Просмотр содержимого документа
«Мероприятие, посвящённое Дню Победы»
Сценарий классного часа «КОГДА ГОВОРИЛИ ПУШКИ»
Ведущий 1:
К величайшим страницам нашей истории относится Великая Отечественная война. Память о ней неподвластна времени. 9 мая 1945 года - святая дата в героической и трагической истории нашего народа. Вот уже 76 лет в этот день мы вспоминаем тех, кто подарил нам мирное, голубое небо над головой. А цена этой Победы была высока. Великая Отечественная война длилась 1418 дней и ночей, почти четыре года (без одного месяца и четырнадцати дней.). Великая Отечественная война стала часом мужества для всего советского народа. Отечественную войну составили 16 миллионов человек.
И сегодня мы склоняем голову перед великим подвигом нашего народа.
ЧТЕЦ
Мяли танки тёплые хлеба, И горела, как свеча, изба. Шли деревни. Не забыть вовек Визга умирающих телег, Как лежала девочка без ног, Как не стало на земле дорог. Но тогда на жадного врага Ополчились нивы и луга, Разъярился даже горицвет, Дерево и то стреляло вслед, Подымались камни и стога, И с востока двинулась пурга, Ночью партизанили кусты, И взлетали под ногой мосты, Била немцев каждая клюка, Их топила каждая река, Их закапывал, кряхтя, мороз, И луна их жгла, как купорос. Шли с погоста деды и отцы, Пули подавали мертвецы, И косматые, как облака, В рукопашную пошли века. Шли солдаты немца колотить, Как ходили прежде молотить. Шёл Смоленщины дремучий бор, Шёл худой, зазубренный топор, Шла винтовка, верная сестра. Шло глухое, смутное ура, Шли пустые тусклые поля, Шла большая русская земля. (И. Эринбург)
Песня в записи «Вставай страна огромная» минус (начало тихо) – рассказ на фоне музыки. Ведущий 2:
Впервые песня «Священная война», которую маршал Советского Союза Г.Жуков называл «бессмертной», прозвучала 26 июня 1941 года на Белорусском вокзале города Москвы в исполнении группы артистов «Краснознаменного Ансамбля Красноармейской песни и пляски Союза ССР», который был создан в 1928 году при Центральном Доме Красной Армии.
Чтец:
Когда началась война, руководство ансамбля переехало жить в ЦДКА. Однажды утром, во время завтрака, к Александру Васильевичу Александрову подошел политработник с газетой в руках: «Александр Васильевич, тут для вас есть замечательное стихотворение Лебедева-Кумача». Прочитав стихи, он тут же взял газету и уехал домой. К вечеру песня была готова. Ночью вызвали артистов ансамбля. Он разлиновал на доске мелом ноты, написал стихи, и к утру, песня была выучена. Уже утром следующего дня «Священная война» начала выполнять свой солдатский долг. Ансамбль исполнил ее для солдат, уходящих на фронт с Белорусского вокзала. Причем солдаты все встали и молча, стоя слушали песню. После окончания стояла гробовая тишина. Александр и Борис Александровы переглянулись, думали – провал, но вдруг раздался шквал аплодисментов, бойцы требовали повторять и повторять ее. Это был концерт одной песни, она звучала семь или восемь раз, и солдаты садились в «теплушки», исполняя песню наизусть. С этого памятного дня и началась ее большая жизнь. (Об этом рассказал внук Александра Васильевича - Евгений Александров).
Ведущий 1
В годы Великой Отечественной войны Краснознамённый Ансамбль создал четыре мобильной бригады, выступал в действующей армии с концертами более 1400 раз, 742 – на передовой. Ансамбль называли «флагманом боевой песенной эскадры», на протяжении 18-ти лет им руководил А.В.Александров.
В фильме «Битва за Москву» есть такой эпизод
Ведущий 2
«Фронтовые песни – это бессмертные песни, потому, что в них отразилась душа народа» - говорил маршал Георгий Константинович Жуков. Песня она вместе с солдатом шла фронтовыми дорогами.
Песня «Эх, дороги». Кинохроника.
Ведущий 1
Эта песня родилась в самом конце войны. Её авторы - поэт Лев Ошанин и композитор Анатолий Новиков. В годы войны был в Москве ансамбль песни и пляски войск НКВД — второй по известности после ансамбля Александрова. Именно для этого ансамбля была написана эта песня.
Из «Обращения ко всем творческим работникам» Пленума ЦК профсоюза работников искусств, обнародованного 23 июня 1941 года:
Чтец
«Где бы ни находились части нашей Красной армии и Военно-Морского Флота, работники искусств разделяют с бойцами фронтовую жизнь. Отныне наше искусство, как никогда, будет служить могучим и боевым средством победы коммунизма над фашизмом».
Ведущий 2:
Самоотверженный труд деятелей культуры ещё одна страница Великой Отечественной войны, которую мне захотелось полистать вместе с Вами. Наш классный час мы назвали «Когда говорили пушки…»
В труднейших условиях, нередко в непосредственной близости от врага работники искусства дали сотни тысяч концертов. Почти 4000 концертных бригад, включавших около 45 тысяч певцов, танцоров, музыкантов, артистов цирка выезжали на фронты Отечественной войны. Более трёх тысяч работников искусства награждены боевыми орденами и медалями Советского Союза. Не все вернулись с той войны.
В составе фронтовой бригады театра народная артистка Нина Афанасьевна Сазонова побывала на самых тяжелых участках фронта. Чуть не погибла: шли пешком из одной части в другую, и актриса наступила на противопехотную мину. Час простояла на ней, не шевелясь, пока сопровождавший их боец не привел с собой саперов. Почти все участники десятой фронтовой бригады, в которой служила 25-летняя Нина, погибли, попав в окружение под Харьковом. Ей чудом удалось спастись.
Ведущий 1:
Концерты давались в окопах, блиндажах, землянках, чердаках, на лесных полянках. Сценой служили и грузовики с откидными бортами, крыши небольших строений, просто дорога, крыло самолета…
Марии Мироновой на Калининском фронте пришлось выступать в болоте. В нарядном голубом платье, в серебряных туфлях она стояла на брезенте, который был постелен поверх болота. И во время исполнения номера чувствовала, что ее ноги погружаются в трясину…
Именно на фронте у Райкина впервые появились сатирические миниатюры, в основном на политическую тему.Аркадий Райкин с первого и до последнего дня был на фронтовых передовых, его концертная бригада обслуживала бойцов в самых опасных местах.
Чтец
"Был такой странный период нашего пребывания на фронте, когда мы всё время опаздывали к своей смерти. Нас очень ждали в частях армии и флота, поэтому было составлено чёткое расписание всех переездов и спектаклей. Но однажды, когда мы спешили в тот же, самый, Фальшивый Геленджик, где должны были остановиться в специально приготовленном здании небольшого санатория, нас на Михайловском перевале задержала пурга. Оказалось, что, пока мы стояли на горе, ночью был налёт на Геленджик и дом, приготовленный для нашего ночлега, начисто снесло вражеской бомбой. Из-за этого всё наше расписание передвинулось, и мы также опоздали к выступлению на передовой — в Кабардинку, где днём снаряд попал в эстраду, на которой мы должны были в то время играть спектакль. Вот как провидение или солдатское счастье спасало нас и всеобщего любимца — Аркадия Райкина!", — вспоминает его современник.
Отрывок из фильма «В бой идут одни старики»
Ведущий 2
Русланова, гармонист Максаков, конферансье Гаркави, Хенкин и другие артисты летом 1941 года отбыли в действующую армию.
Из путевых заметок артиста Владимира Хенкина:
Чтец
«22 августа. Получаем приказ выступать в авиачастях. Садимся на самолёт „дуглас“. Летим двадцать минут. Темно. Лес. Посадочной площадки не видно. Наш самолёт делает шесть кругов, затем лётчик искусно совершает посадку. 41-й концерт в N-ской части. Гаркави исполняет песню „Синий платочек“.
В это время незаметно входит командир авиачасти. Он спокойно говорит:
— Благодарю вас, товарищи актёры, за концерт. Технический персонал — по самолётам. Лётчики — ко мне.
Вынужденный антракт. Через две минуты в небо взмывают восемнадцать советских бомбардировщиков. Вскоре мы слышим далёкие отзвуки боя. Прошло три часа. Бой закончен. Советские самолёты возвращаются назад. Надо было видеть командиров лётной части, когда они всматривались в небо, считали 11, 14, 16 и, наконец, 18… Все восемнадцать советских бомбардировщиков благополучно приземляются. Лётчики выскакивают из машин и первым делом дружно кричат:
— Даёшь концерт! Концерт! Лидия Андреевна, спойте нам ещё!
Один из лётчиков, смеясь, обращается к Михаилу Гаркави:
— Товарищ Гаркави, вот вы пели нам песню „Синий платочек“. Я запомнил первые слова и летел с песней. Только не все слова знаю. Напишите, пожалуйста, чтобы в следующий раз, как полечу в бой, подольше хватило»
Четвёртого сентября артисты вернулись в Москву. Но отдыхали недолго, вскоре снова отбыли в действующуюармию.
Ведущий 1
Лидия Андреевна Русланова — участница двух войн. Её имя тесно связано с нашим краем. Её имя при рождении Агафья Андриановна Лейкина-Горшенина. Во время Великой Отечественной пела в составе фронтовых бригад, дошла до Берлина, где на ступеньках рейхстага исполнила знаменитые "Валенки"."Гвардии народная артистка" – вот именно так стали называть ее фронтовики. Её фронтовой путь начался в 41-м под Ельней: 1 120 концертов за 1 418 дней войны. Она появлялась не только на фронте, но и в тылу — в первую очередь, в госпиталях.
ЧТЕЦ
Наша танковая бригада только-только из боя вышла. Потеряли много машин. Некоторые экипажи полностью сгорели. Других в бинтах увезли. Ребята хмурые. Не все и к котлу пошли. И тут комбат бежит: «Ребята! Собирайтесь! Сейчас Русланова петь будет!»
Подъезжает машина. Из машины — наш полковник, командир бригады. Китель на нем новый. Сапоги — блестят. Мы сразу поняли: что-то сейчас будет... И вот: за ним — какая-то баба. В нарядном платье. Неужто, думаем, и вправду она? Вроде простовата. И не особенно чтобы красивая. Баба и баба. А как за-пе-ла!.. Мы обо всем разом забыли. Что день такой был тяжелый. Что всю ночь нам танки ремонтировать и что утром опять в бой. Ох, как она пела! Правду сказать, она нам тогда своими песнями всю душу перевернула. Наш комбат, капитан Максимцов, дядька уже пожилой был, годов под сорок, впереди сидел, рядом с командиром бригады. Так он, орел наш бронированный, то заплачет, то засмеется. Лейтенантом, под Москвой войну начинал, на Т-26. Какой это танк? Три раза горел. Сидит и слезы утирает... Разобрало комбата. Мы, молодые, еще не так близко к сердцу все принимали... Жизнь нашу... Но и у нас — все внутри ходуном ходило. Прямо как колдовство в ней какое-то было.
ВЕДУЩИЙ 2
Её выступления, её постоянное присутствие на фронте, её фронтовой путь «вслед за минёрами» отражены в десятках корреспонденций, в путевых очерках и статьях. О Руслановой писали литераторы, фронтовые и армейские корреспонденты. Её много фотографировали.
Писатель Валентин Катаев летом 1942 года опубликовал свои впечатления о фронтовых концертах Лидии Руслановой в журнале «Огонек».
Чтец «Лес. В лесу еще сыро. Маленький, разбитый снарядами и полусожженный домик лесника. Совсем недалеко идет бой — артиллерийская подготовка. Осколки срезывают сучья деревьев. Прямо на земле стоит Лидия Русланова. На пенёчке сидит её аккомпаниатор с гармоникой. На певице яркий сарафан, лапти. На голове цветной платок — по алому полю зеленые розы. На шее бусы. Она поет. Ее окружают сто или полтораста бойцов. Это пехотинцы. Они в маскировочных костюмах. Их лица черны, как у марокканцев. На шее автоматы. Они только что вышли из боя и через тридцать минут снова должны идти в атаку. Это концерт перед боем.
Песня – фон «Степь, да степь»
Чтец
Летит над лесом широкая русская песня. Звуки чистого и сильного голоса смешиваются с взрывами и свистом вражеских мин, летящих через голову.
Бойцы как зачарованные слушают любимую песню.
Рядом западная дорога, по которой идут транспорты, автомобили, сани, походная кухня, и вот, услышав голос певицы, один за другим люди и машины сворачивают к домику лесничего.
Лидия Русланова поёт уже перед громадной толпой.
Вот она кончила. (Песню заглушить) Молодой боец подходит к певице. Он говорит: «Видишь, какие мы чумазые после боя. Но песней своей ты нас умыла, как мать умывает своих детей. Спасибо. Сердце оттаяло. Спой еще». И она поет. Поет широкую, чудесную русскую песню «Вот мчится тройка удалая». Но подана команда. Бойцы уходят в лес. Через минуту лес содрогается».
Ведущий 1
Слава Лидии быстро разлетелась по фронтам. Однажды на фронте она увидела, как солдаты собрались у потрепанного патефона, слушая ее песни. Она подошла поближе и спросила, кто это поет. Солдаты с удивлением ответили: «Экая ты темнота, Русланову не знаешь». Лидия назвала свою фамилию, но над ней начали смеяться. Тогда певица выключила пластинку и запела песню «Липа вековая…». Солдаты долго перед ней извинялись.
Песня «Липа вековая»
Чтец
«Случалось мне петь в палате и для единственного слушателя. Узнав о приезде артистов, тяжело раненный воин-разведчик попросил навестить его. Я присела у изголовья. На моих коленях лежала забинтованная голова. Юноша, часто впадая в забытье, не отрываясь, смотрел на меня и слушал, как я тихонько пела ему песни — о степи, о лесе, о девушке, которая ждет возлюбленного. Так я просидела почти половину ночи. Вошел врач, распорядился отправить раненого в операционную. Я встала. Хирург понял мой вопросительный взгляд. «Безнадежно. Но попробуем»
Две санитарки заботливо уложили бойца на носилки. Раненый очнулся, повернул голову, превозмогая, видимо, страшную боль, в мою сторону, нашел силы улыбнуться. Мне показалось, он не выживет. Но как я обрадовалась, получив позже «треугольник», в котором этот мой слушатель сообщил, что победил смерть, награжден орденом Ленина и продолжает бороться с врагом».
ВЕДУЩИЙ 2
Рассказывают, что однажды к Руслановой на концерт опаздывали разведчики. Пришли из-за линии фронта не с пустыми руками, притащили «языка». И вот умылись, прибрались, как могли, и пришли на концерт. Место им оставили в первом ряду. Как раз напротив сцены оказался молодой разведчик в валенках. Его валенки были до того изношены, что через дыры виднелись портянки.
Вечером, после концерта, в землянке, отведённой артистов, только и разговоров было, что о том опоздавшем разведчике и его валенках.
А Русланова задумалась. Она уже давно тосковала о новой песне. Специально для солдат. Она понимала, что не последнюю зиму воевать солдатикам в мороз и вьюгу в чистом поле и в лесу. Вспомнила старинную песню. С гармонистом Максаковым начала перекладывать её мотив под свой голос и свой темп. Песня вначале не шла, не давалась.
Не сразу она включила в свой репертуар новую песню.
Но однажды выступать пришлось в госпитале. Огромное кирпичное здание, то ли бывший склад, то ли церковь, то ли какой-то цех, откуда вывезли оборудование. Снаружи наполовину разрушенное. Натопить невозможно. Раненые и больные лежат на кроватях прямо в валенках, чтобы не замёрзнуть окончательно. Лица унылые, обречённые. Их бы потеплее укрыть, одеть-обуть получше… Ну, как поднять их настроение? Разве что «Валенками»? Кивнула гармонисту. Тот заиграл.
Ведущий 1: Май сорок пятого. Берлин. Лидия Русланова вместе с наступающей армией прибыла в ещё не освобождённый от гитлеровских войск Берлин. Один офицер, увидев её на улице, закричал: «Куда идёшь?! Ложись: убьют!» А Русланова посмотрела на него и ответила: «Да где это видано, чтобы Русская Песня врагу кланялась!».
А 2 мая на ступеньки рейхстага - Выступление Лидии Андреевны Руслановой и казачьего ансамбля второго гвардейского кавалерийского корпуса под руководством капитана М. Туганова. Певица в неизменном русском наряде. Гордо вскинута голова, широкий разлет рук. На лице озорная улыбка. У музыкантов тоже веселые лица. Понятно, звучат, скорее всего, коронные руслановские «Валенки»...
Еще не было объявлено о конце войны. Официально о конце Великой Отечественной войны объявят только 8 мая 1945 года, в 23 часа 01 минуту. Но русская песня, которая вдруг понеслась над руинами поверженного города, само появление любимой всеми певицы внушали солдатской душе, что все окончено, враг уничтожен и больше не поднимется, что впереди — возвращение на родину.
Вот так закончилась для Лидии Руслановой эта война. А на стене рейхстага среди надписей победителей солдат и офицеров стоит подпись и Лидии Руслановой, единственная подпись артистки среди солдат. В 1942 году получила звание заслуженной артистки РСФСР. А гордое звание «гвардейской народной певицы» Лидии Андреевны Руслановой присвоили те, с кем она прошла огненные дороги войны.
— «Валенки»! Не подшиты, стареньки! Которые до самого Берлина дошагали!, стали ее визитной карточкой.