kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Золотые ворота

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок окружающего мира УМК "Школа 2100"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Золотые ворота»

РАЗДЕЛ II. ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ. IX–XIII ВЕКА

Тема урока: «ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА» В ДРЕВНЮЮ РУСЬ

Цели:

  1. Показать значение древнерусских городов как экономических, политических, религиозных и культурных центров.

  2. Дать первичные представления о таких терминах, как культура, ремесленник, купец, икона, монах, монастырь.

  3. Сформировать у учеников образное представление о культуре Древней Руси, обращаясь к великим памятникам письменности, литературы, искусства, с помощью которых мы можем погрузиться в мир мыслей и чувств наших далёких предков.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

- Сегодня на уроке мы продолжим наше путешествие с Анютой и Илюшей по Древней Руси и очень много интересного узнаем о памятниках культуры того времени. Познакомимся с новыми словами (терминами) как… (на доске). Узнаем о временах Древней Руси, об этом нам могут рассказать сохранившиеся памятники культуры: дома, храмы, книги…»

- Давайте откроем «Ленту времени» в УЧЕБНИКЕ стр. 26-27.

-Покажите на ленте это время (9-13 вв). Да, в 9 веке началась история нашего государства! Здесь у нас даже показан год 882 г., в этом году было образовано ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО. А какая столица была у нашего государства? (Киев), Верно!

-Назовите ещё города древней Руси (Новгород, Суздаль, Москва, Ярославль, Смоленск, Псков, Владимир).

- Хорошо, слышала я кто- то сказал ВЛАДИМИР. И сегодня мы отправимся вместе с Анютой и -Илюшей во Владимир.

- Этот город назван в честь его основателя Владимира Мономаха. А побываем мы в городе во времена правления Андрея Боголюбского. Он был крупным государственным деятелем, отважным полководцем и хорошим дипломатом. При нём город Владимир стал крупнейшим очагом русской культуры. По словам летописца, Андрей “сильно устроил” Владимир, привлёк в него “купцов хитрых, ремесленников и рукодельников всяких.”

- А сейчас внимание на доску Перед вами Золотые ворота крепостной стены древнего Владимира, построены в XII веке. (Слайд 1) они пропускают нас в Древнюю Русь!!!!

- Как вы думаете, почему они так называются? (версии детей) Чем то особенные!

- Золотые ворота одновременно служили городу и узлом обороны, и торжественным въездом. Их мощный белокаменный куб, прорезанный огромной аркой и высоко увенчанный златоглавой церковью, замечательное сооружение крепостной архитектуры.

- Посмотрите на макет старого города. (Слайд 2).

III. Формирование новых знаний.

- Войдём в город. Перед нами главный храм Владимира – памятник культуры Успенский собор. (Слайд 3). Что такое культура, смотрим в учебнике с. 34.

- Слышен колокольный звон, откуда? А вот рядом с храмом всегда рядом строилась колокольня. (Слайд 4). А почему они звонят? Они зовут нас в храм! Давайте зайдём!

- В храме тихо, горят свечи (Слайд 5), священнослужители, облачённые в дорогие блестящие одежды, произносили слова молитвы.

- Давайте посмотрим на стены и вверх храма (Слайд 6). Что же мы видим???

-Фрески (Слайд 7). А что такое фрески??? Найдите в учебнике с. 34

- Посмотрим вперёд, и что же мы видим? (Слайд 8), Алтарь. Что такое алтарь найдите в учебнике, с 35.

- А над алтарём Иконостас (Слайд 9), что такое иконостас найдём в учебнике, с. 34

- Икона (Слайд 10)

- В этом соборе на постройку и украшение которого князь Андрей выделил десятую долю своих доходов, находилась величайшая русская святыня – икона Владимирской Богоматери, шедевр византийского искусства. СООБЩЕНИЕ Насти Песковой

- Внутреннее убранство храма ослепительно сверкало золотом, серебром и драгоценными каменьями. (Слайд 11).

- Ну что давайте выйдем их храма, и посмотрим его нашими, глазами, такой он сейчас!!! (Слайд 12).

Такие памятники, как Успенский собор, Золотые ворота - величайшие шедевры русского искусства. Не найти им подобных в иных странах, ибо могли они возникнуть только на русской земле, олицетворяя тот идеал красоты, который сложился и достиг столь замечательного расцвета в тогдашнем главном центре этой земли. Ведь именно в этих памятниках раскрывается душа нашего народа в определенный период его исторического развития, равно как сознание его национальной самобытности, любовь к своей земле, красоту которой они были призваны увенчать не только для своего времени, но и для всех последующих поколений русских людей.

