Просмотр содержимого документа
««Система подготовки учащихся к ОГЭ по немецкому языку»»
«Система подготовки учащихся к ОГЭ
по немецкому языку»
ОГЭ (ГИА) по немецкому языку принадлежит к группе экзаменов по иностранным языкам, проводимых в рамках аттестации выпускников в 9-м классе школы. Сдавать этот экзамен необязательно, его выбирают ученики, планирующие поступать в профильные классы старшей школы. Также ОГЭ по немецкому некоторые школьники выбирают как этап подготовки к ЕГЭ, который предстоит сдавать через два года для поступления в вузы.
Структура экзамена
Часть 1 задания по аудированию, всего 8 заданий с кратким ответом
Часть 2 задания по чтению, всего 8 заданий с кратким ответом
Часть 3 лексико-грамматические задания – 15 заданий с кратким ответом
Часть 4 самостоятельное написание текста письма в ответ другу
Часть 5 чтение вслух небольшого текста научно-популярного характера, участие в условном диалоге-расспросе и создание тематического монологического высказывания с вербальной опорой в тексте задания.
Задачи, которые стоят перед учителем при подготовке к ОГЭ по немецкому языку
1. Выполнение учащимися заданий в формате ОГЭ на всех ступенях обучения.
2. 7 класс – монологи и написание письма в формате ОГЭ.
3. 8 класс – все контрольные задания в формате ОГЭ, включая аудирование, чтение, лексику/грамматику, письмо (написание письма личного характера) и устную речь.
4. Составление общего плана подготовки к ОГЭ (программы дополнительных занятий).
5. Составление годового плана подготовки к ОГЭ (конкретно на каждый класс).
Программа дополнительных занятий 7-9 классы
Данный курс представляет собой материалы, предназначенные для организации и проведения дополнительных занятий в рамках подготовки учащихся 7-8-9 классов к сдаче ОГЭ по немецкому языку. Эти методические материалы позволят учителю организовать занятия с учащимися на разных этапах изучения темы. В ходе работы с материалами курса учащиеся знакомятся с разделами ОГЭ по немецкому языку, типами заданий, их структурой, требованиями к оформлению ответов. Курс построен таким образом, что может быть использован для дистанционной работы учащихся и преподавателя, а также для самостоятельной работы учащихся.
Цели и задачи курса:
• Познакомить со структурой ОГЭ по немецкому языку, типами заданий, организацией проведения экзамена;
• Познакомить с особенностями выполнения экзаменационных заданий и дать методические рекомендации по их выполнению;
• Дать возможность учащимся протестировать знания и умения, полученные в процессе изучения курса «Немецкий язык»;
• Дать возможность оценить собственные знания по предмету, оценить уровень готовности к ОГЭ по немецкому языку;
• Тренировать умения, навыки учащихся по всем аспектам речевой деятельности (чтение, говорение, аудирование, письмо) на немецком языке;
• Практиковать умения заполнения ответных бланков ОГЭ по немецкому языку.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
1. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.
2. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов.
3. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
4. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
5. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей.
6. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
7. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
8. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
9. Формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
10. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
11. Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты.
Универсальные учебные действия:
регулятивные:
1. Формирование умения самостоятельно ставить цели, планировать пути их достижения, умения выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
2. Формирование умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
3. Формирование умения оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
4. Формирование способности овладевать основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
познавательные:
5. Формирование умения использовать знаково-символические средства представления информации для решения учебных и практических задач;
6. Формирование умения пользоваться логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по различным признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей,
7. Формирование умения строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
8. Формирование умения работать с прослушанным/прочитанным текстом: определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
9. Формирование умения осуществлять информационный поиск; в том числе с помощью компьютерных средств;
10. Формирование умения выделять, обобщать и фиксировать нужную информацию;
11. Формирование умения осознанно строить свое высказывание в соответствии с поставленной коммуникативной задачей, а также в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка;
12. Формирование умения решать проблемы творческого и поискового характера;
13. Формирование умения самостоятельно работать, рационально организовывая свой труд в классе и дома;
14. Формирование умения контролировать и оценивать результаты своей деятельности;
коммуникативные:
15. Формирование способности осуществлять межкультурное общение на ИЯ:
16. Формирование умения выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли в соответствии с задачами и условиями межкультурной коммуникации;
17. Формирование умения вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами изучаемого языка;
18. Формирование умения адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;
19. Формирование умения спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое;
20. Формирование умения обсуждать разные точки зрения и способствовать выработке общей (групповой) позиции;
21. Формирование умения аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом;
22. Формирование умения с помощью вопросов добывать недостающую информацию (познавательная инициативность);
23. Формирование умения устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;
24. Формирование умения проявлять уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого;
25. Формирование умения адекватно реагировать на нужды других; в частности, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
26. Формирование умения работать с функциональными опорами при овладении диалогической речью;
27. Формирование умения иллюстрировать речь примерами, сопоставлять и противопоставлять факты;
28. Формирование умения использовать речевые средства для объяснения причины, результата действия;
29. Формирование умения использовать речевые средства для аргументации своей точки зрения;
Предметные результаты:
1. Формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами зарубежной литературы разных жанров, с учётом достигнутого обучающимися уровня иноязычной компетентности.
2. Формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции; расширение и систематизация знаний о языке, расширение лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой.
3. Создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком, в том числе на основе самонаблюдения и самооценки, к изучению второго/третьего иностранного языка, к использованию иностранного языка как средства получения информации, позволяющей расширять свои знания в других предметных областях.
А. В коммуникативной сфере (то есть владение вторым иностранным языком как средством общения):
Речевая компетенция в следующих видах речевой деятельности:
говорении
• умение начинать, вести/поддерживать и заканчивать различные виды диалогов в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;
• умение расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая своё мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал;
• рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее;
• сообщать краткие сведения о своём городе/селе, о своей стране и странах изучаемого языка;
• описывать события/явления, уметь передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать своё отношение к прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей;
аудировании
• воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников;
• воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных аудио- и видеотекстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/интервью);
• воспринимать на слух и выборочно понимать с опорой на языковую догадку и контекст краткие, несложные аутентичные прагматические аудио- и видеотексты с выделением нужной/ интересующей информации;
чтении
• читать аутентичные тексты разных жанров и стилей с пониманием основного содержания;
• читать несложные аутентичные тексты разных жанров и стилей с полным и точным пониманием и с использованием различных приёмов смысловой переработки текста а также справочных материалов;
• читать аутентичные тексты с выборочным пониманием нужной/интересующей информации;
письменной речи
• заполнять анкеты и формуляры;
• писать поздравления, личные письма с опорой на образец с употреблением формул речевого этикета, принятых в странах изучаемого языка;
• составлять план, тезисы устного или письменного сообщения.
Языковая компетенция (владение языковыми средствами и действиями с ними):
• применение правил написания изученных слов;
• адекватное произношение и различение на слух всех звуков иностранного языка; соблюдение правильного ударения в словах и фразах;
• соблюдение ритмико-интонационных особенностей предложений различных коммуникативных типов (утвердительное, вопросительное, отрицательное, повелительное); правильное членение предложений на смысловые группы;
• распознавание и употребление в речи изученных лексических единиц (слов в их основных значениях, словосочетаний, реплик-клише речевого этикета);
• знание основных способов словообразования (аффиксация, словосложение, конверсия);
• понимание явлений многозначности слов иностранного языка, синонимии, антонимии и лексической сочетаемости;
• распознавание и употребление в речи основных морфологических форм и синтаксических конструкций иностранного языка; знание признаков изученных грамматических явлений (временных форм глаголов, модальных глаголов и их эквивалентов, артиклей, существительных, степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных, предлогов);
Социокультурная компетенция
• знание национально-культурных особенностей речевого и неречевого поведения в своей стране и странах изучаемого языка; их применение в стандартных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
• распознавание и употребление в устной и письменной речи основных норм речевого этикета (реплик-клише, наиболее распространённой оценочной лексики), принятых в странах изучаемого языка;
• знание употребительной фоновой лексики и реалий страны изучаемого языка; знакомство с образцами художественной, публицистической и научно-популярной литературы;
• понимание важности владения несколькими иностранными языками в современном поликультурном мире;
• представление об особенностях образа жизни, быта, культуры стран второго изучаемого иностранного языка, о всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру;
• представление о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран изучаемых иностранных языков.
Компенсаторная компетенция
• Умение выходить из трудного положения в условиях дефицита языковых средств при получении и приёме информации за счёт использования контекстуальной догадки, игнорирования языковых трудностей, переспроса, словарных замен, жестов, мимики.
