С целью создания условий для воспитания юных патриотов с активной гражданской позицией, местом проведения обобщающего урока немецкого языка, я выбрала зал школьного музея «Из прошлого в настоящее». Музейная атмосфера позволяет ребятам более эмоционально переживать события времен Великой Отечественной войны, что способствует лучшему закреплению пройденного материала и расширению их кругозора, а также стимулирует познавательную деятельность обучающихся.
Использование музыки и поэзии усиливает эмоциональный фон восприятия материала. Урок, посвященный Великой Отечественной войне, проведенный на материале экспозиции « России знакома к славе дорога» на немецком языке учит ребят толерантности и умению разграничивать немецкую культуру и идеологию фашизма, что в наши дни является очень актуальным.
В соответствии с ФГОС второго поколения работа на уроке была организована в малых группах. Для эффективного закрепления и обобщения материала, в ходе занятия мною были применены разнообразные методы и приемы обучения, среди которых были метод анализа и сравнений, диалогическая беседа, рассказ и показ, прием презентаций, игровые элементы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
с углубленным изучением английского языка №1375 ЮАО
КОНКУРС: « ВРЕМЕН СВЯЗУЮЩАЯ НИТЬ:
УРОК В ШКОЛЬНОМ МУЗЕЕ»
РАЗРАБОТКА УРОКА НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА В КОМПЛЕКСНОМ ШКОЛЬНОМ МУЗЕЕ «ИЗ ПРОШЛОГО В НАСТОЯЩЕЕ»
«NIEMAND NICHT VERGESSEN»
«НИКТО НЕ ЗАБЫТ»
Урок разработала учитель немецкого языка
Макарова Ирина Николаевна
ГБОУ СОШ №1375
Адрес: Москва, Нагатинская наб.,24
Телефон. 8(499)618-98-80
Москва 2014
Пояснительная записка.
С целью создания условий для воспитания юных патриотов с активной гражданской позицией, местом проведения обобщающего урока немецкого языка, я выбрала зал школьного музея «Из прошлого в настоящее». Музейная атмосфера позволяет ребятам более эмоционально переживать события времен Великой Отечественной войны, что способствует лучшему закреплению пройденного материала и расширению их кругозора, а также стимулирует познавательную деятельность обучающихся.
Использование музыки и поэзии усиливает эмоциональный фон восприятия материала. Урок, посвященный Великой Отечественной войне, проведенный на материале экспозиции « России знакома к славе дорога» на немецком языке учит ребят толерантности и умению разграничивать немецкую культуру и идеологию фашизма, что в наши дни является очень актуальным.
В соответствии с ФГОС второго поколения работа на уроке была организована в малых группах. Для эффективного закрепления и обобщения материала, в ходе занятия мною были применены разнообразные методы и приемы обучения, среди которых были метод анализа и сравнений, диалогическая беседа, рассказ и показ, прием презентаций, игровые элементы.
Темаурока: “Niemand nicht vergessen”
«Никто не забыт»
Цель урока: обобщение знаний, полученных на уроках немецкого языка и создание условий для воспитания патриота с активной гражданской позиции.
Задачи урока:
Образовательная: закрепить лексику немецкого языка по военной тематике, познакомить школьников с военной поэзией, показать взаимосвязь поэзии и музыки с историческими событиями, отработать навыки монологической речи и выразительного чтения.
Развивающая: продолжить развитие навыков выразительного чтения стихов, пения известных военных песен на немецком языке, продолжить формирование навыков правильного произношения слов, развитие логического мышления и внимания
Воспитывающая: воспитание чувства патриотизма, гордости за свою страну, победившую в Великой Отечественной войне, уважения к традициям старшего поколения, формирование новых знаний на основе материалов из школьного музея.
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний
Вид урока: театрализованный урок (музыкально-патриотическая композиция)
Проверка готовности к уроку, организация рабочего места, сообщение темы урока
Ist die Klasse zur Stunde bereit? Guten Tag.
Sezt bitte euch.Unsere Thema heisst :”Niemand nicht vergessen”
2.Постановка учебных задач
Сегодня мы повторим известную лексику по теме «Война», потренируемся в правильном произношении слов, почитаем известные стихи, споем песни военных лет и даже разгадаем кроссворд.
Wir wiederholen bekannte Lexik.
Uben Aussprache
Lesen die Gedichte,
Singen bekannte Lieder,
losen ein Kreutzwortratsel,
Machen einige Ubungen.
Wir beginnen.
Abschlussball in der Schule
Школьный выпускной вечер.
3.Актуализация темы
Звучит музыка вальса, дети танцуют. Внезапно музыка обрывается звучит голос Левитана:
Внимание! Говорит Москва! Говорит Москва!
Заявление Советского правительства. Граждане и гражданки Советского Союза, сегодня 22 июня в 4 часа утра без объявления войны германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбардировке города: Житомир, Киев, Севастополь, Каунас и другие
Началась война.
Мы должны защитить свое Отечество. Я иду на фронт. И я. И я тоже.
Es ist Krieg
Wir werden unser Heimat kampfen.
Ich gehe an die Front. Und ich. Und ich. Und ich auch.
Дети одевают пилотки, смыкают ряды, звучит песня «Священная война» на немецком языке.
Долог был путь к Победе. Это случилось только 9 мая 1945 года. А в ноябре 1941 года состоялся традиционный военный парад на Красной площади. С этого парада солдаты уходили на фронт.
Lang war der Weg des Sieges. Doch es kann der 9-te Mai 1945. Am Nowember 1941 fand auf dem Roten Platz die tradizionelle Militerparade statt. Nach der Parade gingen die Soldaten vom Roten Platz an die Frot.
Дети читают стихотворение К. Симонова «Жди меня и я вернусь»
4.Проверка д/з. Беседа с учащимися по тексту.
Beantworten sie bitte die Fragen.
1 Wann began die Blokade der Stadt Leningrad?\
Когда началась блокада Ленинграда?
(am 9.Nowember 1941)
2.Was war Leningrad fur Hitler?
Что значил Ленинград для Гитлера?
(Ziel Nummer 1)
3. Wann began der Hauptangriff der deutschen Truppen?
Когда началось основное наступление немецких войн?
(am 30 September 1941)
4.Wer sagte die Worter Велика Россия, а отступать не куда. Позади Москва!
Кому принадлежат эти слова?
(DassagteKlotschkow)
5.Von wem wurde die Siegsfahne uber den Reichstagsgebaude gehisst?
Кто поднял Знамя Победы над зданием Рейхстага?
( vom Jegorow und Kantari)
6.Was sagt Molotov am 22 Juni 1941?
Враг будет разбит. Победа будет за нами!
( Der Feind wird besiegt. Wir werden gewinnen)
5. Применение и обобщение знаний и умений в новой ситуации
Мини –экскурсия по экспонатам музея
«История одной фотографии»
Мы пользуемся сейчас мобильной связью и нам трудно представить, что когда-то письма и открытки были почти единственной возможностью общения между людьми. А во время войны письма, открытки — это не только общение, но и поддержка, то что предает сил в смертельной опасности, то что поднимает боевой дух. В нашем музее есть много фотографий. Но одна мне особенно дорога. Возвращаясь к этой фотографии, мы видим, что она повреждена. Можно сказать, что это фотография, опаленная войной и это не просто пафосные слова. Она пробита пулей, которая попала прямо в сердце и оборвала жизнь моего дедушки. Он носил её в левом нагрудном кармане гимнастерки. Там под сердцем было самое ценное: партбилет и фотография дочери. На фото с оборотной стороны есть подпись, сделанная рукой моей бабушки от имени дочери:
«На фронт! На память дорогому папочке от дочурки Людочки. Борись и побеждай за наше счастливое детство»
Фотографировались 24 августа 1942г. г. Куйбышеве.
В семейном архиве так сохранились письма сослуживцев вот некоторые выдержки из этих писем: «Простите, сообщаю Вам, что Ваш муж мой боевой командир младший лейтенант Курносов Дмитрий Петрович геройски погиб в борьбе с немецкими захватчиками Я в настоящий период в бою Спрашивайте меня подробно отвечу после боя, если останусь жив. Митю убило прямо осколком в грудь навылет, пробило кандидатскую карточку ВКП(б), осколок попал прямо в сердце»
«Вот это было в левом кармане (имеется в виду фотография) вместе с партбилетом, осколок пролетел через документы прямо в сердце на вылет. Митя скончался на моих руках так сказать. Я был от Мити в двух метрах. Меня только прижало к земле , но не зацепило….»
В Книге Памяти Курской области сделана запись:
Курносов Дмитрий Петрович младший лейтенант 15 июля 1943г, погиб в бою, похоронен деревня Ягодное Орловской области.
Heute ist Mobilfunk überall verbreitet, und es fällt uns schwer vorzustellen, dass irgendwann nur Briefe und Postkarten fast die einzelne Möglichkeit für die Kommunikation zwischen den Leuten boten. Und in den Kriegsjahren waren Briefe und Postkarten nicht nur Kommunikation sondern auch Unterstützung; das, was einem Menschen unter der Todesgefahr Kräfte verleihen und Kampfgeist hervorrufen kann. In Rückgriff auf das Foto sehen wir, dass es beschädigt ist. Mann kann sagen, dass dieses Foto vom Krieg versengt ist. Und sind keine Pathosworte. Dieses Foto ist von der Kugel eingeschlagen, die das Herz meines Großvaters getroffen und ihm sein Leben entnommen hat. Er brachte es in der linken Brusttasche seiner Feldbluse. Dort nah zum Herzen war das Werste: das Parteibuch und das Foto der Tochter. Auf der Rückseite des Fotos gibt es eine Unterschrift, die von Hand meiner Großmutter im Namen der Tochter gemacht wurde:
„An die Front! Zum Andenken meinem Lieblingsvater vom Töchterchen Ljudotschka. Bekämpfe und besiege für unsere glückliche Kindheit!“
Aufgenommen am 24.August 1942. Kujbyschew
Im Familienarchiv sind die Briefe von Regimentskameraden aufbewahrt worden. Hier sind einige Auszüge aus diesen Briefen: „Mit Entschuldigung teile ich Ihnen mit, dass Ihr Mann der Gefechtkommandeur der Unterleutnant Kurnosow Dmitrij Petrowitsch heldenmütig in Kampf gegen die deutschen Eroberer ums Leben gekommen ist. Im Augenblick bin ich in der Schlacht. Sie können mich später ausführlich befragen, wenn ich noch am Leben bleibe. Mitja wurde durch den Splitterdurchschoß in die Brust getötet. Es wurde sein Parteibuch (das Kandidatenbuch WKPb) eingeschlagen. Der Splitter traf gerade sein Herz.“
„Das war in seiner linken Tasche (das Foto wird gemeint) zusammen mit dem Parteibuch; der Splitterschoß geriet durch seine Dokumente direkt in das Herz. Mitja starb in meinen Händen, so zu sagen. Ich war von Mitja 2 Meter entfernt. Ich wurde nur zur Erde gedrückt, aber nicht verletzt…“
Ins Gedenkbuch ist eine solche Anschrift eingetragen:
Kurnosow Dmitrij Petrowitsch, der Unterleutnant, ist am 15.Juni 1943 in der Schlacht ums Leben gekommen; ist im Dorf Jagodnoje in Orlowskaja Gebiet begraben.
6. Повторение лексики по военной тематике. Игра «Кроссворд»
Losen sie bitte ein Kreutzwortratsel
4
2
1
3
7
5
8
6
10
9
ПО ГОРИЗОНТАЛИ:
разведка
фамилия сержанта, который водрузил знамя Победы над Рейхстагом
бой
кому принадлежат слова: «Велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва!