Физминутка.

5. Чтение текста учебника с.35

6. Беседа по иллюстрации с.35. На доске презентация (Слайд 3)

- Посмотрите на первый славянский алфавит – кириллицу. Найдите на знакомые и незнакомые вам начертания букв. (Слайд 2).

- Далее читаем в учебнике с. 35 (Слайд 1).

- Ну что, мы знаем, что на Руси владели грамотой, даже был алфавит!

Ведь в XII веке на Руси ещё не умели изготавливать бумагу и даже не знали, что на свете существует такой материал. Но грамотой владели многие и для каждодневных занятий использовали берёзовую кору (бересту). Берёзовую кору подчищали изнутри, обрезали края и распаривали. После этого она становилась очень прочной. Писали на внутренней стороне костяной, железной или медной палочкой, заостренной с одного конца (“писало”). Другой конец затачивался в виде лопаточки, которой заглаживали написанный текст. Когда кончали писать, бересту свёртывали в свиток так, чтобы текст оказался на наружной стороне. В свитке было отверстие для подвешивания письма к поясу.

- ПОКАЗАТЬ берестяную грамоту и книгу Михаила Попова,

- Чернила готовили сами, смешивая сажу и клей. Другой рецепт – смесь дубовых орешков, вишневого клея и кислого мёда.

- Большинство книг было написано на пергаменте –специально обработанной телячьей или бараньей кожи. Пергамент – очень дорогой материал. На одну книгу, например, шла кожа целого стада телят. Славянские книги были настоящей драгоценностью. Златокузницы изготавливали переплёт – оклад, окованный серебром, сверкающий драгоценными камнями и золотыми пластинками, и делали металлическую застёжку. Украшал книгу художник-златописец. Поля страниц расписывались цветными рисунками с изображением зверей, птиц, змей, сказочных чудовищ. Особенно затейливы были начальные буквы. Их рисовали красной краской – киноварью и золотом, украшали узорами. Любовное написание книг – свидетельство огромного уважения наших предков к написанному слову. Недаром в Древней Руси во время пожаров книги старались спасти, прежде всего.

-Центрами грамотности и просвещения были монастыри. Монахи стали первыми летописцами.

- Монах, монастыри, летопись! Новые слова, смотрим в учебнике с. 37

IV. Первичное закрепление.

1. Работа в “Рабочей тетради” тест, в конце уровень сложности, что было сложным в тесте.

Мы с вами не заметили, как вновь прошли под сводами Золотых ворот – ворот в Древнюю Русь (Слайд 13). Современный вид Золотых ворот



V. Итог.

- С какими памятниками культуры мы познакомились?

- Какие новые слова узнали?

- Что запомнилось?

- Что понравилось?

Оценки за сообщение.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Золотые ворота

Автор: Бацманова Татьяна Сергеевна

Дата: 25.04.2016

Номер свидетельства: 322508

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "Золотые ворота в Древнюю Русь "
    ["seo_title"] => string(32) "zolotyie-vorota-v-drievniuiu-rus"
    ["file_id"] => string(6) "136210"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417071613"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Презентация  "Золоты ворота" в Древнюю Русь" "
    ["seo_title"] => string(46) "priezientatsiia-zoloty-vorota-v-drievniuiu-rus"
    ["file_id"] => string(6) "164233"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1422614369"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) ""Золотые ворота" в Древнюю Русь, урок окружающего мира в 3 классе. "
    ["seo_title"] => string(73) "zolotyie-vorota-v-drievniuiu-rus-urok-okruzhaiushchiegho-mira-v-3-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "217500"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1433364761"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Презентация для уроков окружающего мира по теме "Золотые ворота в Древнюю Русь""
    ["seo_title"] => string(94) "priezientatsiia-dlia-urokov-okruzhaiushchiegho-mira-po-tiemie-zolotyie-vorota-v-drievniuiu-rus"
    ["file_id"] => string(6) "333045"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1465240947"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Конспект виртуальной экскурссии "Золотое кольцо России""
    ["seo_title"] => string(52) "konspekt_virtualnoi_ekskurssii_zolotoe_koltso_rossii"
    ["file_id"] => string(6) "557189"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1599595533"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства