Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса «Праздники Германии»»
Программа элективного курса
«Праздники Германии»
Составитель: учитель немецкого языка МОУ СОШ № 102 г. Волгограда
Мытковская Светлана Геннадьевна
Аннотация
Программа курса по выбору «Праздники Германии» предназначена для учащихся 10-11 классов. Предлагаемый учебный материал является предметно-ориентированным, соответствует целям профильного обучения и рассчитан на 17 учебных часов. Срок проведения в учебном году: I или II полугодие.
Содержание программы данного элективного курса обладает новизной для обучающихся, включает новые материалы, представляющие высокую степень актуальности и полезности. Знакомство с праздниками, обычаями и традициями Германии, с их особенностями, историей возникновения и характером проведения воспитывает молодежь в духе толерантности, сотрудничества с другими народами, помогает формировать у учащихся межкультурную коммуникацию, уважение к чужой и своей культурам. Все темы курса сопровождаются авторскими презентациями к урокам.
Цели курса:
1. Дать обучающимся возможность ближе познакомиться с учебным предметом
«Немецкий язык», его содержанием. Развить положительную мотивацию к предмету, пробудить познавательный интерес к изучению страноведческой информации.
2. Способствовать формированию культурных ценностей, воспитанию уважения и
любви к истории и культуре своей страны благодаря знакомству с историей и культурой немецкого народа, с реалиями страны изучаемого языка.
3. Дать обучающимся возможность реализовать свои интеллектуальные и творческие способности, имеющиеся знания и умения при выполнении проектных работ, при работе с аутентичной информацией, во время работы с компьютером и в сети Интернет.
Задачи курса:
Расширить и углубить знания учащихся о Федеративной Республике Германии.
Познакомить учащихся с праздниками, обычаями и традициями Германии, с их особенностями, историей возникновения и характером проведения.
Продолжить формировать общеучебные умения и навыки учащихся:
учить планировать работу и поэтапно осуществлять ее;
работать с дополнительной литературой, аутентичной литературой и материалами сети Интернет;
ориентироваться в тексте (в научно-публицистическом, художественном тексте и газетной статье), отбирать нужную информацию из различного рода источников; уметь реферировать изученный материал;
вести беседу на немецком языке по теме, используя различную фактическую информацию, выражая свое мнение и отношение к увиденному, услышанному, прочитанному ими по определенной проблеме.
уметь высказываться, публично выступать с аргументированием и отстаиванием своей точки зрения; выполнять, проводить презентацию и защищать свою проектную работу.
Планируемые результаты обучения:
Предполагается, что по окончании изучения предлагаемого элективного курса «Города Германии» обучающиеся должны:
Расширить и углубить свои страноведческие знания о Федеративной Республике Германии;
Познакомиться ближе с праздниками, обычаями и традициями Германии, с их особенностями, историей возникновения и характером проведения.
Овладеть коммуникативно-речевыми навыками при чтении и аудировании текстов, при обсуждении, обобщении материала в устной и письменной речи.
Уметь самостоятельно приобретать новые знания, собирать и систематизировать информацию, поводить ее сравнительный анализ: работа со справочной страноведческой литературой, аутентичными текстами, видео и фотоматериалами, картами, материалами из сети Интернет, периодическими печатными изданиями, таблицами, хронологиями на немецком языке.
Уметь подготавливать, разрабатывать и защищать проекты и презентации по материалу курса, в том числе, с использованием информационных технологий.
Подход к обучению
Подход - деятельно-ценностный (знакомство со способами деятельности, необходимыми для усвоения лексического материала), дифференцированный (учет уровня обученности учащихся), культуроведческие (аутентичность материала), прагматичный (приобретение учащимся определенных знаний). Познание иноязычной культуры происходит с помощью средств массовой информации, используются межпредметные связи, привлечение знаний из других предметных областей (география, история, мировая художественная культура), обучение иноязычному общению предполагает взаимосвязанное обучение основанным видам речевой деятельности, но при этом, дифференцированном подходе к каждому из них.
Содержание элективного курса «Праздники Германии»,
его отличие от базового:
№
Название темы
Количество
часов
1
Праздники и обычаи Германии. Введение в тему.
1
2
Самый любимый и известный весенний немецкий праздник – остерн (пасха). Пасхальные обычаи и традиции. Сопоставление с русской пасхой.
2
3
1 апреля – день юмора и смеха.
1
4
1 Мая – майский праздник. Сопоставление с празднованием Первомая в России.
1
5
«Вальпургиева ночь» – что это такое?
1
6
«День матери», «День отца» в Германии. А как у нас чествуют родителей?
1
7
Узнаем о других весенних и летних праздниках в Германии.
2
8
Праздник урожая – переплетение язычества и христианства.
1
9
Октоберфест в Баварии. Традиции веков и современность.
1
10
Хэллоуин в Германии. Немецкие отличительные черты этого праздника.
1
11
Время «Адвента». Традиции немцев за сотни лет.
1
12
Рождество в Германии – любимый праздник в году!
2
Итоговое повторение и обобщение материала по теме: «Праздники Германии»
2
Всего часов
17
Предлагаемый курс отличается от базового тем, что включает новые знания, не содержащиеся в базовой программе, способные вызвать познавательный интерес у обучающихся. В рамках базового курса не предусмотрены уроки, на которых последовательно и методично проводится ознакомление с самыми известными праздниками Германии, с историей их возникновения, обычаями проведения и отличием от русских аналогичных праздников.
Кроме того, данный курс по выбору предполагает не только ознакомительную работу с праздниками Германии, не только закрепление полученных знаний при выполнении ряда упражнений, но и творческое переосмысление и самостоятельное изучение реалий страны изучаемого языка при подготовке и защите проектов.
Содержание данной программы направлено на усвоение знаний, необходимых для формирования и развития у обучающихся иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной.
В плане языковой компетенции - овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими); социокультурная компетенция прослеживается в приобщении учащихся к культуре, традициям и реалиям страны изучаемого иностранного языка, формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения. Компенсаторная компетенция – в развитии умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации. И, наконец, дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений, ознакомление с приемами изучения языков и культур, использование новых информационных технологий, стремление к взаимопониманию между людьми разных стран, толерантное отношение к истории и культуре другого народа, - все это вкладывается в понятие учебно-познавательной компетенции.
Здоровьесберегающие характеристики программы
Программа не создает учебных перегрузок для школьников (домашние задания не являются обязательными), предполагает широкое использование активных методов обучения. Соотношения между объемом учебного материала, количеством дидактических единиц и времени, отводимым на его изучение, оптимально.
Для реализации поставленных целей и задач подобран материал, включающий в себя: аутентичные тексты о праздниках, обычаях и традициях Германии, иллюстрации, презентации, видеофильмы и фотографии. Предлагаемая программа предполагает применение активных форм обучения.
Для того, чтобы учащиеся смогли наиболее эффективно усвоить предлагаемый материал, в программе элективного курса предусмотрены следующие методы и формы работы: лекционные занятия, практическая работа с аутентичным текстовым материалом, индивидуальная и групповая работа на занятиях, работа со справочной литературой, словарями, картами, материалами сети Интернет. Также предполагаются групповые формы работы по подготовке и защите проектных работ, с презентацией результатов работы каждой группы.
Формы отчетности учащихся за данный курс
Контроль овладения лингвострановедческими и социокультурными знаниями, коммуникативными умениями и речевыми навыками осуществляется систематично и целенаправленно. Для проверки понимания содержания прочитанного используется вербально-графическая технология.
Предусматривается создание и представление проектов (компьютерных презентаций), как одной из форм контрольно-оценочной деятельности учащихся на заключительном этапе курса.
По всем видам речевой деятельности проводится промежуточные виды контроля (контроли аудирования, чтения, говорения). Страноведческие знания проверяются в форме итогового урока обобщения и повторения пройденного материала.
Продвижение, рост ученика будут фиксироваться через выполнение практических и творческих работ. Формирование отношения к предмету – через анкетирование по окончанию прохождения программы курса на тему «Что нового, полезного и интересного я узнал из данного курса?».
Тематическое планирование учебного материала
курса «Праздники Германии»
№
Название темы
Кол
час.
Краткое содержание
темы
Методы, средства,
формы работы
Формы
контроля
1
Праздники и обычаи Германии. Введение в тему.
1
Обзорное знакомство с праздниками немецкого народа. Их историческое разделение на весенне-летний и осенне-зимний циклы. Обоснование, традиции.
Лекция.
Просмотр фото и видеоматериалов.
Выполнение
учебных заданий.
2
Самый любимый и известный весенний немецкий праздник – Остерн. Пасхальные обычаи и традиции. Сопоставление с русской пасхой.
2
Знакомство с празднованием Пасхи в Германии. Традиции (христианские, языческие, современная окраска).
Блюда и украшения, подарки, песни, стихи.
