kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Прагматический подход к исследованию высказываний с пропозициональным значением неодобрения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Прагматический подход к исследованию высказываний с пропозициональным значением неодобрения

Исходным пунктом прагматического подхода к языку, согласно которому говорение представляет собой вид деятельности, является понятие действия. Соответственно, речевое действие, или речевой акт, представляет собой минимальную единицу речевой коммуникации. Базисным же понятием, вокруг которого группируются различные способы использования языка, является понятие иллокутивной цели. Эта категория целенаправленности позволяет не только разграничить самостоятельные речевые действия, но и классифицировать их. Помимо иллокутивной цели любой речевой акт (далее РА) обладает пропозициональным содержанием, которое может быть общим для различных иллокутивных актов. При этом пропозиция всегда предстает в сочетании с теми или другими коммуникативными силами, придающими ей речевую целенаправленность.

В лингвистических исследованиях, посвященных оценочным высказываниям, не наблюдается единства в вопросе об их природе. С одной стороны, лингвисты справедливо отмечают, что неодобрение является только средством целенаправленной регуляции поведения собеседника. С другой стороны, они трактуют высказывания неодобрительного характера как иллокутивные РА, которые несут в себе лишь иллокуцию неодобрения как оценку поступков собеседника. Во втором случае неодобрительные высказывания традиционным образом причисляются к классу экспрессивов, цель которых состоит лишь в том, чтобы выразить эмоциональное состояние говорящего и/или произвести эмоциональное воздействие на слушателя. Оценочные высказывания с такой точки зрения рассматриваются как особый вид иллокутивных актов, где действуют специфические иллокутивные силы. Однако не всегда иллокутивной целью оценки является эмоциональное воздействие на собеседника, и, соответственно, не всегда перлокутивный эффект состоит в изменении его эмоционального состояния. Высказывания, содержащие оценочный компонент, весьма разнообразны. Оценочными являются не только те из них, где встречаются собственно оценочные слова хорошо/плохо, но и многочисленные виды сообщений, куда входят слова или выражения, включающие оценочную сему как один из элементов своего значения. Это дало нам основание относить неодобрительные высказывания не к чисто прагматическим, а к семантическим явлениям и рассматривать неодобрение как пропозициональное значение различных иллокутивных актов. Вслед за Е.М. Вольф мы считаем, что оценка включается как один из компонентов в высказывания, имеющие различные коммуникативные цели. Такой подход не позволяет нам объединить данные высказывания в единый прагматический класс, потому что в реальной коммуникации неодобрение может иметь цели, присущие основным четырем классам иллокутивных актов, выделенных Дж. Серлем и Д. Вандервекеном: репрезентативов, директивов, комиссивов и экспрессивов.

Самым важным семантическим свойством речевых актов с пропозициональным значением неодобрения является их косвенность, замаскированность. Они не допускают употребления перформативных глаголов, потому что экспликация  говорящим своего намерения делает цель РА трудно достижимой, поскольку исключает акт осознания адресатом неблаговидности совершенного поступка.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Прагматический подход к исследованию высказываний с пропозициональным значением неодобрения »

Прагматический подход к исследованию высказываний с пропозициональным значением неодобрения

Исходным пунктом прагматического подхода к языку, согласно которому говорение представляет собой вид деятельности, является понятие действия. Соответственно, речевое действие, или речевой акт, представляет собой минимальную единицу речевой коммуникации. Базисным же понятием, вокруг которого группируются различные способы использования языка, является понятие иллокутивной цели. Эта категория целенаправленности позволяет не только разграничить самостоятельные речевые действия, но и классифицировать их. Помимо иллокутивной цели любой речевой акт (далее РА) обладает пропозициональным содержанием, которое может быть общим для различных иллокутивных актов. При этом пропозиция всегда предстает в сочетании с теми или другими коммуникативными силами, придающими ей речевую целенаправленность.

В лингвистических исследованиях, посвященных оценочным высказываниям, не наблюдается единства в вопросе об их природе. С одной стороны, лингвисты справедливо отмечают, что неодобрение является только средством целенаправленной регуляции поведения собеседника. С другой стороны, они трактуют высказывания неодобрительного характера как иллокутивные РА, которые несут в себе лишь иллокуцию неодобрения как оценку поступков собеседника. Во втором случае неодобрительные высказывания традиционным образом причисляются к классу экспрессивов, цель которых состоит лишь в том, чтобы выразить эмоциональное состояние говорящего и/или произвести эмоциональное воздействие на слушателя. Оценочные высказывания с такой точки зрения рассматриваются как особый вид иллокутивных актов, где действуют специфические иллокутивные силы. Однако не всегда иллокутивной целью оценки является эмоциональное воздействие на собеседника, и, соответственно, не всегда перлокутивный эффект состоит в изменении его эмоционального состояния. Высказывания, содержащие оценочный компонент, весьма разнообразны. Оценочными являются не только те из них, где встречаются собственно оценочные слова хорошо/плохо, но и многочисленные виды сообщений, куда входят слова или выражения, включающие оценочную сему как один из элементов своего значения. Это дало нам основание относить неодобрительные высказывания не к чисто прагматическим, а к семантическим явлениям и рассматривать неодобрение как пропозициональное значение различных иллокутивных актов. Вслед за Е.М. Вольф мы считаем, что оценка включается как один из компонентов в высказывания, имеющие различные коммуникативные цели. Такой подход не позволяет нам объединить данные высказывания в единый прагматический класс, потому что в реальной коммуникации неодобрение может иметь цели, присущие основным четырем классам иллокутивных актов, выделенных Дж. Серлем и Д. Вандервекеном: репрезентативов, директивов, комиссивов и экспрессивов.

Самым важным семантическим свойством речевых актов с пропозициональным значением неодобрения является их косвенность, замаскированность. Они не допускают употребления перформативных глаголов, потому что экспликация говорящим своего намерения делает цель РА трудно достижимой, поскольку исключает акт осознания адресатом неблаговидности совершенного поступка.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Немецкий язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Анашкина Ирина Николаевна

Дата: 11.12.2014

Номер свидетельства: 142564

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(262) "Подход Л.А. Азнабаевой, применяемый к анализу речевого поведения адресата в конвенциональных условиях общения.  (на материале немецкого языка) "
    ["seo_title"] => string(166) "podkhod-l-a-aznabaievoi-primieniaiemyi-k-analizu-riechievogho-poviedieniia-adriesata-v-konvientsional-nykh-usloviiakh-obshchieniia-na-matierialie-niemietskogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "144119"
    ["category_seo"] => string(8) "nemeckiy"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418657170"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства