НЕСТАНДАРТНЫЕ ФОРМЫ УРОКА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА – ОДИН
ИЗ СПОСОБОВ ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ
Аннотация
Проблема поддержания интереса к изучению иностранного языка на всех этапах
обучения волнует многих учителей. Интерес к учению имеет большое значение для успешной
реализации задач образования, воспитания и развития учащихся. Практическая деятельность
убеждает в том, что разнообразные нестандартные формы урока вызывают интерес у
школьников, способствуют формированию их речемыслительных способностей, познавательной
активности, умения работать самостоятельно. Постоянная практика проведения нестандартных
уроков в школе заставляет говорить и о жанровом разнообразии, и о структурных компонентах, и
об актуальности проведения таких уроков в целом.
Как сделать каждый урок иностранного языка интересным, увлекательным и добиться
того, чтобы он развивал познавательный интерес, творческую, мыслительную активность
учащихся. Над этим вопросом работают многие учителя иностранного языка . Ведь
общеизвестно, что большинство учащихся с большим желанием начинают изучать
иностранный язык , но на среднем , а тем более на старшем этапе, речевая активность
учащихся резко понижается. Организация активной речевой деятельности на уроке очень
сложная задача. Её успешному решению в значительной мере способствуют совершенные
приёмы обучения и организационные формы урока иностранного языка. Одним из способов
выявления организационных форм и приёмов обучения, которые нравятся учащимся ,
явилось анкетирование, которое я проводила с учениками. Учащимся были заданы
следующие вопросы:
1 Какая форма урока тебе больше всего нравится ?
2 На каких уроках ( проведённых в какой форме ) ты лучше всего понимаешь материал ?
3 Какие уроки тебе нравится ? Почему?
4 Если бы ты был учителем, какие уроки ты бы проводил?
Вот характерные ответы школьников:
«Мне очень нравится, когда учитель беседует с нами, выслушивает наше мнение»,
«Если бы я был учителем, я бы проводил уроки в виде диспута, соревнования, праздника»,
«Больше всего мне нравятся ролевые игры, экскурсии. На таких уроках мы имеем
возможность проявлять свои способности, лучше узнаём друг друга », «Плохо усваиваю
материал урока, когда учитель долго говорит сам», «Не люблю нудных, неинтересных
уроков».
Ответы
учащихся
подтвердили
правильность
направления
поиска
резервов
в
повышении речевой активности учащихся. Одним из путей, ведущих к повышению речевой
активности учащихся, является разнообразие средств и приёмов работы на уроке,
использование нетрадиционных форм обучения. Но успешное овладение учащимися
языком
зависит
не
только
от
выбора
формы
урока,
но
и
от
того,
насколько
профессионально учитель смог использовать эти формы для достижения основных целей
урока. Существует большое разнообразие средств и приёмов работы, направленных на
повышение речевой активности учащихся. Мне бы хотелось остановиться на одной из
главных активных форм обучения – это нестандартные формы урока.
Многие учителя широко используют нестандартные ( или нетрадиционные ) формы
урока в учебно-воспитательном процессе. Нестандартными уроками обычно называют
итоговые заключительные уроки по теме, проводимые в форме игры, смотра-конкурса,
КВН, праздника знаний, концерта, конференции, диспута, экскурсии и т.д.
К нестандартным формам урока целесообразно прибегать при завершении или
повторении темы, когда у учащихся есть необходимый запас слов, когда они получили
нужную информацию по данной теме и у них сформировались навыки аудирования,
говорения и чтения на основе пройденной лексики, закреплённых грамматических структур.
Преимущество этих уроков состоит в том, что на них ребята видят результаты своей работы
по теме, они могут показать свои умения и навыки во всех видах речевой деятельности,
причём эти умения оцениваются часто не одной, а несколькими оценками. Ученикам
нравятся нестандартные формы уроков и, как правило, работают они активно и с большим
интересом. Их привлекают интересная неожиданная форма урока и атмосфера общения.
На таких уроках дети, как правило, не боятся говорить на иностранном языке и чувствуют
себя
раскованно.
Подобные
уроки
оказывают
на
детей
сильное
эмоциональное
воздействие, повышают мотивацию обучения и активизируют работу всех учащихся, даже
самых слабых. К преимуществам уроков такого рода можно отнести и то, что подобные
уроки позволяют осуществлять более глубокий контроль знаний учащихся. Как правило,
если ребята заранее знают о проведении итогового нестандартного урока по теме, они
серьёзнее готовятся к повседневным урокам.
Эффективность данной формы зависит от дифференцированного подхода к учащимся,
учёта их языковой подготовки. При выборе форм нестандартного урока учитель должен
учитывать возрастные особенности и интересы учащихся.
На начальном этапе обучения, когда уровень языковой подготовки учащихся невысок, я
обычно останавливаюсь на таких формах нестандартного урока, как урок-игра, урок-
праздник, урок-концерт, смотр-конкурс. На среднем этапе обучения я выбираю такие
формы, как урок-КВН,урок-смотр знаний, урок-телемост, урок-викторина, урок-литературная
гостиная. На старшем этапе, когда у учащихся сформирован навык неподготовленной речи,
предпочтение отдаётся таким формам, как урок-конференция, урок-диспут, урок-семинар,
урок-зачёт, так как на этих уроках ребята должны не просто пересказать чьи-то мысли, но
,прежде всего, выражать своё мнение по обсуждаемой проблеме. При выборе формы
нестандартного урока я исхожу и от темы урока. Так при изучении темы «Москва-столица
России», «Вашингтон-столица США», «Лондон- столица Великобритании» обобщающий
урок целесообразно провожу в форме заочной экскурсии по городу. При изучении темы
«Охрана окружающей среды » итоговый урок проходит в форме устного журнала или пресс-
конференции и т.д.