kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Границы свободы: свобода состоит в праве делать все, что не вредит другим.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа по обществознанию, раздел "Право"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Границы свободы: свобода состоит в праве делать все, что не вредит другим.»











ГРАНИЦЫ СВОБОДЫ: СВОБОДА СОСТОИТ В ПРАВЕ ДЕЛАТЬ ВСЕ, ЧТО НЕ ВРЕДИТ ДРУГИМ. Исследовательская работа (реферат)



































Содержание.

1. Введение.

2. Глава 1. Что такое свобода?

3. Глава 2. Структура свободы.

3.1. Личные права и свободы.

3.2. Социально-экономические права и свободы.

3.3. Политические права и свободы.

4. Глава 3. Границы свободы.

4.1. Ограничители свободы в обществе.

4.2. Анкетирование по теме "Свобода".

5. Заключение.

6. Использованная литература и источники.

































1. Введение.

Стремление к свободе – одно из самых сильных человеческих чувств. Со свободой человек связывает осуществление своих планов и желаний, возможность по собственной воле избирать жизненные цели и пути их достижения. Свобода личности в различных её проявлениях выступает сегодня важнейшей ценностью цивилизованного человечества. Значение свободы для самореализации человека было осмыслено ещё в древние времена. Стремление к свободе, освобождению от пут деспотизма, произвола пронизало всю историю человечества. С особой силой это проявилось в Новое и Новейшее время. Все революции писали слово «свобода» на своих знамёнах. Мало кто из политических лидеров и революционных вождей не клялся привести руководимые им массы к подлинной свободе. Но хотя подавляющее большинство заявляло о себе как о безусловных сторонниках и защитниках свободы личности, смысл, вкладываемый в это понятие, был различным.

Цель исследовательской работы: изучение понятия "свобода", помочь в формировании морально ответственного поведения подростков в обществе в условиях нравственного выбора.

Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

Определить понятие "свобода" в разных временных периодах.

Показать структуры свободы.

Выяснить границы свободы.

Выяснить  и сравнить отношение  современных подростков  к  проблеме  свободы.

Значимость и актуальность темы «Границы свободы: свобода состоит в праве делать все, что не вредит другим» продиктована чрезвычайной значимостью осмысления проблемы свободы в связи с целым рядом аспектов человеческого бытия. Свобода относится к числу непреходящих ценностей, и проблема воплощения ее в праве не одно столетие занимает умы мыслителей. Проблема свободы личности — одна из актуальных проблем современности. Свобода - это состояние человека, способного действовать во всех важных делах на основе выбора. Свобода личности - это важнейшая ценность человека, без свободы невозможна самореализация человека.

Объектом исследования является понятие "свобода" и его границы.

Предметом исследования является сущность свободы, а также проблема свободы.

Теоретическая значимость данной работы заключается в том, что в ней подробно рассматриваются правовые и моральные аспекты по теме исследования.

Практическая значимость ее заключается в том, что ее результаты могут использоваться с целью повышения правовой грамотности учащихся, а так же на внеклассных мероприятиях по правовому воспитанию.

В ходе исследования были использованы следующие методы: аналитический, сопоставительный и интерпретативный анализ.       

Глава 1. Что такое свобода?

Что такое свобода? Наверное, нет на свете человека, который не произносил бы это слово. Более того, мы произносим его очень часто. Так часто, что не задумываемся над тем, что оно означает. А между тем это понятие вызвало немало споров и толкований. О смысле свободы задумывались во все времена. Немецкий философ XVШ века Иммануил Кант считал, что свобода - это независимость от чужой принудительной воли. Современный американский философ Лаймэн Брайсон смысл свободы видит в возможности широкого выбора, в возможности разнообразия принимаемых решений. Французский философ Луи Лефевр, считает, что свобода - это состояние человека, при котором его никто не сдерживает и никто не контролирует, кроме властей и той цели, которую он сам себе поставил. Необычно говорит о свободе американец Мортимер Адлер. Он считает, что человек свободен если: а) может следовать по избранному пути; б) в силах достичь поставленной цели.

Открыв словарь нашего соотечественника, замечательного лингвиста Владимира Ивановича Даля, мы увидим, как в России воспринимали свободу в XVIII-начале XIX века. Ведь толковые словари дают не только значение слова, но и приводят многочисленные примеры его устного и письменного употребления. А значит, можно говорить о том, как воспринимали то или иное явление современники создания словаря. “Свобода - своя воля, простор, возможность действовать по-своему; отсутствие стесненья, неволи, рабства, подчинения чужой воле”. Заглянем и в “Философский энциклопедический словарь”: “Свобода - способность человека к активной деятельности в соответствии со своими намерениями, желаниями и интересами, в ходе которой он добивается поставленных перед собой целей. Практическая реализация внутренней свободы личности осуществляется благодаря объективной возможности или внешней свободе для такой деятельности”.

Случайно ли, что на протяжении многих веков люди не пришли к общему определению этой важнейшей составляющей нашей жизни? Разумеется, не случайно. Слишком сложное это явление. Говоря о свободе, мы неизбежно затрагиваем такие понятия, как желание что-либо сделать, воля к воплощению наших желаний, реальные возможности для их осуществления и, наконец, наличие или отсутствие принуждения. 
Глава 2. Структура свободы.

В структуре явления свободы можно выделить следующие основные элементы:

Личные права и свободы даются каждому человеку как физическому лицу независимо от наличия у него гражданства государства, на территории которого он находится. К этому виду прав, свобод и обязанностей относят право на свободу, право на жизнь и неприкосновенность личности, право на сопротивление насилию и неприкосновенность жилища, тайну переписки и свободу передвижения, а также право выбора местожительства. Тайна телефонных разговоров и переписки должна обеспечиваться установленным законом требованием в отношении правоохранительных органов, которое регулирует процесс получения специального разрешения суда для прослушивания телефонных разговоров и вскрытия тайны писем. Принцип неприкосновенности жилища гражданина предполагает прямую защиту от самодеятельных поступков со стороны отдельных лиц, от вторжений и обысков, а также от произвольных действий со стороны определенных юридических групп.

Также к личным правам и свободам человека относятся понятия свободы выбора местожительства и свободы передвижения, свободы от необоснованной уголовной репрессии и произвольного ареста, а также понятие права на свободное заключение брака, исключение пыток и наказаний.

Социально-экономические права и свободы. Одним из важнейших социально-экономических прав является право на владение и распоряжение частной собственностью. Данное право основано на средствах юридической помощи с целью защиты от посягательства со стороны не только отдельных физических и юридических лиц, но и органов самого государства. Почти во всех конституциях мира оговорены возможность и методы отчуждения частной собственности в интересах общества.

Во многих странах (Италия, Бангладеш, Дания, Индия, Япония, Гватемала, Коста-Рика, Габон и др.) после Второй мировой войны было официально принято право человека на труд. После Второй мировой войны вышеназванные и другие страны приняли и закрепили в своих конституциях право на равную плату за равный труд и право на отдых. Часто эти права считаются логическим продолжением права на труд. Кроме этого, социально - экономические права включают в себя страхование по болезни и безработице, начисление пенсии по возрасту, стажу и заболеваниям, а также охрану женского и детского труда.

Политическими правами и свободами конкретного государства гражданин может обладать как член политического общества. Этот вид прав и свобод гражданина выражается главным образом в избирательной способности гражданина, которая включает в себя активное и пассивное избирательное право. С помощью данного вида права гражданин имеет возможность не только участвовать в формировании представительных учреждений, но еще и держать в них своих представителей. К политическим правам и свободам относят право на получение информации, свободу распространения информации, свободу слова и свободу печати, свободу совести, свободу шествий и свободу собраний.

Обобщая все эти элементы, можно сказать, что понятие свободы для человека рассматривается в различных спектрах, а также его права выражаются в свободе тех или иных действий.

Глава 3. Границы свободы.

4.1. Ограничители свободы человека в обществе.

