Новая образовательная парадигма выдвигает на первое место не знания, умения и навыки, а личность ребёнка, её развитие посредством образования. Характерной чертой современной педагогической науки является стремление к созданию новых образовательных технологий, ориентированных на личностное развитие ребёнка. Переход массовой школы от авторитарной педагогики к адаптивной предполагает два последовательно осуществляемых этапа: внедрение личностно-ориентированных технологий обучения, обеспечивающих образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его индивидуальными способностями; перевод обучения на субъектную основу с установкой на саморазвитие личности. Главными характеристиками педагогических технологий можно назвать гуманность, эффективность, наукоемкость, универсальность, интегрированность. Именно это создает сегодня условия для воспитания нового члена общества. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью…” (Концепция модернизации российского образования ) Поэтому и возникла новая парадигма образования: ученик - предметно-информационная среда (в том числе, новые информационные технологии) – учитель. В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в учебных заведениях. Это не только новые технологические средства, но и новые формы преподавания. Основной целью обучения немецкому языку является формирование и развитие коммуникативной культуры учащегося, обучение практическому овладению иностранным языком. Если поставить основной целью изучения немецкого языка - формирование коммуникативной компетенции, то все остальные цели ( воспитательная, образовательная развивающая) реализуются в процессе этой главной цели. Конечной целью обучения является научить свободному ориентированию в иноязычной среде и умению адекватно реагировать в различных ситуациях. На мой взгляд, задача учителя состоит в том, чтобы: 1)Создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество. 2)Активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения немецкому языку. Существуют на современном этапе уже хорошо зарекомендовавшие себя методики и технологии. Мне особенно близки и интересны технология уровневой дифференциации игровая технология обучение по станциям мультимедийные технологии кейс-технология метод проектов Online обучение здоровьесберегающие технологии технология интерактивного обучения обучение в сотрудничестве развивающие технологии Приоритетами в области педагогических технологий для меня являются Мое сообщение имеет практическую направленность, поэтому я остановлюсь лишь на некоторых. Метод проектов использую с начального этапа обучения, в итоге этот метод дает прекрасные результаты: все проекты используются на уроках в качестве наглядности и дидактического материала; дети выступают на родительских собраниях, перед младшими школьниками; участвуют в Неделях немецкого языка и олимпиадах; повышается их уровень культуры; устанавливаются межпредметные связи; лучшие работы представляются на педагогические сайты; растет самооценка личности; учащиеся учатся добывать знания; получают опыт владения современными компьютерными технологиями; дети расширяют границы владения языком, получая опыт от практического его использования, учатся слушать иноязычную речь и слышать, понимать друг друга при защите проектов. работают со справочной литературой, словарями, компьютером, тем самым создаётся возможность прямого контакта с аутентичным языком, чего не даёт изучение языка только с помощью учебника. Online обучение позволяет при минимальных затратах времени работать с каждым желающим учеником по индивидуальному плану, в классе работа на языковых сайтах делает сам процесс обучения разнообразным и позволяет доступ к различным источникам информации. Здоровьесберегающие технологии. «Здоровье – это самая важная ценность, дарованная человеку природой». Базовым компонентом гармоничного развития человека является его физическое, психическое, нравственное и интеллектуальное здоровье. Вместе с тем, мы можем констатировать, что растет озабоченность ухудшающимся качеством физического, психического и нравственного развития и здоровья учащихся школ. Задачей образовательных учреждений в сфере охраны здоровья учащихся является забота о здоровье детей и профилактика заболеваний. Обязанность образовательных учреждений создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление физического и психологического здоровья учащихся. В процессе учебной деятельности учащимся трудно удерживать активное внимание на протяжении одного или нескольких уроков, что связано с возрастными особенностями детей младшего школьного возраста. Снижение внимания на уроках проявляется в двигательном беспокойстве детей. Однако такое поведение физиологически оправдано, так как выполнение различных движений (руками, ногами туловищем, головой) препятствует чрезмерному напряжению мышц и является одним из способов обеспечения саморегуляции организма. Различные движения детей руками, ногами туловищем служит сигналом, что учащиеся утомлены. Для предупреждения утомления во время учебного процесса необходим отдых (2-5 минут) в виде физических упражнений. Физкультурные минуты на уроках благоприятно влияют на восстановление умственной работоспособности, препятствует нарастанию утомления, повышают эмоциональный тонус, снимают статические нагрузки, предупреждая тем самым нарушение осанки. На уроках я провожу физкультурные минутки, которые улучшают мозговое кровообращение, снимают физическое и эмоциональное напряжение, расслабляют мышцы плечевого пояса. Дети знают много рифмовок на немецком языке, любят играть в разные подвижные игры. Одной из самых любимых технологий учителей иностранного языка, конечно, являются игровые технологии Игровые технологии, как известно, повышают эффективность преподавания, делают процесс обучения более интересным, способствуют успешному усвоению изученного материала, формируют навыки коллективной работы. Обучение по станциям – немецкая мотивационная методика К.Рауер, применяется при итоговом контроле. Преимущества: задания имеют различную степень сложности; на станциях имеется материал, позволяющий ученику провести контроль и самоконтроль; задания на всех станциях должны быть различными как по их социальным формам, так и по обращению с учебным материалом; развивается чувство самоконтроля, ответственности; постоянная сменяемость учебных и социальных форм вносит разрядку, страхует от усталости: учитель не контролер, а помощник и координатор; Возможность работать с листом ответов освобождает социально неадаптированных детей от смущения и нервозности. Негативом считаю трудоемкость подготовки. Методы кейс технологии такой как Метод ситуационного анализа –позволяет глубоко исследовать сложную ситуацию. Ученику предлагается текст с описанием ситуации и задача, требующая решения.. Кроме текста учащиеся получают вопросы : в чём заключается проблема? Каковы причины её возникновения, указанные в тексте? Как вы можете объяснить возникшие трудности? Каков выход? В методе инцидента учащиеся сами находят информацию для решения. Этап 1. Дети получают сообщение и вопросы к нему. Этап 2. Они индивидуально или в группах находят пути выхода из ситуации. Этап 3. Представление полученных результатов и обмен мнениями. Негатив: скудный словарный запас не позволяет выражать мысли, в учебниках недостаточно материала для данных методов. ИКТ – без этих технологий невозможен сегодня урок немецкого языка и применение вышеназванных технологий. Если в совокупности применять современные технологии, то можно добиться запрограммированных результатов, не смотря на уровень развития детей, обучающихся именно немецкому языку. Информационные технологии и интернет ресурсы. Формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках немецкого языка включают: -изучение лексики -отработку произношения -обучение диалогической и монологической речи -обучение письму -отработку грамматического материала. Возможности использования интернет ресурсов огромны. На уроке учитель вместе с учащимися может решить ряд дидактических задач: формировать навыки и умения чтению, используя материалы глобальной сети, совершенствовать словарный запас учащихся, формировать у учащихся мотивацию к изучению немецкого языка. Кроме того, работа, направленная на изучение возможностей учащихся, налаживать и поддерживать деловые связи и контакты со своими сверстниками в Германии. Также учащиеся могут принимать участие в тестировании, викторинах , конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, а также участвовать в видеоконференциях и т.д. Интерактивная технология обучения. Одним из основных требований, предъявляемых к обучению иностранных языков с использованием интернет ресурсов - является создание взаимодействия на уроке то , что принято называть в методике - технология интерактивного обучения. Интерактивность - это объединение, координация и взаимодополнение усилий коммуникативной цели и результата речевыми средствами. Интерактивность не просто создает реальные ситуации из жизни, но и заставляет учащихся адекватно реагировать на них посредством иностранного языка. Эта работа в парах, группах, интервью, опросники. В парах можно дать грамматику, чтение аудирование с выполнением задания. В группах 3-4-5 человек. Задания должны быть Элементарными. Группа формируется:- по желанию, - разноуровневая (сильная + слабая) Методика интерактивного обучения предполагает учитывать следующие вопросы: а) Что будем делать? б) Как будем делать? в) Сколько времени? г) В каком виде будем проводить? Итог? Технология сотрудничества. Основная идея заключается в создании условий для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Ребята объединяются в группы по 3 -4 человека, им дается одно задание при этом оговаривается роль каждого. Каждый учащийся отвечает не только за результат своей работы, но и за результат всей группы. Поэтому слабые учащиеся стараются выяснить у сильных то, что им непонятно, а сильные учащиеся стремятся, чтобы слабые досконально разобрались в задании. И от этого выигрывает весь класс, потому что совместно ликвидируются пробелы. Внедрение информационных технологий в обучение значительно разнообразит процесс восприятия и отработки информации. Развивающие технологии. Иностранный язык это благодатное поле деятельности для учителя. Здесь творческие задания полезны и актуальны. Творчество перестает быть уделом единиц. Каждый ребенок по своему талантлив, но ему нужно помочь найти себя, раскрыть свои способности. Даже слабые ученики всегда с удовольствием выполняют творческие задания, т.к. есть возможность проявить свои индивидуальные способности. За такие работы я ставлю две оценки; одну – за оформление, вторую – за материал на немецком языке. Исходя из опыта, выделяю два типа творческих работ: обязательные и по желанию. В 7 классе при изучении темы «Моя Родина» я предлагаю ребятам нарисовать любимое место в нашем селе и рассказать о нем на немецком языке. О Москве учащиеся пишут рефераты и защищают их. При изучении тем в старших классах таких, как «Литература», «Музыка», «Живопись», «Кино» и многое другое, ученики делают великолепные презентации с использованием музыки. Например, «Мой любимый композитор Гайдн», «Моцарт», «Бетховен», «Музыка». Этот список можно продолжать долго. Коллекция быстро пополняется. Учащиеся среднего этапа обучения тоже очень любят заниматься творчеством. Они составляют кроссворды на изученную лексику, это и одежда, и внешность человека, виды спорта и книги, домашние животные, школьные предметы и многое другое. Эти кроссворды помогают мне организовывать индивидуальные задания, соблюдать дифференцированный подход в обучении немецкому языку. На младшем этапе обучения ребята с удовольствием рисуют по заданной теме; пятиклассники – город, мое любимое время года, ученики 6 класса – иллюстрированное сочинения на тему «Осень – нескучная пора», «Овощи и фрукты», старшеклассники делают художественный перевод стихотворений. Ученики охотно делают поделки и рисунки по теме «Времена года». Макеты часов и сувениры к пасхе. К рождеству ежегодно проводится конкурс поздравлений на немецком языке, конкурс стенгазет, страноведческие игры и многое, многое другое. Учитель немецкого языка Кирсанова Е.А. |