Советские воины подожгли остальные две машины. Фашисты так и не смогли прорваться к морю, где шла эвакуация раненых.
В этом бою Валерик был смертельно ранен.
Похоронили мальчишку во дворе школы, а годах в 60-х перезахоронили на "кладбище Горпищенко".
Долгое время подвиг Волкова оставался неизвестным. Лишь в середине 60-х его выжившие однополчане Иван Петруненко и Илита Даурова проливают свет на жизнь юного героя. Они и передают упомянутый 11 выпуск «Окопной правды» в руки историкам.