Тема урока: Охрана животных. Заповедники.
Цель: углубить и расширить знания детей.
Задачи
Образовательная: усвоить и повторить понятия: охрана животного мира, заповедник, зоопарк, Красная книга.
Воспитательная: осуществление экологического воспитания, воспитание бережного отношения к природе.
Развивающая: развитие интереса к предмету, формирование умения работать с текстом, прослеживать взаимосвязь между объектами природы, делать выводы.
Оборудование: Карта Казахстана, раздаточный материал
Ход урока
1. Организационный момент
— Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Поздоровайтесь с ними и подарите им свои улыбки.
2. Повторение ранее изученного
Изучая разнообразие растительного и животного мира, мы говорили об их взаимосвязи. Покажите стрелками взаимосвязь растений и животных.
3. Изучение нового
— Сегодня мы поговорим о том, почему, от кого и как охраняют животных.
4. Кроссворд «Заповедник»
Сейчас нам предстоит разгадать кроссворд и узнать, каким образам еще защищают и охраняют животных.
Вопросы:
1) Самое холодное время года? (Зима)
2) Первое животное, которое стали считать домашним? (Собака)
3) Как называют животных, которые являются вредителями для организма человека и животного? (Паразиты)
4) Какое домашнее животное обеспечивает нас молоком? (Корова)
5) Какие черви роют норы в земле, тем самым рыхлят почву? (Дождевые)
6) Кто делает большие запасы орехов, ягод, семян? (Белка)
7) Животные бывают домашние и ….? (Дикие)
8) Как прозвали животных, которые очищают природу? (Санитары)
9) Как называют паразитов, которые могут прятаться за волоском на руке или ноге? (Клещи)
10. Какого цвета книга, куда занесены редкие животные и растения? (Красная)
Какое слово у нас получилось в выделенном столбце? (Заповедник).
Знаете ли вы, что такое заповедники?
Заповедники – это уголки дикой природы, где полностью запрещена хозяйственная деятельность человека. Здесь запрещена охота, рыбная ловля, вырубка лесов. В заповедниках оберегаются и охраняются редкие растения и животные.
Как вы думаете, есть ли заповедники на территории РК? (Конечно на территории РК существует 10 заповедников)
.
5. Беседа о заповедниках.
В природе все взаимосвязано. Любая хозяйственная деятельность человека оказывает влияние на растительный и животный мир. Увеличивая площади посевов, прокладывая дороги, газо- и нефтепроводы человек вырубает леса, распахивает степи. Заводы сбрасывают в реки химические отходы. Поля обрабатывают ядохимикатами. При этом страдают не только растения. Многие звери, птицы лишаются привычных мест обитания и погибают. Хищническая охота и неразумный промысел привели к тому, что оказались на грани исчезновения многие животные. Они как и редкие растения занесены в Красную книгу.
В целях охраны исчезающих видов животных и мест их обитания в Казахстане созданы 10 заповедников:
Давайте узнаем, какие заповедники есть в нашей республике и какие животные там обитают. У вас на партах лежат листочки, со списком всех заповедников РК.
1) Аксу – Жабаглинский государственный природный заповедник – Южно-Казахстанская область ( грифа, беркут, улар и др.).
2) Алматинский государственный природный заповедник – Алматинская область (тянь – шанский бурый медведь, снежный барс, тетерев, фазан и др.).
3) Наурзумский государственный природный заповедник – Костанайская область (Косули, лебеди, орлы и др.).
4) Барсакельмесский государственный природный заповедник - Кызылординская область (кулан, лиса, волк, джейран и др.).
5) Коргалжинский государственный природный заповедник - Акмолинская и Карагандинская области (розовый фламинго, пеликаны, дикий кабан и др.)
6) Маркакольский государственный природный заповедник - Восточно – Казахстанская область (маралы, рысь и др.).
7) Устюртский государственный природный заповедник – Мангистауская область (гепард, длинноногий ёж, сайгак, джейран и др.).
8) Западно – Алтайский государственный природный заповедник – Восточно – Казахстанская область (медведь, соболь, рысь, бурундук и др.).
9) Алакольский государственный природный заповедник – Алматинская и Восточно – Казахстанская облости (кудрявые и розовые пеликаны, косуля, лисица, волк и др.).
