kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская работа "Влияние семейных ценностей на молодое поколение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность данной темы семья имеет огромное значение для развития личности. Счастливые  дети вырастают в тех семьях, где царит взаимопонимание, любовь, доброта и искренность. Именно в семье происходит подготовка ребенка к будущей самостоятельной жизни в обществе, передача духовных ценностей, моральных норм, образцов поведения, традиций, культуры своего общества.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Влияние семейных ценностей на молодое поколение"»

МБОУ «СОШ №11» ИГОСК









Влияние семейных ценностей на молодое поколение























Автор работы: Жданова Ирина Александровна

ученица 10 класса, МБОУ «СОШ №11» ИГОСК



Руководитель: Бодрая Екатерина Анатольевна

МБОУ «СОШ №11» ИГОСК

учитель обществознания и истории.







Рыздвяный, 2023

Оглавление

Введение........................................................................................................................3

Глава 1. Понятие семейные ценности и их влияние на молодое поколение ……6

1.1.Что такое семейные ценности и их значение………………………………….6

1.2.Классификация и виды понятия семейных ценностей………………………..6

1.3.Основные семейные ценности………………………………………………….7

1.4. Специфика ценностей и ориентиров молодого поколения. Основные факторы, влияющие на их формирование…………………………………………8

1.5. Воспитание семейных ценностей ……………………………………………16

1.6. Сохранение семейных ценностей…………………………………………….18

Глава 2. Анализ и изучение полученных данных ………………………………..20

2.1. Опрос и статистика…………………………………………………………….20

2.2.Изучения данных РФ…………………………………………..………..……...23

Заключение………………………………………………………………………….25

Список литературы…………………………………………………………………26

Приложение…..…………………………………………………………………..…27

























Введение

Семья занимает важное место в жизни каждого человека. В семье закладываются такие общечеловеческие ценности как чувствопатриотизма, любви и уважения к близким, щедрости, ответственности за свои поступки. Именно в семье создаётся особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребёнка формируется отношение к себе, его мировоззрение в целом, поведение в разных сферах общественной жизни. Семейные ценности—этосовокупность представлений о семье, влияющая на выбор семейных целей, способов организации жизнедеятельности и взаимодействия. Они формируют человека, его характер. Они являются фундаментом.

Актуальность данной темы семья имеет огромное значение для развития личности. Счастливые дети вырастают в тех семьях, где царит взаимопонимание, любовь, доброта и искренность.Именно в семье происходит подготовка ребенка к будущей самостоятельной жизни в обществе, передача духовных ценностей, моральных норм, образцов поведения, традиций, культуры своего общества.

Целью данной работыизучение семейных ценностей молодого поколения.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить теоретический материал по данной теме;

  2. Составить вопросы и провести анкетирование среди учащихся;

  3. Проанализировать полученные данные;

  4. Исследовать статистические данные РФ;

  5. Сделать выводы.

Объектом исследования выступают семейные ценности.

Предметом исследования является молодое поколение.

Гипотеза исследования – семейные ценности - основа нравственного воспитания молодого поколения в современном мире.

Практическая значимость данной работы заключается в изучение семейных ценностей молодого поколения и привлечение максимального внимания к данной социальной проблеме.

Методы исследования: теоретический, собранные данные из сети Интернет ресурсов и литературы, эмпирический, опрос, творческое задание, статистические данные Российской Федерации.

Этапы работы над проектом.

Этап

Содержание

1.Подготовительный

Формулировка целей, задач, методов, содержание и конечного результата данной работы. При помощи справочных материалов.

2.Организационный

Ознакомление с содержанием работы, определения и направление работы, определение примерных сроков для предоставления материала.

3. Осуществление деятельности

Работа по поиску информации, решению поставленных задач:найти теоретический материал по нашей теме. Составить вопросы и провести анкетирование среди учащихся. Проанализировать полученные данные.

4. Оформление

Оформление работы согласно выбранной темы.

5. Защита проекта

Выступления на уроках, участие в конкурсах.

Структура работы.

Данная работа состоит из введения, 2 глав, списка литературы, приложения. Работа изложена на 25 страницах, иллюстрирована 4 рисунками, 2 фотографиями. Общий объем работы составляет 32 страниц.



Глава 1. Понятие семейные ценности и их влияние на молодое поколение.

1.1.Что такое семейные ценности и их значение.

Семья – это главная среда формирования личности. Именно в семье формируется характер человека и его приоритеты. В каждой семье есть свои семейные ценности и воспитываются они по разному.Каким ребёнок вырастет зависит от того, какие отношении складываются в семье и какие семейные ценности являются основными.

Семейные ценности – это обычаи и традиции, которые передаются из поколения в поколение. Это то, что важно и ценно для всех членов семьи. Общие интересы, которые нельзя купить. Они формируют у маленького человека, понимание роли семьи, ее значимости и уникальности. Именно в окружении близких дети учатся правильно выражать свои чувства, доброту и щедрость, уважение и ответственности за свои поступки, любовь, доверие и честность.Родителям же стоит особое внимание обратить на свое поведение, поступки, манеру общения. Потому что именно они представляют для ребенка «живой» пример взаимоотношений внутри союза.[12]

1.2.Классификация и виды понятия семейных ценностей

Принято выделять две основные классификации – классическую или традиционную, и прогрессивную или современную. Давайте остановимся на каждой из этих моделей подробнее.

