kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Роль иностранного языка в формировании патриотического духа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Среди множества учебных дисциплин предмет “иностранный язык” занимает особое место.

И его своеобразие заключается в том, что в ходе его изучения учащиеся приобретают не знания основ науки, а формируют умения и навыки пользоваться чужим языком как средством общения, средством получения новой и полезной информации.

Преподавание в современной российской школе даёт учителю широкие возможности по воспитанию гражданственности, патриотизма, правовой культуры, высоких нравственных качеств личности. Этому способствует коммуникативная направленность предмета, его обращённость к изучению быта, обычаев, традиций и, прежде всего, языка другого народа. Изучение чужой культуры посредством языка становится возможным только на сформированной национально-культурной базе родного языка. Любые знания, приобретаемые с помощью иностранного языка, будут восприниматься только через призму знаний, сформированных в процессе овладения родной культурой

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Роль иностранного языка в формировании патриотического духа »





 Роль иностранного языка в формировании патриотического духа

Исаева О.К.,

учитель иностранного языка

ГБОУ СОШ №1 с. Приволжье Самарской области

Среди множества учебных дисциплин предмет “иностранный язык” занимает особое место. И его своеобразие заключается в том, что в ходе его изучения учащиеся приобретают не знания основ науки, а формируют умения и навыки пользоваться чужим языком как средством общения, средством получения новой и полезной информации.

Преподавание в современной российской школе даёт учителю широкие возможности по воспитанию гражданственности, патриотизма, правовой культуры, высоких нравственных качеств личности. Этому способствует коммуникативная направленность предмета, его обращённость к изучению быта, обычаев, традиций и, прежде всего, языка другого народа. Изучение чужой культуры посредством языка становится возможным только на сформированной национально-культурной базе родного языка. Любые знания, приобретаемые с помощью иностранного языка, будут восприниматься только через призму знаний, сформированных в процессе овладения родной культурой.

Но я глубоко убеждена, что о настоящем патриотизме не следует просто талдычить на уроках, ведь глупо, если учитель войдет в класс и скажет, что сегодня мы будем учиться любить Родину, а завтра уважать героев. Просто надо создать атмосферу, подбирать материал, который давал бы знания об истории, традициях, людях, учить сопоставлять и делать выводы.

Бывает парадоксально, когда учащиеся, изучают, например, символы Федеративной Республики Германии, но плохо знают символику своей Родины. О какой же гордости может идти речь?!

Воспитание патриотизма представляет собой целенаправленный процесс включения учащихся в различные виды учебной и внеурочной работы, связанной по своему содержанию с развитием патриотических чувств, стимулированию их активности по выработке у себя этих моральных качеств.

На уроках иностранного языка мы все пытаемся формировать у учащихся таких общечеловеческих ценностей, как уважительное и толерантное отношение к другой культуре и более глубокое осознание своей культуры. Знакомство с культурой страны изучаемого языка происходит путём сравнения и постоянной оценки имевшихся раннее знаний и понятий с вновь полученными, со знаниями и понятиями о своей стране, о себе самих. Этому способствуют задания под рубриками “Die Kultur ” и “Das bin ich”. В результате происходит своеобразный диалог культур устами школьников. Сравнивая зарубежного сверстника и самих себя, страны, учащиеся выделяют общее и специфичное, что способствует объединению, сближению, развитию понимания и доброго отношения к стране, её людям, традициям.

Для достижения этих целей я использую на своих уроках самые разнообразные формы и приёмы учебной и внеклассной работы. Учащиеся могут участвовать в моделировании и решении проблемных ситуаций, викторинах, составлении кроссвордов, написании сообщений и докладов, экскурсиях по историческим местам, работать с печатными материалами, проводить “круглые столы”. В конце изучения темы “Не хотели бы вы отправиться в Германию?”, также учащимся предлагается “пригласить иностранных гостей в Россию и организовать для них путешествие”. Свой проект ребята назвали “Добро пожаловать в Россию!”.

Познавательным аспектом таких уроков является увеличение объёма знаний об особенностях культуры родной страны, знакомство с достопримечательностями , Москвы, Самары, Приволжья; воспитательный аспект - осознание понятия “Родина”, “малая Родина”, более глубокое осознание своей культуры.

Работая по теме « Моя Родина”, учащимся предлагается посещение школьного краеведческого музея, отзывы о котором они предоставляют на изучаемом языке.

Работая по теме “Моя семья”, учащиеся изучают родословную своей семьи, а затем предоставляют проекты генеалогических деревьев вплоть до пятого поколения.

При изучении темы “Герои и гордость твоей страны” мы знакомимся с биографиями выдающихся людей страны изучаемого языка и нашей Родины, также и при изучении таких тем как “Достопримечательности Германии, Австрии и России”, “Образование” и др. Здесь имеет место культурологический аспект обучения, сравнение национальных культур разных народов.

Большую роль в патриотическом воспитании школьников играет использование краеведческого материала. Обращение к материалам краеведческого характера приближает иноязычную коммуникацию к личному опыту учащихся, позволяет им оперировать в учебной беседе теми фактами и сведениями, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни, в условиях бытия в родной для них культуре. Знакомясь с иноязычной культурой, учащиеся постоянно сравнивают её с родной культурой. Поэтому, чем обширнее та область знания фактов родной культуры, которой оперируют учащиеся, тем продуктивнее работа по ознакомлению с иной культурой.

В обучении я использую в основном материал географического характера (природа, достопримечательности, внешний вид города,села и т.д.). Материалы, связанные с историческими, экономическими, социальными фактами, находят применение гораздо реже и в основном на старшей ступени обучения. Однако значимость краеведческих материалов такой направленности гораздо выше при использовании их в среднем звене, когда происходит активное становление личности учащегося, формируется его мировоззрение, вырабатывается социальная позиция. В подростковом возрасте учащиеся обладают массой гуманитарных и социокультурных знаний, что позволяет им:

- устанавливать и применять различные межъязыковые и меж предметные связи, используя свои знания и опыт;

- переходить от простого усвоения учебного материала, к активному приобретению знаний, к самостоятельному определению своих языковых потребностей и целенаправленному поиску необходимого материала.

Работа с подобными материалами часто проходит в виде проектов, которые позволяют учащимся выразить свои идеи в удобной для них форме.

При выборе краеведческого материала я учитываю:

- реальность материалов для учащихся, т.е. учащиеся должны точно представлять, о чем идёт речь;

- заинтересованность учащихся в данном материале,

- привязанность данного материала к программной теме;

- социализирующая ценность данного материала

Таким образом, формирование разносторонне развитой поликультурной личности, её мировоззрения, чувства патриотизма и национального достоинства возможно при системном освоении национальной культуры через урочные и внеклассные формы работы с учащимися. Включение этнокультурного материала в содержание занятий иностранного языка будет способствовать реализации воспитания российского патриотизма.






Пояснительная записка.

В условиях современной социальной ситуации непросто говорить о чувстве патриотизма. Патриотизм сегодня является нравственной основой жизнеспособности нашего государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности. Патриотическое воспитание является неотъемлемой частью всей жизнедеятельности российского общества, его социальных и государственных институтов, в частности семьи, школы. Современной школе нужны педагоги-Личности, ведь только они способны справиться с задачей воспитания настоящих патриотов. Учитель как истинный патриот, и на уроке остается патриотом, используя воспитательный потенциал своего предмета.

К большому сожалению, опыт наблюдений показывает, что мы ограничены в возможностях влиять на развитие школьников как патриотов. Кроме того, часто встречаемся с различными «барьерами»: психологическими, организационными, методическими, материальными. Нам, педагогам важно суметь использовать в работе уже сформировавшиеся традиции и современный научный, методический и информационный потенциал воспитательного процесса

Процесс воспитания патриотизма должен быть организован и осуществлен с учетом возрастных, психологических особенностей детей, в контексте современной социальной ситуации. Патриотическое воспитание как нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь и преданность Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины, является одним из приоритетных направлений работы современной школы, каждого учителя в частности.

Раскрытие особенностей и потенциала урока иностранного языка возможно и нужно использовать при решении задач патриотического воспитания обучающихся. Так как:

- В школе иностранный язык сейчас занимает достойное место, наравне с такими предметами, как русский язык и математика, что накладывает определенную ответственность на нас, учителей.

