формировать знания об особенности жизни диких животных в зимнее время.
Задачи урока:
образовательные: дать представление о том, как зимуют дикие звери (заяц, белка, медведь, лиса); установить связь жизни этих животных с состоянием неживой природы и растений зимой;
воспитательные: прививать любовь к природе, учить бережному отношению к животному миру, воспитывать дисциплинированность, усидчивость, аккуратность, активность, любознательность;
развивающие: развивать речь, мышление, память, воображение детей.
Планируемые результаты:
Предметные: знают признаки млекопитающих; знают особенности жизни зверей в зимнее время.
Метапредметные: умеют планировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль учебных действий при помощи учителя.
Личностные: понимают, что к животным нужно относиться бережно.
Регулятивные БУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные БУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
Познавательные БУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Оборудование: презентация к уроку.
- Здравствуйте, дорогие ребята. Рада видеть вас сегодня на нашем уроке. Давайте подарим друг другу улыбки и поделимся нашим хорошим настроением с нашими гостями. Спасибо, молодцы!
- Скажите, пожалуйста, а какое сейчас время года? Все верно, зима. У меня есть красивая зимняя снежинка, у кого она окажется в руках, тот должен сказать слово о зиме, или назвать какие-то приметы зимы.
- Ой, ребята, а что там, в окне? Это кажется письмо. Давайте посмотрим, что в нем?
Подписано дружным ребятам. Мы с вами дружные? Значит, это нам.
Дорогие ребята, очень просим вас о помощи, с нами случилась беда, нас заколдовала злая Гаргулья. Спасите нас! А от кого не подписано. Странно. Ребята, поможем?
Давайте сначала поймем от кого это письмо, для этого разгадаем загадки:
Кто по ёлкам ловко скачет И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет, Сушит на зиму грибы? Белка
Маленький, беленький, По лесочку прыг-прыг! По снежочку тык-тык! Заяц
У кого из зверей Хвост пушистей и длинней? Лиса
В клубок свернётся, А взять не даётся. Еж
Бурый он и косолапый, Ловит рыбу мощной лапой. А ещё он любит мёд! Кто сластёну назовёт? Медведь
Все время по лесу он рыщет, Он в кустах кого-то ищет. Он из кустов зубами щелк, Кто скажите это — … волк
- О ком были эти загадки? Как их можно назвать одним словом? Правильно это дикие животные. А какое сейчас время года? Так о чем мы буде говорить сегодня?
Тема нашего урока «Дикие животные зимой»
А что мы должны знать, для того чтобы помочь диким животным?
Мы должны знать, чем они питаются зимой?
Как приспосабливаются к зиме?
Итак, ребята, предлагаю вам отправиться на помощь животным. А на чем путешествуют зимой? Верно, на лыжах. Встаем у своих парт, берем в руки палки и пошли.
Пока мы шли с вами на нас дул северный ветер, знаете, как он дует? Давайте вместе: у-у-у-у. потом был западный :и-и-и. Затем он сменился на восточный: о-о-о. и самым приятным и теплым был южный ветер: а-а-а.
Первой на нашем пути мы встретили белку.
- Что вы знаете о белках? Чем она питается? Как она зимует?
К зиме белка утеплила свое гнездо, которое ей служит надежной защитой во время сильных морозов и непогоды. Гнездо свое белка строит в развилках веток или дуплах деревьев. В морозы, когда очень холодно, белки по лесу не бегают, в гнезде прячутся. Она утепляет свое дупло ветками и мхом.
К зиме белочка делает съестные припасы. Грибы летом и осенью белка сушит сама. Надкусит грибок – вкусен ли? Потом наколет на сучок - пусть сохнет до зимы. Бывает, что сотни и даже тысячи грибков белка сушит за лето.
- Ребята, а давайте мы поможем белочке утеплить ее дупло. Вам нужно перетаскать при помощи лапок-прищепок веточки и мох каждому в свою тарелочку. Молодцы, ребята!
А теперь отправимся дальше в наше путешествие.
Ой, а кто это? Что вы знаете о зайцах? Давайте нашу белочку посадим на наш плакат.
Заяц живет на полях, в лесу, предпочитая густые заросли кустарников.
У зайцев задние лапы сильнее передних. Бегает по рыхлому снегу он на своих опушенных лапах легко, как на лыжах. Спит чутко, дремлет в полусне с открытыми глазами, лишь на минуту их закрывает. Во время сильных метелей и снегопадов прячется в неглубоких ямках, в кустах. Ложится заяц в ямку со скока, поэтому поблизости не бывает следов.
-Почему рядом с ямой, где прячется заяц, нет следов? (Он запрыгивает со скока) Заяц мастер путать следы: то несколько раз проскочит по своим следам, то прыгнет в другую сторону, не оставив следов. Для чего заяц это делает? (Чтобы хищники не нашли место, где он спит.) Куда посадим нашего зайчика? (под дерево)
Лиса Охотится лиса в сумерках или ночью за птицами, зайцами и ежами. Подкрадывается к добыче незаметно, неожиданно бросается на нее и хватает острыми зубами. Любит, как кошка, поиграть добычей. Зимой можно видеть, как лиса нюхает снег. На самом деле по запаху под снегом она выслеживает мышей, быстро роет передними лапами снег и хватает добычу. Во время сильных метелей и непогоды она ищет убежище, сворачивается клубком и прикрывается хвостом.
А давайте попробуем вместе с лисой «заметать следы». Я раздаю вам формочки с песком, представьте, что это снег. Оставьте пальчиком следы, как лиса. А теперь пером попробуйте их замести, «скрыть». А теперь вспомним как заяц «запутывает следы». И сделаем так же.
Найдем и нашей лисичке место на плакате.
Отправимся дальше в наше путешествие.
Медведь
-Как готовится медведь к зиме? (Нагуливает жир, строит берлогу)
-Как проводит он зиму? (Спит в берлоге)
-Какое лакомство самое любимое у медведя? (Мед)
А еще медведь любит рыбу и ягоды. На зиму медведь ложится в спячку, делает берлогу.
Берлогу-яму, выкопанную где-нибудь под корнями дерева, выстилает травой сухим папоротником еще до первого снега. Ложится медведь головой к лазу, прикрывает морду лапой и спит. В это время он пищи не употребляет, а живет за счет накопленного жира.
- Почему у берлоги медведя не бывает следов? (Медведь устраивает себе берлогу до наступления зимы. Зиму он проводит в сонном состоянии, не покидая берлоги).
- Давайте нашим животным подберем их любимые лакомства. Задания на карточках. Подбери пищу для животного. Работа в парах (белка, заяц, медведь). Молодцы!
Давайте и медведя положим спать. Положим его под дерево и припорошим снегом при помощи ваты.
- Ребята, изменяется ли внешний вид зимой у животных? А с чем это связано? Все верно молодцы!
О чем мы сегодня говорили на уроке? Чем дикие животные питаются зимой?
Как они приспосабливаются к зиме?
-Нужно ли помогать животным зимой? (Обязательно.) Действительно, животных подкармливают зимой.
- Для зайцев еще летом запасают веники с молодой листвой. Не откажутся зайцы и от сушеных веток рябины, малины, тополя.
Для лосей подрубают молодые осины.
Для кабанов оставляют корнеплоды: свеклу, брюкву, репу, желуди.
Ребята, если вам понравился урок и у вас все получилось, то наклейте на наш плакат снежинки с улыбками, а если вам не понравился урок, то наклейте грустные снежинки.
Стук в дверь. Ой, ребята, кто там? Посмотрите мы расколдовали с вами животных и они пришли к нам в гости. Животные принесли вам подарочки и хотят немного с вами поиграть. Спасибо вам ребята за занятие, можете отдыхать.Физминутка.
Зайке холодно сидеть, надо лапоньки погреть.
Лапки вверх, лапки вниз. На носочках потянись, а потом вприсядку, чтоб не мерзли пятки. Молодцы ребятки!