Этимологический анализ слова как средство повышения грамотности
Этимологический анализ слова как средство повышения грамотности
Этимологические справки к словарным словам позволяют обнаружить проверочные слова для словарных слов, установив их происхождение и облегчить запоминание их написания. Обращение к истории возникновения слова может существенно улучшить орфографическую грамотность детей, т.к. в такой работе задействована не только механическая память, но и логическое размышление самого учащегося. Этимологический анализ делает урок более интересным, необычным вносит в него элементы игры, занимательности, чем прививает интерес к русскому языку, расширяет кругозор школьника, увеличивает словарный запас, развивает речь, знакомит детей с историей и культурой русского языка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Этимологический анализ слова как средство повышения грамотности »
Этимологический анализ слов как средство повышения грамотности
По трактовке Касаткина Л.Л. этимология (от греч. «etymon» - истинное значение слова и «logos» - учение). Это раздел языкознания, который занимается изучением происхождением слова, а также исторических изменений в структуре слова и его значениях. Этимология основывается на закономерных звуковых и морфологических изменениях слов в процессе эволюции языка, учитывает регулярные переходы одних типов лексического значения слова в другие.
Выясняя происхождение слов, их историю в том или ином языке, этимология учитывает и данные других наук – истории, археологии, этнографии. Комплекс собственно лингвистических сведений о слове, исторических и культурных сведений о называемой им вещи позволяет строить более или менее правдоподобные гипотезы о происхождении слова. При этом ученые-этимологи стремятся исключить случайные связи и ассоциации данного слова с другими. Так, например, оказывается, что сходство слов выдра и выдрать является лишь внешним – в действительности происхождение и история этих слов не имеет ничего общего: глагол происходит от древнерусского дьрати (с тем же значением), а выдра родственно литовскому udra в том же значении, греческому xydra – водяная змея (буквально выдра означает водяное животное)
Этимологический анализ слова, по трактовке З.А.Потихи, обращен в прошлое языка. При помощи такого анализа устанавливается происхождение слова, его структура, значение, прежние словообразовательные связи, устанавливаются фонетические изменения.
Например, глагол маячить сейчас уже не связывается с существительным маяк от которого этимологически образован, а само существительное маяк, исторически образованное от древнерусского глагола «маять », со значением «махать» при помощи суффикса -к- (ср.: черпать – черпак ), в современном русском языке является непроизводным.
Этапы работы над словом
I этап. Задачи:
1. Познакомить детей с непроверяемым словом выяснить и уточнить его лексическое значение.
2. Научить детей орфографическому и орфоэпическому проговариванию данного слова.
3. Приступить к формированию умения осознанно находить орфограмму, определять её тип.
4. Познакомить школьников с этимологической справкой к непроверяемому слову.
Например, сегодня мы будем изучать слово корова. Прочитайте слово по слогам. Сколько в этом слове слогов? Назовите их. Произнесите слово под ударением. Назовите орфограммы. Как можно проверить безударные в первом слоге? Есть ли сочетание -оро-? Какие слова с такими сочетаниями вы ещё знаете? Как вы их напишите? В этимологическом словаре слово корова образованно от слова кор. На древнерусском языке кор – означает рог. Т.о., корова – «рогатая».
Форма записи может быть разной, например, такой:
Корова. Образовано от «кор» – рог.
Огурец. Образовано от «огур» - незрелый.
Телефон. Образовано от «теле» - далеко, «фоне» - звук.
II. Ориентировочный этап.
Создаётся объект и цель формируемого действия. Так, объектом является слово непроверяемое, а целью правильность и осознанность его написания.
Сначала дети вспоминают от какого слова образовалось рассматриваемое слово. Записывают его и в качестве проверочного используют слово, от которого оно образовалось. Например, о гурец, проверочное слово огур. Значит в слове огурец пишем букву о.
III. Закрепительный этап.
Здесь формируется осознанность правильного написания слов. Этимологические сведения стоит постоянно повторять, если дети продолжают совершать ошибки. Например, если ошибка допускается в слове горизонт, а именно в начале слова в написании буквы о, то учитель напоминает слово «ороз» - предел, если в написании буквы и, то слово «оризо» - ограничиваю.
IV. Этап контроля и самоконтроля.
На данном этапе учитель и учащиеся контролируют грамотность написания слов и выражений, к которым давались этимологические справки.
Т.о. этимологический анализ позволяет обнаружить проверочные слова для словарных слов, установив их происхождение и облегчить запоминание их написания.
2. Этимологические справки к словарным словам школьных учебников по русскому языку для начальных классов
Этимологические справки к словарным словам позволяют обнаружить проверочные слова для словарных слов, установив их происхождение и облегчить запоминание их написания.
Приведу перечень непроверяемых слов, при изучении которых можно использовать этимологические справки.
Деревня- в старину место, на котором корчевали, дергали с корнем деревья, а потом строили дома, распахивали пашню - называли деревней («деревня» – «дерево» – место, отчищенное от деревьев ).
Завод -образовалось от слова «заводить » (разводить, выводить). Исторически в нём была приставка за- («завод» – «заводить» – место, где что-либо заводят, разводят).
Урожай– восточно-славянское. Образованно от слова «род », которое обозначало происхождение, поколение, семья.
Берёза– у древних славян существовало слово «бер ». Означало оно светлый, ясный, блестящий, белый.
Земляника– связанно с понятием земля . У поляков поземка.
Капуста – что общего может быть у слов капуста и капитан? Оба слова начинаются на кап. Слово капитан произошло от латинского «капут» - голова. Капуста - очень древнее слово, которое появилось в русском языке раньше капитана и было образованно от слова «капут» - голова.
Малина – существует две версии. Одни считают, что название связанно с цветом, а другие обращают внимание на форму, т.к. ягода состоит из маленьких частей, как бы слепленных между собой.
Воробей – слово восходит к древней основе вор- . От неё образованны такие слова как «ворота , забор». Наверное, за то воробей получил своё название, что издавна вертелся возле человеческого жилья, на воротах, на заборах сидел.
Ворона – прилагательное вороной , образованное от основы ворон , означало «черный». В индоевропейских языках родственное слово значило «жечь, сжигать, обгорать, делаться черным».
Лисица – именно названа лисой, лисицей, т.к. образованно это слово от слова «лис ». До сих пор у нас кое-где бытуют слова «лисый » – желтоватый, «залисеть » – пожелтеть. Т.е. лисицей прозвали зверя за жёлтую шерсть.
Медведь – образованно от слов «мёд » и «ведает ». Т.е. зверь знающий где найти в лесу мёд.
Петух – прозвали так за способность к пению. Т.е. петух образованно от слова петь .
Месяц – готское «мена » – означало месяц. Люди измеряли время по фазам луны. Сравни латинское «мензис» – месяц и «мензура» – мера.
Пенал – перо по латински – «пенна », а перья хранили в коробочке, которую называли пенал. Хотя теперь мы ими не пишем, название сохранилось.
Пятница – «пятый день» в неделе.
Библиотека – «библио » по гречески – книга; «текос » – хранилище. Т.е. «книгохранилище», «собрания книг».
Автомобиль – в переводе с греческого «авто » – свой, сам; «мобил » – подвижный.
Животное – от старославянского «животъ » – жизнь.
Завтрак – древнерусское заутрокъ .
Картина – с эпохи Петра I. Итальянское «cartina» – тонкая, красивая бумага, произошло от слова «карта » – бумага.
Коньки – изгиб конька обычно в старину изображали в виде лошадиной головы. Отсюда название коньки – «маленькие кони» (ко ньки – конь )
Погода – общеславянское. Образованно с помощью приставки по - от исчезнувшего года (сравни год, первичное значение – «хорошая погода»).
Товарищ – заимствовано из тюркских языков. Там оно является сложным образованием путем соединения «tavar» – товар и «is» – друг. Первоначальное значение – «компаньон по торговле».
Топор – общеславянское. Образованно с помощью суффикса -оръ- от слова «топати » – рубить, топать.
Здравствуй – образованно от «здравствовать ». При встрече люди желают друг другу здоровья.
Ошибка – из слов ушиб, пришибить, зашибить легко выделить корень -шиб- означающий – бросок, удар. В буквальном смысле ошибка понималась как промах при ударе. Старейшее значение глагола «ошибаться» – оказаться на отшибе. В древней Руси хвост называли «ошибь ». И правда, тот, кто много ошибался всегда плёлся в хвосте.
Ранец – образовалось от немецкого «ranzen » – заплечный походный мешок, который носили немецкие солдаты московских царей в XVII веке. Через 150 – 200 лет слово стало означать ученическую сумку (раньше их делали из тюленьей кожи), так же носимую на спине.
