Формирование иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся через системно - деятельностный подход
Формирование иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся через системно - деятельностный подход
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности. В основе федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения лежат компетентностный и системно-деятельностный подходы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся через системно - деятельностный подход»
СТАТЬЯ
Формирование иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся через системно - деятельностный подход
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.
В основе федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения лежат компетентностный и системно-деятельностный подходы.
В рамках системно-деятельностного подхода особое значение приобретает формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Первой содержательной линией учебного предмета «Иностранный язык» являются коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности, второй – языковые средства и навыки оперирования ими, третьей – социокультурные знания и умения.
Указанные содержательные линии находятся в тесной взаимосвязи, что обусловлено единством составляющих коммуникативной компетенции как цели обучения: речевой, языковой, социокультурной.
Основной линией следует считать коммуникативные умения, которые представляют собой результат овладения иностранным языком на данном этапе обучения.
Федеральный государственный образовательный стандарт 3 поколения по иностранным языкам предполагает необходимость формирования у обучающихся следующих основных компетенций:
- базовые компетенции (чтение, письмо, слушание и говорение)
Изучение иностранного языка на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих - речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной;
- речевая компетенция - развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности;
- языковая компетенция - овладение новыми языковыми средствами в соответствии с темами, ситуациями общения;
- социокультурная компетенция - приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям страны изучаемого языка, в рамках тем, сфер и ситуаций общений;
- компенсаторная компетенция - развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации;
- учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и специальных умений;
развитие и воспитание понимания у школьников важности изучения иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации.
Исходя из вышесказанного и учитывая все преобразования в государственной политике обучения иностранным языкам, основной задачей обучения иностранному языку на современном этапе является формирование иноязычной коммуникативной компетенции, рассматривающейся как определенный уровень развития языковой, речевой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной компетенций, которые позволяют обучаемому целесообразно варьировать речевое поведение в зависимости от функционального фактора иноязычного общения.
Коммуникативный системно – деятельностный подход является ведущим средством достижения данной цели.
КОММУНИКАТИВНЫЙ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД
Рассмотрим сначала в общих чертах коммуникативный системно-деятельностный подход к обучению английскому языку. Этот подход представляет собой реализацию такого способа обучения, при котором осуществляется упорядоченное, систематизированное и взаимосоотнесенное обучение английскому языку как средству общения в условиях моделируемой (воспроизводимой) на учебных занятиях речевой деятельности - неотъемлемой и составной части общей (экстралингвистической) деятельности. Коммуникативный системно-деятельностный подход предполагает полную и оптимальную систематизацию взаимоотношений между компонентами содержания обучения. К ним относятся система общей деятельности, система речевой деятельности, система речевого общения, система самого английского языка, системное соотнесение родного и английского языков (их сознательно-сопоставительный анализ), система речевых механизмов (речепорождение, речевосприятие, речевое взаимодействие и др.), текст как система речевых продуктов, система структурно-речевых образований (диалог, монолог, монолог в диалоге, разные типы речевых высказываний и сообщений и т. п.), система (процесс) овладения английским языком, система (структура) речевого поведения человека. В результате такого подхода в обучении формируется, реализуется и действует система владения английским языком как средством общения в широком смысле этого слова. Такая система, с учетом использования ее в целях обучения английскому языку, должна включать и взаимосоотнесение общедеятельностных мотивов с мотивами и потребностями связанного с ней общения; предметного содержания и способов выполнения деятельности; типичных условий ее протекания и характера взаимодействия ее участников (межиндивидуальное, групповое), а также определение характера, содержания и форм взаимоотношений и общения участников, принятых в рамках данной деятельности: в единстве их коммуникативного, интеракционного и перцептивного аспектов, роли, места, сфер и ситуаций англоязычного речевого общения.
В то же время составить многосистемность организации обучения англоязычному общению может представление о том, что вряд ли возможно четко и взвешенно соотнести и сообразовать все системы в единой системе обучения с учетом всех специфических характеристик двуединого процесса -- обучения/овладения на предмет реального и эффективного обучения и практики использования коммуникативной функции языка.
Во избежание этого необходимо выделить следующие крупные блоки в системном подходе к обучению общению:
- предучебная систематизация обучения общению;
- отбор и организация содержания обучения
- систематизация и дифференциация языкового и речевого материала;
- распределение и организация компонентов содержания обучения, языкового и речевого материала для подготовительного, специализированного и интегративного этапов обучения;
- систематизация учебных занятий по этапам;
- систематизация управления учебной деятельностью обучаемых;
Целью обучения иностранным языкам в полной средней школе является достижение учащимися иноязычной коммуникативной компетенции на пороговом уровне (термин Совета Европы), то есть способности и реальной готовности школьников осуществлять иноязычное общение и добиваться взаимопонимания с носителями иностранного языка.
Понятие коммуникативной компетенции, или способности к речевому общению, в значительной мере обогащается данными деятельностных теорий, в соответствии с которыми процесс общения есть не только процесс передачи и приема информации, но и регулирования отношений между партнерами.
Осваивая каждый новый язык, человек расширяет не только свой кругозор, но и границы своего мировосприятия и мироощущения. При этом то, как он воспринимает мир и что он в нем видит, всегда отражается в понятиях, сформированных на основе его родного языка и с учетом всего многообразия присущих этому языку выразительных средств. Между общающимися в этих условиях складываются межкультурные отношения.
Коммуникативная компетенция – это способность организовать свое речевое и неречевое поведение адекватно задачам общения. Для ее формирования следует создавать такие ситуации, в которых ученик мог бы реализовать свой коммуникативный опыт, а также использовать упражнения, которые помогают раскрыться каждому ученику независимо от его способностей.
Овладение иноязычным общением даже в ограниченных пределах – процесс многослойный, многоаспектный, а коммуникативная компетенция, выступающая в качестве искомого результата обучения, - явление сложное, многокомпонентное.
УРОК ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Коммуникативный - системно деятельный подход предполагает полную и оптимальную систематизацию взаимоотношений между компонентами содержания обучения. В результате такого подхода формируется, реализуется и действует система владения иностранным языком как средством общения в широком смысле этого слова.
Коммуникативное обучение иностранным языкам носит деятельностный характер, поскольку речевое общение осуществляется посредством "речевой деятельности", которая, в свою очередь, служит для решения задач продуктивной человеческой деятельности в условиях "социального взаимодействия" обучающихся людей. Участники общения пытаются решить реальные воображаемые задачи совместной деятельности при помощи иностранного языка. Реализация деятельностной сущности осуществляется через "деятельностные задания", различные методические приемы в условиях гуманистического подхода к обучению.
Коммуникативный системно – деятельностный подход в обучении иностранному языку основан на убеждении, что изучение языка есть процесс, эффективное освоение которого возможно посредством использования языкового материала в общении. Язык является основой хранения и передачи культуры разных народов. Главной функцией речевой деятельности является коммуникация. Человек говорит, чтобы воздействовать на поведение, мысли и чувства других людей через речевую деятельность. Значит, научить коммуникации можно только за счет вовлечения учащихся в различного рода деятельность, путем моделирования реальных ситуаций общения на основе систематизации языкового материала, что и дает нам системно – деятельностный подход. Одним из условий реализации системно-деятельного подхода является направление обучения на понимание учебного материала, а уже потом на его запоминание, т.е. методики, применяемые педагогами, должны быть направлены на усвоение знаний на основе понимания, а не запоминания.
Это важно для любого предмета. Пример: знание правил грамматики, названия падежей, совсем не означает грамотности того, кто знает эти правила наизусть
Понимание:
- установление содержательных связей между отдельными компонентами знания
- Установление значимости каждого структурного компонента связей, мысленное перемещение акцентов с одного отрезка знания на другой.
- построение целого – целостное знание – концепт – создание общего смысла. Концепт чаще всего формируется в сознании ученика, не всегда получая достаточное речевое выражение.
В связи с необходимостью реализации главной цели – создание условий для развития у обучающихся иноязычной коммуникативной компетенции, на уроке обеспечивается решение следующих учебно-воспитательных задач.
Включение обучающихся в реальное коллективное взаимодействие на основе моделей учимся вместе, перекрёстная дискуссия, дискуссия по принципу пирамиды и др.
Переход к активно-преобразовательной деятельности, включение каждого в работу на протяжении всего урока.
Создание условий живого непринуждённого общения на уроках по темам, близким ученикам.
Усиление воспитательного воздействия на ученика через обучение умению правильно вести беседу, опровергать, высказывать свои аргументы, отстаивать свою точку зрения,
Развитие рефлексивно-оценочных действий обучающихся, таких, как объективное оценивание себя и других, возможность становиться объектом оценки не только учителя, но и своих одноклассников.
Развитие понимания важности изучения иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации.
Развитие педагогических способностей учеников – умений доходчиво объяснить задание членам группы, проконтролировать ход его выполнения, взаимопомощи, терпения, инициативы.
Гаврилова Н.В. предлагает следующую систему педагогических средств, показавших свою эффективность на опыте:
Систему приёмов по организации коллективного учебного взаимодействия (учимся вместе, перекрёстная дискуссия, дискуссия по принципу пирамиды, мозговой штурм по принципу карусели, перекрёстный видео просмотр).
Использование коллективной проектной деятельности.
Приёмы и формы организации коллективной исследовательской деятельности.
Новые средства обучения (интерактивная доска, мультимедийный компьютер, учебные видеофильмы, мультимедийные презентации, обучающие компьютерные программы и мультимедийные диски
Коммуникативные умения включают в себя: умение понятно излагать свои мысли, умение кратко излагать мысли, умение точно излагать свои мысли, умение вежливо излагать свои мысли, умение задавать вопросы, умение вежливо возражать, умение слушать и т.д.
Умения приспосабливаться к изменяющемся жизненным условиям предполагают большой выбор конкретных целенаправленных действий. Они более эффективно могут формироваться не через книги, научные знания, а через взаимоотношения между педагогами и учащимися, через взаимоотношения между учащимися.
Развитие перечисленных умений формируются с помощью активных форм обучения и исследовательских методов и приемов обучения. При изучении темы очень важно показать учащимся маршрут своего учения, поэтапные шаги продвижения в учебной программе, а главное конкретные результаты, которых они обязательно достигнут. Учащиеся знакомятся с требованиями, предъявляемыми к ним, и правами, которыми они обладают. На уроке выясняются цели, которые учащийся ставит перед собой при изучении определенной темы, а так же делаются прогнозы успеваемости.
К обязательным этапам учебной деятельности относятся система зачетов:
контрольная работа – чтение, аудирование;
зачет – по лексике, теоретической грамматике, практике речи;
тестовый контроль по лексике и грамматике;
разработка и защита творческого проекта.
Система зачетов - обязательное условие для каждого учащегося. Это и стимул для учебной работы, и одновременно выработка навыков работать регулярно.
Положительный настрой, и атмосфера сотрудничества позволяют создать эффективное взаимодействие в ходе урока и психологически комфортную среду.
Оптимальное использование время урока один из основных принципов работы с учащимися. Для этого эффективными являются следующие приемы:
-обучение по принципу «все, что могут делать ученики, не должен делать педагог» позволяет развивать у учащихся черты победителя, лидера.
- взаимооценка и самооценка учащихся учит детей ответственности и собранности. А также обеспечивает немедленное подкрепление правильной реакции с помощью процедуры «контроль-коррекция».
-рефлексия способствует формированию коммуникативной и эмоциональной культуры, рефлексия – осмысления своей практической деятельности.
Таким образом, системность в обучении английскому языку определяется синтезом всех слагаемых овладения английским языком. Обучая английскому языку, следует уделять внимание именно синтезу разносистемных факторов и признаков. Системность лично-ориентированного, деятельностного, коммуникативного, а также компетентностного подхода ориентировано на образование, воспитание и развитие личности школьника средствами английского языка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В целом коммуникативный системно - деятельностный подход позволяет рационально использовать резервный потенциал хорошо известных традиционных и новых методов обучения. «Системный характер сочетания различных учебно-методических компонентов открывает широкие возможности для их дифференцированного использования на определенных этапах обучения, для определенных уровней и конкретных целей обучения, при этом формируются адекватные им структура и содержание упражнений и методических приемов»
Критерии отбора языковых единиц в процессе обучения иностранному языку довольно просты, так как для школьников всегда интересна информация о современной жизни сверстников, их интересах, увлечениях; учащихся интересуют зарубежная современная музыка, спорт, учеба, традиции и обычаи страны изучаемого языка. Подобная информация способствует формированию социокультурной компетенции учащихся, ценностному отношению к иностранному языку как феномену национальной и общечеловеческой культуры и цивилизации.
Таким образом, коммуникативно-деятельностный подход отвечает дидактическим принципам научности, системности, связи теории с практикой, сознательности, активности, наглядности и доступности. Учитываются возрастные, индивидуальные, личностные особенности. Создается ситуация успеха, и самовыражение личности становится важнее демонстрации языковых знаний, участники общения чувствуют себя в безопасности от критики, преследования за ошибки, учебной нормой считаются отдельные нарушения языковых правил и случайные ошибки.