Просмотр содержимого документа
«Нестандартные формы урока иностранного языка – один из способов повышения интереса к предмету»
НЕСТАНДАРТНЫЕ ФОРМЫ УРОКА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА – ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ
Проблема поддержания интереса к изучению иностранного языка на всех этапах обучения волнует многих учителей. Интерес к учению имеет большое значение для успешной реализации задач образования, воспитания и развития учащихся. Практическая деятельность убеждает в том, что разнообразные нестандартные формы урока вызывают интерес у школьников, способствуют формированию их речемыслительных способностей, познавательной активности, умения работать самостоятельно. Как сделать каждый урок иностранного языка интересным, увлекательным и добиться того, чтобы он развивал познавательный интерес, творческую, мыслительную активность учащихся. Над этим вопросом работают многие учителя иностранного языка . Ведь общеизвестно, что большинство учащихся с большим желанием начинают изучать иностранный язык , но на среднем , а тем более на старшем этапе, речевая активность учащихся резко понижается. Организация активной речевой деятельности на уроке очень сложная задача. Её успешному решению в значительной мере способствуют совершенные приёмы обучения и организационные формы урока иностранного языка. Одним из путей, ведущих к повышению речевой активности учащихся, является разнообразие средств и приёмов работы на уроке, использование нетрадиционных форм обучения. Но успешное овладение учащимися языком зависит не только от выбора формы урока, но и от того, насколько профессионально учитель смог использовать эти формы для достижения основных целей урока. Существует большое разнообразие средств и приёмов работы, направленных на повышение речевой активности учащихся. Нестандартными уроками обычно называют итоговые заключительные уроки по теме, проводимые в форме игры, смотра-конкурса, КВН, праздника знаний, концерта, конференции, диспута, экскурсии и т.д. К нестандартным формам урока целесообразно прибегать при завершении или повторении темы, когда у учащихся есть необходимый запас слов, когда они получили нужную информацию по данной теме и у них сформировались навыки аудирования, говорения и чтения на основе пройденной лексики, закреплённых грамматических структур. Преимущество этих уроков состоит в том, что на них ребята видят результаты своей работы по теме, они могут показать свои умения и навыки во всех видах речевой деятельности, причём эти умения оцениваются часто не одной, а несколькими оценками. Ученикам нравятся нестандартные формы уроков и, как правило, работают они активно и с большим интересом. Их привлекают интересная неожиданная форма урока и атмосфера общения. На таких уроках дети, как правило, не боятся говорить на иностранном языке и чувствуют себя раскованно. Подобные уроки оказывают на детей сильное эмоциональное воздействие, повышают мотивацию обучения и активизируют работу всех учащихся, даже самых слабых. К преимуществам уроков такого рода можно отнести и то, что подобные уроки позволяют осуществлять более глубокий контроль знаний учащихся. Как правило, если ребята заранее знают о проведении итогового нестандартного урока по теме, они серьёзнее готовятся к повседневным урокам. Эффективность данной формы зависит от дифференцированного подхода к учащимся, учёта их языковой подготовки. При выборе форм нестандартного урока учитель должен учитывать возрастные особенности и интересы учащихся. На начальном этапе обучения, когда уровень языковой подготовки учащихся невысок, я обычно останавливаюсь на таких формах нестандартного урока, как урок-игра, урок-праздник, урок-концерт. На среднем этапе обучения - урок-КВН,урок-смотр знаний, урок-телемост, урок-викторина, урок-литературная гостиная. На старшем этапе, когда у учащихся сформирован навык неподготовленной речи, предпочтение отдаётся таким формам, как урок-конференция, урок-диспут, так как на этих уроках ребята должны не просто пересказать чьи-то мысли, но ,прежде всего, выражать своё мнение по обсуждаемой проблеме.
Урок-экскурсия. При заключении некоторых разговорных тем ( « В библиотеке», « В музее ») учителя в качестве итогового урока проводят урок-экскурсию. Преимущество этой формы урока состоит в том, что дети во время такой экскурсии на практике имеют возможность применять свои знания английского языка, В процессе такой игры-экскурсии учащиеся не просто говорят, но и играют роли «экскурсоводов», «работника музея», «библиотекаря» и гостей из стран изучаемого языка. Уроки-экскурсии обычно проводятся на среднем этапе. Так, приступая к изучению темы «Книги. В библиотеке» сообщаю учащимся, что итогом их работы на уроке будет экскурсия в школьную библиотеку.
Урок-беседа за «круглым столом». Форма урока «за круглым столом» получила сейчас широкое применение. Содержание уроков составляет беседа по теме или проблеме, близкой и интересной учащимся. Учитель и ученики садятся за общий «круглый стол», составленный из парт. Таким образом, педагоги пытаются моделировать реальное общение на иностранном языке.
Уроки-беседы «за круглым столом» обычно проводятся на заключительном этапе работы над темой, при этом выбираются те подтемы, при обсуждении которых можно организовать обмен личными мнениями и впечатлениями. Задача такого урока – практика школьников в диалогической и монологической речи, в аудировании; задачи воспитательного и развивающего обучения определяются спецификой и содержанием конкретной темы. Возможными темами уроков «за круглым столом» могут быть следующие темы: -Знакомимся с семьями одноклассников. -Как мы празднуем дни рождения и другие праздники. -Как ты представляешь себе школу будущего? -Чем планируешь заниматься летом? Уроки-беседы расширяют кругозор школьников, развивают интересы, мыслительную активность и коммуникабельность, укрепляют чувство сотрудничества педагога с воспитанниками. Любители музыки приносят с собой диски с песнями своих любимых певцов. Девочка, которая любит печь и готовить, угощала ребят домашним печеньем. На таких уроках я стараюсь создать атмосферу доброжелательности и в своей речи использую только такие выражении, как « Who would like to tell us about…? I`d like to ask you about…You are welcome. Any more ideas? » и т.д. Я тщательно готовлю планы таких уроков-бесед, но не знакомлю с ними учащихся и не устраиваю репетиции, чтобы учащимся и мне было интересно на уроке. В конце такого урока я всегда отмечаю ребят, которые были наиболее активны во время беседы. Причём я твёрдо уверена, что плохие отметки за подобные уроки ставить вообще нельзя. Требование деликатного подхода к ошибкам в речи учащихся. справедливое в отношении всего урока, тем более важно для специализированного урока общения. По ходу беседы, я считаю, могут исправляться только те ошибки, которые грубо нарушают коммуникацию, вызывают непонимание речи, но это следует делать осторожно. деликатно. Вместе с тем в начале следующего урока мы с ребятами коллективно анализируем допущенные ошибки, я обращаю внимание учащихся на произношение ряда слов, на способы выражения той или иной мысли, на определённую грамматическую форму.
Урок-cоревнование. Этот вид нетрадиционного урока проводится на начальном и среднем этапе обучения. Для детей этого возраста характерны общительность, эмоциональность и свежесть восприятия. Ребята воспринимают то, что вызывает непосредственный эмоциональный интерес. Поэтому для поддержания интереса к языку. Надо поддерживать внимание детей на уроке и использовать занимательные сюжеты, игровые ситуации, интересные конкурсы. Урок-соревнование можно провести в форме популярных телевизионных игр, например «Звёздный час» или «Зов джунглей».Классное помещение оформляется в соответствии с темой урока и формой игры-соревнования. На доске помещаются опорные лексические и грамматические таблицы. Если в классе две группы, изучающих английский язык, то подготовка к мероприятию облегчается. Урок-соревнование включает в себя разнообразные конкурсы, во время которых контролируются навыки употребления в устной речи изученной лексики, навыки устной ( монологической и диалогической) речи. Один из конкурсов ( обычно в конце урока) носит подвижный игровой характер. Игровой конкурс служит психологической разрядкой для детей и служит хорошим завершением урока. В конце урока учитель оценивает работу учащихся и подводит итоги урока.
Урок-семинар. В последнее время учителя внедряют в практику преподавания на старшем этапе вузовские формы учебной работы, в частности разрабатывают уроки-семинары. Учитель выбирает эту форму урока по таким темам, по которым в учебниках мало материала, а тема сама по себе актуальна. При подготовке к таким урокам ученики используют разные источники: справочники, газеты, интернет ресурсы. Задания они выполняют в форме докладов, презентаций, тезисов, планов, рисунков, с которыми выступают на уроке. Все ученики принимают участие в обсуждении докладов, рецензируют, оценивают выступления своих одноклассников, дополняют ответы, участвуют в подведении итогов.
Урок-праздник. Кроме всех выше перечисленных нетрадиционных форм преподавания иностранного языка в нашей школе стали традиционными уроки-праздники, которые мы проводим к английским и американским праздникам. Особой популярностью пользуются уроки, посвящённые таким праздникам, как День Святого Валентина и Рождество. Подготовку к таким урокам мы начинаем задолго до праздника. Вместе с детьми готовим оформление праздника, пишем сценарий, распределяем роли, готовим костюмы. За 10 дней до праздника пишем объявление, в котором приглашаем всех желающих посетить наш праздник. Приглашаем на праздник учителей и родителей. Красиво оформляем актовый зал. Сценарии подобных праздников пишем ежегодно. Уроки-праздники проходят интересно и надолго запоминаются детям. Итак, в данной статье были описаны лишь некоторые из форм нестандартных уроков иностранного языка, но наблюдение за процессом обучения с использованием нестандартных форм урока или отдельных нестандартных по форме этапов урока показывает, что применение их даёт возможность привить учащимся интерес к языку, создаёт положительное отношение к его изучению, стимулирует речевую деятельность учащихся, способствует их речевой активности, даёт возможность более целенаправленно осуществлять индивидуальный подход в обучении. Проведение от одного до нескольких уроков в год в той или иной языковой группе учащихся при соблюдении жанрового разнообразия, чёткой структурной продуманности, вдохновение детей на ту или иную идею, совместную подготовку чудесного праздника – всё это станет несомненным залогом вашего успеха в методике и практике проведения нестандартных уроков.