Традиционные ценности:

  • Патриархальный уклад жизни. Браки, в которых мужчина – главный, он основной добытчик и за ним остается последнее слово – далеко не редкость. Слово отца, его мнение не подвергается сомнению, его уважают и ему подчиняются.

  • Многодетность, или по крайней мере наличие двух детей. Появление каждого ребенка в таких союзах – это продолжение рода, счастье и радость.

  • Культивирование и воспитание ценностей, неполный список которых включает в себя любовь, доброту по отношению друг к другу, уважение ко всем членам рода.

  • Традиция сватовства, когда родители молодых подбирают жениха или невесту, а дети обязательно просят благословения у старших.

Ценности современной ячейки общества: в основе по-прежнему лежат любовь, доверие и взаимопомощь. Однако времена меняются, каждая эпоха несет с собой что-то новое, прогрессивное. Наше общество стало более свободным и открытым. Эти факторы оказывают влияние на формирование мировоззрения наших граждан.

Некоторые изменения коснулись и брачных устоев.

  • Женщина теперь выполняет не только роль матери и хозяйки дома. Она успешно реализует себя в профессии, строит карьеру, зарабатывает деньги наравне с мужем. А домашние обязанности часто делятся поровну, по взаимному согласию.

  • Практичные люди стали заключать брачные контракты или просто сожительствовать без официального оформления отношений.

  • Вступать в брак начали позже – темп жизни изменился. Молодым людям хочется все успеть – получить высшее образование, поработать, получить какой-то опыт, встать на ноги. Только добившись всего намеченного, они всерьез начинают задумываться об образовании новой ячейки общества.

Все эти явления присутствуют сегодня в нашем обществе и это нормально. Здесь главное не переусердствовать в своих стремлениях, знать меру и помнить о заветах наших предков.[2]

1.3.Основные нравственные ценности.

Примеров семейных ценностей можно привести много – это довольно обширная тема для социологических исследований. Но мы остановимся только на основных.

Любовь.

Главная семейная ценность – это любовь. Она проявляется в нежности по отношению к любимым, желанием о них заботиться, защищать, быть постоянно рядом. Союзы, основанные на любви – счастливые и благополучные. Они представляют собой крепкий оплот, тихую гавань, в которую всегда можно вернуться, получить поддержку и утешение.

Доверие.

Важно научиться доверять друг другу и приучить к этому своих детей. С каждой проблемой, неудачей, любыми переживаниями вы должны делиться со своими родными. Доверие сложно купить за какие-то деньги, его можно только заслужить, и часто на это уходят многие года.

Добро.

Это желание помочь слабому, беззащитному, оказать ему поддержку, потребность быть полезным. Такие отношения делают семью более гармоничной.

Верность.

Еще один залог крепости любовных уз. Готовность быть с любимым человеком и в горе и в радости, несмотря ни на какие соблазны. Это качество формирует в человеке с раннего детства такие качества, как верность своему слову, делу, преданность в дружбе

Взаимопонимание.

Важно понимать друг друга с полуслова, уважать интересы и стремления своей второй половины и детей. Чувствуя поддержку, развивается не только духовно, но и поднимается ввысь в спорте, карьере, достигает больших успехов.

Уважение.

Оно выражается в уважении к индивидуальности каждого члена фамилии, недопустимости «переламывания» одного супруга под интересы и потребности другого, невмешательства в дела молодых со стороны родителей.[4]

1.4. Специфика ценностей и ориентиров молодого поколения. Основные факторы, влияющие на их формирование.

Ценностные ориентации и потребности молодежи тесно связаны с их жизненными планами. Такие планы не являются изначально организованными и упорядоченными, а изменяются и каким-то образом корректируются с течением времени, благодаря накоплению жизненного опыта.

На жизненные планы и ориентиры молодежи оказывает влияние множество факторов. Здесь следует особо выделить конкретно-исторические условия, в которых находится человек. Также важную роль играют родовые признаки, жизненный опыт, социальный статус, уровень духовного развития, сознания, межличностных связей человека и т.п.

На формирование ценностных ориентаций молодежи оказывает влияние возрастно-демографический фактор, связанный с социальным статусом и в какой-то мере зависимостью молодых людей от опеки со стороны общества и государства. Возрастные характеристики обуславливают двойственность и еще не состоявшуюся прочность усвоения ценностей и норм. Социальный статус молодых людей, имея характер неопределенности, отличается весьма размытыми очертаниями. Такое состояние не дает им возможность зафиксировать свои ценностные ориентации. Зависимость от общества и государства вынуждает молодежь идти на поводу у государственных идеологий и общественных стереотипов, не давая ей возможность проявить свою самостоятельность в выборе ценностных ориентаций. Желание угодить, понравиться представляет собой вид конформизма, связанного с нуждой и экономической несамостоятельностью молодежи, и носит негативный характер. Позитивным моментом возрастно-демографического фактора, можно считать то, что сознание молодого человека широко открыто для восприятия нового, прогрессивного.

