"Использование современных педагогических технологий в формировании коммуникативной компетенции студентов на уроках иностранного языка""
"Использование современных педагогических технологий в формировании коммуникативной компетенции студентов на уроках иностранного языка""
В статье представлены современные педагогические технологии, используемые в собственной педагогической деятельности для формирования коммуникативной компетенции студентов на уроках немецкого языка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Использование современных педагогических технологий в формировании коммуникативной компетенции студентов на уроках иностранного языка""»
Использование современных педагогических технологий в формировании коммуникативной компетенции студентов
на уроках иностранного языка
Швецова Ю. А., преподаватель иностранного языка ТОГАПОУ «Колледж техники и технологии наземного транспорта им. М. С. Солнцева»
Одна из задач модернизации образования заключается в обновлении форм, методов, приемов и технологий для повышения качества обучения. Современное образовательное учреждение должно формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, необходимые для дальнейшего самообразования студентов. Добиться этого можно только при условии применения в педагогической деятельности современных технологий.
Отличительные особенности нового стандарта состоят в том, что целью образования является образование нового человека, а содержанием – культура + развивающее обучение + воспитание (в отличие от предыдущего стандарта, где цель и содержание обучения заключались в ЗУН). По ФГОСу дисциплина «иностранный язык» ориентирована на новые образовательные результаты: достижение общекультурного, личностного и социокультурного развития студентов, а не освоение ими конкретных ЗУН в рамках предмета. То есть предметное содержание – это не самоцель, а база для формирования метапредметных умений и компетенций!
ФГОС определяет следующие метапредметные умения и компетенции:
функциональное чтение – способность работать с текстом как с информационной системой, использовать тексты для обучения и развития;
информационные умения – способность работать с информацией (поиск, оценка, интерпретация, отбор главного и определение второстепенного, адекватное представление в разных формах);
способность к взаимодействию, умение работать в команде;
организационные умения и самостоятельность (планирование деятельности, выбор стратегии, определение критериев оценки результата, навыки самоконтроля и рефлексии);
готовность к решению исследовательских и творческих задач.
В соответствии с новым образовательным стандартом выпускник образовательного учреждения должен обладать следующими качествами:
адаптивность
коммуникативные умения
творчество и любознательность
критическое и системное мышление
умение работать с информацией
межличностное взаимодействие и сотрудничество
умение ставить и решать проблемы
направленность на саморазвитие
социальная ответственность
Очевидно, что дисциплина «иностранный язык» является одной из самых интегрированных в сравнении с другими дисциплинами, в рамках которой и происходит процесс формирования выше названных качеств личности 21-го века, умений и компетенций с целью достижения общекультурного, личностного и социокультурного развития студентов.
Вторую позицию из девяти в списке качеств, которыми должен обладать выпускник образовательного учреждения, занимают коммуникативные умения студентов. Одной из целей обучения иностранному языку является формирование и развитие коммуникативной культуры студентов, обучение практическому овладению иностранным языком.
Коммуникативная компетенция является одной из ключевых компетенций. Придерживаясь определения И. Л. Бим, коммуникативная компетенция понимается в данной работе как готовность и способность осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение, а также воспитание, образование и развитие личности студентов средствами иностранного языка. Ведущими компонентами коммуникативной компетенции (способности реализовать лингвистическую компетенцию в различных условиях речевого общения) являются речевые умения, которые включают умение говорения, умение чтения с пониманием, умение понимания на слух и умение письма. В состав коммуникативной компетенции входит также социолингвистическая компетенция (умение выбрать нужную лингвистическую форму, способ выражения в зависимости от условий коммуникативного акта) и социокультурная компетенция (обычаи, правила, нормы, страноведческие знания и т.д.). И так как мы работаем в учебном заведении, дающем студентам определенные профессии/специальности, наша работа носит профессиональную направленность. Соответственно, помимо обучения общепредметным и социокультурным знаниям, необходимо обучить студентов иноязычной спецтерминологии и применению ее на практике.
В образовательных учреждениях, реализующих новый стандарт образования, при оценивании успешности овладения коммуникативной компетенцией принимаются во внимание:
умение понять и извлечь информацию из прочитанного иноязычного текста;
умение высказаться и участие в диалоге
умение понимать на слух иноязычные высказывания;
умение письменно выражать свои мысли.
Как же этого достичь?
Здесь речь пойдет о новых формах и методах преподавания, новом подходе к процессу обучения, который в отличие от традиционного, отводит студенту главную роль на пути к усвоению знаний. Преподаватель является помощником: организует, направляет и стимулирует учебную деятельность.
Ключевые задачи своей педагогической деятельности как преподавателя иностранного языка вижу в решении не только учебных задач, но и в создании условий студентам для самостоятельного творческого поиска, активизации познавательной деятельности, побуждения их к исследовательской деятельности, формирования навыков ориентирования в информационном пространстве, самостоятельного принятия решений и межличностного взаимодействия именно посредством иностранного языка. И как необходимое условие в решении поставленных задач рассматриваю использование современных технологий в учебном процессе. Педагогическая технология понимается как система совместной деятельности обучающихся и преподавателя по проектированию, организации образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам. Это организационно-методический инструментарий педагогического процесса. Проще говоря, технология – этосистема действий, приводящая к ожидаемому результату.
С целью формирования коммуникативной компетенции студентов, как одной из ключевых компетенций, на уроках иностранного языка применяютакие современные технологии, как:
ролевые игры,
обучение в сотрудничестве,
проектная методика,
использование новых информационных технологий, Интернет-ресурсов,
которые помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей студентов, уровня их обученности.
Ролевая игра. Важным резервом повышения качества и эффективности обучения иностранному языку, бесспорно можно считать игровую деятельность. Игра позволяет учитывать возрастные особенности обучающихся, их интересы; расширяет контекст деятельности; выступает как эффективное средство создания мотива к иноязычному диалогическому общению; способствует реализации деятельностного подхода в общении иностранному языку, когда в центре внимания находится личность со своими интересами и потребностями. Игра - один из видов активной деятельности. Она в равной степени способствует как приобретению знаний, активизируя этот процесс, так и развитию многих качеств личности, является средством усвоения социальных установок.
Обучение в сотрудничестве. Эта технология обеспечивает необходимые условия для активизации познавательной и речевой деятельности всех обучающихся группы, предоставляя каждому из них возможность осознать, осмыслить новый языковой материал, получить достаточную устную практику для формирования умений и навыков. Дети разные: одни быстро усваивают материал, другим требуется больше времени на осмысление материала, дополнительные примеры, разъяснения. Если в таких случаях объединить ребят в небольшие группы (по 3-4 человека) и дать им одно общее задание, оговорив роль каждого члена группы в выполнении этого задания, то возникает ситуация, в которой каждый отвечает не только за результат своей работы, но, что особенно важно, за результат всей группы. Поэтому слабые ученики стараются выяснить у более подготовленных непонятные им вопросы, а сильные учащиеся заинтересованы в том, чтобы все члены группы разобрались в материале; кроме того, сильный будет иметь возможность проверить собственное понимание вопроса, дойти до самой сути.
Метод проектов. Работа над проектом - это многоуровневый подход к изучению языка, охватывающий чтение, аудирование, говорение и письмо. Метод проектов способствует развитию активного самостоятельного мышления учащихся и ориентирует их на совместную исследовательскую работу. В процессе проектного обучения прослеживается неразрывность обучения и воспитания.
Метод проектов формирует у обучающихся коммуникативную компетенцию, культуру общения, умения кратко и доступно формулировать мысли, терпимо относиться к мнению партнёров по общению, развивать умение добывать информацию из разных источников, обрабатывать её с помощью современных компьютерных технологий. А главное, создает языковую среду, способствующую возникновению естественной потребности в общении на иностранном языке, что обуславливает повышение мотивации студентов в изучении языка.
Использование метода проекта даёт возможность интегрировать знания учащихся из разных областей при решении одной проблемы, применять полученные знания на практике.
Обучающиеся расширяют свой кругозор, границы владения языком, получая опыт от практического его использования, учатся слушать иноязычную речь и слышать, понимать друг друга при защите проектов. Студенты работают со справочной литературой, словарями, компьютером, тем самым создаётся возможность прямого контакта с аутентичным языком, чего не даёт изучение языка только с помощью учебника на уроке в классе.
Работа над проектом – процесс творческий. Студент самостоятельно или под руководством преподавателя занимается поиском решения какой-то проблемы, для этого требуется не только знание языка, но и владение большим объёмом предметных знаний, владение творческими, коммуникативными и интеллектуальными умениями. В курсе иностранного языка метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме.
Главная задача этих методов – достижение необходимого уровня компетентности в области решения различных проблем. Они позволяют сделать обучение не только результативным, но и интересным, вовлечь студентов в процесс обучения, активизировать деятельность каждого, создать условия для их творческой активности. Таким образом, можно сказать, что использование данных современных технологий позволяет формировать уверенную в себе личность, способную принять решение в любой ситуации. В процессе иноязычной коммуникации ученик усваивает общечеловеческий опыт, ценности, знания, т.е. формируется как личность. В этом смысле общение на иностранном языке становится важным фактором развития личности.
Информационные технологии. Вышеперечисленные педагогические технологии немыслимы без широкого применения новых информационных технологий, которые предполагают умения поиска, получения и анализа студентами информации, развития их познавательных и коммуникативных способностей, умения оперативно принимать решения в сложных ситуациях. Все это становится возможным с помощью современных ИКТ - технологий обучения.
Одной из форм работы на уроке является использование современных компьютерных технологий. Это уроки - презентации, что существенно облегчает преподавателю объяснение новой темы, обобщение изученного материала или раздела в форме защиты проекта, выполненного самими учащимися. Создавая презентацию, студентам предоставляется великолепная возможность систематизации приобретенных знаний и навыков, их практического применения, а также возможность реализации интеллектуального потенциала и способностей. Наглядность также обеспечивает мотивацию при обучении иностранному языку. Используя Интернет - ресурсы, можно быстро найти нужный страноведческий материал, адаптировать его под уровень обученности группы, и разговор, например, о культурном наследии страны изучаемого языка уже не является абстрактным. Кроме того, в сравнении с имеющимися в моем распоряжении учебниками, презентации спасают положение (отсутствие материальной базы). Более того, они содержат более современный информационный материал, так как включают в себя данные последних журналов, книг о стране изучаемого материала.
Формы работы в программе Power Point на уроках иностранного языка включают:
- изучение лексики;
- обучение общению через диалоги/полилоги;
- обучение письму;
- отработку грамматических явлений.
Один из важнейших аспектов обучения иноязычной коммуникации - обучение грамматике, т.к. полноценная коммуникация не может происходить при отсутствии грамматических навыков. Грамматический навык является неотъемлемой частью всех видов речевой деятельности. Обучение грамматике направлено на практическое употребление грамматических явлений. В работе отдаю предпочтение заданиям творческого характера. Ориентиром в организации обучения служат естественные речевые и учебные ситуации, т. е. задания, моделирующие жизненные обстоятельства. Например, при изучении грамматической темы “Условное наклонение”, я предлагаю студентам высказаться по следующим ситуациям: “Если бы я был директором колледжа, я бы...”, “Если бы я был губернатором Тамбова, я бы...” и т.д. При изучении темы “Сослагательное наклонение” студенты пишут письма другу перед тем, как уехать на каникулы, записку маме, своей девушке и т.д. При изучении прошедших времён студенты описывают каникулы, место подработки и другие жизненные ситуации. Такие коммуникативно-ориентированные задания вызывают интерес ребят, привлекают к активному участию в их выполнении, формируют внутреннюю мотивацию и позволяют реализовать главную функцию обучения иностранному языку - коммуникативную. В результате использования коммуникативно-направленных заданий они овладевают способами практических действий с грамматическим материалом и интегрируют его в речи.
Важным аспектом обучения иноязычной коммуникации является формирование и развитие умения работать с текстом (в звучащей или письменной форме). Любая коммуникация всегда мотивирована, то есть, извлекая информацию из текста, студент всегда преследует определенную цель. Выполняется ряд заданий, в которых текст является не целью, а средством их выполнения – срабатывает принцип непроизвольного вникания в содержание текста и его запоминания.
Формированию коммуникативной компетенции способствуют такие задания, как:
множественный выбор
расположение событий в правильном порядке
составить план текста, высказать основные мысли по плану;
определить соответствие сказанного тому, что содержится в тексте;
выделить основную мысль текста, выразить свое отношение к тексту и отраженной в нем проблеме;
дать характеристику данному явлению, согласиться или не согласиться с мнением одногруппников;
составить и высказать собственное высказывание, исходя из прочитанного, услышанного.
Современные педагогические технологии на уроках иностранного языка помогают не только создать реальные ситуации иноязычного общения, способствуют преодолению психологического барьера в использовании иностранного языка как средства общения, эффективно формируя и развивая коммуникативную компетенцию студентов и повышая их мотивацию к изучению предмета, но и служат достижению общекультурного, личностного и социокультурного развития студентов.
Таким образом, я выстраиваю работу так, чтобы она отвечала новым требованиям к изучению иностранного языка как инструмента обучения в диалоге культур и цивилизации современного мира.