Классный час на тему "Защита прав потребителя" для учащихся 9 класса
Классный час на тему "Защита прав потребителя" для учащихся 9 класса
Данный классный час знакомит учащихзся 9 класса с правами и защитой потребителей граждан РК. Классный час "Права потребителей" дополнительно сопровождается презентацией. Начинается классный час с вводной беседы:- Ежедневно мы совершаем покупки или обращаемся за выполнением каких-либо услуг или работ. А может, мы только намереваемся что-нибудь приобрести, это значит, что изо дня в день мы являемся потребителями. Дальше идет разяснение "Закона прав потребителей Республики Казахстан"
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Классный час на тему "Защита прав потребителя" для учащихся 9 класса»
Классный час "Защита прав потребителей" Дата проведения 25.11.15г
Цель - Познакомить учащихся 9 класса с правами потребителя, защитой прав потребителя, Законом РК «О защите потребителя». Развивать интерес к изученной теме; воспитывать экономически грамотную личность; повышение потребительской культуры школьников (слайд 2)
Форма проведения:Презентация
Оборудование:- презентация к уроку; - Закон РК «О защите прав потребителя»
Ход классного часа:
I.Оргмомент.
II. Изучение материала
Тема нашего классного часа: «Защита прав потребителей»
Вводная беседа:- Ежедневно мы совершаем покупки или обращаемся за выполнением каких-либо услуг или работ. А может, мы только намериваемся что-нибудь приобрести, это значит, что изо дня в день мы являемся потребителями. (Слайд 3)
История потребительского движения (слайд 4,5)
- Кто же такой потребитель? Попробуйте сформулировать сами это определение.
Итак, потребитель - гражданин, купивший или имеющий намерение заказать, приобрести товары, услуги для личных нужд, не связанных с извлечением прибыли(слайд 6,7,8)
Исполнитель - организация, независимо от ее формы собственности, а также предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.
С изготовителями, исполнителями, продавцами мы как потребители сталкиваемся в своей повседневной жизни. И, обладая суверенитетом, то есть независимостью в выборе товаров, услуг, мы часто сталкиваемся с давлением на нас продавцов, изготовителей. Всеми правдами и неправдами (тщательно изучая потребности потребителя, скрывая и искажая информацию, обманывая потребителя) продавцы стараются заманить его в свои «сети». Таков рынок!
- Сообщение учителя о способах воздействия рынка на нас как потребителей.
Действительно, выбирать и покупать товары, пользоваться услугами исполнителей не так просто, как кажется. Специалисты считают, что покупка должна быть осознанной и продуманной. -_Что это значит, как вы думаете? (надо сравнить цены на аналогичный товар в разных магазинах, проверить его качество, получить полный объем информации о нем).
- Попробуйте определить положительные и отрицательные стороны покупки
товаров в следующих местах:
А) в супермаркете; Б) в магазине с традиционным обслуживанием; В) на вещевом рынке.
Учитель: - В свих размышлениях мы выяснили, что ограничивает суверенитет потребителя. -Что же это, давайте сформулируем.
1. непрофессионализм потребителя;
3.чаще всего потребитель юридически безграмотен;
4. активное использование рекламы
Таким образом, суверенитет, благополучие человека как потребителя,
зависит отего ссобственного грамотного поведения, от существующих на рынкеобычаев,от действующихзаконов. В первую очередь потребителю нужнознать - что?Свои права.(слайд 9,10,11,12,13)
В нашей стране сложилась целая система законодательства по защите правПотребителей
Принято выделять следующие основные права потребителей:
1) право на выбор - суверенитет потребителя, то есть свободный выбор
потребителями видов и количества товаров и услуг
2) право на безопасность - товар или услуга при соблюдении правил
использования не должны причинять вреда жизни, здоровью, имуществу
потребителя и окружающей среде;
3) право на информацию:
- потребителю должна быть предоставлена полная и достоверная информация о
товаре (услуге) и изготовителе (продавце);
- потребитель должен быть информирован о правилах использования товара
или услуги;
4) право на качество:
- срок службы - это период времени, в течение которого изготовитель обязан
обеспечить потребителю возможность использования товара; установление
срока службы - это право, а не обязанность изготовителя; если срок службы
не установлен, то считается 10 лет;
- срок годности - период времени, по истечении которого товар (услуга) считается непригодным для использования (исчисляется со дня изготовления);
- гарантийный срок - это время, в течение которого изготовитель (или продавец)
отвечает за недостатки товара (исчисляется со дня продажи или установки); если гарантийный срок не установлен, то считается 2 года;
- товар ненадлежащего качества - несоответствие товара требованиям, наличие недостатков;
- товар надлежащего качества - товар соответствует требованиям;
- моральный вред - переживания, которые испытывал потребитель из-за
нарушения его прав.
Давайте назовем эти основные права «Азбука потребителя» - в условиях
Современной экономики знать меньше потребитель уже не может себе позволить
2.Защита прав потребителей.
Учитель:Итак, с азбукой потребителя мы познакомились. Но эти права нужно уметь защищать. - Каков механизм защиты наших прав как потребителей?
Существует три основных пути защиты (слайд 14,15,16,17,18)
Первый путь - гражданин может защитить свои права сам
(Иметь документ, подтверждающий заключение договора купли - продажи товара или услуги (кассовый чек, расписка, квитанция товара или услуги, подтверждающий
заключение договора купли-продажи, указать факт отказа, предъявить претензии магазину.)
Если права потребителя были нарушены в момент оформления покупки или услуги, ему необходимо немедленно обратиться с устной претензией к должностному лицу предприятия торговли или обслуживания.
Если же все было в порядке на этом этапе, но дома вскрылись отрицательные качества товара или услуги, то потребителю необходимо предъявить претензии магазину, мастерской (продавцу, исполнителю)
В случае отказа необходимо написать претензионное письмо, изложить суть, указать факт отказа.
Второй путь - обращение потребителя в одну из зарегистрированных общественных организаций потребителей.
Общественные организации потребителей имеют право:
- проводить проверку качества и безопасности товаров (работ, услуг);
- проверять соблюдение прав потребителей и правил обслуживания;
- участвовать в контроле за применением регулируемых цен;
- вносить в прокуратуру и другие органы материалы о привлечении к
ответственности лиц, виновных в нарушении прав потребителей;
- предъявлять иски в суд в интересах потребителей и т.д.
Третий путь - обращение потребителя за защитой к специальным государственным органам. В случае, когда потребитель сам не может разрешить конфликтную ситуацию, его государство защищает . В органах местного самоуправления, отделах внутренних дел работают инспектора по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка. К ним вы можете обратиться в случае нарушения ваших прав как потребителя. Если это обращение не поможет, вы вправе обратиться в суд с иском о нарушении ваших прав. А теперь давайте поучимся отстаивать свои права как потребителей на примере конкретных жизненных ситуаций! Сфера услуг -важная отрасль нашей экономики, но, к сожалению, ещё не достаточно развита. В жизни часто возникают проблемные ситуации. Важно понять, что если возникли проблемы в мастерской, в магазине, ателье, то доброжелательный тон и улыбка - это необходимое условие общения. Отстаивание своих прав и предъявление претензий ни в коем случае не должны сводиться к унижению продавца или исполнителя. Закон всегда на стороне потребителя, но если вам предлагается уладить конфликт самостоятельно, на приемлемых условиях, то лучше согласиться
Общественная защита потребителя, Грамотный потребитель(слайд 19,20)
Закрепление:
Кто такой потребитель? Какие права имеет потребитель? Что и кто
может помочь в защите наших прав как потребителей?