Образовательный фактор, влияющий на формирование ценностных ориентаций молодежи, является, пожалуй, самым позитивным, поскольку связан с системным процессом образования, в которое помимо специальных профилирующих дисциплин включаются аспекты гуманитарного образования, которое имеет огромное значение в деле формирования ценностных ориентаций. Молодые люди, обучаясь таким предметам, как история, философия, социология, история искусств, уже в процессе образования сталкиваются с философскими идеями, с социологическими принципами и законами, на которых основана социальные стабильность и солидарность, с образцами и высокими шедеврами мирового искусства и т.д.[10]

Выделяя особенности, специфику жизненных ориентиров современной молодежи, необходимо отметить, что планы молодых людей связаны со стремлением занять высокое социальное положение, которое позволит им удовлетворять свои разнообразные потребности и самореализоваться как социальному субъекту.[8]

Начало радикальных социально-политических и экономических перемен для представителей нынешней молодежи совпадает с периодом их детства или с рождением. Родители на период их воспитания сталкиваются с жестким требованием реальности – выработать новые адаптационные механизмы и жизненные стратегии для приспособления в динамично меняющейся реальности. Это обстоятельство не могло не отразиться на мировоззрении, ценностных ориентациях и жизненных стратегиях современной молодежи.

Молодежи присуща более высокая степень удовлетворенности жизнью, что связано с большей уверенностью в собственных силах, ориентацией на реализацию личных целей и интересов, на достижение и успех. Молодым людям свойственна приверженность к ценностям индивидуализма, личной инициативы и самостоятельности.Успех для значительной части молодежи характеризуется достижением высокого материального статуса. Высшее образование как условие достижения успеха ценится чуть меньше. Тем не менее, в сознании молодежи престиж высшего образования по сравнению со средним очень высок.

Отношение к труду весьма противоречиво. С одной стороны молодежь в основном не причисляет труд к перечню наиболее значимых ценностей. Это частично объясняется упразднением идеологии особой общественной значимости труда и трудового воспитания. Однако большую роль для многих играет интересная работа. Вместе с тем, основным мотивом для молодых людей, объясняющим выбор ими рабочего места является возможность получения большего дохода. Это связано с ослаблением в молодежном сознании связи между деньгами и работой в ее трудовом значении.Большинство представителей сегодняшней молодежи отводят довольно важную роль семье, считая ее непременным условием счастья. Сожительство как способ организации семейных отношений во многом уступает браку. Большая часть считает, что обязательным условием семейного счастья являются дети. Среди главных факторов, обеспечивающих устойчивость и стабильность семьи, молодые люди называют следующие: уважение и поддержка между супругами, супружеская верность, достойный доход, нормальные жилищные условия, проживание отдельно от родителей и готовность обсуждать проблемы, возникающие между супругами. Набирает силу тенденция, в соответствии с которой роль женщины в материальном обеспечении семьи возрастает. Можно отметить возросшую роль материальных факторов в функционировании молодежной семьи.[8]

Специфично и отношение современной молодежи к основным либерально-демократическим ценностям, таким как свобода слова, свобода вероисповедания, право на образование, право на жилье и т.д. Они воспринимаются молодыми людьми не как первостепенные ценности, значимые для общества, а как совершенно естественные составляющие нынешнего времени. Следует также отметить понимание молодежью свободы как полного отсутствия ограничений, т.е. как отказ от социальной ответственности и солидарности.[3]

В представлениях молодежи об отношениях государства и его граждан, подавляющее большинство молодых людей считают, что государство должно обеспечить своему населению достойную жизнь. Вместе с тем молодежь, как и старшее поколение, считают, что в реальности государство не может предоставить даже необходимого минимума условий.

В отношении заинтересованности политическими событиями стоит отметить скорее отсутствие вовлеченности молодежи в политическую жизнь общества. В целом молодежи свойственна установка на довольно активное участие в выборах, особенно президентских. Но конкретные партийные предпочтения почти у половины молодых россиян не выражены. Большая часть молодежи руководствуется мнением, что для успеха на политической арене необходимы хорошее образование и высокая степень профессионализма, а также личная активность и инициативность. Однако при оценке реальных путей выдвижения в политику преобладают такие критерии, как участие в деятельности партий, включенность во властные структуры государства или наличие связей в сфере бизнеса. Социально-политическая активность молодежи в общем крайне низка, как и у других возрастных групп.[13]

Следует подчеркнуть, что среди моральных ценностей возрастает значение индивидуализма и эгоизма, связанных с нарастающей тенденцией к дифференциации себя от других. В сознании молодежи происходит разлом между альтруистическими и эгоистическими установками. Одной из главных моральных проблем молодые люди называют соотношение между нравственностью и успехом, границу которых определяет порядочность. В целом можно сказать, что моральное сознание молодежи отличается двойственностью: в нем присутствуют и уживаются взаимоисключающие установки.[1]

Ключевые слова: развитие личности ребенка, ценность семье, влияние семьи на ребенка, личность ребенка. Семья была, есть и будет главным инструментом духовно-нравственного формирования личности ребенка и главным воспитательным институтом, отвечающим не только за социальное воспроизводство населения, но и за формирование определенного образа жизни. Развитие общественных отношений, урбанизация и научно-технический прогресс привели к снижению роли семейного воспитания в воспитании детей. Однако снижение роли образования не обязательно означает, что семья утратила свою центральную роль в формировании личности. [12].

Семья является непременным фактором нормального воспитания, так как имеет особое влияние на ребенка. Дети, которые растут без семьи, имеют гораздо более высокий риск одностороннего или задержки развития, чем дети, которые являются членами семьи. Необходимость семейного воспитания можно объяснить следующим образом. Семейное воспитание по своей сути более эмоционально, чем другие формы воспитания, поскольку оно основано на любви родителей к своим детям и взаимных чувствах (привязанности, доверии), которые дети испытывают к своим родителям. [14]

Дети более подвержены влиянию семьи, чем любому другому влиянию, особенно в раннем возрасте. Семья, как малая группа, своего рода социальный микрокосм, лучше всего подходит для постепенного введения ребенка в социальную жизнь и для постепенного расширения кругозора и опыта. При этом семья представляет собой не однородную социальную группу, а дифференцированную, в которой представлены разные «подсистемы» возрастного, полового, а иногда и профессионального характера. Это позволяет ребенку более активно проявлять свои эмоциональные и интеллектуальные способности и быстрее их реализовывать. Семья является важнейшим фактором социализации не только детей, но и взрослых; оно во многом определяет физическое, эмоциональное и социальное развитие человека на протяжении всей жизни. Семейное воспитание не только в общих интересах социализации личности ребенка, но и в общих интересах духовного воспроизводства родителей в своих детях и в личных интересах детей в заботе, защите и эмоциональной поддержке своих родителей.[5]

Семейная жизнь включает в себя социально-биологические, экономические, нравственно-правовые, психологические и эстетические отношения. Каждый из этих аспектов семейной жизни играет важную роль в социализации. В семье дети приобретают первые трудовые навыки, помогая старшим домочадцам в уходе за собой, учебе, играх, организации досуга и развлечений, учатся потреблению различных материальных и нематериальных благ. Семья оказывает большое влияние на выбор будущей профессии. Семья развивает способность ценить и уважать труд других, таких как родители и родственники; культивируется будущий отец. Воспитание детей в семье — сложное и тонкое дело, требующее заинтересованности родителей в положительных результатах, терпения, такта, знаний психологии и педагогики ребенка. Специфические особенности семейного воспитания определяются типом семьи, условиями жизни и способностью родителей выполнять свою роль в семье. [7]

Все родители пытаются установить авторитет над своими детьми, но не у всех это получается. Не может существовать власть, сознательно «созданная» в интересах детей. Его нельзя создать искусственно угрозами или родительской властью. Проблема в самих родителях. Их ответственное отношение к словам — команда, требование — играет роль в развитии родительского авторитета. Запросы должны быть точными и серьезными как по содержанию, так и по существу. Воспитание детей в семье зависит от возраста и жизненного опыта родителей. Становление родителем в 17, 25 или 35 лет существенно влияет на их отношение к детям (возможно, нежеланным или, наоборот, долгожданным). Чем образованнее родители, тем больше времени они уделяют воспитанию детей. Тот факт, что у женщин с высоким уровнем образования меньше детей, можно объяснить тем, что они хотят дать своим детям образование не хуже, чем у них самих. Растущие потребности каждого ребенка также растут. В каждой семье объективно складывается определенная система воспитания. Под воспитательной системой мы понимаем цели воспитания, постановку задач, преемственность более или менее адекватных воспитательных методов и приемов, учет дозволенного и недозволенного для ребенка. Родители — первое социальное окружение ребенка. Личность родителей играет важную роль в жизни каждого. Специфика чувств между детьми и родителями обусловлена главным образом тем, что родительская забота имеет важное значение в жизни ребенка. Любовь, которую каждый ребенок испытывает к своим родителям, безгранична, безусловна и вечна. И если в первые годы жизни родительская любовь является гарантией их собственной жизни и безопасности, то по мере взросления детей родительская любовь все больше играет роль обеспечения безопасности их внутреннего мира, эмоционального и психологического. Родительская любовь является источником благополучия человека и гарантом, оберегающим его физическое и психическое здоровье.

Забота о здоровье детей, физическое воспитание, обучение и развитие силы, ловкости, скорости и выносливости являются важными аспектами семейного воспитания. Физически здоровый и крепкий человек способен успешно выполнять умственную и физическую работу, в целом имеет хорошее и веселое настроение, в целом дружелюбен с окружающими, стремится помочь, внимателен к красоте и хочет сделать все красиво. Самое главное, чтобы родители подали пример. Воспитание детей в семье является неотъемлемой частью их духовного развития. Первый контакт матери и ребенка — это уже начало духовного развития. Учить детей говорить, рассказывать им истории, читать книги, поощрять и стимулировать их любопытство, отвечать на их вопросы, давать им объяснения и т. д. — все они направлены на развитие мышления, памяти, внимания и воображения и важны при подготовке ребенка к школе.[6]

Родителям следует уделять особое внимание нравственному воспитанию своих детей, ведь в повседневной жизни постоянно и неизбежно возникают различные поведенческие и межличностные проблемы. Дети изучают свою моральную азбуку в основном в семье, узнают, что такое хорошо и что такое плохо, как быть добрым к людям и как помогать всем, чем они могут. По мере взросления ребенка моральные ожидания от него значительно возрастают и углубляются. Нравственное воспитание семьи предполагает воспитание любви к стране, стране, человечеству, обществу, честности, справедливости и чувства ответственности. Помимо частных бесед и объяснений важную роль играют организация жизни ребенка в соответствии с общими нравственными принципами и ежедневная практика соответствующего поведения.

Какое влияние оказывают семейные ценности на воспитание ребенка?

Семья в современном обществе играет огромную роль. В любом человеке заложено понятие семьи, усвоенное еще в детстве: это представления об отношениях между отцом и матерью, родителями и детьми, а также об отношении к старшему поколению, а самое главное – это дух семьи и родительского дома. Вот почему так важно, чтобы семья для ребенка с самого раннего возраста была источником уюта, любви, уважения, поддержки и безопасности, тогда согласно этим семейным ценностям в будущем он построит и свою семью.

Нередко общение с детьми ограничивается обсуждением,  что было на обед в садике или  как дела в школе и т.п. Но для ребенка очень важно внимание и ощущение, что его любят, уважают, всегда выслушают и, главное, услышат! Поэтому родителям необходимо именно обсуждать с детьми прошедший день (выслушивать мнение ребенка, отвечать на его вопросы и задавать вопросы самим).

Хорошо, если в семье есть свои семейные традиции. Например, прогулка в парке по выходным или походы в театр, даже обыкновенный ежевечерний ужин с обсуждением событий, произошедших за день у каждого – все это может стать семейной традицией. Самое главное –  ее соблюдение.

В семье у каждого должны быть обязанности, в том числе и у ребенка, так он получает опыт для будущей самостоятельной жизни.

Многие современные семьи связаны только работой и бытом, уже не хочется выйти вместе погулять и находится тысяча причин, чтобы отложить поход в кино, а досуг сводится к ежевечернему просиживанию перед телевизором. Это очень сказывается на отношениях между самыми близкими людьми в семье, вроде бы все вместе, но на самом деле далеко друг от друга.[13]

1.5.Воспитание семейных ценностей.

Все хорошее и плохое закладывается человеку с детства. Все нормы, правила поведения ребенок получает от родителей, бабушек и дедушек. На их примерах он учится, перенимает опыт, модель поведения и отношения к окружающим. Поэтому воспитывать детей, прививать им правила нужно с самого раннего возраста. Одним из наиболее доступных способов, как это сделать естественно и непринужденно, являются традиции. В каждой семье они могут быть совершенно разными, но решающими одну важную задачу – сплотить и укрепить.

  • Совместные чаепития с тортом, сладостями, вкусной домашней выпечкой. Полезно один или несколько раз в месяц собираться за одним столом всей большим кругом близких. В уютной обстановке можно приятно обсудить повседневные дела, интересные новости, сообщить о достижениях внуков. Эта традиция будет способствовать развитию таких ценностей, как уважение к старшим, любовь и доброта.

  • Совместный вечерний досуг – настольные игры, такие как домино, лото или мафия, партия в шахматы. Вполне вероятно, что эту традицию ребенок перенесет позже и в свою собственную ячейку.

  • Регулярные экскурсии в ближайшие города, по памятным местам, музеям, паркам, зоопаркам.

  • Здоровый образ жизни тоже может стать традицией. Каждые выходные, в зависимости от времени года, можно выезжать в парк покататься на велосипедах, роликах, коньках, санках. Детям это приносит огромное удовольствие и массу впечатлений. Такие воспоминания остаются на всю жизнь.

  • Совместные путешествия. Это не обязательно должна быть поездка на море. Многим нравится выезжать в лес, к реке, с палатками, котелками, спать в спальных мешках, ловить рыбу, готовить уху на костре, петь вечером песни под гитару. Для детей это необыкновенное приключение, а родителям такой отдых позволит отвлечься от повседневных будней, освежить свои чувства и просто насладиться природой.

  • Патриотическое воспитание – важная семейная ценность. Воспитание – это процесс передачи старшими поколениями общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к жизни и труду, необходимому для обеспечения дальнейшего развития общества.Рассказы и беседы об истории семьи, о патриотических делах родителей, размышления над прошлым своей Родины – это хорошие уроки нравственности для детей. В то же время это и связь времен, это и передача эстафеты от поколения к поколению. В эти минуты и часы дети чувствуют себя единым целым, неотделимым от своей семьи. В воспитании патриотических чувств нельзя недооценивать совместные путешествия детей и родителей. Во время путешествия те и другие знакомятся с Родиной, ее народами, их культурой, их прошлым и настоящим. Уважение к культурному наследию других народов – это одна из форм проявления внутренней культуры человека, богатства его духовного мира. Большую ценность при формировании патриотических чувств у подростков представляет организация и проведение встреч с ветеранами войны и труда. Ценность состоит в том, что живые страницы патриотизма воздействую не только на умственную, но и на эмоциональную сферу детей. Таким образом, подводя итог, следует сказать о том, что гражданско-патриотическое воспитание подразумевает развитие высоких нравственных и моральных ценностей. Гражданин – это человек, который сочетает в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, человек, который уважает права и свободы, традиции и культуры других людей, проявляет национальную и религиозную терпимость. Такой человек, который, обладая всеми этими качествами, заботится о процветании России, думает не только о своем будущем, но и о будущем старшего поколения.[12]

В последние несколько лет к процессу воспитания семейных традиций подключились и образовательные учреждения.В детских садах и школах проводятся: общие субботы – для родителей и детей готовятся познавательные квесты на разные тематики. Дети делятся на команды, ходят по станциям и выполняют задания вместе с мамами и папами.Совместный досуг – ребята готовят небольшую концертную программу, разыгрывают спектакли, приглашают родителей принять участие в соревнованиях.В школах для старшеклассников ввели факультатив по психологии, который ведет профессиональный психолог. На них обсуждают актуальные вопросы, касающиеся отношений полов, часто разбирают спорные ситуации.[13]

1.6.Сохранение семейных ценностей

В наше время главной задачей является сохранить основные семейные ценности и передавать их нашим детям, внукам. А также создавать семейные традиции, проводить больше времени с семьей. Люди поняли значимость своей личной историей, стали больше интересоваться прошлым своего рода, происхождением и этимологией своей фамилии. Во многих домах и квартирах можно увидеть большие фотопортреты своих родственников. Возродился интерес к забытому обычаю – составлению альбома.

Люди выбирают фотографии, которые изображают самые значимые для них события и эмоции – свадьба, рождение детей, их первые шаги и достижения, празднования важных дат. Когда дети подрастут, можно и их привлекать к созданию альбома – придумывать интересные подписи и комментарии к каждой фотографии и писать их на специальной бумаге, выбирать понравившееся фото. Одним из ярких проявлений уважения к своей истории является акция «Бессмертный полк», которая проводится во многих городах России 9 мая в честь Дня Победы. Маленькие дети, несущие фотографию своих родственников, отлично знают, кто это, где воевали, как они погибли, храбро защищая свою родину.

Все больший интерес вызывает изучение прошлого, истории предков – как они выглядели, жили, кем были, чем занимались, откуда вообще пошел род, кто его основатель. Это очень трудная и кропотливая работа. Чтобы узнать хоть что-то, нужно поднимать архивы, изучать документы. Многие просто не знают, с чего начать и в каком направлении двигаться. Помочь в этом нелегком, но таком увлекательном деле предлагает Российским Дом Родословия, целью которого является сформировать и укоренить культуру родословия в российских семьях.[12]

Вывод:Создание семьи и воспитание ценностей – тяжелая задача. Она требует большой самоотдачи и кропотливого многолетнего труда. Именно в браке закладываются такие качества, как верность своим идеалам, друзьям и родственникам, преданность своему отечеству, любовь и вера, доброта и щедрость, ответственность и взаимопомощь, уважительное отношение не только к старшим, но и ко всем окружающим. Простые правила и моральные устои, формируясь в пределах родного дома, переносятся затем и в общество. Они проявляются в поведении человека в садике, школе, институте, на работе и в общественном месте. Родовые ценности формируют культуру человека, делают общество более гуманным.

Глава 2. Анализ и изучение полученных данных.

2.1 Опрос и статистика

Для подведения итогов, мною был проведен опрос среди учащихся 8-11 классов. Основная цель, которого выяснить какие семейные ценности являются более важными, с чем они ассоциируются, какоевлияние оказывают на воспитание молодого поколения, каковы взаимоотношения с родителями.

В ходе опроса, в котором приняли участие 134  человека из них 73 мальчиков и 61 девочка, мною были заданы наводящие вопросы, чтобы выявить, с чем ассоциируются семейные ценности у молодого поколения, что для них лежит основе ценностей и чего им не хватает в своей семье (приложение 1).

Самые показательные вопросы и ответы на них:



Мальчики

Вопрос

А

Б

В

1. С чем у вас ассоциируются семейные ценности?

А) любовь и доверие

Б) доброта и взаимопонимание

В) верность и уважение



52,5% средняя школа

57,5% старшая школа

35% средняя школа

15,1% старшая школа

12,5% средняя школа

12,5 % старшая школа

3. В основе ценностей лежит?

А) уважение

Б) доброта

В) любовь

27,5% средняя школа

42,4%

старшая школа

20% средняя школа

15,1% старшая школа

52,5% средняя школа

18,1% старшая школа

4.  Важно ли мнения детей в семейных вопросах?

А) да

Б) нет

97,5% средняя школа

84,8% старшая школа

2,5% средняя школа

18,1% старшая школа

-



5.  Важна ли родительская любовь в жизни детей?

А) да

Б) нет

92,5% средняя школа

81,8% старшая школа

7,5% средняя школа

18,1% старшая школа

-

7. Хватает ли тебе родительского внимания?

А) да

Б) нет

100% средняя школа

75% старшая школа

0% средняя школа

25% старшая школа


Вывод: исходя из полученных данных, мы видим, что в основе семьи и семейных ценностей, для большинства опрошенных являютсялюбовь и доверие, а также доброта и взаимопонимание. Большинству респондентов важна родительская любовь и достаточно родительского внимания,но к сожелению есть и те кому его не хватает. Семейные традиции которые бы они хотели передать своим детям -это совместный досуг (путешествия, прогулки, просмотры фильмов, приготовление еды и т.д). Семейные ценности, которыебудут воспитывать в своих детях: честность, уважение, любовь, доверие, доброта. 10 % опрошенных не хватает в семье путешествий и совместного времяпровождения.Ответы представлены в диаграммах (приложениие 2).

Девочки

Вопрос

А

Б

В

1. С чем у вас ассоциируются семейные ценности?

А) любовь и доверие

Б) доброта и взаимопонимание

В) верность и уважение

48,6% средняя школа

50% старшая школа

32,4% средняя школа

37,5% старшая школа

18,9% средняя школа


12,5% старшая школа

3. В основе ценностей лежит?

А) уважение

Б) доброта

В) любовь

48,6% средняя школа

33,3%

старшая школа

32,4% средняя школа

8,3% старшая школа


5,4% средняя школа


58,3% старшая школа

4.  Важно ли мнения детей в семейных вопросах?

А) да

Б) нет

91,8% средняя школа

96,8% старшая школа

8,1% средняя школа


0% старшая школа




5.  Важна ли родительская любовь в жизни детей?

А) да

Б) нет

100% средняя школа

81,8% старшая школа

0% средняя школа


18,1% старшая школа


7. Хватает ли тебе родительского внимания?

А) да

Б) нет

81% средняя школа

75% старшая школа

20,5
% средняя школа

25% старшая школа


Вывод:проанализировав ответы девочек, мы видим, что в основе семьи и семейных ценностей, для большинства опрошенных являются любовь и доверие, а также доброта и взаимопонимание. Большинству респондентов важна родительская любовь и достаточно родительского внимания, но к сожелению есть и те кому его не хватает. Семейные традиции которые бы они хотели передать своим детям - это совместный досуг (семейные мероприятия и праздники, путешествия, прогулки, просмотры фильмов, приготовление еды и т.д). Семейные ценности, которые будут воспитывать в своих детях: честность, уважение, любовь, патриотизм, доверие, доброта. 12% девочкам не хватает в семье взаимопонимания, совместных прогулок и доверия.

Ответы представлены в диаграммах (приложениие 3).

2.2 Изучения данных РФ

Первоочередные устремления россиян – жить в достатке (эту цель отметили 55% опрошенных), воспитать хороших детей (40%), иметь хорошую семью (39%). Ценности «второго плана» – высоко оплачиваемая работа (29), жизнь в гармонии с самим собой (27%). Для каждого пятого россиянина (21 и 19%) главное – вести здоровый образ жизни, а также любить и быть любимым. Менее важно – «посмотреть мир» (15%), сделать карьеру (14%), быть интеллектуалом (10%). Иметь много свободного времени или жить не обремененными излишними обязательствами хотели бы по 7% респондентов. Слава, власть и богатство не относятся к приоритетным ценностям, их отметили соответственно 1, 3 и 6% опрошенных.

Семья и дети занимают верхние позиции списка жизненных целей (на втором месте после материального благополучия) и мужчин, и женщин. Для мужчин в целом это скорее равнозначные ценности, для женщин немного важнее дети. Мужчины чаще женщин стремятся сделать карьеру (17 и 12%), реже – любить и быть любимыми (16 и 22%).

Все возрастные группы респондентов на первое место поставили жизнь в достатке. Далее у опрошенных идут семья и дети: в 18–24 года важнее иметь хорошую семью, в 35–44 года – воспитать хороших детей, в 45–59 лет к семейным ценностям добавляется стремление жить в согласии с самим собой, а после 60 лет «жизнь в гармонии с собой» становится самой важной из нематериальных ценностей, поднимаясь в общем списке на второе место сразу после достатка; третье занимает здоровый образ жизни, и только затем следуют семья и дети.