атака
ПО ВЕРТИКАЛИ:
2. парашют
3. снаряд
4. система реактивной полевой артиллерии, получившая название ОРУЖИЕ ПОБЕДЫ
5. армейское звание
8. солдат
4k
a
2f
t
a
j
1a
u
f
k
l
a
r
u
n
3g
u
l
e
s
s
7s
c
h
l
a
c
h
t
c
c
h
h
5s
h
8s
a
i
6j
e
g
o
r
o
w
r
r
s
l
m
g
s
d
e
10a
n
g
r
i
f
f
a
t
n
9k
l
o
t
s
c
h
k
o
v
Der Krieg hat kein webliches Gesicht. Die Frauen kampfen auch….
У войны- неженское лицо. Но женщины воевали тоже….
Дети поют песню « Катюша» на немецком языке
7.Подведение итогов- рефлексия
9 мая 1945 года капитулировала фашистская Германия перед героической Советской армией, война закончилась победой Советского Союза. Фашисты были побеждены. Мы счастливы, что можем жить в мире. Мы знаем, кой дорогой ценой была отвоевана наша счастливая жизнь
Am 9 Mai 1945 kapitulierte das faschistische Deutschland vor der heldenhaften Sowijetarmee und der Krieg endete mit dem Sieg der Sowijetunion. Die Faschisten waren besiegt. Wir sind froh, das wir in Frieden leben konnen.Wir wissen aber wie teuer unser gluckliches Leben erkamft werden ist.
Grossen Dank den Soweijetsoldaten.
Большоеспасибосоветскимсолдатам
Ewiger Ruhm den Helden.
Вечнаяпамятьгероям
WirlebenunsereHeimat.
Мы любим наше Отечество
Современные события в Украине показывают нам, что у фашизма нет человеческого лица и нет национальности.
Heutige Ereignisse in der Ukraine zeigen uns, dass der Faschismus keine Nationalität, kein menschliches Gesicht hat.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Используемые методы, приемы, формы
Формируемые УУД
Результат взаимодействия (сотрудничества
1.Орг.момент
Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку
Организация рабочего места
информация
регулятивные
Быстрое включение всех учащихся в деловой ритм
2.Постановка учебных задач
Постановка триединой дидактической цели
Активность каждого учащегося
информация
регулятивные
Планирование работы и целеполагание с учетом конечного результата
3.Актуализация темы
Трансформация триединой дидактической цели в учебные задачи
Активность каждого учащегося
информация
регулятивные
Создание деловой обстановки, планирование работы
4.Проверка домашнего задания
Выявление уровня знаний по заданному на дом
Поиск и выделение главного в тексте, ответы на вопросы учителя
Фронтальный опрос, диалогическая беседа
личностно-коммуникативные
Проверка понимания текста по теме
5.Применение и обобщение знаний и умений в новой ситуации
Проведение мини-экскурсии по экспонатам музея, организация деятельности школьников по обобщению знаний
Оперирование усвоенным материалом
объяснение
коммуникативные
Понимание основного содержания усваиваемых знаний
6.Повторение лексики по военной тематике.
Проведение игры «Кроссворд»
Использование нестандартной ситуации для проверки знаний
Свободное оперирование лексикой по изученной теме
Игра «Кроссворд»
личностные
Краткий анализ заполненного кроссворда
7.Подведение итогов урока
Общая характеристика работы класса
Рефлексия, оценочная деятельность, что получилось
беседа
регулятивные
Анализ результатов с учетом типичности
ИСТОЧНИКИ:
Мария Турмаир “Deutsch”. Москва, Астрель-АСТ 2006г
BettinaHohenberger “SpielmitGrammatikundWortschatz”. Москва, Астрель-АСТ 2010г.
Надежда Снегирева «История в рассказах». Москва, Аквариум 2012г