  • Закон. Человек не может преступать его, а значит, он обязан вести себя в определённых рамках.

  • Свобода другого человека, поэтому человек обязан не нарушать границы свободы другого, не достигать свободы для себя ради ограничения её для другого.

  • Обязанности – это действия, которые человек одолжен совершать в соответствии с установленными в обществе законами ( обязанность охранять природу, защищать родину и т.д.)

  • Ответственность – это необходимость выполнять определённые действия в соответствии с моральными и правовыми законами в обществе, отвечать за свои поступки перед людьми ( юридическая , политическая, нравственная ответственность).

4.2. Анкетирование по теме "Свобода".

Какого человека мы обычно считаем свободным? Первое, что приходит на ум, - это тот, кого не принуждают к чему-либо, не заставляют делать то, что ему не хочется, над которым нет гнета обстоятельств. «Сегодня я свободен, потому что мне не нужно бежать к репетитору»; «Я хочу снять квартиру, чтобы освободиться от опеки родителей и почувствовать себя наконец свободной» - можно привести еще немало фраз и высказываний, в которых проявляется именно такое понимание свободы. «Свобода для» - это добрая воля, подчиненная нравственному закону. Человек свободным усилием отвращается от зла и поворачивается к добру.

Работая над исследованием, я провела анкетирование среди учащихся 8-11 классов (в опросе участвовали 50 человек). Мне было интересно сравнить ответы учеников разных возрастных групп.

Были заданы следующие вопросы:

1. Существует ли абсолютная свобода и почему?

46 % считают, что абсолютной свободы нет, т. к. абсолют - это идеал и к нему можно только стремиться.

36 % считают, что не существует абсолютной свободы, по крайней мере, для человека. Он с самого рождения "закован" в рамки, запреты, табу и т.д. Есть некоторые "свободы", которые нам доступны, - например, свобода слова, вероисповедания....А полной свободы от всего и всех нет, даже когда думаешь, что свободен, в голове на подсознательном уровне сидят запреты.

7 % считают, что свобода существует лишь на духовном уровне.

11 % считают, что абсолютная свобода есть абсолютное всемогущество. Вот захотелось вывести людей с тремя ногами - и и все вокруг побежали на трех ногах. Абсолютная свобода есть неограниченность исполнения своих желаний ничем вообще. Но человек ограничен, как минимум, законами природы (срок жизни, силы гравитации). Мало того, он еще ограничен и в сфере межличностных отношений.

2. Как определить границы свободы?

33 % считают что, граница свободы – свойство человека, благодаря которому он может определять себя по отношению к добру и злу, насколько он видит их. Это свойство внутреннего самоопределения. Эта свобода присуща человеку по природе, и над нею никто и ничто не властно.

44 % считают, что граница свободы - это внутренний стержень каждого человека. Это совесть, которая не позволяет нам перейти определенные границы, а значит, сам человек определяет свою границу свободы.

33 % - считают, что граница свободы - это ответственность за свои поступки и действия.

Анкетирование показало, что большинство школьников достаточно точно понимают сущность термина "свобода", умеют устанавливать границы свободного поведения человека в обществе.

Большинство учащихся 10-11 класса приводят примеры отсутствия абсолютной свободы. Самым ярким примером того, что абсолютной свободы в обществе людей не существует, является легенда о Ларре из рассказа М.Горького "Старуха Изергиль". Сын обычной женщины и орла, человек с холодным сердцем, он хотел быть полностью независимым, поступать лишь так, как ему хотелось. Результат был трагичен: Ларра делал и брал всё, что желал, нарушая любые запреты, и в результате соплеменники изгнали его навечно. Он стал бессмертным изгоем. Что может быть ужаснее для человека как существа социального?

4. Заключение.

Как бы ни стремились люди к свободе, они понимают, что абсолютной, безграничной свободы быть не может. Прежде всего потому, что полная свобода одного означала бы произвол в отношении другого. Именно поэтому во Всеобщей декларации прав человека, где все статьи посвящены правам и свободам личности, в последней, содержащей упоминание об обязанностях, говорится, что при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, которые имеют своей целью обеспечить признание и уважение прав других.

Абсолютно свободным человек быть не может. И один из ограничителей здесь — права и свободы других людей. Индивид абсолютно свободен в своей внутренней жизни. Чтобы стать абсолютно свободным, человеку пришлось бы освободиться от отношений с другими, а значит, и от самого себя. Полная свобода одного ведет к полному произволу в отношении другого.

Однако нельзя забывать и о внутренней свободе человека, его духовном самоопределении (свободе духа, власти человека над своим телом и душой). Если жизнь человека предопределена внешней по отношению к нему необходимостью, то где же подлинная свобода и может ли человек в этом случае нести ответственность за свои поступки? Главное не в том, каковы внешние обстоятельства жизни человека, важно как они преломляются в его сознании, как человек проектирует себя в мир, какие цели перед собой ставит, какой смысл и значение придает окружающей действительности? Вывод: человеческая деятельность не может получать своей цели извне, ничто внешнее по отношению к сознанию не может его мотивировать, человек совершенно свободен в своей внутренней жизни. Подлинно свободный человек сам выбирает не только поступок, но и его основания, общие принципы своих действий, которые приобретают характер убеждений. Личная свобода, следовательно, самым непосредственным образом связана с ответственностью человека - его сознательной установкой, готовностью личности отвечать за себя, за все свои дела и поступки на предъявляемые со стороны общества, группы, других индивидуумов требования.

Таким образом, свобода многогранна, можно говорить о внешней (свободе «от») и внутренней (свободе «для») поступать не по принуждению, а согласно своим желаниям, самостоятельно осуществлять выбор и действие. В любом случае следует помнить, что к свободе относится не только то, чем человек живет, но и то, как он живет; не только тот факт, что он осуществляет свободу, но и то, что делает он это - свободно.





Список используемой литературы и источников.

1. Боголюбов, Л.Н. Обществознание: учеб. для 11 кл.: профил. уровень / Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, А.Т. Кинкулькин и др.; под ред. Л.Н. Боголюбова и др. - М.: Просвещение, 2008. - 415 с.

2. Боголюбов, Л.Н. Человек и общество. Обществознание. Учеб. для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова и др.; Под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. - М.: Просвещение, 2002. - 270 с.

3. Клименко А.В. Обществознание: Учеб. / А.В. Клименко, В.В. Румынина. – М.: Дрофа, 2004. - 199 с.

4. Боголюбов, Л.Н. Человек и общество. Обществознание. Учеб. для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. В 2 ч. ч. 1 / Под ред. Л.Н.Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой. - М.: Просвещение, 2002. - С.218.

5. Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической метафизики / Бердяев Н.А.. - М.: Республика, 1995. – С.175.

6. Роттердамский Э. Философские произведения. Мартин Лютер. О рабстве воли / Э.Роттердамский. - М.: Наука, 1987. - С.461.

7. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность / А. Шопенгауэр. - М.: Республика, 1992. – С.158.

8. Антонов В.В. Школьникам о Всеобщей декларации прав человека. - М., 2001 г.

9. http://advantage-12.com/main/ourmission/predely-i-granitsy-svobody/

10. http://day.kyiv.ua/ru/article/media/sushchestvuyut-li-granicy-u-svobod

11. http://studopedia.ru/11_156321_svoboda-i-ee-granitsi.html

12.http://www.google.com/url?q=http%3A%2F%2Fru.wikipedia.org%2Fwiki&sa=D&sntz=1&usg=AFQjCNGFXbhFz-JMK5Ze04hdaMI0hSfuSw




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Границы свободы: свобода состоит в праве делать все, что не вредит другим.

Автор: Евгения Федоровна Ёда

Дата: 17.09.2023

Номер свидетельства: 636674

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) ""Семья. Нравственное воспитание" "
    ["seo_title"] => string(34) "siem-ia-nravstviennoie-vospitaniie"
    ["file_id"] => string(6) "120854"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1413817446"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства