Просмотр содержимого документа
«Причины нерациональных затрат времени и прямых его потерь на уроке немецкого языка»
ПРИЧИНЫ НЕРАЦИОНАЛЬНЫХ ЗАТРАТ ВРЕМЕНИ И ПРЯМЫХ ЕГО ПОТЕРЬ НА УРОКЕ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА.
Работая над подготовкой к уроку, учитель знает, что способствуют успеху урока. Это:
1. Хорошее знание материала урока. 2. Бодрое самочувствие. 3. Продуманный план урока. 4. Чувство «физической» раскованности, свободы на уроке. 5. Правильный выбор методов обучения. 6. Разнообразие методов обучения. 7. Занимательность изложения. 8. Ярко выраженное эмоциональное отношение учителя к излагаемому материалу. 9. Богатство интонаций, выразительная мимика, образная жестикуляция учителя.
Однако мы забываем о самом главном и , как правило, вспоминаем, когда уже ничего нельзя исправить, спрашивая себя, что же, собственно, произошло, и грустно констатируем: безвозвратно утеряно самое дорогое — время. Его нельзя ни хранить, ни копить, ни повернуть вспять. Время можно только разумно планировать и рационально расходовать.
Специальные исследования, проведенные в конце прошлого века, убедительно доказали, что потери времени на уроках — распространенное явление. «Установлено, — писал известный исследователь проблем научной организации работы учителя И. П. Раченко, что учитель на уроке теряет примерно треть учебного времени, главным образом, из-за неэффективности своей деятельности и неорганизованности, а ученики — примерно в два раза больше! ... КПД некоторых уроков не превышает 20 %. На отдельных уроках только прямые потери достигают 50 % рабочего времени, а ученики продуктивно работают на них от 15 до 20 минут». (Раченко И. П., Научная организация педагогического труда. — М.: 1972 . — с. 276)
Мне не хотелось бы сегодня говорить об организации учебной работы на уроке, постановке учебных задач и их выполнении. Интересен всё-таки вопрос: куда уходит время? Можно ли без труда устранить отвлекающие организационные ситуации? Да, можно. Только для этого нужно потрудиться. Выработать алгоритм работы и неукоснительно следовать ему.
Урок немецкого языка.
Итак, звенит звонок. Учитель здоровается, дети поют песенку «Guten Tag!“. Дети стоят в приветствии. Далее, импровизируя, можно задать вопрос к тем изученным стихотворным отрывкам, которые хорошо известны ученикам. Например,
- «Ich freue mich euch hier wieder zu sehen. Wo lernt ihr?“ Учащиеся поют «In der Schule lernen wir.“
-„Es ist so schön! Welche Jahreszeit ist jetzt?“ Учащиеся поют ту песню, которую знают о времени года или о погоде. Например,“Winter kommt!“ или „Schöner Frühling, komm doch wieder!“ „Wir wollen rodeln gehen“.
-„Ihr seht ins Fenster: das ist unsere Schule, unsere Stadt. Liebt ihr unsere Republik?“ Учащиеся поют «Ich liebe mein Land“.
-„Habt ihr Freunde?“- Учащиеся декламируют стихотворение „Wann Freunde wichtig sind“.
Z.B.: Freunde sind wichtig zum Sandburgenbauen, Freunde sind wichtig wenn andre dich hauen, Freunde sind wichtig zum Schneckenhaussuchen, Freunde sind wichtig zum Essen von Kuchen.
Vormittags, abends, im Freien, im Zimmer ... Wann Freunde wichtig sind? Eigentlich immer!
Вот так повышается настроение, ребята вспоминают стихи и песенки. Это занимает около 3 минут. Учитель выполнил фонетическую задачу, сумел побеседовать с детьми, вовлёк класс в работу, повторил выученные ранее стихи и песни. Кстати, при исполнении хоровых ответов лучше не петь с детьми. Так легче понять, кто плохо знает слова и дать понять, что это не концерт, это ответ на вопрос учителя.
Дети занимают места и слушают доклад дежурного, который рассказывает на немецком языке, какое сегодня число (предварительно на перемене записав его на доске), какая тема урока, готов ли класс к уроку, кто отсутствует, какое было задано домашнее задание и какая сегодня погода. (Тут же хочу добавить , что за своё дежурство ученик получает в конце урока оценку. Когда он говорит, что класс к уроку готов, то это означает, что на парте у каждого школьника только 5 предметов - учебник, тетрадь, словарь, дневник и ручка. Он оглядывает класс и делает замечания неподготовленным детям. И тем более, никаких мобильных телефонов. Никаких пеналов!) Класс очень чутко реагирует на ответы дежурного. Чаще они хотят слышать реальные ответы.
Продолжает урок сам учитель в соответствии с планом. Поскольку немецкий язык ведётся в паре с другим иностранным языком, то дежурный следит, чтобы во второй половине урока классный журнал был принесён из другой группы, либо он относит его. Без напоминания учителя. Точно по времени.
Когда он возвращается, то кладёт журнал на стол и выходит перед классом для проведения физкультминутки. Текст выучен заранее. Он командует, а учитель внимательно смотрит за проведением. Для того, чтобы физкультминутка не превратилась в кривляние или просто в отвлечение детей от урока.
Урок продолжается. Если нужно раздать тетради или собрать, то помогает дежурный. Если организуется ролевая игра или нужно подготовить доску к работе, тоже поручается дежурному.
В плане порядка устанавливается уговор для выхода из класса по надобности. Конечно, лучший показатель – это когда урок настолько интересен, что никто не выходит из класса во время урока. Но если это требуется, то ученик не просит разрешения, не поднимает руку, он, молча, обходя задние парты, выходит из класса, но долго не задерживается. Другой ученик не имеет права выйти до тех пор, пока не вернётся первый.
Иногда класс увлекается вместе с учителем и не замечает, как время урока подходит к концу. Дежурный выходит к доске, и класс декламирует стихотворение о том, что они хотят идти на перемену.“Wir wollen in die Pause gehen“ или такое:
Esklingeltschonwieder,
die Schule ist aus.
Die Arbeit ist fertig.
WirgehennachHaus.
Дежурный говорит, что следующий дежурный - ученик Иванов. И это не обсуждается. Иванов уже мысленно начинает готовиться к следующему уроку.
Домашнее задание записано на доске. Учитель может при надобности прокомментировать.
Учитель может теперь склониться над журналом, переключиться на другой вид работы, потому что дежурный проследит, чтобы стулья были задвинуты в столы, не было бумаг под ними , вымыта доска и открыта форточка.
При таком раскладе время на организацию текущей учебной работы сведено до минимума. Учитель защищён от лишних затрат и усилий на подготовку класса к уроку.
Однако, здесь можно оговориться, что если ученики младшего звена приучены к такому порядку, то с возрастом можно менять установки и усложнять задания.