Коричневый – значит цвета корицы – красновато-бурой пряности. Корица – чисто русское и обозначает «маленькая корочка» (от слова кора ).
Багровый – красную краску иного оттенка (до коричневого!) называли общеславянским словом багр . От этого возникли названия багровый, багряный. Багровым называют густой красный цвет, а багряный – ярко-красный.
Хоккей – Родина травяного хоккея – Англия, а хоккея на льду Канада (где в 1866 г. состоялся первый официальный матч). Произошло от старофранцузского «хокет » – палка, точнее «пастуший посох с крюком».
Рябина – от слова рябой . В соцветиях рябины выделяются светло-зелёные, белые цветы, поэтому наши предки назвали её «рябина от ряби, пестра».
Эскимо –в своё время американские индейцы (северные племена), у которых был обычай есть сырое мясо –эскимо . Эскимосы значило «сыромясоеды». Причём же здесь мороженное? Просто оно такое же холодное, как и погода за Полярным кругом. Другое мороженное не менее холодное, оно названо по-другому для разнообразия.
Соловей – общеславянское слово, от «солвь » – серый, желтоватый.
Снегирь – после некоторых изменений, слово стало писаться снегирь, так как птица стала ассоциироваться со снегом .
Тетрадь – древнерусское заимствование из греческого языка. В памятниках встречается с XIвека. Образованно от «tetrados» – четвертая часть листа или «tetro » – сложенный в четверо. Дело в том, что раньше тетради имели четыре листа: один большой лист складывали пополам, потом ещё пополам, разрезали и сшивали посередине – тетрадь готова!
Карандаш – по происхождению не русское. -кара - «чёрный» -даш- «камень».
Корова – от латинского «кор » – рог. Т.е. «корова» – рогатая, имеющая рога.
Лопата – раньше существовало слово «лопа », то же, что рука, ладонь. От него и образовалось «лопата» – похожая на лопасть.
Москва – город по названию реки, которая в свою очередь образовалась от «моцка» – небольшой водоем. Слово подчеркивает небольшие размеры Москвы-реки по сравнению с Окой, в которую впадает или с Волгой, протекающей рядом.
Октябрь – слово от латинского «окто» , что значит восемь в Древнем Риме год начинался с первого марта, октябрь был восьмым месяцем.
Посуда – в старину этим словом называли лодку, судно . Столовые приборы тогда изготавливались из дерева. Им придавалась затейливая форма похожая на форму лодки или судёнышка. Сходство послужило причиной того, что столовые принадлежности стали называть посудой. Исторически в этом слове была приставкапо -.
Сорока – имя получила от исходного сорка , передающего особенности пения «сорка» – стрекочет, тарахтит, трещит.
Квартира – слово образованно от латинского «квартариус » - четвертина (особая повинность, вид налога.) по этой повинности ставили солдат на постой, следовательно квартира место постоя солдат.
Народ – слово образовалось от слова «род » со значением родиться, народиться. Исторически выделялась приставка на -. Родственные слова: родня, родители, родной и др.
Обед – исторически выделялась приставка об - (об- + -ед- – время для еды).
Осина – образовалось от чешского, польского слова «оса » - осина. С помощью суффикса -ин-.
Солдат – заимствовано из немецкого «soldat », но восходит к итальянскому «soldo » – монета, деньги, жалованье. Т.е. буквально «получающий жалованье».
Четверг – четвертый день недели. (четверг – четверть).
Ягода – образовалось от «яг» – щёчки и с помощью суффикса -од - ягоды называли так, потому что похожи щёчки: по цвету – яркие, румяные, красные; по форме – круглые.
Берег – образовалось от слова «брег » - гора.
Беседа – в древнерусском языке было слово «безъ » - вне, снаружи и «съда » - сидение; «беседка» это скамейка вне дома.
Вокзал – лет триста назад предприимчивая дама Джейн Вокк, в Лондоне превратила свою усадьбу в место для гуляний и назвала его «Вокк – холл », т.е. «Зал госпожи Вокк». Потом это название стало нарицательным. И в конце XIX века означало концертный зал на железнодорожной станции, а затем просто название станционного здания.
Одиннадцать – в старину обозначало «один на дцать(десять)» - т.е. на единицу больше, чем десять.
Сегодня – сращение древнерусских слов «сего » - сей, этот; «дьня » - день в одно слово.
Сейчас – сращение двух слов «сей » - этот и «час».
3. Система упражнений к работе со словарными словами.
Беспроверочное написание является одним из трудных разделов методики обучения орфографии. Словарные слова обычно заучиваются учащимися механически, а значит не осознанно, что вызывает много трудностей, т.к. в начальной школе дается большое количество слов для запоминания, которые являются непроверяемыми.
Практика показывает, что большинство словарных слов может быть проверенно на основе языка – источника. Такую проверку можно организовать с помощью этимологического анализа слова, в упрощенном и сокращенном виде – этимологическая справка. Этимологическая справка содержит информацию о происхождении слова, об его первоначальном значении, помогает прояснить исторический состав слова. Нередко обращение к истории слова позволяет мотивировать его современное написание. Т.о. этимологический анализ обеспечивает осмысленность слова, повышает правильность и точность запоминания непроверяемых написаний. Например, слово мешок произошло от слова мех, столица от слова стол, малина от слова маленький.
Вообще, этимологический анализ обогащает словарь учеников, он служит важным средством объяснения непонятных слов, которые могут относиться к природным, общественно-политическим, нравственным и др. понятием.
При этом очень важно иметь ввиду и следующее: необходимо воздерживаться от этимологических справок в тех случаях, когда они могут натолкнуть учащихся на орфографические или даже семантические ошибки. Например, слово калач, в котором отразилось аканье (ср.: коло, колач), слово смирение восходит к слову мера, а не мир.
Бесспорно, что в подобных случаях нецелесообразно использовать этимологические справки для лучшего усвоения написания слов.
Изменить навыки правописания непроверяемых и трудных слов можно в несколько этапов.
3. Попытайтесь в словах найти исторический корень и с его помощью объяснить исходное значение слов:боровик , волнушка , лисичка , маслёнок , опёнок , подберёзовик , подосиновик , сморчок , сыроежка .
4. Какие предметы имеют такой цвет?
Голубой («цвет оперения шейки голубя»).
Каштановый («цвет плодов каштана»).
Коричневый («цвет коры»).
Лиловый («цвет сирени», от франц. «лилас» - сирень).
Оранжевый («цвет апельсина», от франц. «оранж» - апельсин).
Фиолетовый («цвет фиалки», то лат. «виола» - фиалка).
5. Докажите, пользуясь словарём, что данные слова имеют общий исторический корень: абрикос и апрель ,голубец и голубика , гончар и горшок , капитан и капуста , пшеница и пшено .
6. Можно ли с помощью слов: Василий , Макар , Маргарита , Пётр , Роман объяснить правописание слов:василёк , макароны , маргаритка , петрушка , ромашка .
Проверьте по словарю.
7. Можно ли говорить: старыйветеран , биографияжизни , свойавтограф , гербарийрастений , повторнаярепетиция .
Докажите с помощью этимологического словаря.
8. Подумайте, есть ли разница в потреблении слов ванна и ванная , картофель и картошка , помидор и томат .
Проверьте по словарю.
9. Объясните разницу, при помощи словаря, в значении слов невежа и невежда , одеть и надеть , экскаватори эскалатор .
10. Можно составлять различные загадки с применением этимологических справок.
а. Большеглазая, но не лягушка.
Летает, а не птица.
Стрекочет, а не сверчок.
Ловит насекомых, а не дятел.
б. Большеглазая, как рыба.
Летает, как жук.
Стрекочет, как сорока.
Ловит насекомых, как ёжик.
(стрекоза )
11. «Если мы внимательно посмотрим на поверхность воды, то увидим, что почти поверху плавают, будто торопятся, ищут чего-то маленькие рыбки. Чуть какая крошка или насекомое упадут в воду – рыбки тут как тут»,- говорит учитель. Далее спрашивает, как называются такие рыбки, почему их так назвали. Если дети не знают этого, то объясняет, что такие рыбки называются верховки , потому что плавают всегда поверху.
Задание:
Подберите однокоренные слова к названию рыбы верховка (верх , верхний , верхушка , поверху , поверхность)
12. Учитель рассказывает детям, что есть рыбки немного крупнее верховок. Они большие любительницы холодной воды, водятся в ручьях и быстрых реках. У такой рыбы мелкая, едва заметная чешуя, а на брюшке её нет вообще, поэтому рыба называется гольяном .
Задания:
1. Подберите однокоренные слова к названию рыбы гольян (голь , голая , голышом )
2. Расскажите, чем гольян отличается от верховки .
Для работы с трудными словами.
13. Какие слова в каждой подборке исторические родственники, а какие нет. Проверьте по этимологическому словарю.
· генерал , генеральный (план), гений ;
· демонстрация , демонстративный , демон ;
· терраса , территория , террор .
14. К словам армия , комбинезон , консерватор подобрать исторически родственные слова, которые в наше время воспринимаются как неродственные.
Т.о., этимологический анализ слов может существенно улучшить орфографическую грамотность детей, т.к. в такой работе задействована не только механическая память, но и логическое размышление самого учащегося. Этимологический анализ делает урок более интересным, необычным вносит в него элементы игры, занимательности, чем прививает интерес к русскому языку, расширяет кругозор школьника, увеличивает словарный запас, развивает речь, знакомит детей с историей и культурой русского языка и мн.др.
В заключении работы хотелось бы привести слова великого педагога и мыслителя К.Д. Ушинского: «Язык народа – лучший, некогда неувядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни, начинающийся далеко за границами истории… Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое… Он не только выражает собой жизненность народа, но есть именно сама эта жизнь. Когда исчезает народный язык – народа нет более!» (Ушинский К.Д. Собр. соч. Т.2. М; 1947, с. 557)
Список литературы.
1. Аникин А.Е., Уткин А.А. и др. Из истории русских слов: Словарь – пособие. – М.: Школа Пресс – 1993.
2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.. Русский язык. Уч-к для 4 кл. (1-4) и 3 кл. (1-3) /Под ред. акад. А.А. Леонтьева. Изд. 2-е испр. – М.: «Балас», 2000г. – 208с.
3. Бунеев Р.Н. и др. Русский язык. Уч-к для 2 кл. (1-4) – М.: «Балас», 1997, перераб., 2000г. – 160с.
4. Ванюшечкин. В.Т. Из опыта применения этимологического анализа в словарно-орфографической работе с учащимися //Русс. яз. в школе – 1968 №3 с.18.
5. Волина В.В. Откуда пришли слова: занимательный этимологический словарь. – М.: АСТ – ПРЕСС, 1996 – 256с.
6. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Рус. яз., 2000. Т. 1: А-О. – 1209с. с.11-45, с.336.
7. Захарова И.В. Работа со словами с непроверяемым написанием //Нач. шк. – 1993 - №11 – с. 53-56.
8. Земская С.А. Современный русский язык. Словообразование. Учеб. пособие для студентов пед. инс-тов по специальности № 2101 «Рус. яз. и лит-ра». М., «Просвещение», 1973. с. 14-17.
9. Канакина В.П. Работа над трудными словами в начальных классах. – М.: Просвещение, 1991.
10. Краткий этимологический словарь русского языка /Под ред. Бархударова С.Г. – М.: Гос-е учебно-педагогическое издат-во мин-ва просвещения РСФСР, 1961.
11. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов /Под ред. Н.Ю. Шведовой. – 18-е изд., стереотип. – М.: Рус. яз., 1986. 797с. с.458.
12. Подшибякова Н.А. Роль этимологического анализа в воспитании интереса к русскому языку //Рус. яз. в школе – 1984. №2 – с. 24.
13. Покровский Л.Л. «Приемы проверки написания слов с непроверяемыми орфограммами» //Рус. яз. в школе – 1979 №4 – с.48.
14. Рамзаева Т.Г. Русский язык: учебник для 3кл. (1-4). 4-е изд. – М.: «Дрофа», 1999. – 256с.
55. Рамзаева Т.Г. Русский язык: учебник для 4 кл. (1-4). – 4-е изд. – М.: «Дрофа», 1999 – 256с.
16. Соловейчик С.Л. Учение с увлечением: роман /2-е изд. М.: Дет. лит. 1979. – 176с. – с.99-126.
17. Фасмер. Этимологический словарь русского языка. Том 3. – М.: Изд-во Прогресс, 1987.
18. Фасмер. Этимологический словарь русского языка. Том 2. – М.: Изд-во Прогресс, 1967.
19. Фасмер. Этимологический словарь русского языка. Том 1. – М.: Изд-во Прогресс, 1964.