Причиной вступления людей в брак каждый второй опрошенный (50%) считает возможность быть вместе с любимым человеком, каждый третий (39%) – необходимость продолжения своего рода, каждый четвертый (26%) – спасение от одиночества, гарантию стабильной старости. Немало и тех (16%), кто рассматривает семью как «коммерческий проект», основанный сугубо на расчете. Респонденты 35–44 лет чаще опрошенных из других возрастных групп в качестве причины брака называют стремление иметь партнера не только в семье, но и в карьере, бизнесе и т. п. (20%), 18–24-летние опрошенные – желание иметь постоянного сексуального партнера (11%), респонденты старше 60 лет – не быть одинокими на старости лет (35%). Мужчины чаще женщин рассматривают брак как средство продолжения рода (44 и 36%), но реже как «лекарство от одиночества» (22 и 29%, отчасти из-за того, что среди пожилых респондентов больше женщин).[15]

Вывод:изучив и проанализировав статистические данные РФ, мы видим, что семья и семейные ценности играют важную роль в жизни каждого человека.

Заключение.

Изучив теоретический материал, проведя опрос, изучив данные РФ можно подвести итог, что семья и семейные ценности достаточно сильно влияют на молодое поколения и их формирование.

Гипотеза подтвердилась.

Главная задача семьи: научить ребенка жить в гармонии с собой и окружающими его людьми, уважать старших, быть честным и искренним. Поэтому, важно каждый день делиться впечатлениями о дне прошедшем, радоваться новым достижениям, утешать обиженных, хвалить за добрые поступки. Важно сформировать правильные установки, нормы и ценности, которые позволят ребенку в будущем создать счастливую семью.

Список использованных источников.

1. Антигалов Л.Н. Нравственные сознание и его структура/ Л.Н. Антигалов// Сибирская психология сегодня: Сб. науч. ст. – Кемерово, 2002. – 58 с.

2.Андреева, Т.В. Семейная психология: учеб.пособие / Т.В. Андреева. – СПб.: Речь, 2004. – 244 с.

3. Артамонова Е.И.; под ред. Е.Г. Силяевой. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования – М: Издательский центр «Академия», 2005. – 192 с.

4. Боголюбов Л.Н. Обществознание 10 класс. Основные нравственные ценности.

5. Верховод А. В. Личность, развитие личности, личностные качества, социализация личности. Изучение процесса формирования личности человека— Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 14 (356). — С. 53-54.

6. Дружинин, В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. – СПб.: Питер, 2006. – 176 с.

7. Земска М. Семья и личность // Перевод Покровского Н.С. - Прага, 2009.

8. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учеб. пособие – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 232 с.

9. Словарь по этике. Под ред. Кон И.С. – М.: Политиздат, 2002. -430с.

10. Овчарова Р.В., Гизатуллина Э.Р.Психологическая структура нравственной сферы личности. Текст научной статьи.

11. Тугаринов, В.П. О ценностях жизни и культуры/ В.П. Тугаринов – Л.: изд-во ЛГУ, 2003-152с.

12. Что такое семейные ценности. [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://дом-родословия.рф/blog/chto-takoe-semejnye-cennosti

13. Специфика ценностей, ориентиры молодого поколения и их формирование. [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://yandex.ru/search/?clid=1882628&text=Специфика+ценностей+и+ориентиров+молодого+поколения.+Основные+факторы%2C+влияющие+на+их+формирование&l10n=ru&lr=36

14. Семейные ценности. [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://www.b17.ru/article/274243/

15. Семейные ценности россиян. [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/semejnye-czennosti-rossiyan

















































Приложение

Приложение 1

Вопросы


  1. С чем у вас ассоциируется семейные ценности?

А) любовь и доверие

Б) доброта и взаимопонимание

В) верность и уважение

  1. Что на ваш взгляд должно быть в семье?

А) забота

Б) доверие

В) взаимопонимание

  1. В основе ценностей лежит?

А) уважение

Б) доброта

В) любовь

  1. Важно ли мнгения детей в семейных вопросах?

А) да

Б) нет

  1. Важна ли родительская любовь в жизни детей?

А) да

Б) нет

  1. С кем вы проводите свободное время?

А) мама

Б) папа

В) оба

Г) свой ответ

  1. Хвататет ли тебе родительского внимания?

А) да

Б) нет

  1. Есть ли в вашей семье традиции?

А) да

Б) нет

Задание


1. Написать какую семейную традицию вы бы хотели передать своим детям.

2. Написать какие семейные ценности вы ба хотели воспитать в своих детях.

3. Напишие чего не хватает в вашей семье.



Приложение 2

Средняя школа (14-15 лет)

Мальчики (рис. 1)

Старшая школа (16-17 лет)

Мальчики (рис. 2)



Приложение 3

Средняя школа (14-15 лет)

Девочки (рис.1)

Старшая школа (16-17 лет)

Девочки (рис.2)

Приложение 4






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Исследовательская работа "Влияние семейных ценностей на молодое поколение"

Автор: Бодрая Екатерина Анатольевна

Дата: 19.01.2024

Номер свидетельства: 644281

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "«Формирование основ семейных ценностей через призму изобразительного искусства» "
    ["seo_title"] => string(89) "formirovaniie-osnov-siemieinykh-tsiennostiei-chieriez-prizmu-izobrazitiel-nogho-iskusstva"
    ["file_id"] => string(6) "103281"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402576615"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства