Просмотр содержимого документа
«Жусупова Нургуль Касымбековна»
Открытый урок по математики в малокомплектной школе 1 – 3 классе
1 класс
Тема: Сложение и вычитание в пределах 10. Вычитание из чисел 6,7.
Цели: Закреплять знание таблицы сложения, умение вычитать в пределах 10, решать задачи. Создать условия для ознакомления с приёмом вычитания на основе сложения.
Развивать умение решать примеры и задачи, навыки счёта.
Воспитывать интерес к путешествиям.
Планируемые результаты (предметные): Знать приём вычитания на основе связи между сложением и вычитанием; уметь решать задачи, выполнять вычисления.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: осуществлять контроль по результату в отношении многократно повторяемых действий с опорой на образец выполнения; совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Область применения: проводится в 3 классе, обучающемся по образовательной программе «Школа России».
Эффективность: достигается за счет применения на уроке активизирующих методов, различных форм работы, разнообразных заданий, организации оперативной обратной связи, нетрадиционной формы урока. На протяжении всего урока поддерживается интерес учащихся, создается благоприятный психологический климат.
.
Оборудование урока: мультимедийный проектор; интерактивная доска; мультимедийная презентация «Остров сокровищ»; жетоны-мордашки для рефлексии; сундук с сокровищами (сладостями).
1.
Самоопределение к деятельности
3мин
Орг. момент
Доброе утро, ребята и уважаемые гости.
Я очень рада встрече с вами.
Надеюсь, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом.
Мы начинаем урок математики.
Я желаю вам потрудиться на уроке.
Каллиграфическая минутка
6 6 7 7 6 6 7 7
7 6 7 6 7 6 7 6
- Запишите в тетради число и классная работа.
- В чистописании запишите сегодняшнее число
2.
2мин
Мотивация и актуализация опарных действий
Сегодня у нас необычный урок. Этот урок – приключение, морское путешествие к острову сокровищ. Путешествие далёкое и интересное. На пути вас ждут разнообразные препятствия. Вам в этом помогут знания и умения, которые приобрели на уроках математике и приобретёте сегодня. Во время путешествия вы будете делать записи в ваших бортовых журналах (рабочие тетради). А в конце урока мы попробуем с вами отыскать клад. Итак мы отправляемся в плавание.
- Скажите что нужно взять нам в дорогу, чтобы не сбиться в пути.(карту). Она и будет помогать нам в пути.
Устный счёт.
У5 мин
Устный счёт.
- Чтобы имя узнать, надо запись расшифровать:
Д
Р
У
Ж
А
7
3
7
9
6
Ж
Б
А
5
46
15
- Прочитайте примеры с названиями компонентов. Вычислите.
8 – 1 = д
7– 4 = р 6 + 3 = у
С
2 х 23 = б
55 : 11 = ж
15 х 1 = а
- Молодцы! Справились. Корабль называется «Дружба». Я – капитан, вы – матросы.
2) Отправляемся мы из бухты. И чтобы отправиться, нужно правильно ответить на мои вопросы, только тогда мы отправимся в путь.
Первый множитель – 9, второй – 6. Найдите произведение и вы узнаете, сколько всего морей на нашей планете (54).
Делимое 45, делитель - 5. Найдите частное и вы узнаете, сколько необитаемых островов на нашей планете (примерно 9 , хотя точная цифра неизвестна).
- Молодцы! Отплываем!
- Первое наше препятствие это акула. А знаете ли вы …,что существует 170 видов акул. Среди них есть опасные, а есть безвредные. Например, акулы, которые следуют часто за кораблями, - подбирают остатки пищи с кораблей. Этих акул не бояться даже маленькие рыбки. Из крупных акул не опасны китовые акулы, если на них не нападать. Но самая ужасная – гигантская белая акула, её длина достигает 12 метров. Она – то уж точно опасна. Скорее всего, она на нашем пути и попалась. Посмотрим, какое у неё «зубастое» задание.
4.
Работа у доски
Как называются числа при делении? (делимое, делитель, частное)К доске вызываются 2 ученика, остальные выполняют на месте.
У
4 мин
«Закрыть окошечки»
-Приготовьте математический набор
- Вставьте пропущенные числа и знаки «+», «-».
4 * 3= 7 6 * * = 4
* - 5 = 5
- Сколько останется, если: из 6 вычесть 1; из 6 вычесть 3; из 6 вычесть 4.
- Какое число получится, если:7уменьшить на 2; из7 вычесть 1; 7уменьшить на 3.
-
С
« Найдите ошибку»(карточки)
- Не считая, найдите ошибки:
43 : 6 = (ост.1)
73 : 8 = (ост.9
36 : 4 = (ост.4)
45 : 7 = (ост.10)
- Исправьте ошибки.
С
2 мин
«Верните числа» (разрезные цифры)
1, 4, …, … .
9, 7, …, …, … .
У
Вывод: - Что помним об остатке?
У
- С заданием акулы вы справились и она пропускает нас дальше, для продолжения путешествия. А нам надо плыть дальше для покорения океана.
