Реализация интегративного подхода в преподавании иностранного языка в начальной школе
Реализация интегративного подхода в преподавании иностранного языка в начальной школе
Интеграция – это процесс и результат достижения целостности содержания образования за счет установления внутри- и междисциплинарных связей, взаимодействия между различными образовательными программами. Интегративный подход является одним из ресурсов развивающего обучения и повышения качества образовательного процесса в школе.
Плюсы интегративного подхода в образовании -
Для ученика:
Объективная и всесторонняя картина мира, целостное мировоззрение и общая культура.
Более заинтересованное, лично значимое и осмысленное восприятие знаний (мотивация).
Возможности для развития интеллектуального творческого мышления.
Более активное применение знаний на практике (прикладной характер).
Формирование и развитие УУД.
Снятие перегрузки в учебном процессе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Реализация интегративного подхода в преподавании иностранного языка в начальной школе»
МОУ СОШ№8
г.о. Саранск
Реализация интегративного подхода в преподавании иностранного языка в начальной школе.
Лукашина М.Г.
учитель немецкого языка
2016 г.
Интеграция – это процесс и результат достижения целостности содержания образования за счет установления внутри- и междисциплинарных связей, взаимодействия между различными образовательными программами. Интегративный подход является одним из ресурсов развивающего обучения и повышения качества образовательного процесса в школе.
Плюсы интегративного подхода в образовании -
Для ученика:
Объективная и всесторонняя картина мира, целостное мировоззрение и общая культура.
Более заинтересованное, лично значимое и осмысленное восприятие знаний (мотивация).
Возможности для развития интеллектуального творческого мышления.
Более активное применение знаний на практике (прикладной характер).
Формирование и развитие УУД.
Снятие перегрузки в учебном процессе.
Для учителя:
Адекватность современному уровню научных представлений о мире.
Возможность развернуть многомерную картину мира в динамике, во множественных взаимосвязях.
Расширение «горизонтов» в преподавании «собственного» предмета, новые перспективы деятельности.
Стимул к поиску новых методических форм взаимодействия с учеником.
Объединение усилий разных специалистов в решении общих проблем, учет ценностных ориентаций и мотивации обучаемых.
Формирование, развитие и воспитание личности с учетом ее познавательных намерений, способностей и возможностей.
Получение качественно нового педагогического результата
Каждый предмет представляет собой систему знаний и умений из разных областей действительности. Объективно заложенные внутрипредметные связи между различными областями могли бы способствовать и естественному установлению межпредметных связей с целью интеграции знаний при рассмотрении определенных объектов, явлений, процессов.
Есть три уровня интеграции:
внутрипредметная – интеграция понятий внутри отдельных учебных предметов;
межпредметная – синтез фактов, понятий, принципов и т.д. двух и более дисциплин, что и должен использовать педагог при подготовке интегрированного урока;
транспредметная – синтез компонентов основного и дополнительного содержания образования.
Интегрированные уроки иностранного языка могут включать следующие дисциплины:
иностранный язык + литература
иностранный язык + история
иностранный язык + география
иностранный язык + математика
иностранный язык + изобразительное искусство
иностранный язык + музыка
иностранный язык + физика
иностранный язык + русский язык
иностранный язык + биология и др.
На своих уроках немецкого языка в 2-4 классах я использую элементы интегративного подхода в преподавании иностранного языка в начальной школе. Программа немецкого языка в начальной школе предполагает разучивание небольших немецких песен. Песни помогают закреплению языкового материала, совершенствованию фонетических навыков, закреплению лексических и речевых образцов.
Пение песен может сопровождаться использованием музыкальных инструментов. Игра на музыкальных инструментах способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка. В процессе музыкальной игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются творческие и музыкальные способности. Играя на музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения (чище поют), музыкально-ритмических движений (четче воспроизводят ритм).
На своих уроках мы с учениками используем такие простейшие детские музыкальные инструменты, как маракасы, треугольник, барабан, бубны, трещотки.
К игре на музыкальных инструментах допускаются только те ученики, кто знает наизусть текст немецкой песни.
Интегрированные уроки или элементы урока являются источником мотивации учебно-воспитательного процесса по иностранному языку, способствуют улучшению качества усвоения материала, дают ученикам возможность выразить себя, использовать творческие навыки и умения.
Обучение иностранным языкам в «интегрированном» составе ориентированно на разностороннее развитие учащихся, их общее образование и воспитание, что достигается за счет объединения воспитательных, образовательных и развивающих возможностей разных учебных предметов; помогает формировать у учащихся более целостную картину мира, в которой сам иностранный язык является средством познания и общения.