Б. В познавательной сфере:
• умение сравнивать языковые явления родного и изучаемых иностранных языков на уровне отдельных грамматических явлений, слов, словосочетаний, предложений;
• владение приёмами работы с текстом: умение пользоваться определённой стратегией чтения/аудирования в зависимости от коммуникативной задачи (читать/слушать текст с разной глубиной понимания);
• умение действовать по образцу/аналогии при выполнении упражнений и составлении собственных высказываний в пределах изучаемой тематики;
• готовность и умение осуществлять индивидуальную и совместную проектную работу;
• умение пользоваться справочным материалом (грамматическими и лингвострановедческими справочниками, двуязычными и толковыми словарями, мультимедийными средствами);
• владение способами и приёмами дальнейшего самостоятельного изучения иностранных языков.
В. В ценностно-ориентационной сфере:
• представление о языке как средстве выражения чувств, эмоций, как основе культуры мышления;
• представление о целостном полиязычном, поликультурном мире, осознание места и роли родного и иностранных языков в этом мире как средства общения, познания, самореализации и социальной адаптации;
• приобщение к ценностям мировой культуры как через источники информации на иностранном языке, в том числе мультимедийные, так и через участие в школьных обменах, туристических поездках и т. д.;
• достижение взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями иностранного языка, установления межличностных и межкультурных контактов в доступных пределах.
Г. В эстетической сфере:
• владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций на иностранном языке;
• стремление к знакомству с образцами художественного творчества на иностранном языке и средствами изучаемого иностранного языка;
• развитие чувства прекрасного при знакомстве с образцами живописи, музыки, литературы стран изучаемых иностранных языков.
Д. В трудовой сфере
Умение рационально планировать свой учебный труд и работать в соответствии с намеченным планом.
Е. В физической сфере
Стремление вести здоровый образ жизни (режим труда и отдыха, питание, спорт, фитнес).
Упражнения для подготовки к выполнению заданий по чтению:
Подберите заголовки к текстам, найдите при этом ключевые слова;
Распределите тексты по рубрикам, одна рубрика лишняя;
Подберите тексты к картинкам, один текст лишний;
Выберите правильный вариант ответа на вопрос;
Соответствуют ли данные утверждения содержанию текста (да, нет, в тексте не
сказано);
Продолжите предложение в соответствии с текстом;
Ответь кратко на вопрос;
Продолжи предложения;
Вставь пропущенные слова;
Поставь предложения в правильном порядке.
Упражнения для подготовки к выполнению заданий по лексике и грамматике:
Повторение в 9 классе всех грамматических тем, изученных ранее.
Серия упражнений по каждой теме в виде тестовых заданий по грамматике.
Упражнения на словообразование.
Определение рода существительного по суффиксу и значению.
Подбор однокоренных слов из другой части речи.
Упражнения на подстановку слов в нужной лексической и грамматической форме.
Упражнения для подготовки к выполнению заданий по написанию личного письма:
Обращать внимание на время написания.
Обращать внимание на правила написания личного письма.
Заучивать вежливые фразы, речевые клише и выражения.
Использовать разные темы для тренировки.
Советы учащимся при выполнении заданий при подготовке к ОГЭ
по немецкому языку
Советы для подготовки к выполнению заданий устной части (чтение вслух):
Повторите правила чтения. Найдите аналогичные задания по ОГЭ за предыдущие годы и читайте их вслух, записывая себя на диктофон или видео.
Хотя задание и не подразумевает понимание текста, при подготовке, вам лучше максимально понять его смысл. Сознательное чтение гораздо лучше воспринимается на слух и вы будете совершать меньше ошибок.
Если вы ошиблись в произношении слова - не беда, повторите его еще раз правильно.
Не спешите! Быстро – не значит хорошо, а часто совсем наоборот. Слушатель не должен догадываться, что вы читаете. Читайте в комфортном для себя темпе, даже если он будет совсем медленным. Это никак не повлияет на оценку, важно лишь уложиться в 2 минуты.
Советы для подготовки к выполнению заданий устной части
(монологическое высказывание):
Вы начинаете это задание с введения - одно или два предложения описывающие проблему.
Вы заканчиваете это задание заключением.
Подучите средства логической связи или слова связки.
Прочитайте как можно больше примеров с ответами начитанными носителем языка.
Записывайте себя на диктофон.
Не описывайте сопровождающую фотографию. Она дается, чтобы настроить вас на тему рассказа. Следуйте предложенному плану.
внимательно читайте текст задания, обращая особое внимание на выделяемые элементы содержания и ограничители (пункты плана) и объем монолога (время, кол-во фраз в ответе);
раскрывайте содержание всех пунктов;
стройте высказывание в соответствии с данным планом;
при планировании монологического высказывания сначала продумайте ключевые фразы каждого пункта;
начинать следует с общего представления темы;
давать развернутую аргументацию, если в пункте этого требуют.
избегать давать избыточную информацию, которая не обозначена в пунктах.
Советы для подготовки к выполнению заданий письменной части :
При выполнении следует опираться на контекст и языковую догадку.
При выполнении заданий на преобразование слов нужно помнить, что все опорные слова написаны заглавными буквами. Поэтому нужно определять по месту в предложении и содержанию текста, какой частью речи это слово является.
Нужно видеть «подсказки» в тексте, помогающие определить падеж, род, число существительного, прилагательного или местоимения, степень сравнения прилагательных и наречий.
В случае неуверенности в ответе, все равно вписать тот, который кажется наиболее вероятным.
Писать четко и аккуратно.
При чтении текста , не обращая внимание на незнакомые места и, не стараясь понять полностью смысл текста, подбирать правильные ответы.
В случае затруднения исключить явно неправильные ответы, тогда будет проще выбрать правильный.
Ставить напротив сомнительных вариантов ответа знак вопроса, чтобы еще раз вернуться к этому вопросу.
Наиболее часто встречающиеся ошибки в ОГЭ по немецкому языку (по данным материалов ФИПИ на основе анализа ошибок ОГЭ 2019)
1. Временные формы глаголов Aktiv (все формы) и Passiv (Präsens и Präteritum)
-t, путают Futurum и Passiv.
допускают ошибки в написании форм с непроизносимыми и удвоенными согласными.
Например: kommen – kam, sehen sieht и т. д.
-модальные глаголы пишут в 3м лице единственного числа настоящего времени с окончанием -t.
-делают ошибки в спряжении вспомогательных глаголов haben, sein, werden.
-постоянно встречаются ошибки в написании некоторых глаголов, например глагола schreiben.
-неправильно согласуют глагол с подлежащем man.
2. Склонение существительных
-Забывают окончание - n в множественном числе дательного падежа.
-Путают слабое и сильное склонение.
-Забывают подставить окончание (е)s в Genitiv.
-Часто не знают род существительного и не могут определить его с помощью окружающих слов.
-Делают ошибки при склонении существительных особой группы склонения, -например: das Herz и der Name.
3. Образование форм множественного числа
-Наиболее часто встречаются ошибки на образования множественного числа с -помощью умлаута и окончания, а также с помощью окончания - s .
-Следует заучить следующие формы, в которых учащиеся часто делают ошибки:
-Das Auto – die Autos, der Park,- s, das Kino, -s, der Ballon, -s;
Das Museum - Museen, , das Problem – die Probleme,
das Gerät, -e, der Freund, -e, das Jahr, -e, das Kleid, -er,
das Bild,-er , der Krieg, -e, der Ort, -e, der Brief, -e
die Stadt- die Städte, der Wald, ä-er, das Feld, -er,
der Ratschlag- die Ratschläge, das Land, ä-er,
der Wunsch, -ü-e ,der Garten, -ä, der Mann, ä-er,
das Gespräch, e, das Buch, ü-er, das Schloss, -össer,
das Denkmal, - äler.
Das Obst, das Gemüse только ед. ч.
4. Склонение прилагательных
-путают типы склонения,
-не видят, к какому существительному относится данное прилагательное,
- не видят определенный артикль, если он слился с предлогом, например: im,
-не умеют определять падеж по предлогам.
5. Степени сравнения прилагательных и наречий
-Забывают исключения. Необходимо обращать внимание учащихся на то, что после am ставится превосходная степень , перед als - сравнительная степень.
-Очень часто встречается конструкция einer/eines/ eine der ( Superlativ) + Puralform, например :
Venedig ist eine der ______________ Städte . (SCHÖN)
6. Образование порядковых числительных
-не умеют образовывать и склонять порядковые числительные. Необходимо повторить в первую очередь числительные, которые образуются не по правилу, например, der erste.