10) Каратауский государственный природный заповедник – Южно – Казахстанская область (Каратауский архар, белый аист, филин и др.).
Итак, сколько же заповедников на территории РК?
Кроме заповедников, растения и животные защищаются и охраняются в заказниках, национальных природных парках и даже в зоопарках. Здесь ведется научная и исследовательская работа, здесь запрещены охота, рыбная ловля, сбор трав и плодов, здесь подкармливают животных в снежные и морозные зимы, чтобы они не погибли от бескормицы. Так же охраняются реки и озера, ведется работа по возобновлению лесов.
Задания по тексту.
Прочтите первый абзац.
— Значение каких слов, предложений вам непонятно?
Ответьте на вопросы:
— Какую деятельность ведет человек? Последствие этой деятельности для животных?
— Выделим три основные угрозы животным:
уничтожение мест обитания
применение ядов и химических веществ
неразумная охота и промысел
— Что такое Красная книга?
Прочтите второй абзац.
— Значение каких слов, предложений вам непонятно?
Задание.
Найдите в тексте название заповедника по номеру, выпишите охраняемых в нем животных. Найдите на карте Казахстана данный заповедник и расскажите о нем.
Прочтите третий абзац.
Ответьте на вопросы:
— Какие меры принимают для охраны животных?
создание заповедников
охрана и возобновление лесов
охрана рек и озер
запрещение охоты и промысла в неустановленных местах
6. Экологические правила:
1) Не разоряйте птичьи гнезда!
2) Не подходите близко к гнездам птиц!
3) Если у вас есть собака, не пускайте ее гулять в лесу или парке весной или в начале лета! Она легко может поймать плохо летающих птенцов и беспомощных детенышей зверей.
4) Не ловите и не уносите домой здоровых птенцов и детенышей зверей! В лесу о них позаботятся взрослые животные.
5) Подкармливайте птиц зимой, а весной с помощью взрослых делайте для них домики!
6) Не обрывайте паутину и не убивайте пауков!
7) Не ловите бабочек, стрекоз, шмелей и других насекомых!
8) Не разоряйте гнезда шмелей!
9) Не разоряйте муравейники!
10) Берегите лягушек, жаб и их головастиков
7. Кроссворд «Береги»
Сегодня проводится большая работа по сохранению редких и исчезающих животных, и мы с вами в этом убедились.
Мы много говорили о животных, давайте разгадаем кроссворд и узнаем, что же мы должны делать с животными и растениями во всем мире. В разгадывании кроссворда нам помогут сообщения, которые нам читали ребята.
Вопросы:
1. Очень ценный пушной зверек. Был на грани уничтожения, но предпринятые людьми меры по его охране спасли этот вид животных. Сейчас общая численность их 700 тыс.голов.(Соболь)
2. Владыка Арктики.(Белый медведь)
3. В 2-3-летнем возрасте эти птицы создают пары и больше никогда не расстаются.(Журавль)
4. Эта большая белая птица служит символом красот, любви, чистотны и нежности.(Лебедь)
5. Знахари готовили из частей его тела лекарства от слаблсти и трусости.(Тигр)
6. Детеныши этих птиц рождаются с длинными толстыми ногами, прямым красным клювом и ходят два года в сером оперении, а затем одеваются в розовый наряд.
(Фламинго)
Прочитайте слово, которое у нас получилось в выделенном столбце. БЕРЕГИ! Берегите природу: животных, растения, воздух, воду, почву!
III. Рефлексивно – оценочный этап:
1. Рефлексия
Разговор об охране животных хотелось бы закончить чтением отрывка из произведения Михаила Пришвина «Кладовая солнца».
«Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоёмы. В лесах, горах разные ценные животные - будем охранять леса и горы. Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину!
Наш урок, к сожалению, подходит к концу. Но вам предстоит выполнить еще одно задание. Перед вами листочки, с предложениями, которые вы должны закончить, и мы узнаем, что нового вы узнали на уроке, чему научились.
1) Сегодня на уроке я узнал(а) ….
2) На уроке мне больше всего запомнилось …
3) Лучше всех на уроке работал(а) …
4) Я хотел бы сказать «спасибо» … (кроме учителя)