А как мы празднуем Пасху в России?
Общее и различное в наших культурах.
Лекция, просмотр фото и видеоматериалов о праздновании Пасхи в Германии и России.
Выполнение
учебных заданий.
3
1 апреля – день юмора и смеха.
1
Что за день – 1 Апреля? История возникновения традиций розыгрышей, истоки и современность.
Лекция, практическое занятие.
Знакомство с фото и видеоматериалами.
Выполнение
учебных заданий.
4
1 Мая – майский праздник. Сопоставле-ние с празд-нованием Первомая в России.
1
1 Мая – майский праздник. Сопоставле-ние с празднованием Первомая в России.
Лекция, практическое занятие.
Знакомство с фото и видеоматериалами.
Выполнение учебных заданий.
5
«Вальпургиева ночь» – что это такое?
1
Знакомство с традицией. Исторический аспект.
Вальпургиева ночь в искусстве.
Лекция, обсуждение изученного материала
Знакомство с видеоматериалами.
Сообщения учащихся,
выполнение учебных заданий.
6
«День матери», «День отца» в Германии. А как у нас чествуют родителей?
1
Семейные устои. Празднование Дня Матери и Дня Отца в Германии и в Европе. Российские традиции.
Лекция, практическое занятие, обсуждение изученного материала. Знакомство с видеоматериалами.
Подготовка к защите проектов.
7
Узнаем о других весенних и летних праздниках в Германии.
2
Многочисленные малоизвестные праздники (религиозные и народные), отмечаемые весной и летом в Германии.
Лекция, практичес-кое занятие, обсуждение изученного материала. Работа с видеоматериалами.
Подготовка к защите проектов.
Защита проектов о весенних и летних праздниках и традициях Германии.
8
Праздник урожая – переплетение язычества и христианст-ва.
1
Традиции осенних праздников в Германии и в России. Праздник урожая: особенности немецкой культуры.
Лекция, практическое занятие, обсужде-
ние изученного материала. Работа с видеоматериалами.
Выполнение учебных заданий.
9
Октобер-фест в Баварии. Традиции веков и современ-ность.
1
Особенные традиции Баварии. Исторические предпосылки и их современное продолжение.
Лекция, практичес-кое занятие, обсуждение изученного материала. Работа с видеоматериалами.
Выполнение учебных заданий.
10
Хэллоуин в Германии. Немецкие отличительные черты этого праздника
1
Хэллоуин в Германии. Исторические корни и заимствованные новшества. Зачем он празднуется в России?
Лекция, практичес-кое занятие, обсуждение изученного материала. Работа с видеоматериалами.
Выполнение учебных заданий.
11
Время «Адвента». Традиции немцев за сотни лет.
1
Адвент – волшебное время в году. Четыре недели подготовки к самому главному празднику зимы.
Лекция, практичес-кое занятие, обсуждение материала. Работа с видеоматериалами.
Выполнение учебных и практических заданий.
12
Рождество в Германии – любимый праздник в году!
2
Рождество и подготовка к нему. Традиционные подарки, украшения, рецепты блюд.
Лекция, практичес-кое занятие, обсуждение изученного материала. Работа с видеоматериалами.
Выполнение учебных и практических заданий. Подготовка к защите проектов.
Итоговое повторение и обобщение материала по теме: «Праздники Германии»
2
Подготовка к защите проектов об осенних и зимних праздниках и традициях Германии.
Всего
17
Литература для учителя:
Замогильный С.И. «Культура и самосознание немецкого народа». – М., 1995.
Большакова Э.Н. «Deutsche Feste und Bräuche» - Волгоград, Антология, 2005.
Брюхнова Е.А. «Календарная обрядность у немцев в XIX- начале XX вв». – М., 1998.
Приложение к учебной программе курса профильной подготовки
по немецкому языку для учащихся 10-11 класса
по теме «Праздники Германии»
Разработка урока по теме «Праздники и обычаи в Германии»
Die 1. Stunde
Das Thema: “Feste und Bräuche in Deutschland”
Wortschatz zur Stunde:
das Fest = der Feiertag - праздник
der Brauch (Bräuche) - обычай
feiern - праздновать, отмечать
die Adventszeit- предрождественское время
(4 недели до Рождества)
das Heiligabend - рождественский сочельник (24 декабря)
das Weihnachten - Рождество
das Silvester - канун Нового года, новогодняя ночь
der Polterabend – девичник, мальчишник (перед свадьбой)
der Valentinstag - День святого Валентина (14 февраля)
der Karneval (der Fasching) - Масленица, карнавал
das Ostern - Пасха
Tag der Mutter - День матери (второе воскресенье мая)
Tag der deutschen Einheit - День немецкого единства (3 октября)
das Erntedankfest - праздник урожая (первое воскресенье октября)
das Oktoberfest - октябрьские народные гуляния
2. Die Arbeit an dem Text:
Zu allen Zeiten und bei allen Völkern gibt es Tage, die zu festlichen Höhepunkten des Jahres werden. In Deutschland feiert man viel und gern. Man unterscheidet unter kirchlichen und staatlichen Feiertagen, es gibt noch regionale Feste und Feiertage, die nicht für das ganze Land gelten, sondern nur für einige Bundesländer oder Gegenden.
Die wichtigsten kirchlichen Feiertage in Deutschland sind: Weihnachten, Ostern und Pfingsten. An diesen Feiertagen wird nicht gearbeitet, die Geschäfte bleiben zu, die Menschen ruhen sich aus.
Es gibt offiziele Staatsfeiertage. Zu den weltlichen Feiertagen gehören der Maifeiertag (der Tag der Arbeit, die Walpurgisnacht) am 1. Mai und der Tag der Deutschen Einheit am 3. Oktober. Am 1. Januar wird das Neujahr gefeiert.
In Deutschland gibt es sehr viele traditionelle Feste und Bräuche. Diese Feste sind sehr beliebt. Die meisten Feste in Deutschland sind stark vom Christentum geprägt. Jede Region hat ihre eigenen Bräuche und es ist unmöglich auf jeden Brauch und jedes Fest einzugehen.
Gesetzliche Feiertage. Bundeseinheitlich sind durch entsprechende Landesgesetze folgende neun Feiertage geschützt:
- Neujahrstag: der 1. Januar
- Ostern: Karfreitag, Ostermontag
- Christi Himmelfahrt / Vatertag
- Pfingsten: Pfingstmontag
- Der 1. Mai
- Tag der Deutschen Einheit: der 3. Oktober
- Weihnacht: 1. und 2. Weihnachtsfeiertag: der 25. und der 26. Dezember.
Feiertagsgesetze der einzelnen Bundesländer:
- Heilige Drei Könige: der 6. Januar (arbeitsfreier Tag in Bayern, Baden-Württenberg, Sachsen-Anhalt)
- Mariä Himmelfahrt: der 15. August (arbeitsfreier Tag in Bayern, Saarland)
- Laternenumzüge: der 11. November
- Allerheiligen: der 1. November (arbeitsfreier Tag in Bayern, Baden-Württenberg, Nordrhein-Westfalen, Rheinland-Pfalz, Saarland)
3. Gedenktage mit religiösem Ursprung.
Neben den gesetzlichen Feiertagen gibt es weitere Tage, die entweder Gedenktage mit religiösem Ursprung sind oder als Brauchtum ein "fester Bestandteil" der Gesellschaft und Kultur geworden sind und als solche große Beachtung finden. Hierzu gehören:
- Karneval /Fasching /Fastnacht: der siebte Sonntag vor Ostern (am 11.11. in katholischen Regionen Deutschlands).
- Walpurgisnacht der 30. April
- Erntedank: der erste Sonntag im Oktober
- Sankt Martin: der 11. November
- Nikolaus: der 6. Dezember
- Silvester: der 31. Dezember
- Valentinstag: der 14. Februar.
Spezielle Gedenk- und Ehrentage:
- Muttertag: der zweite Sonntag im Mai
- Vatertag: in Deutschland am gleichen Tag wie Christi Himmelfahrt
- Volkstrauertag: der zweite Sonntag vor dem ersten Advent
- Totensonntag: der Sonntag vor dem ersten Advent
5. Familienfeste. Jede deutsche Familie feiert auch folgende Familienfeste:
- Geburt des Kindes
- Geburtstag
- Verlobung
- Polterabend
- Hochzeit
- Erster Schultag.
Die Aufgaben:
Аntwortet auf die Fragen:
Was wisst ihr über deutsche Feste?
Welche Feste feiert man auch in Russland?
Welche Feiertage sind mit der Kirche verbunden?
Nennt bitte offizielle Staatsfeiertage.
Welche Feiertage gibt es nur in bestimmten Regionen Deutschlands?
Füllt bitte diese Tabelle aus.
Erzählt so: “Im Winter feiert man das Weihnachten, ... “