3. «Открытие» нового знания
. Постановка учебной проблемы
-Но что это там за бортом?
Ребята, на нашем пути – бутылка. Скажите, а что может быть в бутылке?
- В таких запечатанных бутылках хранилась информация или просьба о помощи. Распечатаем её?
С
4мин
(работа в парах)
- для 1 класса выражения записаны на листочках бумаги. Вам предлагается выполнить работу самостоятельно, а потом проверить друг у друга.
6-2 7-3
6-3 7-2
6-5 7-1
-Что хотите сказать? Какие выражения на сложение помогут нам найти значения данных выражение?
Выполняют учащиеся самостоятельно в тетради. Затем проверяют в парах.
У
А в нашей бутылке нас просят о помощи жители острова. Жители острова собрали 37 кокосов и решили съедать по 5 кокосов каждый день. На сколько дней им хватит этих кокосов? Они решили вот это так
37 : 5 = 8, а правильный ответ или нет они не знают. Поможем им ребята?:
2 мин
Игра «Назови соседей»
6 6 6
5 2 3
7 7 7
6 2 4
У
- Какая проблема встала перед жителями острова?
Сможем ли мы помочь им?
- А как доказать, что решение неверное? (нужно проверить)?
- Сформулируйте тему урока.
- Кто может объяснить, как будем решать эту задачу . (работа у доски)
- Выполняя задания, вы наверное догадались над чем вы будете сегодня работать на уроке. И мне бы хотелось чтобы вы помогли мне озвучить тему нашего урока.
4. Физминутка
5. - Ребята мы сегодня с вами моряки, а все моряки сильные, смелые, закалённые и чтобы нам стать та-кими, давайте сделаем зарядку.
Физкульминутка
Поднимайся дружно класс, это – раз!
Покрутилась голова, это два!
Руки вверх, вперед смотри, это три!
Руки в стороны, пошире, развернули на четыре!
С силой их к плечам прижать, это пять!
Всем ребятам тихо сесть, это шесть!
- А сейчас закройте глаза, выдохните, откройте глаза и найдите на доске чёрную точку, посмотрите на неё, а теперь поставьте на неё пальчик и мысленно притяните её к себе.
- Ребята, скажите, а когда мы приближаем к себе предмет он становится больше или меньше?
И вот вы притянули к себе точку, на что она у вас похожа?
5
Первичное закрепление
Первичное закрепление
- Ребята пока мы решали выражения, задачу мы не заметили, как наш корабль подплыл к острову Обезьян. Нас встречают обезьянки и просят помочь выполнить задание.
«Ребята помогите! На острове обезьяны с горя объелись бананами, т. к. не могли решить задачу. Помогите решить задачу и обезьяны поправятся.
У
4 мин
«Одна обезьяна съела за день 6 бананов, а другая – 4 банана. Сколько бананов съедят обе обезьяны вместе?»
- что известно в задаче?
- прочитайте вопрос задачи?
Каким действием следует решать задачу?
-почему?
С
«На острове 60 человек. Им нужно переплыть на дугой остров, но в лодке, которая может их переправить вмещается только 7 человек. Сколько рейсов нужно сделать. чтобы вывезти всех с острова?
(Повторение правила: Остаток меньше делителя)
С
- Запишите решение задачи в тетрадь.
У
Проверка решения задачи.
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- День клонится к вечеру, и наше путешествие подходит к концу, наконец – то мы подплываем к острову сокровищ. Ныряем под воду. Ого! Вот и он, сундук с сокровищами. Но сундук закрыт. Но сундук закрыт. Чтобы разгадать шифр замка нужно найти значение выражения, и числа.
У
3мин
Игра «Фотоглаз» (запись на доске)
6 5 3 8 10
- Какие числа запомнили?
- Какое самое маленькое число?
-Какое самое большое число?
- Назовите записанные числа по порядку.
С
(слайд 6)
-Решение ребуса самостоятельно в парах с проверкой
62 9
**6
*
- Молодцы! Шифр замка разгадан! Можно забирать сокровища.
- Ребята, скажите, а благодаря чему мы справились с шифром и помогли жителям острова? (Потому, что мы сегодня научились проверять деление умножением)
- Итак, наше путешествие подошло к концу. Можно забирать сокровища.
- А как вы думаете, какое главное ваше сокровище? (Конечно, это ваши знания и умения, которые помогали вам на уроке).
13.
7. Рефлексия деятельности.
Закончите фразы:
На уроке я научился(ась)…
Больше всего мне понравилось на уроке…
Самым трудным для меня было...
- Ребята на партах у вас лежат мордашки, когда вы будете уходить возьмите с собой ту мордашку, которая соответствует вашему настроению:
-Я работал на уроке с желанием, был уверен в себе. Мне было интересно.
- Я работал на уроке с желанием, но не очень уверенно, чувствовал какое-то неудобство, волновался.
- Я работал на уроке без желания, боялся отвечать и выполнять работу.