- Иностранный язык направлен на формирование «языковой личности» обучающегося как «глубоко национального феномена», основные элементы которой отражают картину мира. Таким образом, овладение способностью к межкультурной коммуникации позволит не только поглощать, но и отдавать, обмениваться бесценным историческим и культурным опытом поколений и национальностей, стран и общностей. Вот на что должен быть способен патриот, владея иностранным языком, - нести культурное и историческое наследие своей страны.

В процессе работы над проблемой выявлены основные методы патриотического воспитания школьников, сложившиеся в педагогической практике учителей, такие как:

1)методы воспитания убеждений (методы убеждения): информационно-доказательный метод; поисковый метод; дискуссионный метод; само убеждение через убеждение других.

2) методы воспитания привычного поведения (методы упражнения)

3) методы формирования эмоционально-волевой сферы личности (методы стимулирования): личный пример педагога; игровой подход к организации деятельности; требование; общественное мнение; личный пример педагога;

так же определены эффективные формы воспитания патриотизма применительно к уроку иностранного языка, среди которых знакомство с биографиями выдающихся ученых, писателей, общественных деятелей, оставивших глубокий след в патриотическом служении Родине, своему народу, с материалами о героическом прошлом страны, о его мужестве; приобретение и расширение знаний о родном; мини - экскурсии, для приобщения детей к изучению жизни русского народа и других народов, формирования у них потребности в овладении культурой межнациональных отношений; компьютерные презентации.

На уроках иностранного языка наиболее эффективны компьютерные презентации, так как они позволяют интенсифицировать усвоение учебного материала учащимися и проводить занятия на качественно новом уровне.


Программа патриотического воспитания на уроках немецкого языка








Знакомство : «Das bin ich»

Составление генеалогического дерева « Mein Familienbaum»

Конкурс рисунков «Meine Heimat» октябрь

Беседа «Mein Heimatdorf »

Беседа « Symbols unseres Landes»

Беседа «Rußland

Экскурсия в краеведческий музей, обсуждение на немецком языке.

Час общения «Traditionen und Feiertage»

Проектнаяработа «Die Helden unseres Dorfes»

Викторина «Die Sehenswürdigkeiten der BRD und Rußlands »

Викторина «Denkmäler der Stadt Samara»

Беседа «Die berühmte Menschen unseres Landes?»

Проектная работа «Russland und Deutschland im ersten Blick»

Беседа «Wir sind stolz für unser Land »


сентябрь

сентябрь


октябрь

ноябрь

ноябрь

декабрь


январь


январь


февраль

февраль

март

март

апрель










Заключение

1. В современной социологической, философской, педагогической литературе существует множество разнообразных трактовок понятия «патриотизм». Всех их объединяет мысль о том, что патриотизм - это устойчивое положительное отношение людей к своему Отечеству, проявляющееся в деятельности на его благо. Авторы различных определений особо подчеркивают деятельности характер патриотизма, ибо именно деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества дела и поступки.

2. Патриотическое воспитание, будучи составной частью воспитания личности, является, на мой взгляд, системообразующим компонентом процесса формирования современного человека. Вслед за другими исследователями данной проблемы, мы определяем патриотическое воспитание как скоординированный процесс совместной деятельности государства и общественных организаций по формированию у школьников высокого патриотического долга и убеждения в необходимости продуктивной деятельности на благородной страны с целью ее дальнейшего процветания. Представляя собой многосторонний процесс, патриотическое

воспитание включает в себя такие направления, как военно-патриотическое, героико-патриотическое, нравственно-патриотическое, гражданско-патриотическое, национально-патриотическое. Последнее направление предполагает широкое использование материалов региональной тематики. Все виды патриотического воспитания осуществляются в современных образовательных учреждениях, как во внеурочной деятельности, так и в ходе учебного процесса.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Немецкий язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Роль иностранного языка в формировании патриотического духа

Автор: Исаева Ольга Константиновна

Дата: 17.12.2014

Номер свидетельства: 144770

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Весенние праздники в Соединенном Королевстве Великобритании "
    ["seo_title"] => string(67) "viesienniie-prazdniki-v-soiediniennom-korolievstvie-vielikobritanii"
    ["file_id"] => string(6) "120230"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1413650399"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства